Экономическая география 50 вопросов
Экономическая география 50 вопросов
История развития экономической географии
Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил
человечества и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной
деятельности, природных богатствах и их использования в тех или иных
регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и развития
геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только в 17
в. — «Всеобщая география» географа Варения. Термин «экономическая
география» впервые применил Ломоносов. Для него ЭГ была наукой наполненной
экон. содержанием и неразрывно связанной с картографией. Таким образом, в
18 в. в России на основе геогр. трудов и в рамках сложившейся в Западной
Европе статистики начинает складываться ЭГ как самостоятельная наука. Но в
полной мере она сформировалась в первой половине 19 в. В это время
появляются работы по экон. районированию, содержащие экон.-геогр.
характеристики р-нов. Это было обусловлено: большими накопленными ЭГ
сведениями, углублением процесса терр-ного разделения труда, появлением
новых пром-ных и с/х р-нов, необходимостью экон. районирования страны с
целью изучения меняющейся географии производительных сил. В этом
направлении работал русский ученый в области ЭГ Арсеньев, выпустившего свой
труд об опыте экон. районирования России. В книге его выделяются десять
«пространств» с учетом их геогр. положения, с оценкой природных ресурсов,
особенностей прошлого развития и перспективами на будущее. Важные положения
теории ЭГ были сформулированы Огаревым: о том, что р-ны следует
рассматривать в динамике (в развитии), экон. районирование должно опираться
на законы полит. экономики, при районировании следует исходить из развития
«главных материальных сил», определяющих перспективу р-на. Т.е., например,
если в этом р-не есть какие-то значительные запасы минеральных ресурсов, то
необходимо дальнейшее развитие р-на строить на разработке и переработке
этого сырья. ЭГ проблемы рассматривал и Менделеев, его интересовали вопросы
хоз-ной оценки природных ресурсов и геогр. положение частей России,
проблемы районирования. Все эти труды русских ученых как и достижения
зарубежных послужили основой для становления СЭГ в советское время. Это
было особенно необходимо в связи с огромными преобразованиями в размещении
производительных сил, происходящих в России. В 20-е гг. была проделана
огромная научная и практическая работа по организации нового районного
направления терр-ной организации общества, важную роль сыграли в этих
работах Александров, Баранский и др. Ими была разработана методология
районирования, которая не утратила своей научной ценности и сейчас.
Практически была осуществлена задача по терр-ной организации страны. В
Московском университете была открыта кафедра ЭГ.
В целом для ЭГ тех лет были характерны следующие черты:
. комплексные геогр. экспедиции, развитие геогр. краеведения и формирование
экон. картографии;
. борьба за целостность ЭГ, единство геогр. наук;
. формирование отдельных направлений по изучению географии отдельных
отраслей, географии городов, стран и др.
Но развитие ЭГ не обошлось без идеологизации, неизбежной в те времена.
Были разгромлены многие направления, без которых ЭГ нашей страны стала
резко отставать от мирового уровня — это и демография, и полит. география.
В ту пору влияние ЭГ на экон. развитие страны ослабло.
Современный этап развития геогр. наук и СЭГ характеризуется
углублением международного сотрудничества географов, повышением роли СЭГ в
изучении проблем природопользования и дальнейшего развития страны и ее р-
нов. В мировой ЭСГ все большее внимание уделяется изучению проблем
территорий как объекта целостного геогр. познания. Терр-ная организация
общества становиться важной областью управления, которая требует научного
обоснования. Понятие терр-ной организации общества охватывает все вопросы,
связанные с терр-ным разделением труда, размещением производительных сил,
региональных различий в произ-ных отношениях, расселения людей,
взаимоотношений общества и природы, проблем региональной соц.-экон.
политики.
Зарубежная экономическая география. Теория
Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил
человечества и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной
деятельности, природных богатствах и их использования в тех или иных
регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и развития
геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только в 17
в. — «Всеобщая география» географа Варения. Огромен вклад западных ученых
Тюнена, Вебера, Кристаллера, Леша и др.
В развитии ЭСГ. В 20-е гг. в Германии вышла книга Тюнена, в которой
рассматривалась модель «изолированного государства». В этом труде он
намного опередил свое время, создав модель пространственного размещения
систем с/х вокруг центра потребления (рынка), в зависимости от расстояния
до рынка (в его книге это центр абстрактного изолированного государства)
изменяется способ использования земли и характер ведения с/х (инверсия
колец Тюнена). Таким образом, Тюненом был открыт метод математического
моделирования систем пространственных экон. зон, который нашел практическое
применение в СЭГ лишь в 20 в.
Западная геогр. наука развивалась по многим направлениям. Ее
интересовали проблемы природопользования, эти темы отражены в работах
американца Марша. Немецкий географ Ратцель был основателем
антропогеографии. В своем труде «Политическая география» он применил
биологическую теорию Дарвина к развитию человеческого общества. Согласно
его концепции людские сообщества должны вести столь же жестокую борьбу за
существование в условиях окружающей природной среды, как растения или
животные. Эта концепция получила название — социальный дарвинизм. По ней
государство подобно организму должно либо расти, либо погибнуть, но никогда
не может находиться в состоянии покоя. Когда оно расширяет свои границы за
счет др. государства, это является отражением внутреннего напряжения.
Сильные государства должны располагать пространством для своего роста.
Ратцель писал также о праве «высших» рас увеличивать свое жизненное
пространство за счет «низших». Особенности истории разных государств, их
противоречия и конфликты объяснялись влиянием геогр. условий. Создатели
французской школы «географии человека» использовали многое из его
концепции, отказавшись от его полит.-геогр. идей. Создавались работы
коммерческой географии, рассматривавшей наиболее выгодные модели терр-ного
размещения производительных сил на территории. Значительную работу по
размещению пром-ти создал немецкий экономист Вебер. Согласно его учению о
штандорте (размещении) пром-ное предприятие стремиться занять наиболее
выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, что
обеспечивает минимальные издержки для предпринимателя. Вебер первым сделал
это учение составной частью ЭГ. Он видел в ней науку о теоретическом
обосновании размещения на определенной территории. Он ввел также методы
расчета, для установления месторасположения предприятия путем построения
изопан — линий равных издержек произ-ва.
В 20 в. теория зарубежной ЭГ развивалась в следующих направлениях:
Поиск пространственных закономерностей в размещении производительных сил,
расселения населения. Это направление связано с именами Кристаллера и Леша,
которые предприняли попытку открыть закономерности размещения населенных
пунктов, установили определенные иерархические ступени в этом размещении
(теория «центральных мест»).
«Количественная революция» в географии, которая началась в 60-е гг.
благодаря трудам американских экон. географов Берри, Бунге, Гаррисона, и
английских ученых Хаггета, Харвея, Чорли и др. Суть этого направления
отражена в так называемой математической географии, т.е. в широком
применении математических подходов и статистических методов в геогр.
исследованиях с использованием компьютерного программирования.
Региональная концепция, получившая большое распространение в виде изучения
регионов, р-нов, экон. районирования Эти исследования стали важным
средством терр-ной организации произ-ных сил.
Необходимость комплексного решения региональных проблем привела к
появлению новой сферы научной деятельности — региональной науке. В 54г под
руководством американского экономиста Изарда (Айзарда) группа ученых —
экономистов, географов, социологов, др. специалистов образовали Ассоциацию
региональной науки в качестве международной организации. В Пенсильванском
университете (США) факультет географии был переименован в факультет
региональной науки, который возглавил Изард. Целью его деятельности была
названа разработка «основ теории размещения и пространственного
взаимодействия видов человеческой деятельности в их экон., соц. и полит.
контекстах», а также «совершенствование методов анализа региональных
систем. Как научные исследования, так и обучение здесь в значительной
степени опираются на математические модели и количественные методы».
Закономерности, принципы и факторы размещения произ-ных сил РФ
Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся тесная связь
явлений общественной жизни. Закономерности размещения производительных сил
означает:
планомерное, пропорциональное размещение произ-ва по территории страны (с
учетом остальных факторов, этот принцип позволяет задействовать трудовые
ресурсы, полнее обеспечивать потребности различных регионов и их развитие);
рациональное терр-ное разделение труда, это выражается в специализации р-
нов или территорий, что позволяет повышать производительность, и
рациональнее использовать трудовые и др. ресурсы;
комплексное, гармоничное развитие хоз-ва страны и экономики р-нов, это
является основой для обеспечения среднего уровня жизни для населения всех
территорий;
выравнивание уровней соц.-экон. развития и обеспечение развития экономики
всех терр-ных структур.
При размещении произ-ва по территории страны кроме закономерностей
необходимо соблюдение основных принципов. Принципы размещения — это
правила, которыми руководствуются при размещении производительных сил в
целях более полного использования природно-ресурсного потенциала и соц.-
экон. условий территории. Основные принципы размещения производительных
сил:
. единство экон. районирования с административным делением;
. приближение произ-ва к источникам сырья, топлива, электроэнергии,
трудовым ресурсам и р-нам потребления;
. первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных
видов природных ресурсов;
. учет требований укрепления обороноспособности страны при размещении хоз-
ных объектов;
. всемерное сокращение потерь труда в процессе произ-ва и обращения
готового продукта;
. реализация преимуществ и экон. выгод международного разделения труда при
размещении производительных сил;
. учет необходимости охраны окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов;
. приоритет общегосударственных интересов;
. учет долгосрочных перспектив соц.-экон. развития страны и отдельных
регионов.
На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные
факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон.
условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил,
определяющей их развитие. Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная
оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение,
половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,
естественное и механическое движение населения, уровень и темпы
урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых
ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на
данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,
уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем
капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический
прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному
использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и
трудовых условий для населения).
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ КУРСА
ЭГ исследует процессы не только в природной сфере, но и в хоз-ной
деятельности человека и в социальной (общественной) сфере. Фактически она
является геогр. наукой, которую точнее будет называть «социально-
экономической географией» (СЭГ).
Предмет курса — изучение соц. и экон. процессов и явлений,
происходящих в геогр. оболочке, терр.-хоз. систем, их взаимодействий между
собой и с природными комплексами.
Объект изучения — геогр. оболочка, целостная и непрерывная оболочка
Земли, где осуществляется хоз-ная деятельность человека. Эта часть оболочки
Земли, которая включает в себя все формы и структуры организации жизни
человека называют «ойкумена». Она включает в себя все сферы жизни общества
— производительную (экономическую), демографическую, социальную,
политическую, культурную, духовную, бытовую и др. И изучают ее многие
науки. СЭГ изучает часть этих проблем — пространственная (терр-ная)
организация ойкумены, т.е. СЭГ изучает пространственную организацию
общества в конкретных природных условиях. Для практического руководства хоз-
вом страны, организации оптимального взаимодействия природы и хоз-ва
необходимо изучение таких объектов ЭГ как экон. регионы и р-ны, ТПК,
города.
СЭГ тесно связана с др. геогр. науками. Если физическая география
изучает прир.-терр. явления, география природных ресурсов — природные
ресурсы, то СЭГ — соц.-экон. Терр-ные явления. В ходе расширения хоз-ной
деятельности человека усиливается влияние человека на природную среду.
Поэтому роль СЭГ увеличивается и она начинает играть главную роль среди
геогр. наук.
Любое экон.-геогр. исследование не возможно без определенных методов.
Главные методы исследования СЭГ: общенаучные (исторический, сравнительный,
системный анализ, математического моделирование), географические
(картографический, типологии и районирования, полевых исследований),
экономические (балансовый, технико-экономический, экономическо-
математического моделирования), социологические. Методы получения исходной
информации: лабораторный, анкетирования, статистический. Методы анализа и
обобщения информации: Математико-статистического моделирования, экспертных
оценок, классификации и т.д. Для СЭГ не возможны экспериментальные методы.
Объекты слишком велики, чтобы использовать метод проб и ошибок,
отрицательный результат может оказать слишком отрицательное влияние на
экономику рассматриваемой территории. СЭГ идет др. путем: она анализирует
уже имеющийся опыт хоз-го развития территорий, оценивает эффективность
повторения с учетом геогр. специфики рассматриваемой территории, т.е.
проводит сравнительное исследование.
Экон.-геогр. исследования проводятся поэтапно. Каждый из этих этапов
дает результаты, позволяющие решать поставленные задачи. Первый этап — сбор
фактических данных, инвентаризации, описание и картографирование объектов,
формирование банка данных по исследуемой территории. Второй этап —
прогнозирование, т.к. собрать данные этого не достаточно. Необходимо
выявить из этих данных сущность экон.-геогр. процессов. А в конечном счете
— установить законы формирования и развития ТПК различных видов. На основе
этого можно сделать достоверный прогноз. Третий этап — конструирование
оптимальных терр-ных сочетаний, экон.-геогр. обоснование проектов и их
развития. Это наиболее ответственный и завершающий этап ЭГ исследования.
Результаты таких исследований могут быть использованы в планировании
развития территорий и всей страны.
В задачи СЭГ входит изучение множество различных комплексов,
отличающихся по своему составу и элементам: терр-ные комплексы — пром-ные,
с/х, транспортные, комплексы, включающие население и населенные пункты,
комплексы непроиз-ного назначения и т.д. В конечном итоге задачей СЭГ
является выработка научных основ для рациональной терр-ной организации нар.
хоз-ва, инфраструктуры и прогнозирования их развития.
2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЫНОК ТРУДА
7. НАСЕЛЕНИЕ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ХОЗ-ВА
Население является главной производительной силой общества и основным
потребителем материальных благ и услуг. При размещении произ-ных комплексов
на той или иной территории необходимо учитывать социально-демографический
потенциал, трудовые ресурсы (экономически активное население), динамику и
структурные изменения. Поэтому население, трудовые ресурсы — это важный
фактор терр-ной организации хоз-ва. Экономически активное население это
часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном произ-ве
и непроиз-ной сфере. Трудовые ресурсы —экономически активное население в
возрасте 16-55 лет для женщин и 16-60 лет для мужчин. Численность населения
зависит от естественного движения (воспроизводства) — совокупности
процессов рождаемости, смертности и естественного прироста. На численность
может влиять и миграция населения (переселение) и демографическая политика
(система административных, экономических и пропагандистских мер с помощью
которых государство влияет в первую очередь на рождаемость).
К началу 98г население РФ - 147,8млн человек. Из них 73% (108млн) -
городское, 27% (39млн) - сельское. К июлю 98г составило 146,5 млн.,
сократившись за 6 месяцев 0,2%. Сокращение происходит за счет естественной
убыли (превышении числа умерших над родившимися ), которая лишь на 39%
компенсировалась миграционным приростом. РФ входит в число крупнейших стран
мира по численности населения (более100млн). Прогноз динамики численности
населения: к 2000г при нулевой миграции численность составит 143млн, 2003г
- 142млн, 2015г - 139млн. Естественный прирост населения не компенсирует
высокую смертность. Некоторые специалисты считают, что численность может
увеличиваться за счет притока населения, тогда динамика будет такой: 2015г
- 150млн.
Демографическое развитие можно представить в виде спирали. До 92г
население медленно росло за счет превышения количества рожденных над
количеством умерших, т.е. за счет естественного прироста. В настоящее время
смертность превышает рождаемость на 6 человек на каждую тысячу жителей.
Рождаемость составляет 8%, смертность - 14%. Коэффициент естественного
прироста составляет 6% (с отрицательным знаком).
Динамику численности населения определяют русские (81,5%). Но
рождаемость у русских ниже, чем например, у мордвы, татар, чувашей и др.
народов. Около 20млн русских находятся в дальнем зарубежье. Продолжительный
период население РФ проходило через «демографический переход», выделяются
фазы демографического перехода:
. на 1тыс человек - 55% прироста (архетип);
. рождаемость высокая, смертность снижается (традиционный или аграрный
тип);
. рождаемость резко снижается, смертность тоже (переходный тип) — этот тип
характерен для России;
. смертность низкая, достигает стабильной величины, рождаемость имеет
маленький но стабильный прирост (индустриальный тип переходящий в
постиндустриальный).
Россия выдержала 3 демографических кризиса и сейчас находится в состоянии 4-
го: 1915-22гг - 1-я мир. война, революция; 1930-36 - голод, репрессии; 1941-
48 - последствия 2-й мир. Войны; с 1995 г. - результаты ухудшения соц.-
экон. положения населения, экологии, мед. обслуживания, соц. защиты.
Динамика изменения численности населения России во второй половине 20
в. характеризуется снижением рождаемости и увеличением смертности. На
каждые 100 девочек рождается 105-106 мальчиков. Самая высокая смертность в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|