Экономическая география 50 вопросов
проживают многие народы страны. Население составляет 20,5% населения
России, Резко преобладает городское население (76%). Важнейшее место среди
городов занимает город-«миллионер» Москва (8,8млн. чел). Вокруг него
сформировались городские агломерации. В ЦР много древних городов (Смоленск,
Муром, Ярославль, Суздаль, Рязань, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее
города возникли из бывших фабричных сел (Иваново и др.). Много больших и
малых городов создано в советское время.
Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они
могут решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих
агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение
приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования,
рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит
улучшить жизнь российской «глубинки».
Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях
ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция
сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых
ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей
зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв,
создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их
семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых
государств.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под
влиянием ряда факторов:
1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и
учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;
5. благоприятных транспортных связей;
6. использования преимущественно привозного сырья и энергии;
7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной
противоракетной обороной.
ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и
в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в
конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти),
исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место
занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление,
высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-
экскурсионная деятельность.
Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием
выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса
предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической
перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника,
радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва,
Зеленоград и др. города Подмосковья, Иваново, Рязань).
ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического
оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного
машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, оборудование для
ж/д транспорта (Коломна, Мытищи). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее
пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса многих городов
в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной
мере на выпуск гражданской продукции. В ЦР производят машины и оборудование
для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили,
фотоаппараты, пылесосы, часы).
Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие
конструкционные материалы. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая
каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения
(Подмосковье). На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,
деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в
основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране
производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города
Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. обл.
Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и
энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы. С
востока поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС.
АПК ЦР можно географически подразделить на два р-на. Первый р-н — в
междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и
мощная пищевая пром-ть. Второй р-н занимает север и запад ЦР, где
занимаются льноводством и молочным животноводством.
Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан
мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,
отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени
напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д
Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых
автомагистралей и аэропортов.
Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-
балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система
авиалиний расходится от Москвы.
В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры,
начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.
Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех
городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших —
управление, наука и высшее образование.
Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой
характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми
трассами сформировались пром-ные узлы.
Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр
науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение
(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.
отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки
Москвы, хим., полиграфической.
6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в
доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и
полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы
осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями.
Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и
трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это
совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными
узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и
осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов,
крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе
определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида
транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием
природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном
под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных
сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения
городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.
Железнодорожный транспорт
Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится
основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями
страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог).
Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка
больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва.
Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30
км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и
мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо
(с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск,
Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются
кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие
магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их
меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь.
После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ.
Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д.,
др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги
Москва - С-Петербург так и не начат).
Автомобильный транспорт
Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой
маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы
непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт
осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где
отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во
многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но
только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от
Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах
число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с
запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень
затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для
Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.
Морской транспорт
Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны
Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской
транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По
тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже
выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое
место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые
снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются
внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты,
обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря
осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна
проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении
Крайнего Севера.
Речной транспорт
Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а
сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные
грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов.
Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего
перевозки грузов в экономически развитой части страны.
Авиационный транспорт
Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов
не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя
скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.
Трубопроводный транспорт
Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по
затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь
газ, многие продукты переработки нефти.
Связь
Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой
стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие
уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически
выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи,
недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации
очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь
оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и
телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального,
спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью
(цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка
трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать
составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи.
8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ХОЗ-ВА
Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным,
историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по
совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория,
которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва,
своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная
организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной
специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.
территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют
определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и
соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения
производительных сил, определяющей их развитие.
Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная
оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение,
половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,
естественное и механическое движение населения, уровень и темпы
урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых
ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на
данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,
уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем
капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический
прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному
использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и
трудовых условий для населения).
Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:
специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)
комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)
наличием единой системы управления.
Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий
определенный потенциал.
Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от:
уровня экон. развития,
особенностей формирования трудовых ресурсов,
степени концентрации и специализации произ-ва,
освоенности территории (в первую очередь транспортная),
естественных условий произ-ва,
наличия природных ресурсов.
Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют
опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении
терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом
выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е.
узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура
хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль
транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами
сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-
ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы:
Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной
структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль
Волги.
9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Роль и место России в мировом сообществе определяется не только
состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации,
геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и
военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося
мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают
индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию,
характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники,
информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в
этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися
странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в
мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в
развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.
Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка
войти в мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши),
геополитическое положение, ее экономического, демографического и
интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья —
все это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в
многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство
— инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной
экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в
экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение
демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует
включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира,
производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в
полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные
проблемы невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит
баланс сил в мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение
демократического государства) в интересах мирового сообщества. Мировая
общественность оказывает финансовую помощь через Мировой банк и
Международный валютный фонд, но они не обладают финансовыми средствами
достаточными для поднятия такой огромной страны. С др. стороны существует
мнение, что эта финансовая помощь и условия ее предоставления ведут к
превращению России в сырьевой придаток развитых стран и ослаблению ее
влияния на мировые процессы. Инвестиции в сырьевые отрасли не способны
поднять экономику, необходимы инвестиции в высокотехнологичные произ-ва,
находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился на 39,6%, (по уровню ВВП на
душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира, Египта, Туниса). Доля России
в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%.
Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе,
т.к. невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы.
Это подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и
ОБСЕ. Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с
Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только
определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему
и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления
ЕС), Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению
ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы
и Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может
помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО
(Всемирной торговой организации) по многим причинам, одна из которых —
неконкурентоспособность отечественных товаров.
Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу.
Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз
машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда,
а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге
страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо
использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в
различные международные экон. отношения.
В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без
укрепления внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное
место в мировой экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая
организация), получило приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран-
экспортеров нефти, контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики
характеризуется интенсивностью внешнеэкономических связей.
Международные эксперты признают, что экономика России уже не является
командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|