Бюджетная система РФ
Юридические лица ежегодно до 1 июля представляют в государственные
налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты
причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме.
Исчисление земельного налога гражданам производится государственными
налоговыми инспекциями, которые ежегодно до 1 августа вручают им платежные
извещения об уплате налога.
Плательщики уплачивают земельный налог в 2 срока: не позднее 15
сентября и 15 ноября.
Размер и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются
договором.
Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением
Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения
нормативной цены земли".
Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации
ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и
арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех
категорий земель с коэффициентом 2.
По Закону от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ перечисляют земельный налог на
счета, открытые в органах казначейства с последующим их распределением
между уровнями бюджетной системы РФ в размерах:
• в Федеральный бюджет — 30%;
• в бюджеты субъектов Федерации (за исключением Москвы и Санкт-
Петербурга) — 20%;
• в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга — 70%;
• в бюджеты городов и поселков и иных муниципальных образований — 30%.
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря
1991 г. "О налоге на имущество физических лиц".
Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности
объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения, моторные лодки, вертолеты, самолеты и
другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов и
других машин), находящиеся на праве собственности у физического лица.
Ставки налога устанавливаются органами власти субъекта Федерации.
От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза, Герои
России, участники Отечественной войны, инвалиды I и II группы, пенсионеры.
Налог зачисляется полностью в местный бюджет.
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения,
выплачивают физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их
собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения
являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих
товариществах, автомобили, другие транспортные средства, предметы
антиквариата и искусства, ювелирные и другие предметы. Налогообложение
различается в зависимости от правового основания перехода имущества.
Льготное налогообложение установлено при переходе имущества по
наследству. При налогообложении имущества, переходящего в порядке
наследования, закон предусматривает три группы наследников: наследники
первой очереди, наследники второй очереди и другие наследники.
Ставки налога установлены в зависимости от принадлежности к той или иной
группе наследников, а также в зависимости от стоимости имущества,
переходящего по наследству.
Налогоплательщики при уплате налога на имущество, переходящее в порядке
дарения, разделены на две группы: дети, родители, другие физические лица.
От налога освобождены — на имущество, переходящее в порядке наследования
или дарения супругу: жилые дома, квартиры в ЖСК, если наследники
(одаряемые) проживают в этих домах (квартирах) совместно с дарителями на
день открытия наследства или оформления договора дарения.
Освобождены от налога жилые дома, переходящие в порядке наследования
инвалидам I и I I групп.
Ставки налога для нежилых помещений для такой же суммарной
инвентаризационной стоимости составляют соответственно 0,1, 0,3 и 0,5%.
Установлены также ставки налога на водно-воздушные транспортные средства,
находящиеся в собственности физических лиц.
Таким образом, в 2000—2001 гг. заметно повышена устойчивость доходной
части федерального бюджета, взаимоотношения государства и предприятий, а
также между бюджетами разных уровней по формированию налоговых доходов
сейчас устанавливаются на нормативной основе. Нормативный принцип может
быть использован в разных формах — посредством взимания платежей за ресурсы
или через налогообложение предприятий и организаций. Некоторые недостатки в
формировании доходной части бюджетов, характерные для периода рыночных
реформ, объясняются ослаблением хозрасчетных начал в деятельности
предприятий (организаций) и органов управления.
Была понижена ответственность за выполнение финансовых показателей и
обязательств перед бюджетом.
Можно предположить, что механизм формирования доходной части бюджетов
деформирован также в связи с заменой налога с оборота налогом на
добавленную стоимость.
Налог на НДС стимулирует такие негативные явления, как рост цен и
инфляция.
Тема 21. Неналоговые доходы бюджета
Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и
неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем
поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих
бюджетах.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности в том числе:
• средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во
временное владение и пользование или во временное пользование имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на
счетах в кредитных организациях;
• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное
управление;
• средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и
бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и
другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных
ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам
исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным
кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим
бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и
платной основах;
• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах
хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям,
принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и
муниципальным образованиям;
• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий,
остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
• другие доходы от использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности.
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том
числе:
• средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в
государственной или муниципальной собственности;
• средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
• доходы от реализации государственных запасов и резервов;
• доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных
фондов, земли и нематериальных активов;
• иные доходы.
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами
государственной власти, органами местного самоуправления, а также
бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных
органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы,
конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,
муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
6. Иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от
налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания
регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок
перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного
или муниципального имущества, определяется законодательством Российской
Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и
Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить
обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и
принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты,
льготы и другие чисто налоговые элементы.
Тема 22. Основы планирования бюджетных расходов
Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
• программно-целевой,
• нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном
планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными
целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и
социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует
соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению
фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их
концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает
уровень эффективности освоения средств.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов,
определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В
основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели
деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.),
время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании
мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.)
учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы
выплат.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном
при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и
составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются
законодательными или подзаконными актами.
Такими нормами могут быть:
• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных
потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных
учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры
пособий, стипендий и т. д.);
• нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов
за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в
конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных
расходов и т. д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или
территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются
ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и
укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь
помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов,
которые могут быть следующими:
• индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного
мероприятия;
• общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для
финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке
(закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);
• сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на
централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого
производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать
учреждения и т. д.);
2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд
производственного и социального развития, фонд материального поощрения,
другие фонды);
3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги
населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие
поступления);
4) производственные показатели учреждения;
5) расчеты и обоснования расходов и доходов.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами
на определенный период времени.
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании
средств;
• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным
органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных
бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств
нормы расходов на содержание этих учреждений.
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения
бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию
региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных
социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об
основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
фондов представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст.
37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).
Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и
утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные
государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской
Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают
и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных
территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для
составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе
минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут
обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление
бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.
Тема 23. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и
содействие научно-техническому прогрессу
Наука — сфера деятельности, функция которой — выработка и теоретическая
систематизация объективных знаний о действительности, включает как
деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний
и эффект. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на
основе открываемых ею законов.
Система наук условно делится на 1) естественные, 2) общественные и 3)
технические.
В ходе развития наука превратилась в производительную силу, оказывает
влияние на все сферы общества. В условиях развития научно-технической
революции сложилась система "Наука — техника — производство", в которой
науке принадлежит ведущая роль.
В сумму расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу включены:
1) проведение фундаментальных исследований;
2) разработка перспективных технологий, разработка приоритетных
направлений научно-технического прогресса;
3) выполнение НИОКР.
Предусмотрено также проведение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ: "Развитие
новых направлений элементной базы информационных технологий", "Развитие
новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности",
"Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего",
"Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная
программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКР.
Финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук:
• Российской академии наук;
• Российской академии сельскохозяйственных наук;
• Российской академии медицинских наук;
• Российской академии образования;
• Российской академии архитектуры и строительства;
• Российской академии художеств;
• поддержка отделений академий наук.
Тема 24. Бюджетные расходы на поддержку
отраслей промышленности, энергетики, строительства
Промышленность, энергетика и строительство — ведущие и крупные отрасли
экономики промышленно развитой страны.
Промышленное производство и энергетика составляют сердцевину любой
экономики. В процессе производства с использованием энергетики создается
экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов. Без
производства не может быть производственного потребления средств
производства и услуг.
После Октябрьской революции промышленность в России в 1918—1920 гг. была
национализирована. Так была восстановлена историческая справедливость: что
создано трудом народа, стало принадлежать народу. В результате
национализации предприятий промышленности, транспорта, связи, банков было
сосредоточено производство на государственных предприятиях и созданы
условия для бурного развития общественного производства.
Энергетика — область экономики страны, охватывающая энергетические
ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных
видов энергии. Важнейшая часть энергетики — электроэнергетика. Все пред-
приятия страны в той или иной мере используют электрическую энергию. На
использовании электрической энергии работают машины, оборудование,
технологические линии в производственных цехах производственных
предприятий.
Развитие промышленности, как и других отраслей народного хозяйства,
определяется темпами и масштабами капитального строительства, которое
осуществляет воспроизводство (увеличение) и совершенствование основных
фондов на базе капитальных вложений.
Основные фонды — важнейшая часть материально-технической базы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|