Бюджетная система РФ
РФ (от 19 апреля 1991 г.) «О занятости населения Российской Федерации» и
предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из бюджетной
системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией
государственной политики занятости населения.
Фонд — государственный внебюджетный фонд. Его средства являются
государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении и
распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему
территориальных органов — на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды
занятости в отличие от других государственных внебюджетных социальных
фондов не имеют статуса юридического лица.
Средства Фонда имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в
отчетном году изъятию не подлежат (переходят на следующий год).
Фонды занятости в городах и районах формируются за счет обязательных
страховых взносов работодателей; ассигнований из городских и районных
бюджетов; доходов от коммерческого использования (размещения) временно
свободных средств фонда.
В свою очередь фонды занятости субъектов Федерации и федеральная часть
Фонда формируются за счет отчислений из нижестоящих фондов; ассигнований из
соответствующих бюджетов; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего
фонда; доходов от коммерческого использования временно свободных средств
соответствующего фонда.
Размеры обязательных страховых взносов работодателей в Фонд занятости и
размеры отчислений в федеральную часть Фонда из фондов, формируемых в
субъектах Федерации в части обязательных страховых взносов работодателей,
устанавливаются
Федеральным Собранием по представлению Правительства РФ. В 1993 г. в
федеральную часть отчислялись 10%, в 1994 г. — 15%, в 1995 г. — 1997 г. —
по 20% сумм обязательных страховых взносов, формируемых на территории
субъекта РФ.
Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в городах, районах,
на вышестоящий их уровень в части обязательных страховых взносов
работодателей устанавливаются представительными органами субъектов
Федерации по представлению соответствующих исполнительных органов власти.
Размеры ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда
занятости определяются при утверждении бюджетов на планируемый период.
Средства Фонда занятости направляются на:
1) финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке
и переподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду) учебных
заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы
занятости;
2) организацию и частичное (долевое) финансирование общественных работ;
3) выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат
безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую
местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной
помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также
гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением
установленного законодательством срока его выплаты, оплату периода
временной нетрудоспособности безработным гражданам;
4) возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных
пенсий безработным;
5) мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих
мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для
граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию
предпринимательской деятельности безработных граждан (указанные расходы
производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях
кредитования согласно заключенным договорам);
6) содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая
расходы на социально-бытовое и медицинское обслуживание работников по
нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих
исполнительных органов власти;
7) расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой баланса
трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной
защищенности различных групп населения и др.
Тема 38. Целевые бюджетные фонды: назначение и сущность
Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой
перераспределения средств и внебюджетной. Понятие «целевые бюджетные фонды»
появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми
ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника
финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными
статьями с целевыми поступлениями средств.
С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое
расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие
характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им
формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как
ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной
стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более
существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его
перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.
Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде
всего таких, как распыление государственных средств и ослабление
государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда,
случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных
средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к
их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером
средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность
консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому — нецелевое
использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.
Представляется, что использование всех трех форм организации
государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых
бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях
переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового
законодательства не должно быть фактором, определяющим форму
функционирования государственных финансов.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так,
в бюджет на 1999 г. включены следующие целевые фонды: дорожный,
экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы,
воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных
объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы
налоговой полиции РФ.
Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов,
можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников.
Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в
налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов
сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование
водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном кодексе РФ фигурируют
как сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами.
Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного
фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через
органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов
РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном
управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные
счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные
органы.
Тема 39. Составление проектов бюджетов
Главная задача разработки проекта бюджета — определение объема
денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения
функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного
самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и
социального развития государства и территории.
Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства
Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета
разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми
органами.
Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и
территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой
информационной базой, которая поступает им от соответствующего
правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений.
Главным источником информации для составления проекта бюджета служит
прогноз социально-экономического развития государства или территории,
который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и
социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый
год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также
основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на
соответствующий плановый период.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ
по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за
двенадцать месяцев до начала планируемого года.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
• проекта федерального бюджета;
• проектировок основных показателей федерального бюджета на
среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной
программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза
социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;
• проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый
год.
В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются
направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в
Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и
показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-
экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров
среднесрочного прогноза социально-экономического развития России,
показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются
показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской
Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень
которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и
среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.
1) На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами
исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и
социального развития на планируемый год, в которых отражены главные
макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров
среднесрочного прогноза - экономического и социального развития страны.
После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство
финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов
федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных
доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме
того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и
пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и
пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства
РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет
Федерации и Государственную Думу по их запросу.
Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по
доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной
власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений
Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и
среднесрочную перспективу.
2) На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными
органами исполнительной власти производится распределение предельных
объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также
адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями
бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет
федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает
объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве
финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от
субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской
Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными
за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты
показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются
возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем
расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей
департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент,
который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае
необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства
финансов РФ.
В случае если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям
бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на
рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами
исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и
сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны
быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами
Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет
окончательный проект федерального бюджета, который представляется в
Правительство Российской Федерации.
Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы
имеют право на получение информации не только от территориальных органов
исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из
Министерства финансов РФ следующие материалы:
• предполагаемые изменения налогообложения;
расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых
соответствующих средств;
• порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и
распределение его средств;
• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.
Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых
органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:
• предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными
бюджетами доходам;
• порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки
муниципальных образований и распределение его средств;
• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.
Порядок организации и проведения работ по составлению проекта
территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве
финансов РФ.
В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае
несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов
территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти
представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты
для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов,
дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из
вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов,
подлежащих бюджетному финансированию.
Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования
может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по
изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных
нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются
вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения
разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся
обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости
решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная
комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих
органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим
представительным органом власти.
Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные
органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях
составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения
единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и
представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и
материалы:
• прогноз социально-экономического развития субъекта Российской
Федерации и муниципального образования на очередной год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта
Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;
• прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта
Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;
• прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на
очередной год;
• адресную инвестиционную программу на очередной год;
• программу приватизации государственных предприятий на очередной
год.
Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов
Российской Федерации подготавливают:
• структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и
программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для
финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
• программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта
Российской Федерации на планируемый год;
• оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской
Федерации за текущий год.
Тема 40. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы
исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и
дополнения.
Правительство Российской Федерации до 15 августа года, предшествующего
планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития
России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых
фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|