рефераты скачать

МЕНЮ


Технополисная концепция развития экономики

торгово-промышленная палата;

инвестиционные фонды и другие институциональные структуры (страховые,

пенсионные, экологические);

3.6.3 Юридическая основа

Челнинский технополис должен быть хозрасчетным объединением на основах

акционерного сотрудничества в соответствии с уставом, утвержденным в

установленном законом порядке. В составе его учредителей должны быть:

Камский Политехнический институт, местные органы власти, ряд крупных

предприятий города, известные местные радиостанции и телевидение.

3.6.4 Структурно-функциональные элементы технополиса

Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса представлена

рисунком 3.1.

1.

Рисунок 0.1. Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса

В ней можно выделить четыре основных блока:

1. Научно-исследовательский сектор.

В него войдут крупнейшие Вузы региона, научно - исследовательские и

научно-технические центры, конструкторские бюро, призванные выполнять

исследовательские работы по поддержанию научно-технического потенциала

предприятий на уровне мировых стандартов.

2. Производственно-технологический сектор.

Сюда войдут крупнейшие промышленные предприятия и фирмы региона, а

также вновь создаваемые фирмы для производства наукоемкой продукции.

Структура производственно - технологического сектораприведена ниже:

Рисунок 0.2. Структура производственно - технологического сектора

3. Сектор обслуживания.

Данный сектор должен осуществлять различные виды услуг,

способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые,

маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные, и

т.д.

На рисунке 3.3. представлены некоторые службы данного сектора

технополиса.

Рисунок 0.3. Структура сектора обслуживания

4. “Инкубатор”

“Инкубаторские“ организации, предназначенные в оказании финансовой,

материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности

начинающим фирмам.

В задачи “Инкубатора” входит:

5. Выборочное кредитование инвестиционных проектов под залог

(продвижение на рынок той или иной наукоемкой продукции, за счет

предоставления целевых кредитов под вексельное обеспечение

имуществом предприятия или пакетом акций);

6. Сдача в аренду основных фондов и оборудования (для многих наукоемких

предприятий эта мера могла бы принести большие доходы, так как они

имеют сравнительно новое оборудование. Возможна продажа части

основных фондов предприятий с длительным производственным циклом);

7. Создание фондов поддержки малого инновационного бизнеса (эти фонды

могли бы также создаваться на региональном уровне при местных

органах власти за счет взносов предпринимателей, отчислений от

прибыли крупных предприятий);

3.6.5 Структура управления

Управленческим органом технополиса является правление, куда входят

руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений):

Вуза, компаний, делового центра, представители местных и республиканских

органов власти, банков и т.д. В роли управляющего должен быть

руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной

научно-производственной компании.

Правление технополиса должно осуществлять следующие основные функции:

1. Планирование, включающее в себя выработку общей стратегии развития

технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых

программ, распределение финансов и др.

2. Создание необходимой организационно - функциональной структуры и

подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций,

компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами

технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между

подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих

между ними, налаживание контактов с Вузами по поводу подготовки,

переподготовки и повышения квалификации специалистов.

3. Установление необходимых контактов с местными органами власти,

банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д.

Функции дирекции “Челнинского технополиса”:

1. Обеспечение скоординированной деятельности всех подразделений,

контроль за их деятельностью и выполнением решений правления.

2. Постоянный контакт с участниками технополиса, информирование

правления о состоянии дел внутри фирм, их проблемах и трудностях с

одной стороны, и о возможностях и решениях этих проблем, с другой

стороны.

3. Решение хозяйственно - организационных задач, связанных с

материально - техническим обеспечением технополиса, развитием его

инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.

Организационным принципом управленческих структур технополиса является

программно-целевое управление, планирование и проектирование с обязательным

самоуправлением, самоокупаемостью и самофинансированием всех программ.

Целевые программы являются организационной основой технополиса. Они

подразделяются в зависимости от характера решаемых задач на:

социально-экономические;

производственно-экономические;

научно-технические;

территориальные;

экологические;

организационно-хозяйственные.

Социально-экономические программы будут направлены на решение проблем

повышения благосостояния населения, улучшения условий и преобразования

характера труда и т.д.

Производственно-экономические программы будут направлены на решение

крупных межотраслевых проблем повышения эффективности и качественных

характеристик общественного производства, улучшение использования ресурсов,

создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных

проблем.

Научно-технические программы будут направлены на решение важнейших

научно-технических проблем, широкое применение в народном хозяйстве

достижений науки и техники.

Территориальные программы будут направлены на функционирование и

развитие территориально-производственных комплексов.

Экологические программы направлены на осуществление крупных

природоохранных и природообразовательных проектов.

Организационно-хозяйственные программы будут направлены на

совершенствование организации управления отдельными хозяйственными

системами.

3.6.6 Источники финансирования

Для осуществления любого проекта, необходимы инвестиции. Источниками

привлечения финансовых ресурсов могут быть:

1. Субсидии местных и региональных программ развития.

2. Привлечение государственных инвестиций за счет других отраслей и

федеральных программ, а также из централизованных источников

отраслей.

3. Привлечение кредитов коммерческих банков.

4. Частные, корпоративные внутренние инвестиции из прибыли и

собственных средств предприятий.

5. Выпуск специальных тиражей государственных и региональных ценных

бумаг.

6. Использование части выручки от продажи приватизируемой

государственной собственности.

7. Использование механизма ускоренной амортизации.

8. Ипотечное кредитование.

9. Средства, сэкономленные от использования лизинга.

10. Сбережения населения.

11. Средства из внебюджетных фондов.

12. Иностранные инвестиции.

13. Инвестиционные налоговые кредиты.

Остановимся немного по подробнее на некоторых из них.

Залоговое кредитование

Как свидетельствует мировой опыт, залог является одним из наиболее

надежных способов обеспечения кредитных обязательств. Предметом залога

может быть имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности:

дома, строения, земельные участки, автотранспортные средства, а также

ценные бумаги, депозиты в банках и т.д. Возможен особый вид - залог товаров

в обороте и переработке, а также и залог имущественных прав.

Статистические данные показывают: в 80 - 90 годы ссуды под залог

населению относились к числу наиболее рентабельных операций крупных банков.

Неуклонно расширялся и спектр кредитных услуг - особой популярностью

пользовались ссуды для оплаты обучения, покупки в рассрочку компьютерных

систем и другой дорогостоящей электронной техники, жилья и т.д.

Сбербанк РФ работает со всеми видами залогов, но залоги под товар

предпочитает залогам недвижимости. В отличие от большинства коммерческих

банков, которые опасаются кредитовать предприятия, Сбербанк предоставляет

инвестиционные кредиты сроком на 3 - 5 лет (они дают существенные льготы по

налогообложению).

Потребность в ипотеке становится все более насущной во многих областях

народного хозяйства.

Но к сожалению в Российской Федерации ипотечное кредитование

применяется лишь в отношении движимого имущества. Операции кредитования под

заклад недвижимости пока практически отсутствуют, поскольку нет правовой

экономической базы, прежде всего свободной купли-продажи земли.

Собственность на строения по объему весьма незначительна, но по мере

углубления процесса приватизации государственных и муниципальных

предприятий доля ее будет расти.

Проблемы в области ипотеки, требующих скорейшего разрешения:

1. Важнейшим для формирования ипотечных отношений является

установление реальных гарантий соблюдения договорных условий. Необходимо

четко определить круг субъектов договорных отношений. Требуется

государственный контроль за осуществлением ипотеки коммерческими

учреждениями.

2. Одна из актуальных проблем ипотечного кредитования - обеспечение

разумной сбалансированности интересов участников ипотеки. Значительную

роль здесь могут сыграть государственное страхование ипотечного

кредитования земли под залог, финансирование из фондов, создаваемых за счет

части поступлений от земельного налога.

3. Необходимо избегать противоречивости, способствовать обеспечению

системности законодательства о залоговом кредитовании недвижимости,

страховании, жилье, земле и т.п., должны быть согласованы между собой и

иметь единую цель: предоставить возможность заемщику финансировать покупку

недвижимости, инвестировать в развитие производства и так далее, а

кредитору - получать прибыль.

4. Ипотечное кредитование должно быть доступно не только крупным

потенциальным инвесторам - юридическим лицам, но и широким массам

населения - рядовым потребителям.

Таким образом, требуется создание правого института,

регламентирующего права собственности на землю и недвижимое имущество, а

также процедуру залога недвижимости. Реально защитить интересы заемщика,

так и кредитора можно имея четкое и сбалансированное законодательство.

Создание соответствующей мировым стандартам и поддерживаемой

государством системы залогового ипотечного кредитования будет

способствовать решению проблем инвестирования промышленности, сельского

хозяйства, а также социально-экономической стабилизации общества.

Лизинг

Проблема изыскания источников и средств для быстрого внедрения в

производство новой техники и ускорения темпов ее обновления, преодоления

барьера неплатежей и стимулирование сбыта затоваренной продукции могут быть

решены за счет использования сравнительно новой формы предпринимательской

деятельности - лизинга.

Лизинг - это особая форма аренды, связанная с передачей в пользование

машин, оборудования, иных материальных средств и имущества.

Начало распространения лизинга относится к 1952 году, когда в США

“Юнайтед стейс лизинг корпорейшн” организовала первое лизинговое имущество.

В последнее десятилетие лизинг получает все большее распространение в

промышленно развитых странах, так как по существу, выступает как

специфическая форма финансирования капитальных вложений и является

альтернативой традиционному банковскому кредитованию и использованию

собственных финансовых ресурсов. Лизинг позволяет сократить первоначальные

вложения, необходимые для организации дела, примерно в 3-4 раза, что

способствует развитию промышленности, и прежде всего малых и средних

предприятий.

Кроме того, лизинг позволяет избежать потери, связанные с моральным

старением производства. Лизинг способствует ускорению НТП, поэтому

правительства многих западных стран поощряют ее развитие, предоставляя

лизинговым компаниям благоприятные кредиты, сниженные налоги, увеличивают

норму амортизации.

Причиной широкого распространения лизинга в мире является ряд его

преимуществ перед обычной ссудой:

1. Лизинг предполагает 100% кредитования и не обуславливает

немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для

покупки имущества предприятие обязано примерно 15% стоимости покупки

оплачивать за счет собственных средств.

2. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества.

Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества

арендатору либо позже. Обычно контракт по лизингу гораздо проще

получить, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним

предприятиям. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от

арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что

обеспечением сделки служит само имущество. При невыполнении

арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает

свое имущество.

3. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда

предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге

арендатор может заранее рассчитать поступление своих доходов и

выработать с арендодателем удобную схему финансирования. Платежи

могут быть ежемесячными, ежеквартальными, различаться оп величине.

Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от

реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятым в лизинг. Ставка

может быть фиксированной и плавающей. Риск устаревания оборудования

целиком ложится на арендодателя. Лизинговое соглашение позволяет арендатору

использовать одновременно значительно больше производственных мощностей по

сравнению с покупкой оборудования на собственные средства. Временно

освобожденные благодаря лизингу деньги он может использовать на какие-то

другие цели.

Международный лизинг получил развитие в сфере, находящейся на стыке

научно-технической, инвестиционной и внедренческой деятельности.

Для проекта “Челнинский технополис” использование лизинга создает

взаимовыгодные условия как для крупных промышленных предприятий (таких как

АО КАМАЗ, АО Камгэсэнергострой), так и для малого и среднего бизнеса.

Крупные предприятия могут стать лизингодателями (производственных

площадей, оборудования, машин, транспортных средств и т.д.), благодаря

этому они смогут провести реконструкцию и техническое перевооружение

производства.

Использование лизинга малыми предприятиями позволит:

осуществить финансирование бизнеса с меньшими совокупными затратами;

воспользоваться налоговыми льготами;

высвободить средства для других инвестиций.

Сбережения населения.

По статистическим данным инвестиционный потенциал в виде сбережений

граждан в городе Набережные Челны составляет 329.8 млрд. рублей.

Для привлечения этих средств необходима эмиссия ценных бумаг (акций,

облигаций). Эмиссия ценных бумаг допустима исключительно ради привлечения

капитала для развития производства.

Кроме того, акции выпускаемые под реализацию проекта Челнинского

технополиса не должны облагаться налогом на ценные бумаги (эмиссию).

Весьма целесообразно будет направление в течении 3 -5 лет дивидендов

по акциям на финансирование технического перевооружения, реконструкции и

развития производства.

Менее рисковые инвесторы смогут вкладывать свои средства на

приобретение облигаций, выпускаемых муниципальными органами.

Обслуживание займа и его погашение должно происходить как за счет

местных налоговых поступлений, так и при поддержке центрального бюджета.

Такие облигации могут называться, к примеру, проектными, так как будут

направлены на финансирование капиталоемких проектов с длительными сроками

окупаемости.

Иностранные инвестиции

Проводимый политический курс, а также относительная социально-

экономическая стабильность в Республике Татарстан привлекает иностранных

инвесторов.

Иностранные инвесторы обещали РТ в ближайшее время капитальные

вложения в размере 600 - 900 млн. долларов. Под хорошо разработанные

проекты Правительство РТ могло бы выделить 200 - 300 млн. долларов на

развитие промышленности города Набережные Челны.

Для обеспечения активной инвестиционной деятельности необходимо

применение концепции безинфляционного наращивания кредитных вложений в

производство. Данный эффект будет достигнут за счет активизации кредитных

вложений в экономику путем перераспределения части свободных средств

коммерческих банков, предприятий и населения с различных сегментов

финансового рынка в сферу производства. Эта концепция дает в ближайшей

перспективе перейти от спада к оживлению экономики.

Беспорядочная же кредитная эмиссия стимулирует утечку капитала из

сферы производства в сферу спекулятивной деятельности и за рубеж. В

спекулятивные операции, дестабилизирующие экономическое положение,

втягиваются как денежные средства банков, так и сбережения населения, сужая

и без того узкую основу воспроизводства научно-промышленного потенциала.

Сегодня в спекулятивных операциях и на счетах за рубежом только по

легальным операциям обращаются десятки триллионов рублей, в то время когда

отечественной промышленности не хватает средств для дальнейшего развития.

Рисунок 0.4. Виды затрат при финансировании проекта “Челнинского

технополиса”

1. Затраты на организационные мероприятия должны составлять около 1%

от общей суммы инвестиционных издержек.

2. Затраты на маркетинговую деятельность.

Анализ опыта развитых стран свидетельствует, что совокупные расходы на

маркетинговую деятельность составляют не менее половины стоимости

произведенной продукции.

Крупные успехи Японии в значительной мере связаны с блестяще

поставленным изучением рынков и долгосрочной стратегией маркетинга. Чем

эффективнее будет проводиться маркетинговая компания, тем больше

потенциальных вкладчиков заинтересуется данным проектом.

3. Затраты на подготовку и переподготовку должны составлять около 10%

от общей суммы инвестиционных издержек.

4. Затраты на НИОКР.

11. затраты на научно-техническое прогнозирование должны составлять 5-

10% от общей суммы инвестиционных издержек.

12. затраты на НИР и ОКР. В 1983 году Япония истратила на НИР и ОКР 29

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.