рефераты скачать

МЕНЮ


Технополисная концепция развития экономики

квалифицированных специалистов.

Отмечая важность для технополисов контактов с исследовательскими

организациями, следует особо подчеркнуть, что при организации технополисов

ведущей тенденцией является не открытие новых исследовательских институтов

и других научных учреждений, а использование потенциала уже существующих

университетов, лабораторий и т.д., корректировка направлений их

исследовательской деятельности, создание на их основе временных научных

коллективов для решения конкретных задач, связанных с разработкой

наукоемких технологий и новой продукции, осуществления информационного

обмена и т.п.

Другое необходимое условие создание технополиса - наличие наукоемких

предприятий и фирм, притягивающих владельцев капитала, желающих вложить

средства в новое дело.

Большое значение придается такому условию размещения технополисов, как

компактность территории. Компактность территории, на которой расположен

технополис, является одной из предпосылок комфортности проживания там

специалистов и обслуживающего персонала. Вместе с тем нет правил без

исключения. Наряду с действительно небольшими по площади технополисами есть

технополисы и технопарки, отличающиеся весьма внушительными размерами.

Знакомство с нижеприведенной таблицей показывает, что организация

технополисов требует большой подготовительный работы, предполагающей

согласованные действия властных структур разного уровня, начиная с

правительственного и кончая региональным и городским, а также всех

заинтересованных организаций: научно-исследовательских,

предпринимательских, финансовых и т.д. Эти действия прежде всего должны

быть нацелены на: 1) выяснение наиболее важных потребностей конкретных

регионов и территорий в высокотехнологичных отраслях производства и видах

наукоемкой продукции; 2) определение приоритетных направлений социально-

экономического развития этих регионов и территорий с учетом возможностей,

открываемых перед ними в случае создания на их базе технополисов;

3) тщательных анализ наличия объективных предпосылок для создания

технополиса; 4) уточнение целей, задач и перспектив развития предполагаемых

технополисов.

Таблица 1

Руководство для создания технополисов

|Основные |Суть этих этапов |

|этапы | |

|создания | |

|технополисов | |

|Формулировка |Содержание основных направлений |

|основных |1. Определение районов (пространств), которые могут |

|направлений |быть использованы для развития наукоемких производств.|

|деятельности | |

| |2. Формулировка целей и задач развития этих |

|(для |производств. |

|министерств) |3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют |

| |развитию технополисов. |

| |Требование к размещению технополисов |

| |1. Наличие пространств, где нет чрезмерной |

| |концентрации промышленности. |

| |2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, |

| |которые могут стать центрами промышленного развития |

| |или уже существуют как таковые реально. |

| |3.Наличие пространств поблизости от университета(ов), |

| |в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям. |

| |4.Наличие значительного количества коммерческих |

| |предприятий. |

| |5. Местоположение, которое гарантирует быструю и |

| |легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и|

| |т.д. |

|Подготовка |Содержание программы |

|программы |1.Определение районов (площадей) для технополиса. |

|развития |2.Формулировка целей и задач индустриального развития,|

|технополиса |основанного на новейших технологиях. |

|(для властей |3.Планирование, сооружение и поддержка (изыскание |

|префектур) |средств) для промышленной зоны, службы водного |

| |обеспечения, жилой зоны, дорог и т.д. |

| |4.Разработка юридических положений (постановлений), |

| |способствующих созданию условий для финансирования |

| |коммерческих предприятий и других служб, необходимых |

| |для развития технополиса. |

|Утверждение |Условия для утверждения программы |

|программы |1.Определить, подходит ли для размещение технополиса |

|(для |предлагаемый район или нет. |

|министерств) |2.Выяснить, соответствует или нет предлагаемая |

| |программа основным направления развития региона. |

| |3.Определить, обеспечат ли реализацию программы |

| |технополиса в экономическом отношении территории |

| |(города), на базе которых будут создаваться эти |

| |технополисы. |

|Государственн|Меры государственного содействия |

|ое содействие|развитию технополисов |

| |1.Списание налогов корпорациям на юридической основе. |

| |2.Льготная налоговая система. |

| |3.Финансовая помощь коммерческим предприятиям |

| |4.Помощь в создании необходимой инфраструктуры. |

|1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих |

|предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию |

|наукоемких производств. |

|2. Оказание коммерческим фирмам, способствующим развитию |

|высокотехнологичных отраслей. |

Размеры и источники финансирования

Создание технополисов требует весьма значительных финансовых средств.

Величина средств, необходимых для создания технополиса, зависит от целого

комплекса обстоятельств, в том числе и от основных направлений деятельности

будущего технополиса; размеров отводимой под него площади; объема

планируемых строительных работ, количества и характера строящихся объектов;

удаленности технополиса от “материнского” города и состояние транспортных и

прочих коммуникаций между технополисом и этим городом; предполагаемого

количества фирм технополиса, а также их специализации, требующей

соответствующего технического оснащения и т.д.

К примеру, типичные источники финансирования технополисов в Японии

таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% -

предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.

Так затраты государственного сектора на создание французского

технополиса “София Антиполис” составили в начале 70-х годов около 400 млн.(

франков( Кроме того( частный сектор вложил от 250 до 400 млн.( франков в

строительство различных сооружений( включая и жилищные( Еще 300 млн.(

франков частный сектор выделил на строительство промышленных зданий и

закупку оборудования( Чтобы окупить столь значительные затраты( нужны годы(

Обычно технополис начинает приносить прибыль не ранее чем через 5 - 10 лет(

В каждом конкретном случае модель финансирования зависит от уровня

экономического развития страны, экономической политики правительства (она

может способствовать, а может наоборот, тормозить развитие технополисов),

финансовых возможностей учредителей и множества других факторов.

Инвестиции на развитие технополиса могут быть как внешние, так и

внутренние. Какие из них являются более предпочтительными? Убедительными

представляются рассуждения на этот счет английской исследовательницы

Х.Санмен. Она полагает, что внешние инвестиции часто не способствуют

развитию инфраструктуры технополисов, ведут к его однобокости. В погоне за

скорой прибылью иностранные инвесторы могут вкладывать средства не в

перспективные наукоемкие отрасли, а в те, что дают отдачу сегодня. Поэтому,

как считает Х.Санмен, ключ к успешному развитию технополисов - в

использовании прежде всего местных ресурсов.

Немаловажное значение для технополисов имеет система финансовых льгот

и стимулов, среди которых получили распространение:

- компенсация убытков;

- система ускоренной амортизации;

- льготное кредитование малых и средних фирм;

- предоставление крупных кредитов малым исследовательским и венчурным

фирмам.

К финансовым стимулам относятся гранты под конкретные

исследовательские программы; “инновационные стипендии”, идущие на поддержку

новых наукоемких предприятий; стипендии для поощрения исследователей или

приобретения ими оборудования и материалов. Гранты под определенные научные

программы чаще всего выделяются правительством или местными органами

власти, а разного рода поощрительные стипендии - учредителями

технополисов.

Факторы, определяющие структуру управления

Управленческая структура технополиса зависит прежде всего от следующих

четырех факторов: научно-производственной структуры; состава инвесторов;

роли, которая отводится университету (НИИ) в управлении; степени четкости

представлений руководства технополиса о его целях и задачах.

Наиболее типичным управленческим органом в технополисах является

правление (комитет), куда входят руководители основных структурно-

функциональных секторов (подразделений); университета (НИИ), компаний

делового центра или коммерческой палаты, а также представители местных

органов власти и банков, спонсоров и т.д. В роли управляющего обычно

выступает руководитель главного научно-исследовательского подразделения или

основной научно-производственной компании. Если технополис - акционерное

общество, то его главным управленческим органом является управление

акционеров.

Правление технополиса осуществляет следующие основные функции:

1. Планирование: включающее в себя выработку общей стратегии развития

технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ,

распределение финансов и другое.

2. Создание необходимой организационно-функциональной структуры и

подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций,

компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами

технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между

подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих

между ними, налаживание контактов с вузами по поводу подготовки,

переподготовки и повышения квалификации специалистов.

3. Решение хозяйственно-организационных задач, связанных с материально-

техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры,

эксплуатацией зданий, руководством сбытом.

4. Контроль за деятельностью основных структурных подразделений и

выполнением решений правления.

5. Установление необходимых контактов с местными органами власти,

банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д.

Структура управления оказывает сильное воздействие на определение

целевых приоритетов деятельности технополиса. Практика показывает, что там,

где управление технополисом сосредоточено главным образом в руках местных

органов власти или крупных промышленных компаний, на первый план выступают

задачи не столько научно-технического, сколько производственно-

экономического развития региона (создание новых предприятий и новых рабочих

мест). В тех же случаях, когда в процесс управления технополисами активно

вовлечен университет или НИИ, приоритет отдается развитию трансфертной

деятельности, организации наукоемких производств, налаживанию

исследовательских контактов, т.е. решению задач, которые гораздо больше

соответствуют сущности и предназначению технополисов.

Руководство научно-исследовательской деятельностью может

осуществляться через специально созданный Совет, который обычно состоит из

советников (консультантов) из университетских и других исследовательских

кругов, консультантов от торговой сферы, бизнеса и промышленности и,

наконец, советников, представляющих интересы местных властей. Основные

задачи такого Совета - выработка научной стратегии развития технополиса,

а также оценка предлагаемых для внедрения исследовательских идей и проектов

с точки зрения их научной новизны, возможности реализации и коммерческой

жизнеспособности.

Итак, еще раз необходимо подчеркнуть, что особо важную роль в

управлении и организации технополисов играет научно-исследовательский

институт (университет). От него зависят выбор направлений

исследовательской деятельности, развитие трансфертной технологии, степень

наукоемкости производства и выпускаемой продукции, специализация фирм.

2.5. Обзор зарубежных технополисов и технопарков

Первый технополис возник в США. Возник стихийно. После второй мировой

войны ряд предприятий на Западном берегу США, в Калифорнии, получили от

правительства заказы на создание новых видов продукции, в которые входили

электронные устройства. В соответствии с законодательством США та часть

прибыли предприятий, которая вкладывается в развитие университетов и

институтов, считается благотворительностью и фактически не облагается

налогом. Учитывая специфику новых заказов, предприниматели Калифорнии

значительную часть средств передали Калифорнийскому университету и другим

вузам, оговорив при этом тематику и направление научно-исследовательских

работ в этом крупнейшем вузе. Объемы работ были настолько большими, что

вузы вынуждены были создавать новые лаборатории в пригородных зонах.

Особенно повезло Силикон-Велли (Кремниевой Долине) близ Сан-Франциско.

Здесь при поддержке губернатора Сан-Франциско возник первый в мире научный

городок, ставший символом XXI века.

В Силикон-Велли возник район, в котором основным видом деятельности

стала научная деятельность. Здесь возник новый стиль жизни, новое качество

жизни. Сегодня это мировой центр электронной промышленности.

С созданием Силикон-Велли началась “технополисная лихорадка”,

переведшая научно-техническую революцию из зародышевого в спонтанное

(самопроизвольное) состояние.

Кроме Силикон-Велли в США возникли технополисы в Северной Каролине,

Техасе, Флориде, округе Колумбия, Северо-востоке, Среднем Западе.

Технополисы возникли и в Европе: Лувен в Бельгии, антиполис София и

Гренобль во Франции, Силикон Глен в Шотландии, Милтон Кейнс и Кембридж в

Англии, технопарки в Шутгарде и Мюнхене, Западном Берлине.

Эпидемия строительства технополисов распространилась и на Юго-

Восточную Азию. Южная Корея строит город науки Даедук, Китай строит

технополисы Шеньжень и Гуандун рядом с Гонконгом.

Программы строительства технополисов осуществляются в Тайланде,

Индонезии, Филиппинах, Малайзии. В технические мегаполисы превращаются

Япония и Австралия.

Интенсивный рост технополисов был связан с комплексом причин. Первая,

наиболее важная из них - исчерпание ресурсов развития промышленности,

особенно обрабатывающей, которое еще более углубилось вследствие роста цен

на нефть. Для многих развитых стран стала очевидна стагнация давно не

модернизировавшихся традиционных отраслей тяжелой промышленности:

автомобилестроения, кораблестроения и сталелитейного производства.

В частности, в машиностроении возникла потребность в продукции с

улучшенными потребительскими свойствами и повышенным качеством, которая не

могла быть удовлетворена с помощью так называемой “жесткой” автоматизации,

нацеленной на длительный выпуск продукции крупными партиями,

ориентированный прежде всего на мощные предприятия (аналогичная ситуация

возникла в настоящее время на КАМАЗе и на многих других автогигантах

страны). В новых условиях нужны были принципиально новые пути

автоматизации, обеспечивающие быструю перестройку процесса выпуска

продукции при минимальных издержках. В результате появились “безлюдные

технологии” на базе принципиально иных, гибких средств автоматизации,

внедрения ЭВМ, металлообрабатывающего оборудования с числовым программным

управлением (ЧПУ), промышленных роботов, новых средств связи и т.д.

Аналогичные изменения потребностей наблюдались и в других базовых

отраслях промышленности. Возврат конкурентоспособности и рентабельности

этих отраслей в первую очередь предполагал повышение их наукоемкости при

одновременном снижении его материало-, трудо-, энергоемкости.

Необходимость этих преобразований была самым непосредственным образом

связана с развитием нового высокотехнологического сектора производства,

свою лепту в становление которого и внесли технополисы и технопарки.

Вторая, не менее важная причина рождения технополисов - потребность в

развитии технологий, которые будут определять экономическое лицо развитых

стран в грядущем тысячелетии, а также новых наукоемких отраслей

производства, создаваемых на базе таких технологий, как электроника,

мехатроника, биотехнология, освоение ресурсов мирового океана, выпуск

новых промышленных материалов, математическое обеспечение ЭВМ,

специальная химия, оптика, индустрия информатизации, индустрия досуга,

дизайн и др. От успеха этих отраслей зависит перспектива завоевания той

или иной страной рынка наукоемкой продукции, за которым большое будущее.

Третья причина популярности во многих странах мира идеи технополисов

связана с двумя первыми. Она заключается в том, что технополисы

представляют собой перспективную форму взаимодействия науки и производства.

Функционирование технополисов возможно только на основе органичного

соединения новейших научных идей и внедренческой деятельности, доведенной

до стадии массового выпуска новой продукции. Технополисы преодолевают

относительную автономность науки и производства, превращают их в

заинтересованных партнеров. В этом смысле технополисы и технопарки можно

охарактеризовать как весьма многообещающий феномен, поскольку уже сегодня

совершенно очевидно, что дальнейшее развитие производства просто

невозможно без соединения его с наукой.

Четвертая причина бурного роста технополисов связана с возникшей в

ряде стран (Германии, Нидерландах, Японии и др.) потребностью в

реконструкции некоторых крупных предприятиях и создании на основе мелких и

средних инновационных компаний более динамичного и гибкого сектора

экономики. Сегодня от успешного развития сектора венчурного наукоемкого

бизнеса - малых и средних фирм - нередко зависят судьбы международной

конкуренции. В развитии сектора венчурного наукоемкого бизнеса за рубежом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.