рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по экономичекой теории

платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает

налогоплательщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом

налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат

налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых

выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту обложения

налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физ. и

юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным среди прямых налогов

- налог на прибыль (доход).

К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или

услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в

налоговые органы предпринимателями. Гос-во косвенно взимает налог с

потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость

(НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав. стоимость уплачивают юр.

лица, а также пред-тели, осуществляющие свою деятельность без образования

юр. лица. Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ,

услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими

облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и

меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров,

перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых

правительственными органами по изменению гос-ных расходов и налогообложения

для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными задачами

являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение занятости

,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее

реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и

автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной

фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством

государственными расходами и налогами. Выработать правильную фискальную

политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как параллельные,

так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для

проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за

этот период эк-кая ситуация может резко измениться.

71. Сущность и осн концепции гос рег-я рыночной эк-ки.

В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них

имеет тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает

всё большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками.

Однако, доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в

создали качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между

рын и гос. Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил

поодерживающих и корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех-

му методами обесп его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и

внутр уст нац валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для

более Эф-ой его саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что

в 1 пол 20в динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё

не слож мех-м, кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о

границах, пределах необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»-

решающий урок.Итог эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять

на новый качественный уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц-

эк явлений. С уч динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр

поведения в рамки «ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн

комплексе гос мер. Возникло явл «экономическая политика» В рамках новой

стратегии гос-во резко расширило сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что

потр от него новое кач сост произв мех-ма- нахождение - нахожд способов

вмеш , его коррекции отн-ся меры по поддерж макроэк равновесия в

услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие равновесия рассм, рассм не

только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано ростом самосозн граждан в

ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной сист соц страх. 1-е ростки

эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного возд, в её рамках нач отн

самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол-ки. В нач 20 в на смену

пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более взимосвяз общеэк хар-

р.

72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская,

монетаристская, институциональная.

а) Меркантелисты.

История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время

основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала

активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что

главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они

призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать

безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными

словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить

самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын-

ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению

своих частных интересов является главной движущей силой эк-го развития,

увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в

целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной

деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно

свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль

гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк-

ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться

в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-

настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во

должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина

кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько

инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-

финансовая политика и др.

Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить

циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между

возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями.

Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов

роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был

опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не

могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только

раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла

кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая,

неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический

механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост

рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется

из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части

прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой

теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и

повышения произ-ти производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги

ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым

затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому

неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на

базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот

предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно

влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны

отводится рыночным силам.

73. Основные формы и методы гос рег-я.

Необходимость регулирования и функции государства. Государственное

регулирование экономических процессов обусловлено как объективной

необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-

экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя

законодательной и административной власти.

Приоритет государственной власти связан с особым положением и

специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в

ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-

экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется

посредством выполнения государством определенных функций: правовой,

воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей,

обеспечения текущих потребностей населения.

Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные

методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность

общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно

подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных

мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще

экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование,

налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.

74. Экономич ф-ии гос-ва в рын эк-ке. Границы гос рег-я.

Гос-во активно участвует в формировании макроэкономических рыночных

процессов.

Роль гос-ва в рыночной эк-ке проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия эк-ких решений. Гос-тво

разрабатывае

и принимает

законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и

обязанности граждан;

б) стабилизация эк-ки. Правительство использует бюджетно-налоговую и

кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для

сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня

цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует

производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно

создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта,

определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития

образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Гос-во гарантирует

минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по

безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Очень важен вопрос о границах гос вмеш в эк-ку. Если гос-во пусть даже

руководствуясь благими намер переступает предел, то происх деформация рын

мех-ма. В этом случ рано или поздно прих говорить о разгосударствлении эк-

ки. В эк т сущ разл точки зрения по поводу границ.Ответ на вопрос будет

звисеть от того, что отвеч кейнсианцы или сторонники неоклассической

теории, но в люб случ надо иметь в виду, что гос рег нужно пользоваться

осторожно, не осл рын стимулы.

75. Причины возн, осн черты командно-административной эк-ки. Её кризис и

необх реф-ия.

Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из

наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая

зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей

экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся

историческая предельность капиталистического способа производства.

Административно-командная экономика исторически возникла в форме

хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и

иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась

максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом,

экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была

предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой исторической

модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы

государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы,

особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная

система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились

типичные формы административно-командной экономики с присущей им

бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных

отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов

хозяйствования.

После второй мировой войны различные модели административно-командной

экономики распространились во многих странах, но это распространение

продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональных

особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются

попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не

способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной системы

углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению.

Проблемы реформирования.

В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической

организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой

необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа

командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как

тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма

собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу.

Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику,

поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное

реформирование отношений собственности предполагает переход к таким

социально-экономическим формам, которые адекватны современным

производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее

время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных

качеств собственности и труда.

76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт

перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России.

Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные

периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины

19, в России в период 1861-1913гг. Например Германия активно использовала

в годы первой мир. в-ны прямой контроль над производством и распределением

производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В

сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда

располагала военно-гос-ой эк-ой и нуждалась не только в восстан-ии

разрушенного хоз-ва, но и в реформировании. Переход ФРГ и Японии к рын.

эк-ке нового типа (1948-49) осущ- ся с помощью шоковой терапии

посредством либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого

внешнеэк-го и валютного контроля. Был устан-ен эффективный гос. контроль

за ценами многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для

стабилизации зарубежных платежей и для начального восстан-ия эк-ки и его

роста. Опыт ФРГ и Японии важен с точки зрения не только недопущения

разрывов эк-их связей между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь

с помощью превращения предприятий в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын.

связей с другими акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но

вначале все же сохранялась бюрократическая опека гос-ва над

национализированными в прошлом предприятиями В Германии, Японии, и многих

др. западноевропейских гос-ах и странах Азии благодаря проведенным реформам

за 5-6 лет был достигнут довоенный уровень пр-ва.

Что касается восточноевропейских стран, из наиболее распространенных

вариантов перехода к рын. эк-ке –эволюционного и радикального, то они

избрали 2-ой вариант, кот. Представлен в виде «шоковой терапии». Такой

метод был избран в Польше. Здесь кардинальным изменениям подверглись общ-ая

соб-ть, превратившаяся в частную, фин-ая и банковская сис–мы. Тов.-ден. отн-

ия приобрели всеобщий хар-ер. Была принята монетарная политика, сократилась

эмиссия денег, отменены налоговые льготы, дотации на различные товары и

т. д. Также была проведена политика ограничения доходов и либерализация

цен. В рез-те Польша уже в первые годы реформ добилась стабилизации эк-ки,

усил-ия фин. сис-мы, сократился внеш. долг, активнее заработал рынок.

Китай изобрел эволюцион. путь преобразования командно-адм. эк-ки в

рыночную. Реформа в Китае началась в конце 70-х г., когда наблюдался рост

пр-ва, но этот рост происходил за счет частного сектора. В Китае был

сохранен частный сектор со своими товарным хар-ом, на долю кот. приходилось

60% розничной торговли. В с/х было занято больш-во нас-ия , крестьянам была

дана свобода выбора выхода из коммун, их перевели на семейный подряд. Но

была повышена их ответственность за пр-во сельхозпродукции и реализации ее

гос-ву по договорным расценкам на основе твердых гос. заказов. Предприятиям

предоставляется право самост-но вести дело, оставлять часть прибыли на

развитие пр-ва , также предприятия гос. сектора превратились в акцион. общ-

ва. В обл-ти фин. сферы сохран-ся гос. цены (фиксированные и плавающие).

Китай привлекает к себе иностранный капитал, создавая для этого усл-ия.

Растет вывоз китайских товаров за рубеж.

77. Реформирование отнош-ий соб-ти и формир-ие рын. конкурентной среды

в усл-ях переходного периода.

Многочисленные попытки реформирования командной экономики оставались

малоуспешными, пока они не затрагивают основу производственных отношений -

отношения собственности. Господство государственной собственности и

бюрократического централизма не оставляло места для реального действия

рыночных закономерностей.

Переход от формального к реальному рынку возможен лишь в том случае, если

товарно-денежные операции осуществляются на основе принципа эквивалентности

и подчинены целям реализации экономических интересов хозяйствующих

субъектов. Это требует придания участникам экономических взаимодействий

качеств реальных собственников. На смену обезличенной государственной

собственности должна прийти система многообразных форм собственности,

субъекты которых обладают качествами реальных товаропроизводителей.

Адекватное современному состоянию экономики место необходимо при этом

отвести частной собственности, отражающей степень и характер обособленности

отдельных элементов и процессов в системе производительных сил. Частная

собственность может выступать как в индивидуальной, так и, что в большей

мере отражает особенности современного хозяйства, в коллективной форме.

Существенной трансформации подлежит система государственной собственности -

она не только ограничивается по масштабам, но и внутренне качественно

преобразуется. Переход к рынку возможен лишь в том случае, если предприятия

государственного сектора наделяются правами и ответственностью,

превращающими их в реальных субъектов рыночного хозяйственного механизма.

Государство как собственник может быть представлено, главным образом, через

участие в капитале предприятий и в присвоении части их доходов (помимо

налогов) соответственно доле в капиталах.

Переход к рынку предполагает развитие различных разновидностей смешанной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.