рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по экономичекой теории

недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают

правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих

стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией,

она не всегда достигает объявленной цели.

63. Денежное обр и денежная система. Законы ден обращения.

Деньги в усл рыночной эк-ки осущ непрерыное движение в сфере обращения и

это движ связ прежде всего сисп ф-ии ср-в обращения и ср-ва платежа наз ден

обращением. Успешно ф-ие ден обр предп эффективную ден сист . Устр ден сист

опр видом использ ден эквивалента, типом ден оьращения и сущ в стране мех-

ом рег-я ден отношений.

Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии

денежное обращение прошло три исторических этапа:

золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела

золотое содержание или обеспечение;

золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя

путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства

государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и

медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства

отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги

за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки.

Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и

другими активами государственного банка.

Банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные

деньги, никак не связаны с золотом.

Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная

масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег

(безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом

денежного обращения.

Сколько денег нужно для обращения:

К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи +

возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. В упрощенном виде:

К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота

денежной единицы.

При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция.

В России общая масса денег - 12% от ВНП.

Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и

безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное

обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год.

Зависит от цен и количества товаров.

Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О

где Кд - количество денег для обращения и платежа

СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг

ПК - продажа в кредит

ВП - взаимопогашающие платежи

ВК - возврат кредита

О - число оборотов денежной единицы

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество

денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства

платежа.

Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг,

уровня цен и тарифов и скорости обращения денег.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за

известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода

постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания

услуг.

Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных

средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и

юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный

показатель движения денег.

64. Банковская система. Сущность, ф-ии и операции банков, их виды.

Банковская система - одно из высших достижений эк-кой цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности

национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и

расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной

единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых

посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные

средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика

минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или

коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых

связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных

средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися

в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный

срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог

недвижимого имущества;

- сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).

65. Кредит: принципы, функции и формы.

Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних домохозяйств,

предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они

требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств

являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их

взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки,

инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д.

Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди

потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений,

возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во

временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности,

называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду,

называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие

основные функции: перераспределительную; замещения наличных денег

кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции

определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие

производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В

зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают

онкольный (выдается на небольшой срок и погашается по первому требованию

кредитора); краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года

до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов

и заемщиков: банковский, коммерческий, государственный, потребительский,

международный, лизинг-кредит.

Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде

денежных ссуд предпринимателям, населению. В зависимости от обеспечения

различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные

(необеспеченные) ссуды. По срокам погашения ссуды бывают срочные,

отсроченные и просроченные. По характеру погашения различают ссуды,

погашаемые единовременным взносом и в рассрочку. Коммерческий кредит — это

кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной

форме путем отсрочки платежа. Государственный кредит имеет место, когда

заемщиком выступает Государство, а кредиторами — банки, население,

предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство

выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая

их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд

на приобретение товаров длительного пользования. Лизинг-кредит — это

предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных

средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем.

Он делится на финансовый и оперативный. Международный кредит получили

название внешние займы. Банки путем кредитования способны создавать новые

деньги. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов

является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с

помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на

предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства,

уровня цен и занятости.

66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии.

РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на

денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением)

и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции,

облигации и т.д.)

На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги

ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д.

Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и

вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.

Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного

капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу

части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является

прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия,

доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими

кредитами капиталу.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и

уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор

государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования

инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками

(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,

личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов

на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом

жилье).

Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.

Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных

реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача

которых возможны только при его предъявлении.

67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет.

Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых

отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые

институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый

рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования

и использования доходов первичной производственной структуры, а также

регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-

ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный

фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование

через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения

.Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных

ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения

ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью

финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития

страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм

двумя методами:

финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система

налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной

системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в

гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе

бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное

деление.Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета:

государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,

которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о

том, что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает

только несоответствие постоянных собственных доходов государственного

дохода его расходам.

68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг.

Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и

физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос.

фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной

сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется

гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает

центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством

существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется

основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для

финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть

использованы в целях регулирования эк-ки. Принцип полноты предполагает учет

по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости

направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности

означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его

исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через

госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии

экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения

расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить

уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва

составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой

являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам,

помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная

оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу

и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах

центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах

развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении

правительства, менее крупные направляются местными властями в местные

бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается

превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми

по значению источниками доходов.

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим

или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из

общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы

финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части,

которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост

гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется

хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг

государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний —

это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования.

Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует

сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения),

так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка,

аккумулирует временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом

столкновений и реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1)

аккумуляция капитала в кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций,

не треб купных вложений 3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др.

макроэк показателей. Структура РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и

повторных эмиссий, фондовых инструментов, на кот осущ-ся их нач размещение

среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на кот обр в теч своего жизн цикла;

рынки разм на первичном рынке ЦБ ) Классификация ЦБ: первичные(акции,

облигации, векселя, депозиты), производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср-

в на разв АО или или предпр и дающая право её владельцу на получение части

прибыли в виде дивидендов.Бывают именные и на предъявителя.

70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели,

типы.

Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-

вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную

эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с

юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная

законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и

способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой

системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех

субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны

уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом);

равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от

субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую

функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая

заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства:

стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.