Шпоры по экономичекой теории
недостаточном спросе осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного
бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом
расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование
спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы,
может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают
правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в
экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.
Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству
центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в
обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что
государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения
платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и
искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих
стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и
доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению
заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает
административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией,
она не всегда достигает объявленной цели.
63. Денежное обр и денежная система. Законы ден обращения.
Деньги в усл рыночной эк-ки осущ непрерыное движение в сфере обращения и
это движ связ прежде всего сисп ф-ии ср-в обращения и ср-ва платежа наз ден
обращением. Успешно ф-ие ден обр предп эффективную ден сист . Устр ден сист
опр видом использ ден эквивалента, типом ден оьращения и сущ в стране мех-
ом рег-я ден отношений.
Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии
денежное обращение прошло три исторических этапа:
золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела
золотое содержание или обеспечение;
золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя
путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства
государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и
медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства
отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги
за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки.
Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и
другими активами государственного банка.
Банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные
деньги, никак не связаны с золотом.
Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная
масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег
(безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.
Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом
денежного обращения.
Сколько денег нужно для обращения:
К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи +
возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. В упрощенном виде:
К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота
денежной единицы.
При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция.
В России общая масса денег - 12% от ВНП.
Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и
безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное
обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год.
Зависит от цен и количества товаров.
Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О
где Кд - количество денег для обращения и платежа
СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг
ПК - продажа в кредит
ВП - взаимопогашающие платежи
ВК - возврат кредита
О - число оборотов денежной единицы
Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество
денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства
платежа.
Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг,
уровня цен и тарифов и скорости обращения денег.
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за
известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода
постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания
услуг.
Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных
средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и
юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный
показатель движения денег.
64. Банковская система. Сущность, ф-ии и операции банков, их виды.
Банковская система - одно из высших достижений эк-кой цивилизации.
В России функционирует двухуровневая банковская система.
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.
Функции Центрального Банка:
1.Денежная эмиссия.
2.Регулирование денежного обращения.
3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности
национальной экономики в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ:
Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и
расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной
единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых
посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные
средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика
минимальных резервов.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или
коммерческие банки. К ним относят:
- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых
связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных
средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися
в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный
срок;
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог
недвижимого имущества;
- сберегательные кассы и кредитные общества;
- страховые и пенсионные фонды.
В России 6 специализированных государственных банков:
1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).
2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).
4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).
6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).
65. Кредит: принципы, функции и формы.
Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних домохозяйств,
предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они
требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств
являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их
взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки,
инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д.
Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди
потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений,
возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во
временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности,
называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду,
называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие
основные функции: перераспределительную; замещения наличных денег
кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции
определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие
производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В
зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают
онкольный (выдается на небольшой срок и погашается по первому требованию
кредитора); краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года
до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов
и заемщиков: банковский, коммерческий, государственный, потребительский,
международный, лизинг-кредит.
Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде
денежных ссуд предпринимателям, населению. В зависимости от обеспечения
различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные
(необеспеченные) ссуды. По срокам погашения ссуды бывают срочные,
отсроченные и просроченные. По характеру погашения различают ссуды,
погашаемые единовременным взносом и в рассрочку. Коммерческий кредит — это
кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной
форме путем отсрочки платежа. Государственный кредит имеет место, когда
заемщиком выступает Государство, а кредиторами — банки, население,
предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство
выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая
их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.
Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд
на приобретение товаров длительного пользования. Лизинг-кредит — это
предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных
средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем.
Он делится на финансовый и оперативный. Международный кредит получили
название внешние займы. Банки путем кредитования способны создавать новые
деньги. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов
является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с
помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на
предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства,
уровня цен и занятости.
66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии.
РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на
денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением)
и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции,
облигации и т.д.)
На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги
ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д.
Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и
вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.
Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного
капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу
части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является
прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия,
доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими
кредитами капиталу.
Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и
уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор
государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования
инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками
(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,
личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов
на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом
жилье).
Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.
Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных
реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача
которых возможны только при его предъявлении.
67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет.
Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых
отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые
институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый
рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования
и использования доходов первичной производственной структуры, а также
регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-
ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный
фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование
через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения
.Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных
ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения
ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью
финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития
страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм
двумя методами:
финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система
налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной
системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в
гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе
бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное
деление.Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета:
государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.
Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,
которая охватывает все общество.
Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.
Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о
том, что страна хочет тратить больше, чем может.
Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает
только несоответствие постоянных собственных доходов государственного
дохода его расходам.
68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг.
Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и
физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос.
фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной
сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется
гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает
центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством
существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется
основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для
финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть
использованы в целях регулирования эк-ки. Принцип полноты предполагает учет
по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости
направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности
означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его
исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через
госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);
контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии
экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения
расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить
уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва
составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.
Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой
являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам,
помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная
оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу
и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах
центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах
развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.
Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении
правительства, менее крупные направляются местными властями в местные
бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается
превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми
по значению источниками доходов.
Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим
или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из
общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы
финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части,
которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост
гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется
хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг
государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний —
это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования.
Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует
сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения),
так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка,
аккумулирует временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом
столкновений и реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1)
аккумуляция капитала в кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций,
не треб купных вложений 3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др.
макроэк показателей. Структура РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и
повторных эмиссий, фондовых инструментов, на кот осущ-ся их нач размещение
среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на кот обр в теч своего жизн цикла;
рынки разм на первичном рынке ЦБ ) Классификация ЦБ: первичные(акции,
облигации, векселя, депозиты), производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср-
в на разв АО или или предпр и дающая право её владельцу на получение части
прибыли в виде дивидендов.Бывают именные и на предъявителя.
70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели,
типы.
Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-
вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную
эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с
юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная
законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и
способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой
системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех
субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны
уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом);
равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от
субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую
функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая
заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства:
стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|