Шпоры по экономичекой теории
фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.
Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами
предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются
документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные
рыночные цены.
Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для
определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в
определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или
сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные,
комиссионные
20. Закон стоимости.
Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного
товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и,
соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной
цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и,
соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе
которых лежат ОНЗТ[1].
Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность
нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии
влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают
на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ.
Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости
являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между
участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и
внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен.
Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому
товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на
единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют
межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных
отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет
к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают
получение равной прибыли на равные капиталы.
закон стоимости несёт в себе следующие функции:
1Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда
ниже общественно необходимых. 2.Обуславливает дифференциацию
товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных
трудовых затрат с общественно необходимыми. 3Стимулирует снижение затрат.
4Регулирует распределение труда по сферам производства. 5 Проявляется как
закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как
при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении 6 Создаёт основы
стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.
21. Рынок как эк категория, как сист экономич отношений.
рынок – особ соц-эк структ, осн Функциями кот явл обмен продуктами между
обособл товаропроизводит в процессе реализации рынок выступает в
кач-ве саморегулят тов. пр-ва, т.е. приводит его объем и стр-ру в
соотв с V и стр-й платежеспособного спроса, стимулирует рост производит
труда, снижение издержек, повышение кач-ва прод, обуславл структурн
сдвиги эк и устанавл нар-хоз пропорции.
Однако рынок, выступающий в кач-ве единств регулят пр-ва давно ушел в
прошлое, и в развитых странах запада р. явл. объектом сознат гос Регулир-
я. Тем не менее, гос. регулир. не таково, чтобы утрачивали силы опр-я
рынка и основанной на нем эк.
Рынок –это не всякий обмен, т.к.1) есть вид обмена. к кот. р. не имеет
прям. отнош-я – это обмен деят-ти людей, обмен результ труда 2) историч.
обмен появился раньше р. прежде чем принять р. форму обмен прошел ряд
нерывн. ступеней: обмен-продуктообмен-товообм.-р.
Т.о., р. заверш. ист. разв обмена, выступает его высшей ф.
22. Субъекты и объекты рынка. Механизм функционирования рынка.
Осн. субъект. р. принято разд. на 3 гр.:дом. хоз-ва, бизнес
(предпр)правит. (гос-во).
Дом.хоз-во- эк. ед., сост. Из 1 или неск. Лиц, кот. самостоят. принимает
реш, явл. собств. какого-либ фактора пр-ва, стремится к макс. удовл. своих
потр.
Бизнес- делов. предпр., действ. с целью получ прибыли. Оно предпол влож.
собст. или заемн. капит., доход от кот. расход. на расшир. производств.
деят-ти.
Правит.- все правит учрежд, имеющие юр и полит власть для осущ в случае
необх контроля над хоз объектами и р., для достиж обществ целей. Осн.
Объекты: недвиж. имущ. (квартира, дом, участок земли), движ. имущ.(машина,
яхта,оборуд, мебель), ителлект. собств. (изобретения, прогр. прод.,
рукописи).
23. Рыночная инфраструктура: сущность и осн эл-ты, ф-ии и роль рынка.
инфрастр. –пространств., необх для полноцен. Функ-я р отнош-й.Осн.
эл-ты: гос банки, ком банки, страх. Комп, сбер банки, инвестиц банки,
холдинг компании.
Гос.банки- в наст вр в большинстве стран гос банки явл. центр.Их ф-ии: не
ставят цели получ. прибыли, руковод. деят ком банков, вып эмиссион Ф-ю
Ком банки- прктич во всех высокоразв странах, как и кредит инст, осущ
операции по обслуж нас-я, что явл подсв. унификации, универсализ банк
деят-ти
Страх комп ведущ место после ком банков по вел активов и знач в кач-ве
поставщиков ссудн капитала
Сбер. Учр. –ссудно-сбер ассоциации по мобилиз ср-в нас путем прод акций,
сбер. банки –принимают мелк влож и инвестир их в некот виды ценных бумаг.
Инвестииц. Банки –мобилиз долгоср ссудн капитал и предост его заемщикам
посредст выпуска и размещ облигаций.
Рынок вып след Ф=ии
Реализ –саморегулятор пр-ва, благодаря эт привод в соотв пр-во мат благ
обществ и потребн в них, причем в опр пропорц
Контролир.- поср р выявл обществ затр труда, по отн к кот сравн индивид
затр труда отд товаропр
Стимулир.- р побужд товаропроизвод снижать индивид стом-ть тов, тем самым
исп результ научн-тех прогресса
25. Понятие спроса. Индивидуальный и совокупный (рыночный ) спрос
спрос как эк катег характериз объем тов, кот потреб желают и могут
купить по опр цене за опр время. Спос- не потр- если чел испытует потр, но
не имеет денег, то он не обл покупат спросом. Спрос- платежеспособн потр,
т.е. сумма денег кот покупат могут и намерены запл за нужные им изд. На
спрос возд ряд ф=в: доходы покупат, их вкусы и предпочт, их число на р,цены
тов- заменит и дополняемых тов, цены
индивид. Спрос –желания и возм приобр отд потребит как-либ тов по опр цене.
Р или совок спрос- желания и возм приобр неск или б олее покупат.
Закономерн связи индивид и совок спроса: р спрос при кажд знач цены=
сумме спросов отд. Покупат при этом же знач цены. Сов спрос- ВНП
26. Закон спроса и кривая спроса. Ф-ии спроса. Эластичность спроса.
З.спроса –при проч равн усл спрос на тов в колич отн изм в обр завис от
цены.Чем выше ценв тов, тем меньше спрос на него со стор покупат, и
наоборот –чем ниже цена, тем б.спрос.кривая спроса показ разл объемы тов и
усл, т.е. реальный объем нац пр-ва кот готовы купить субъекты при любой
возм ур цен. Кривая нисход- выраж отр (обр) завис между ур цен и объемом
нац пр-ва ф-я спроса –взаимосвязь между желаниями потребит иметь тот или
иной тов и опред его факторами эласт спроса по цене – ст. чувствит спроса
на тов к изм цены на этот тов. Она показ на ск.% ув или умен спрос при
уменьшцены на данный тов на 1%. Вар эласт: 1)эласт- приоб кол-во тов увелич
б. Чем на 1 % на кажд % снижения цены 2)неэласт приобр кол-во тов увелич
меньше чем на 1% yf rfl; % сниж цены эт тов. Сущ на прод пит, на тов первой
необх 3) единичн эласт –покупаемое кол-во тов выраст на 1% при сниж цены
на 1% 4) абсолютн эласт спрос –при неизм цене или крайне незначит изм спрос
умен или увелич до придела покупат возм. Бывает на соверш конкурент р в усл
инфляции 5) абсолют неэласт –любое изм цены не вличет за собой никакого изм
кол-ва треб прод. Н-р при реализ жизненно необх тов
27. Понятие предложения. Индивидуальное и совокупное(рыночное) предложение
предл- кол-во тов, кот произв готовы продать по опр цене за опр период
времени. На предл влияют: число прод на р, разл в тех мет изг одноименных
тов, цены на тов. Цены на тов-субституты, и др виды изд. Эти факторы-
внешние, не зависят от производит. Носят объективн хар=р.предл –мат осн для
спроса. Совок предл –предл отд продавцов. Для опр р предл -сложить
объемы предлаг отд продвцами тов при каждой возможной цене. В масштабе цен-
совок предл –все тов и услуги, кот произв эк, или реальный V пр-ва при кажд
возм ур цен
28. Закон предложения и кривая предложения. Ф-ии предложения
Закон предл –чем выше при проч равн усл цена на тов, тем больше стремл
продавцов тов прдлагать его на р. З предл отражает противоп интересов
покупат и произв. Кривую –описание как у спроса
29.Взаимосвязь спроса и предложения: равновесие, равновесная цена
предл и спрос неразр связ не только с ценой, но и др и др.Это можно
заметить если совместить кривые, они пересекутся в опр т. Эта точка
характериз равновес спроса и предл, а цена в эт точ –цена равновес.
Р равновес- когда когда цена будет такой что V тов, кот покупат хотят
купить, будет точно совпадать с V тов, кот произв хотят продать.
Спрос и предл неуравн на р, их взаимодейств- путем приспособл. Взаимод
приводит к сниж фактич цены в напр точ равновес через мех-м рынсаморегулир.
30.Потребности людей и ограниченность ресурсов. Выбор в экономике. Граница
производственных возможностей.
произв возм эк сис-мы огр редкостью применяемых рес-в, от по мере развития
общ-ва возраст.Т.к. потребн бзграничны, а ресурсы огранич, тообщ-во долж
сделать выбор: от чего нужно отказ, чтобы получить желаемый результат. Суть
пробл выбора: если кажд исп для удовл многообразн потребн фактор ограничен,
то всегда сущ проблема альтерн его исп и поиска лучшего сочетания ф-в пр-
ва.
Любое общ-во должно решить 3 проблемы выбора: что? Как? Для кого?
производить.Эти 3 вопр. Общие для всех сис-м но пути реш-я разн. В
традиц сис-ме повед опред обычаями и при реш-и этих вопр –обращ-е к традиц
методам реш-я дел. В ком-адм эк на эти фундамент вопр дает ответ
гос-во в лице своих администр органов. Рын эк в чистом виде предполог
наличие ответств и самостоят производит и потребит.
Для реш осн эк проблемы исп кривая произв возм, она показ максим кол-во
любово товара. Кот может быть произв в некот эк сис-ме при данном
объеме пр-ва всех др тов, данном кол-ве рес-в и данной технолог.
31.Роль потребителя в экономике. Закономерности потребительского поведения.
При выяснении логики потребит экон-ы выд след закономерн:1)цель,кот пресл
потреб при осущ выбора среди тов и услуг.Цель потребит- получ удовольствия
и удовл потребн от потреблтов и усл. Данная цель –
полезность 2)огранич потребит выбора. К числу самых важн потребит огранич –
ур цен на потребит тов и усл, размеры потребит бюджета.Оба вида усложн
потребит выбор.потреьит не может купить все, т.к. кажд покупка приводит к
уменьш его потребит бюджета 3)варианты выбора.
Потребит повед может форм на эффектах дохода и замещения. Этот вар не
связ с пред пол и ее замешением. Эффект дох –сниж цены с целью. Ув потребит
бюджет - покупка нов тов. Эф замещ доп эф дохода. В любом случае
потребит действ одинаково стремясь к максимиз полезн
32Потребительский бюджет: доходы и расходы. Закон Энгеля
Потреб бюджет- фин план, кот сумир доходы и расхды людей за опр период
врем. 3 вида потреб бюд:1) сбалансир –дох=расх 2)дефецит –расходы больш
дох 3) избыт –дох больш расх. Сост бюджета предполаг 3 послед шага: 1) пост
потреб целей. Осн часть бдж потреб тратит на тек нужды, преслед текущ цели,
однако кажд потреб имеет и перспект фин цели, для реализ кот треб концентр
ден ср-в.сл-но нужно предусмотр сбереж тек доходов 2)оценка ожид доходов
2 осн ист получ дох –труд деят и собств.
Большинство потреб- за сцет дох от профессион деят-ти 3) планир расх
–формир-е рац перечня тов и усл, кот предстоит приобр в теч планир
периода.это самый ответств процесс, в ходе кот потребит отказ от части
затрат чтобы сбалансир бюджет.
33 Сущность законов конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы
конкур- общесв ф столкн субъектов рын хоз-ва. Конкурент борьба за эк
процвет один из важн зак рын хоз ва. З.конкур- сопернич произв для достиж
лучших усл пр-ва. Это обеспеч при борьбе за доступ к эк огранич факторам пр-
ва и при реализ готов тов. Т.о.. онкур –борьба среди прод, покупат, между
покупат и прод.
Осн ср-во осущ конкур-цена.ценоконкур-борьба между произв за получ доп
прибыли поср уменьш издерж и сниж-я цен на прод без изм ее ассорт и кач-ва.
На смену ценконкур, нецен конкур –обеспеч достат спроса. Это достиг разл
мет: новизна и кач тов, его высок тех хар-ки, созд тов-субститутов,
реклама, кач послепродажн обслуж.
Виды конкур: внутр отрасл и межотрасл, сов и несов.
1)Внутротр- склад между хоз субъектами, созд одинак или сходн прод. Цель
такого сопернич –достиж-е лучших усл пр-ва и сбыта, рез-т –фор-е рын ст-ти
и рын цены на эти тов. Эк предпосылка эт вида –разл индивид ст-ти на
однородн тов. Эта конкур выявл и уст рын ст-ть тов, кот совпад с индивид ст-
тью. Произв при равн усл и сост значит массу тов данной катег 2)Межотр
–борьба между предпр разных отр за получ более высок нормы приб. Выраж в
переливе капиталов из отр с более низк нормой приб в отр с более высокой,
это способст расшир пр-ва, увелич предлож. Эта конкур созд объект равновес.
Кот обеспеч получ равной прибыли на равн капит внезавис от места его влож
1)сов конкур-ранний этап разв рын хоз-ва –эпоха прост тов пр-ва,
домонополист капитал. Осн приз –сущ множ-ва прод и покупат на рынке. Кот
независ осн хар-ки: больш кол-во мелких прод и покупат, продаваемый прод
однороден у всех прод, невозм контр над ценой и объемом купли-прод, пост
колеб этих вел, изм рын конъюнктуры, полная свобода входа-выхода на рын Р.
сов конкур- идеальная стр-ра
2)несов конкур- проявл когда отд фирмы на усл реализ тов, т.е. контр цены
на рын, на рын несов конкур 3 типа рын стр-ры
34. Типы современных рын структур: частная монополия, олигополия,
монополистическая конкуренция
Част моноп –полный антипод сов конкур. Сущ только 1 прод, он произв тов, не
имеющий близких заменит. Произв может полностью контр объем предл-я, что
позв ему выбирать любую цену из возм в соотв с прямой спроса. Расчит при
этом получить макс приб.
Олигополия- образ при рын ситуации. Когда многочисл покупат сталив с неск
крупн прод. Олигополия наиб хар-на для совр этапа разв рын эк. Основана на
госп на р тандартизир тов небольш числа как правило крупн фирм. Сущность
олигоп- связ с огранич входа на р, немногочисл фирм. Исп цен и нецен конкур
Монополист конкур –относит большое кол-во произв, предлаг похож, но не
идентичн прод. В ротл от сов конкур –предполаг. Что кажд фирма прод особый
вид тов. Кот отл кач-вом. Престиж, оформл, склад нецен предпочт.
Сущ.
35. Монополия, её виды и антимонопольное регулирование
3 вид моноп: естеств исскуств, случайная.
a. естеств –возник вследств тех потребн разв произв сил( н-р ж\д
транспотрт, трубопр –любые отр, где необх высок кончентр пр-ва)
Разв на осн люб ф собтв ( моноп на землю)
b. искусств –результ вмешат гос-ва или др стр-р, кот могут стать
тормозо обществ прогр
c. случайная –результ превы спроса над предлож, носит врем хар=р
разл между этими видами условны.
Конкур есть самое эффект ср-во достиж-я рын эк и интересов всех
членов общ-ва. Когда предпр закл гласное или негласное согл о разд
р, потребит вынужд плалить больш цену и сокр объем потреб. Чтобы
избежать этого гос-во вмешив в рын процессы. Исп антимоноп регулир:
администр контроль за монополиз р, организац мех-м, антимоноп
законодат.
36. Сущность, место, формы и ф-ии предпринимательства в рын хоз-ве
предпр-во стремление начать и вести дело, генерир и исп
инициативу,решаться на риск, преод сопр рын среды. Осн черты:
1) организ=хоз. Новат –приоритет новат как признака предприн деят-ти
вытекает из деление всей чел деят-ти на репродукт, связ с воспр
одних и тех же результ и творч – связ с выраб нов идей и ср-в их
достиж
2) эк свобода –налич опр совокуп прав. Гарантир предпринимат
автономн. Самост принятие реш: выбор стратегии и тактики деят-ти,
выбор эк партнеров. Уст цен. Заимств капит , выбор раб силы и
т.д.
ф. Предпр –по ф собств: част (склад на базе Ч.С. в част секторе эк гл
фактор пердприн активн явл конкур, ценообр. Доходность, Гос ( участие в
распр рес-в, контроль за их исп и движ, финансир пр-ва. Инвестир в малорент
отр, формир рын инфрастр-ры, онтроль за ден обр. нал полит), смеш (част и
гос, перимущ –в исп возм друг друга.
По функ-организац назнач:мелкое ( в США 80%, Япония –90%), среднее, крупное
По видам деят-ти: произв, банк-кредитн, торговли, сфера обсл, инновац.
Ф-ии: ресурсн, организат, творч.
37. См 1, а также объект- осущ наиб эффект кобинац факт пр-ва и целью
максимиз дох.
38. Маркетинг и менеджмент, как формы управленческого предпринимательства.
менедж необх в кажд бизн, но в малоп понят менедж и предпр-во неразд, они
чаще всего воплощ в одном чел, но по мере увелич и разв бизнеса они
обосабл. Пердпринимат упр- роникн предпринимат ф-й в управленч деят-ть и
отраж нов задачи, стоящии перед менедж. Предсприимчивый менедж активно ищет
нов возм, намер рискует, добиваясь желаемых изм. Нов, лид, риск как
предпринимат кач-ва применимы и к менеджменту.
Маркетинг –созд спроса. Это процесс опр желания и потр потенц покупат и
напр потока тов и услуг для удовл их нужд. Потр в маркет появил в 60-е гг.
Маркетинг сод 4 вид предпр деят-ти: разраб и созд нов тов, доставка тов на
р, продвиж тов к покупат. Уст разумной и прав цены.
Маркенинг осущ множ метод: маркет исслед, напр на изуч мотивов покупат,
повед групп потреб и т.д.
40. Предприятие, его соц-эк признаки и организационно – правовые формы.
препр- ист катег.Это не просто ф функц пр-ва как звена общ разд труда, а
сосбоб. Ист ф пр-ва,кот характериз специфич единств коорерации труда,
организ пр-ва, труда и упр-я. Признаки препр:оно выст звеном обществ разд
труда внутри процесса пр-ва, осущ процесс
непоср пр-ва. Облад обособл имущ, выст субъект правовых отн. Соц-эк
сторона характериз предпр с точки зр его места и роли в сис-ме хоз отн.
Предпр- эк обособл хоз ед. кот облад специфич хоз интерсами и осущ воспр-
во за счет результ хоз оборота. По ф собств выд: част, гос, смешан. По
масштабам: крупные, мелкие, средние. По способу сочет данного предпр со
смежными произв: унверсальные, специализ, однопроф,
диверсификац
42. Основные фак-ры пр-ва, их взаимодействие и взаимозаменяемость.
Пр-во- процесс изг мат благ. Производя продукт, чел возд на объекты природы
придаёт им форму пригодную для удовл мат потр.
Сущ различн подходы в выделении факторов в их классификации в отдельные
группы. Марксистская теория в кач-ве факторов выд-ет: 1)раб силу2)
предметы труда 3)ср-ва труда Подразделяя их на 2 большие группы: личные и
вещественные факторы пр-ва. В кач-ве личного фактора пр-ва всегда рассм раб
сила(совмещ физ и интелект сп-ти человека к труду), а вещественные- ср-ва
пр-ва предст в виде средств и предметов труда. Марженалистская теория
традиц выд-ет 4 ф пр-ва: 1 земля 2 труд 3 капитал 4 предпринимательская
деят-ть Земля рассм как естественный фак-р , Капитал, как ф-р пр-ва
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|