рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки к госэкзамену по теме Экономическая теория, финансы и кредит

|финансирования гос. потребностей. |власти и управления, а также правил их |

| |взаимодействия). |

|49. Государственный бюджет, формирование |50. Региональные и местные финансы. |

|его доходов и основные направления |Основные направления совершенствования |

|расходов. |бюджетных отношений. |

|Бюджет РФ, являясь важнейшим звеном фин. |Региональные финансы РФ являются формой |

|системы страны и отражая содержание |образования и расходования денежных |

|процессов производства и распределения |средств, предназначенных для обеспечения |

|общественного продукта и национального |задач и функций, отнесенных к предметам |

|дохода, представляет собой эк. форму |ведения субъекта РФ. На основе |

|образования и использования основного |предоставления региональным органам власти |

|централизованного фонда денежных средств |средств для увеличения их бюджетов |

|гос-ва. |осуществляется финансирование |

|Доходы бюджета - это денежные средства, |промышленности, с/х, строительства и |

|поступающие в безвозмездном и безвозвратном|содержания дорог, охраны окружающей среды. |

|порядке в соответствии с законодательством |Доходы региональных бюджетов формируются за|

|в распоряжение органов гос. власти |счет собственных и регулирующих доходов. К |

|соответствующего уровня. Виды доходов |собственным доходам относятся: налог на |

|бюджетов: налоговые (федеральные, |имущество предприятий, налог на |

|региональные и местные налоги и сборы, |недвижимость, дорожный, транспортный |

|штрафы и пени); неналоговые (доходы от |налоги, налог с продаж, налог на игорный |

|использования имущества, находящегося в |бизнес, региональные лицензионные сборы. |

|гос. или муницип. собственности, от платных|Регулирующие доходы включают: отчисления от|

|услуг, оказанных органами власти; средства,|федеральных налогов и сборов, отчисления от|

|полученные в результате применения мер |дотаций, субвенций, субсидий. |

|гражданско-правовой, административной и |Местные финансы- это система эк. отношений,|

|уголовной ответственности, фин. помощь и |посредством которых распределяются и |

|бюджетные ссуды от бюджетов других |перераспред. национальный доход, фонд |

|уровней); безвозмездные перечисления; |денежных средств, используемых на эк. и |

|доходы целевых бюджетных фондов; |соц. развитие территорий. Роль местных |

|Главное назначение всех звеньев бюджетной |финансов все более усиливается т.к. функции|

|системы – фин. обеспечение выполнения |регулирования эк. и соц. процессов |

|функций, возложенных на органы власти. В |переходят от центральных уровней гос. |

|зависимости от характера этих функций |власти к местным. Через местные финансы |

|формируется система бюджетных расходов. В |государство активно проводит социальную |

|зависимости от эк. содержания бюджетные |политику. За счет средств местных бюджетов |

|расходы делятся на текущие и капитальные. |стали финансироваться не только |

|Текущие - часть расходов, обеспечивающая |общеобразовательные школы, но и высшие, |

|текущее функционирование органов гос. |спец.средние заведения, мероприятия по |

|власти, бюджетных учреждений, оказание |внутренней безопасности, правопорядку, |

|государственной поддержки другим бюджетам и|охране окружающей среды. С помощью местных |

|отдельным отраслям экономики. Капитальные -|финансов гос-во осуществляет выравнивание |

|часть расходов бюджета, обеспечивающая |уровней эк. и соц. развития территорий, |

|инновационную и инвестиционную |которые в результате исторических, |

|деятельность. Это средства предоставляемые |географических и военных условий отстали от|

|в качестве бюджетных кредитов на |других регионов. Средства на их |

|инвестиционные цели, расходы на проведение |осуществление формируются за счет |

|кап. ремонта и иные расходы, связанные с |источников доходов бюджетов соответствующих|

|расширенным воспроизводством, расходы, при |административно-территориальных единиц. К |

|осуществлении которых создается или |местным финансам относятся фин. ресурсы |

|увеличивается имущество РФ. Основными |муниципальных предприятий, фин. ресурсы |

|задачами в области расходов бюджета |предприятий, фирм, используемые на |

|являются: сокращение числа федеральных |финансирование соц.-культурных и |

|целевых программ, обеспечение концентрации |жилищно-коммунальных объектов. |

|средств бюджета на наиболее эффективных и | |

|соц.-значимых проектах; снижение расходов | |

|на содержание гос. аппарата; расширение | |

|практики гос. - коммерческого | |

|финансирования проектов; повышение | |

|эффективности использования ассигнований на| |

|нац. оборону и оборонный комплекс. | |

|51. Характеристика бюджетной системы РФ. |52. Особенности бюджетного процесса в РФ. |

|Основные принципы бюджетного устройства. |Бюджетный процесс - деятельность органов |

|Бюджетная система РФ - важнейшее звено фин.|гос. власти, органов местного |

|системы страны, отражает содержание |самоуправления и участников бюджетного |

|процессов производства и распределения |процесса по составлению и рассмотрению |

|общественного продукта и национального |проектов бюджетов, утверждению и исполнению|

|дохода, представляет собой эк. форму |бюджетов, а также по контролю за их |

|образования и использования основного фонда|исполнением. |

|денежных средств гос-ва. Бюджетный кодекс |Участники бюджетного процесса: Президент |

|РФ регламентирует перечень принципов |РФ; органы законодательной; исполнительной |

|бюджетного устройства: 1). Принцип единства|власти; органы денежно-кредитного |

|- единство правовой базы, ден. сис-мы, форм|регулирования; органы фин. контроля; |

|бюджетной документации, единый порядок |бюджетные учреждения; гос. и муницип. |

|фин-ния расходов бюджетов всех уровней. 2).|унитарные предприятия; кредитные |

|Принцип полноты требует отражения в бюджете|организации, осуществляющие отдельные |

|всех доходов и расходов, точного |операции со средствами бюджетов. |

|обоснования дополнительного привлечения |Первой стадией бюджетного процесса является|

|ср-в. 3). Принцип гласности предполагает |составление проекта бюджета. Составление |

|прозрачность бюджета, что означает |проекта бюджета состоит из нескольких |

|соблюдение следующих требований: |этапов: 1). Разработка федеральными |

|предварительного обсуждения проектов |органами исполнительной власти и |

|бюджета на открытых заседаниях парламента; |Правительством РФ плана - прогноза |

|обязательного опубликования утвержденных |функционирования эк. на очередной фин. год.|

|бюджетов после принятия закона о них, а |2). Второй этап - распределение |

|также отчетов об исполнении бюджетов; |федеральными органами исполнительной власти|

|сообщения о ходе исполнения бюджетов в |предельных объемов бюджетного |

|течение года. 4). Принцип адресности и |финансирования на очередной год в |

|целевого характера бюджетных ср-в - они |соответствии с функциональной и эк. |

|выделяются в распоряжение конкретных |классификацией расходов бюджетов и по |

|получателей с обозначением направления их |получателям бюджетных средств. 3). |

|на фин-ние конкретных целей. 5). Принцип |Правительство РФ рассматривает проект |

|разграничения доходов и расходов между |федерального бюджета и сопутствующие ему |

|уровнями бюджетной сиc-мы РФ - закрепление |документы и утверждает проект федерального |

|соответствующих видов доходов и полномочий |закона о федеральном бюджете для внесения |

|по осуществлению расходов за органами |его в Государственную Думу РФ. |

|гос-ной власти РФ, органами местного |Второй и третьей стадией бюджетного |

|самоупр-ния. |процесса являются рассмотрение и |

|Обобщая содержание принципов построения |утверждение бюджета. |

|бюджетной сис-мы можно сказать, что их |Проект федерального закона о федеральном |

|реализация должна определяться |бюджете в течении трех дней направляется в |

|необходимостью выполнения общегос-ных эк. и|Совет Федерации, комитеты ГД для внесения |

|соц. программ, а также перераспределением |замечаний и предложений, а также в Счетную |

|фин. ресурсов для выравнивания развития |палату РФ на заключение. Заключительной |

|регионов. |стадией бюджетного процесса является |

| |рассмотрение и утверждение отчета об |

| |исполнении бюджета. В конце каждого фин. |

| |года министр финансов издает распоряжение о|

| |закрытии года и подготовке отчета об |

| |исполнении федерального бюджета в целом и |

| |бюджета каждого гос. внебюджетного фонда в |

| |отдельности. |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

|53. Финансы предприятий: сущность, функции |54. Финансы коммерческих и некоммерческих |

|и основные принципы построения. |организаций: особенности их формирования, |

|Финансы предприятий - это финансовые |распределения и использования. |

|отношения, возникающие в ходе |Основная цель организаций, функционирующих |

|предпринимательской деятельности в процессе|на коммерческой основе, - получение |

|формирования собственного капитала, целевых|прибыли. |

|фондов денежных средств, их распределения и|У некоммерческих организаций - |

|использования. |удовлетворение потребностей общества своей |

|Функции финансов предприятий: (1) |деятельностью. Создаются для достижения |

|Распределительная (формирование |соц., благотворительных, культурных, |

|первоначального капитала, образующегося за |образовательных и научных целей. Могут |

|счет вкладов учредителей, авансирование его|оказывать платные услуги и осуществлять |

|в производство, воспроизводство капитала); |предпринимательскую деятельность, могут |

|(2) Контрольная (её объективная основа - |выступать учредителями коммерческих |

|стоимостной учет затрат на производство и |организаций и т.д., если эти виды |

|реализацию продукции, выполнение работ и |деятельности способствуют достижению целей |

|оказание услуг, процесс формирования |их создания. |

|доходов и расходов денежных фондов). |Фин. ресурсы коммерческой организации – |

|Фин. отношения коммерческих предприятий |денежные доходы, поступления и накопления, |

|строятся на определенных принципах: (1) |которые находятся в распоряжении субъекта |

|Принцип хоз. самостоятельности: |хозяйствования и предназначены для |

|хозяйствующие субьекты независимо от формы |выполнения фин. обязательств и |

|собственности самостоятельно определяют |осуществления затрат на расширенное |

|сферу эк. деятельности, источники |воспроизводство, соц. развитие и эк. |

|финансирования, направления вложения |стимулирование работающих. Фин. ресурсы |

|денежных средств с целью извлечения |некоммерческой организации – это денежные |

|прибыли. (2) Принцип сбалансированности: |доходы, поступления и накопления |

|одно из основных условий |некоммерческой организации, которые |

|предпринимательской деятельности, которое |используются для осуществления уставной |

|обеспечивает конкурентоспособность |деятельности такой организации. |

|хозяйствующего субьекта. К собственным |Направления использования финансовых |

|источникам финансирования относятся: |ресурсов коммерческих организаций: платежи |

|амортизационные отчисления, прибыль, |в бюджет; уплата % за пользование |

|отчисления в ремонтный фонд. (3) Принцип |кредитами, займами и ссудами; страховые |

|материальной заинтересованности: |платежи; инвестирование собственных средств|

|обьективная необходимость этого принципа |на расширение и обновление производства; |

|обеспечивается основной целью |выплаты %. Фин. ресурсы некоммерческих |

|предпринимательской деятельности- |организаций используются для реализации |

|извлечение прибыли. (4) Принцип |основной цели их создания: расходы по |

|материальной ответственности: он означает |эксплуатации помещений; выплаты арендной |

|наличие определенной системы |платы, з/п; платежи в бюджет. |

|ответственности за ведение и результаты |Полученные доходы коммерческие организации |

|финансово-хозяйственной деятельности. (5) |распределяют между участниками. Для |

|Принцип обеспечения фин. резервами: этот |коммерческих организацй прибыль – главный |

|принцип диктуется условиями |фин. показатель деятельности. |

|предпринимательской деятельности, |Некоммерческие организации не распределяют |

|сопряженной с определенными рисками |прибыль между участниками. Имущество также |

|невозврата вложенных в бизнес средств. В |не распределяется между членами. |

|условиях рыночных отношений последствия |Главный фин. план коммерческой организации |

|риска ложатся на предпринимателя, который |– баланс доходов и расходов, где |

|добровольно и самостоятельно на свой страх |показываются доходы и поступления средств, |

|и риск реализует разработанную им |расходы и отчисления, кредитные |

|программу. |взаимоотношения с банковскими учреждениями |

| |и бюджетом. Некоммерческие организации |

| |составляют смету – основной вид фин. плана;|

| |свод доходов и расходов учреждения и |

| |документ внутрифирменного планирования |

| |затрат. Особенности фин. плана |

| |некоммерческих организаций: расходы |

| |разделяются по группам в соответствии с |

| |бюджетной классификацией и указываются |

| |объемы бюджетных и внебюджетных средств по |

| |статьям расходов. |

|55. Финансы системы страхования: сущность, |56. Финансы домашних хозяйств: семейный |

|основные функции и виды. Формы страховых |бюджет, источники доходов и структура |

|фондов. |расходов домохозяйств. Финансовые |

|Основой фин. устойчивости страховщиков |индикаторы уровня жизни населения. |

|является наличие у них оплаченного |Фин. домашнего хоз-ва – эк. денежные |

|уставного капитала и страховых фондов, а |отношения по формированию и использованию |

|также система перестрахования. Финансам |фондов денежных средств для обеспечения |

|систем страхования свойственны следующие |материальных и соц. условий жизни членов |

|функции: формирование денежных фондов |хоз-ва и их воспроизводства. |

|страховщиков; использование этих фондов для|При формировании бюджета образуются |

|выполнения компаниями своих функций. Помимо|денежные фонды: Индивидуальные; Совместные;|

|этих, им присущи специфические функции: |Накопление и обеспечение (резервный фонд). |

|рисковая (в рамках её действия происходит |На объем бюджета домашнего хозяйства |

|перераспределение денежной формы стоимости |оказывает воздействие гос-во: через |

|страховых событий); предупредительная |налоговую систему; через оплату труда |

|(направлена на финансирование за счет части|работников в гос. секторе; через гос. |

|средств страхового фонда мероприятий по |ценообразование. |

|уменьшению страхового риска); контрольная |Доходы дом. хоз. - это часть национального |

|(заключена в строго целевом формировании и |дохода, создаваемая в процессе производства|

|использовании средств страхового фонда). |и предназначенная для удовлетворения |

|Финансы систем страхования состоят из |материальных и духовных потребностей членов|

|доходов (доходы от страховой деятельности, |хозяйства. В современных условиях большую |

|инвестиций, консультаций, обучения кадров и|роль имеет гос. регулирование оплаты труда.|

|других операций) и расходов (на выплату |Об этом свидетельствует постоянное внимание|

|страхового возмещения, отчисления в |к таким рычагам как минимальный размер |

|резервы, расходы на ведение дела). |оплаты труда и размер прожиточного |

|Страхование путем формирования страхового |минимума. Минимальный размер оплаты труда |

|фонда с помощью заранее фиксированных |постоянно повышается, однако, он отстает от|

|страховых платежей, с одной стороны, и |темпов инфляции. |

|возмещением ущерба из этого фонда |Денежные расходы дом. хоз. представляют |

|участникам страхования — с другой, |собой фактические затраты на приобретение |

|обеспечивает важнейшее условие нормального |материальных и духовных ценностей, |

|воспроизводственного процесса — |необходимых для продолжения жизни человека.|

|непрерывность и бесперебойность. | |

|Государственный централизованный страховой |Классификация расходов: 1). По степени |

|фонд формируется из общегос. ресурсов в |регулярности (постоянные расходы (на |

|натуральной и денежной формах. В |питание, коммунальные услуги и т.д.); |

|натуральной форме он представляет постоянно|регулярные расходы (на одежду, транспорт и |

|возобновляемые запасы продукции, товаров, |др.); разовые расходы (на лечение, товары |

|сырья, топлива, продовольствия и др.; в |длительного пользования ид.)). 2). По |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.