Шпаргалки к госэкзамену по теме Экономическая теория, финансы и кредит
|финансирования гос. потребностей. |власти и управления, а также правил их |
| |взаимодействия). |
|49. Государственный бюджет, формирование |50. Региональные и местные финансы. |
|его доходов и основные направления |Основные направления совершенствования |
|расходов. |бюджетных отношений. |
|Бюджет РФ, являясь важнейшим звеном фин. |Региональные финансы РФ являются формой |
|системы страны и отражая содержание |образования и расходования денежных |
|процессов производства и распределения |средств, предназначенных для обеспечения |
|общественного продукта и национального |задач и функций, отнесенных к предметам |
|дохода, представляет собой эк. форму |ведения субъекта РФ. На основе |
|образования и использования основного |предоставления региональным органам власти |
|централизованного фонда денежных средств |средств для увеличения их бюджетов |
|гос-ва. |осуществляется финансирование |
|Доходы бюджета - это денежные средства, |промышленности, с/х, строительства и |
|поступающие в безвозмездном и безвозвратном|содержания дорог, охраны окружающей среды. |
|порядке в соответствии с законодательством |Доходы региональных бюджетов формируются за|
|в распоряжение органов гос. власти |счет собственных и регулирующих доходов. К |
|соответствующего уровня. Виды доходов |собственным доходам относятся: налог на |
|бюджетов: налоговые (федеральные, |имущество предприятий, налог на |
|региональные и местные налоги и сборы, |недвижимость, дорожный, транспортный |
|штрафы и пени); неналоговые (доходы от |налоги, налог с продаж, налог на игорный |
|использования имущества, находящегося в |бизнес, региональные лицензионные сборы. |
|гос. или муницип. собственности, от платных|Регулирующие доходы включают: отчисления от|
|услуг, оказанных органами власти; средства,|федеральных налогов и сборов, отчисления от|
|полученные в результате применения мер |дотаций, субвенций, субсидий. |
|гражданско-правовой, административной и |Местные финансы- это система эк. отношений,|
|уголовной ответственности, фин. помощь и |посредством которых распределяются и |
|бюджетные ссуды от бюджетов других |перераспред. национальный доход, фонд |
|уровней); безвозмездные перечисления; |денежных средств, используемых на эк. и |
|доходы целевых бюджетных фондов; |соц. развитие территорий. Роль местных |
|Главное назначение всех звеньев бюджетной |финансов все более усиливается т.к. функции|
|системы – фин. обеспечение выполнения |регулирования эк. и соц. процессов |
|функций, возложенных на органы власти. В |переходят от центральных уровней гос. |
|зависимости от характера этих функций |власти к местным. Через местные финансы |
|формируется система бюджетных расходов. В |государство активно проводит социальную |
|зависимости от эк. содержания бюджетные |политику. За счет средств местных бюджетов |
|расходы делятся на текущие и капитальные. |стали финансироваться не только |
|Текущие - часть расходов, обеспечивающая |общеобразовательные школы, но и высшие, |
|текущее функционирование органов гос. |спец.средние заведения, мероприятия по |
|власти, бюджетных учреждений, оказание |внутренней безопасности, правопорядку, |
|государственной поддержки другим бюджетам и|охране окружающей среды. С помощью местных |
|отдельным отраслям экономики. Капитальные -|финансов гос-во осуществляет выравнивание |
|часть расходов бюджета, обеспечивающая |уровней эк. и соц. развития территорий, |
|инновационную и инвестиционную |которые в результате исторических, |
|деятельность. Это средства предоставляемые |географических и военных условий отстали от|
|в качестве бюджетных кредитов на |других регионов. Средства на их |
|инвестиционные цели, расходы на проведение |осуществление формируются за счет |
|кап. ремонта и иные расходы, связанные с |источников доходов бюджетов соответствующих|
|расширенным воспроизводством, расходы, при |административно-территориальных единиц. К |
|осуществлении которых создается или |местным финансам относятся фин. ресурсы |
|увеличивается имущество РФ. Основными |муниципальных предприятий, фин. ресурсы |
|задачами в области расходов бюджета |предприятий, фирм, используемые на |
|являются: сокращение числа федеральных |финансирование соц.-культурных и |
|целевых программ, обеспечение концентрации |жилищно-коммунальных объектов. |
|средств бюджета на наиболее эффективных и | |
|соц.-значимых проектах; снижение расходов | |
|на содержание гос. аппарата; расширение | |
|практики гос. - коммерческого | |
|финансирования проектов; повышение | |
|эффективности использования ассигнований на| |
|нац. оборону и оборонный комплекс. | |
|51. Характеристика бюджетной системы РФ. |52. Особенности бюджетного процесса в РФ. |
|Основные принципы бюджетного устройства. |Бюджетный процесс - деятельность органов |
|Бюджетная система РФ - важнейшее звено фин.|гос. власти, органов местного |
|системы страны, отражает содержание |самоуправления и участников бюджетного |
|процессов производства и распределения |процесса по составлению и рассмотрению |
|общественного продукта и национального |проектов бюджетов, утверждению и исполнению|
|дохода, представляет собой эк. форму |бюджетов, а также по контролю за их |
|образования и использования основного фонда|исполнением. |
|денежных средств гос-ва. Бюджетный кодекс |Участники бюджетного процесса: Президент |
|РФ регламентирует перечень принципов |РФ; органы законодательной; исполнительной |
|бюджетного устройства: 1). Принцип единства|власти; органы денежно-кредитного |
|- единство правовой базы, ден. сис-мы, форм|регулирования; органы фин. контроля; |
|бюджетной документации, единый порядок |бюджетные учреждения; гос. и муницип. |
|фин-ния расходов бюджетов всех уровней. 2).|унитарные предприятия; кредитные |
|Принцип полноты требует отражения в бюджете|организации, осуществляющие отдельные |
|всех доходов и расходов, точного |операции со средствами бюджетов. |
|обоснования дополнительного привлечения |Первой стадией бюджетного процесса является|
|ср-в. 3). Принцип гласности предполагает |составление проекта бюджета. Составление |
|прозрачность бюджета, что означает |проекта бюджета состоит из нескольких |
|соблюдение следующих требований: |этапов: 1). Разработка федеральными |
|предварительного обсуждения проектов |органами исполнительной власти и |
|бюджета на открытых заседаниях парламента; |Правительством РФ плана - прогноза |
|обязательного опубликования утвержденных |функционирования эк. на очередной фин. год.|
|бюджетов после принятия закона о них, а |2). Второй этап - распределение |
|также отчетов об исполнении бюджетов; |федеральными органами исполнительной власти|
|сообщения о ходе исполнения бюджетов в |предельных объемов бюджетного |
|течение года. 4). Принцип адресности и |финансирования на очередной год в |
|целевого характера бюджетных ср-в - они |соответствии с функциональной и эк. |
|выделяются в распоряжение конкретных |классификацией расходов бюджетов и по |
|получателей с обозначением направления их |получателям бюджетных средств. 3). |
|на фин-ние конкретных целей. 5). Принцип |Правительство РФ рассматривает проект |
|разграничения доходов и расходов между |федерального бюджета и сопутствующие ему |
|уровнями бюджетной сиc-мы РФ - закрепление |документы и утверждает проект федерального |
|соответствующих видов доходов и полномочий |закона о федеральном бюджете для внесения |
|по осуществлению расходов за органами |его в Государственную Думу РФ. |
|гос-ной власти РФ, органами местного |Второй и третьей стадией бюджетного |
|самоупр-ния. |процесса являются рассмотрение и |
|Обобщая содержание принципов построения |утверждение бюджета. |
|бюджетной сис-мы можно сказать, что их |Проект федерального закона о федеральном |
|реализация должна определяться |бюджете в течении трех дней направляется в |
|необходимостью выполнения общегос-ных эк. и|Совет Федерации, комитеты ГД для внесения |
|соц. программ, а также перераспределением |замечаний и предложений, а также в Счетную |
|фин. ресурсов для выравнивания развития |палату РФ на заключение. Заключительной |
|регионов. |стадией бюджетного процесса является |
| |рассмотрение и утверждение отчета об |
| |исполнении бюджета. В конце каждого фин. |
| |года министр финансов издает распоряжение о|
| |закрытии года и подготовке отчета об |
| |исполнении федерального бюджета в целом и |
| |бюджета каждого гос. внебюджетного фонда в |
| |отдельности. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|53. Финансы предприятий: сущность, функции |54. Финансы коммерческих и некоммерческих |
|и основные принципы построения. |организаций: особенности их формирования, |
|Финансы предприятий - это финансовые |распределения и использования. |
|отношения, возникающие в ходе |Основная цель организаций, функционирующих |
|предпринимательской деятельности в процессе|на коммерческой основе, - получение |
|формирования собственного капитала, целевых|прибыли. |
|фондов денежных средств, их распределения и|У некоммерческих организаций - |
|использования. |удовлетворение потребностей общества своей |
|Функции финансов предприятий: (1) |деятельностью. Создаются для достижения |
|Распределительная (формирование |соц., благотворительных, культурных, |
|первоначального капитала, образующегося за |образовательных и научных целей. Могут |
|счет вкладов учредителей, авансирование его|оказывать платные услуги и осуществлять |
|в производство, воспроизводство капитала); |предпринимательскую деятельность, могут |
|(2) Контрольная (её объективная основа - |выступать учредителями коммерческих |
|стоимостной учет затрат на производство и |организаций и т.д., если эти виды |
|реализацию продукции, выполнение работ и |деятельности способствуют достижению целей |
|оказание услуг, процесс формирования |их создания. |
|доходов и расходов денежных фондов). |Фин. ресурсы коммерческой организации – |
|Фин. отношения коммерческих предприятий |денежные доходы, поступления и накопления, |
|строятся на определенных принципах: (1) |которые находятся в распоряжении субъекта |
|Принцип хоз. самостоятельности: |хозяйствования и предназначены для |
|хозяйствующие субьекты независимо от формы |выполнения фин. обязательств и |
|собственности самостоятельно определяют |осуществления затрат на расширенное |
|сферу эк. деятельности, источники |воспроизводство, соц. развитие и эк. |
|финансирования, направления вложения |стимулирование работающих. Фин. ресурсы |
|денежных средств с целью извлечения |некоммерческой организации – это денежные |
|прибыли. (2) Принцип сбалансированности: |доходы, поступления и накопления |
|одно из основных условий |некоммерческой организации, которые |
|предпринимательской деятельности, которое |используются для осуществления уставной |
|обеспечивает конкурентоспособность |деятельности такой организации. |
|хозяйствующего субьекта. К собственным |Направления использования финансовых |
|источникам финансирования относятся: |ресурсов коммерческих организаций: платежи |
|амортизационные отчисления, прибыль, |в бюджет; уплата % за пользование |
|отчисления в ремонтный фонд. (3) Принцип |кредитами, займами и ссудами; страховые |
|материальной заинтересованности: |платежи; инвестирование собственных средств|
|обьективная необходимость этого принципа |на расширение и обновление производства; |
|обеспечивается основной целью |выплаты %. Фин. ресурсы некоммерческих |
|предпринимательской деятельности- |организаций используются для реализации |
|извлечение прибыли. (4) Принцип |основной цели их создания: расходы по |
|материальной ответственности: он означает |эксплуатации помещений; выплаты арендной |
|наличие определенной системы |платы, з/п; платежи в бюджет. |
|ответственности за ведение и результаты |Полученные доходы коммерческие организации |
|финансово-хозяйственной деятельности. (5) |распределяют между участниками. Для |
|Принцип обеспечения фин. резервами: этот |коммерческих организацй прибыль – главный |
|принцип диктуется условиями |фин. показатель деятельности. |
|предпринимательской деятельности, |Некоммерческие организации не распределяют |
|сопряженной с определенными рисками |прибыль между участниками. Имущество также |
|невозврата вложенных в бизнес средств. В |не распределяется между членами. |
|условиях рыночных отношений последствия |Главный фин. план коммерческой организации |
|риска ложатся на предпринимателя, который |– баланс доходов и расходов, где |
|добровольно и самостоятельно на свой страх |показываются доходы и поступления средств, |
|и риск реализует разработанную им |расходы и отчисления, кредитные |
|программу. |взаимоотношения с банковскими учреждениями |
| |и бюджетом. Некоммерческие организации |
| |составляют смету – основной вид фин. плана;|
| |свод доходов и расходов учреждения и |
| |документ внутрифирменного планирования |
| |затрат. Особенности фин. плана |
| |некоммерческих организаций: расходы |
| |разделяются по группам в соответствии с |
| |бюджетной классификацией и указываются |
| |объемы бюджетных и внебюджетных средств по |
| |статьям расходов. |
|55. Финансы системы страхования: сущность, |56. Финансы домашних хозяйств: семейный |
|основные функции и виды. Формы страховых |бюджет, источники доходов и структура |
|фондов. |расходов домохозяйств. Финансовые |
|Основой фин. устойчивости страховщиков |индикаторы уровня жизни населения. |
|является наличие у них оплаченного |Фин. домашнего хоз-ва – эк. денежные |
|уставного капитала и страховых фондов, а |отношения по формированию и использованию |
|также система перестрахования. Финансам |фондов денежных средств для обеспечения |
|систем страхования свойственны следующие |материальных и соц. условий жизни членов |
|функции: формирование денежных фондов |хоз-ва и их воспроизводства. |
|страховщиков; использование этих фондов для|При формировании бюджета образуются |
|выполнения компаниями своих функций. Помимо|денежные фонды: Индивидуальные; Совместные;|
|этих, им присущи специфические функции: |Накопление и обеспечение (резервный фонд). |
|рисковая (в рамках её действия происходит |На объем бюджета домашнего хозяйства |
|перераспределение денежной формы стоимости |оказывает воздействие гос-во: через |
|страховых событий); предупредительная |налоговую систему; через оплату труда |
|(направлена на финансирование за счет части|работников в гос. секторе; через гос. |
|средств страхового фонда мероприятий по |ценообразование. |
|уменьшению страхового риска); контрольная |Доходы дом. хоз. - это часть национального |
|(заключена в строго целевом формировании и |дохода, создаваемая в процессе производства|
|использовании средств страхового фонда). |и предназначенная для удовлетворения |
|Финансы систем страхования состоят из |материальных и духовных потребностей членов|
|доходов (доходы от страховой деятельности, |хозяйства. В современных условиях большую |
|инвестиций, консультаций, обучения кадров и|роль имеет гос. регулирование оплаты труда.|
|других операций) и расходов (на выплату |Об этом свидетельствует постоянное внимание|
|страхового возмещения, отчисления в |к таким рычагам как минимальный размер |
|резервы, расходы на ведение дела). |оплаты труда и размер прожиточного |
|Страхование путем формирования страхового |минимума. Минимальный размер оплаты труда |
|фонда с помощью заранее фиксированных |постоянно повышается, однако, он отстает от|
|страховых платежей, с одной стороны, и |темпов инфляции. |
|возмещением ущерба из этого фонда |Денежные расходы дом. хоз. представляют |
|участникам страхования — с другой, |собой фактические затраты на приобретение |
|обеспечивает важнейшее условие нормального |материальных и духовных ценностей, |
|воспроизводственного процесса — |необходимых для продолжения жизни человека.|
|непрерывность и бесперебойность. | |
|Государственный централизованный страховой |Классификация расходов: 1). По степени |
|фонд формируется из общегос. ресурсов в |регулярности (постоянные расходы (на |
|натуральной и денежной формах. В |питание, коммунальные услуги и т.д.); |
|натуральной форме он представляет постоянно|регулярные расходы (на одежду, транспорт и |
|возобновляемые запасы продукции, товаров, |др.); разовые расходы (на лечение, товары |
|сырья, топлива, продовольствия и др.; в |длительного пользования ид.)). 2). По |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|