Шпаргалки к госэкзамену по теме Экономическая теория, финансы и кредит
|деятельность в соответствие с общей эк. |(страховые, ипотечные, сберегательные и |
|стратегией, и выступает ключевым агентом |т.д.). |
|государственной денежно-кредитной политики,|Есть определенный базовый набор операций, |
|при этом со стороны ЦБР используются в |без которого банк не может существовать и |
|первую очередь эк. методы управления и |нормально функционировать: прием депозитов;|
|только в отдельных случаях |осуществление денежных платежей и расчетов;|
|административные. |выдача кредитов. |
|Функции: Эмиссия банкнот (За ЦБ закреплено |Создание платежных средств тесно связано с |
|осуществление эмиссии наличных денег, |депозитной функцией кредитования банковских|
|организация их обращения и изъятия из |клиентов. Депозит может возникнуть: в |
|обращения на территории РФ); Проведение |результате внесения клиентом наличных денег|
|денежно-кредитной политики (совокупность |в банк или же в процессе банковского |
|мероприятий, направленных на изменение |кредитования. Если клиент внес деньги до |
|денежной массы в обращении, объема |востребования, то они превратились из |
|кредитов, уровня процентных ставок, |наличных в безналичные. Общая сумма денег в|
|основные инструменты - изменение норм |хозяйстве не изменилась. Если же деньги |
|обязательных резервов, размещаемых |зачислены на депозит, то общее количество |
|коммерческими банками в ЦБ; - регулирование|денег в хозяйстве увеличилось, так как банк|
|официальной учетной ставки; - проведение |своей операцией создал новые платежные |
|операций с ценными бумагами и иностранной |средства. Вторая обширная функциональная |
|валютой); Регулирование официальной учетной|сфера деятельности банков – посредничество |
|ставки ЦБ (используется ЦБ в операциях с |в кредите. Коммерческие банки выполняют |
|коммерческими банками по учету |роль посредников между хозяйственными |
|краткосрочных государственных облигаций, |единицами, накапливающими и нуждающимися в |
|коммерческих векселей и других ценных |денежных средствах. Функции банков |
|бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является|осуществляются через банковские операции. |
|оперативным инструментом государственного |Они подразделяются на пассивные и активные.|
|влияния на рынок ссудных капиталов); | |
|Проведение валютной политики (представляет |Пассивные: ресурсы формируются за счет |
|интересы РФ во взаимоотношениях с ЦБ |собственных (акционерный, резервный капитал|
|иностранных государств, а также в |и нераспределенная прибыль), привлеченных |
|международных банках и иных международных |(составляют основную часть ресурсов |
|валютно-фин. организациях; Регулирование |коммерческих банков, депозиты, а также |
|деятельности кредитных институтов (система |контокоррентные - единственный счет, |
|мер, посредством которых гос-во через ЦБ |посредством которого производятся все |
|обеспечивает стабильное и безопасное |расчетные и кредитные операции между |
|функционирование банков); Функция |клиентом и банком и корреспондентские |
|финансового агента правительства (ЦБ |счета) и эмитированных средств (средства |
|осуществляет операции по размещению и |клиентуры, которыми банку можно |
|погашению гос. долга, ведению текущих |пользоваться достаточно длительный период -|
|счетов правительства, надзору за хранением,|облигационные займы, банковские векселя и |
|выпуском и изъятием из обращения монет и |т.д). |
|казначейских билетов, а также переводу |Активные: Мобилизованные денежные средства |
|валютных средств при осуществлении расчетов|банки используют для кредитования клиентуры|
|правительства с другими странами). |и осуществления своей предпринимат. |
|Используя денежно кредитную политику как |деятельности. Вексельные операции |
|средство регулирования эк., ЦБ |подразделяются по учету векселей и ссуды |
|привлекает инструменты: Ставки учетного |под векселя. Подтоварные ссуды – ссуды под|
|процента (дисконтную политику); Нормы |залог товаров и товарораспорядительных |
|обязательных резервов кредитных учреждений;|документов. Фондовые операции. Их объектом |
|Операции на открытом рынке; Регламентацию |служат различные виды ценных бумаг. |
|эк. нормативов для кредитных учреждений. |Кредитные операции: Ссуды для |
| |финансирования оборотного капитала. Эта |
| |группа связана с нехваткой у предприятия |
| |денежных средств для покупки элементов |
| |оборотного капитала, необходимых для |
| |повседневных операций. Ссуды для |
| |финансирования основного капитала. Эта |
| |группа представлена средне- и долгосрочными|
| |кредитами для покупки недвижимости, земли, |
| |оборудования и т.п. |
|43. Собственные и привлеченные средства |44. Финансовый контроль, его основные формы|
|коммерческого банка, их структура и виды. |и виды. |
|К собственным ср-вам относят уставный и |Фин. контроль – специальная отрасль |
|добавочный капитал, фонды и страховые |осуществляемого в стране контроля. Наличие |
|резервы, а так же нераспределенная прибыль.|фин. контроля объективно обусловлено тем, |
|За счет собственных ср-в банки покрывают |что финансам как эк. категории присущи не |
|10-20% своей общей потребности в ресурсах, |только распределительная, но и контрольная |
|т.е. они работают преимущественно за счет |функции. Системность контроля достигается |
|привлеченных средств. Уставный капитал |комбинированным использованием его |
|образуется из величины вкладов участников |различных видов: логического и |
|банка и определяет минимальный размер |математического, документального и |
|имущества, гарантирующего интересы |фактического. |
|кредиторов. Добавочный капитал включает в |Способы документального контроля: |
|себя прирост стоимости имущества банка при |формальная и арифметическая проверка |
|его переоценке. Фонды банка образуются из |документов; юр. оценка хоз. операций, |
|чистой прибыли Страховые резервы это |отраженных в документах; сплошное и |
|обязательные резервы для покрытия возможных|выборочное наблюдение; встречная проверка |
|потерь по ссудам и операциям с ценными |документов; оценка законности и |
|бумагами при обесценивании последних. |обоснованности хоз. операций по данным |
|Все привлеченные ресурсы по способу их |корреспонденции счетов бухгалтерского |
|аккумуляции делятся на две большие группы: |учета; балансовые увязки движения |
|депозитные и недепозитные привлеченные |товарно-материальных ценностей с их |
|средства. Основную часть привлеченных |отражением в финансово-бухгалтерской |
|ресурсов банков составляют депозиты, т.е. |документации. |
|денежные ср-ва, внесенные в банк клиентами |Способы фактического контроля: |
|для хранения на определенные счета. |инвентаризация; экспертная оценка объема и |
|Недепозитные - ср-ва которые банк получает |количества выполненных работ, |
|в виде займов (кредитов) в основном с целью|обоснованности материальных затрат и выхода|
|поддержания своей ликвидности |готовой продукции; визуальное наблюдение |
|По категориям владельцев все банковские |при обследовании складских помещений, |
|депозиты подразделяются на депозиты юр. |производственных подразделений, состояния |
|лиц и вклады физ. лиц. |контрольно-пропускного режима. |
|По форме возврата депозиты принято |Среди форм финансового контроля выделяют |
|подразделять на: депозиты до востребования |предварительный, текущий и последующий |
|(договор на условиях выдачи по первому |контроль. |
|требованию); срочные депозиты (договор на |Предварительный проводиться до совершения |
|условиях возврата по истечении срока); |операций по образованию, распределению и |
|условные депозиты (договор на иных |использованию денежных фондов. Он имеет |
|условиях возврата т.е. при наступлении |важное значение для предупреждения |
|определенных условий - целевые, страховые, |нарушений фин. дисциплины. Текущий – это |
|накопительные вклады). |контроль в процессе совершения денежных |
| |операций (в ходе выполнения фин. |
| |обязательств перед гос-вом, получения и |
| |использования денежных средств для |
| |административно – хоз. расходов, |
| |капитального строительства и.т.д.). |
| |Последующий – это контроль, осуществляемый |
| |после совершения фин. операций (после |
| |исполнения доходной и расходной части |
| |бюджета; использования предприятием или |
| |учреждением денежных средств, уплаты |
| |налогов и.т.п.) В этом случае определяется |
| |состояние фин. дисциплины, выявляются её |
| |нарушения, пути предупреждения и меры по их|
| |устранению. |
|45. Сущность и основные функции финансов. |46. Финансовая политика государства: |
|Финансовые ресурсы и основные источники |содержание и требования. Структура |
|формирования. |финансового аппарата РФ. |
|Финансы - важнейшая эк. категория, |Совокупность гос. мероприятий по |
|отражающая эк. отношения в процессе |использованию фин. отношений для выполнения|
|создания и использования денежных средств. |гос-вом своих функций представляет фин. |
|Их возникновение произошло в условиях |политику. Она охватывает широкий комплекс |
|перехода от натурального хоз-ва к |мероприятий: разработку концепции фин. |
|регулярному товарно-денежному обмену и было|политики, определение ее основных |
|связано с развитием государства и его |направлений, целей; создание фин. |
|потребностей в ресурсах. Функции финансов: |механизма; управление фин. деятельностью |
|Распределительная (формирование |гос-ва. Основу фин. политики составляют |
|первоначального капитала, образующегося за |стратегические направления, которые |
|счет вкладов учредителей, авансирование его|определяют долгосрочную и среднесрочную |
|в производство, воспроизводство капитала, |перспективу использования финансов и |
|создание основных пропорций при |предусматривают решение главных задач, |
|распределении доходов и финансовых |вытекающих из особенностей функционирования|
|ресурсов, обеспечивающих оптимальное |эк. и соц. сферы страны. Важной составной |
|сочетание интересов отдельных |частью фин. политики является установление |
|товаропроизводителей, хозяйствующих |фин. механизма, при помощи которого |
|субъектов и государства в целом); |происходит осуществление всей деятельности |
|Контрольная (Распределительные отношения |гос-ва в области финансов. К элементам фин.|
|затрагивают интересы общества в целом, так |механизма относятся формы фин. ресурсов, |
|и отдельных хозяйствующих субъектов. |методы их формирования, система |
|Поэтому первостепенная задача - их |законодательных норм, которые используются |
|оптимальная организация. Объективная основа|при определении доходов и расходов |
|контрольной функции - стоимостной учет |государства. Задачи фин. политики: (1) |
|затрат на пр-во и реализацию продукции, |обеспечение условий для формирования |
|выполнение работ и оказание услуг, процесс |максимально возможных фин. ресурсов; (2) |
|формирования доходов и расходов денежных |установление рационального распределения и |
|фондов). |использования фин. ресурсов; (3) |
|Фин. ресурсы - это совокупность собственных|организация регулирования и стимулирования |
|денежных доходов и поступлений из вне, |эк. и соц. процессов фин. методами; (4) |
|предназначенные для выполнения фин. |создание эффективной и максимально деловой |
|обязательств предприятия, финансирования |системы управления финансами. |
|текущих затрат и затрат, связанных с |Направления фин. политики: снижение |
|расширением производства. Собственные фин. |налоговой нагрузки на экономику, |
|ресурсы включают первоначальные взносы |упорядочение гос. обязательств, создание |
|учредителей и часть денег, полученную в |эффективной системы межбюджетных отношений.|
|результате фин.-хоз. деятельности - прибыль| |
|и амортизационные отчисления. Важный |Управление финансами в РФ осуществляют |
|источником финансирования воспроизводства |высшие законодательные органы власти: |
|основных средств - прибыль, остающаяся в |Федеральное Собрание и две его палаты – |
|распоряжении предприятия. Направления ее |Гос. Дума и Совет Федерации. Важнейшим |
|использования, величина прибыли, |органом осуществляющим управление финансами|
|направленная на финансирование инвестиций, |выступает Мин. фин. РФ. Его задачи: |
|определяются организацией самостоятельно, |разработка и реализация единой гос. фин. |
|распределяется на цели накопления и |политики, составление проекта и исполнение |
|потребления. Привлеченные источники |федерального бюджета, совершенствование |
|формирования фин. ресурсов включают |методов бюджетного планирования, |
|денежные средства, полученные от размещения|финансирования и отчетности. Министерство |
|акций и взносы членов трудовых коллективов.|по налогам и сборам - осуществляют контроль|
|К заемным средствам относятся долгосрочные |за правильным исчислением, полнотой и |
|ссуды коммерческих банков, приобретение |своевременностью взносов в бюджет. |
|основных средств на основе фин. лизинга и |Федеральная службы налоговой полиции - |
|инвестиционный налоговый кредит. |осуществляет предупреждение, выявление и |
| |пресечение налоговых преступлений. Гос. |
| |таможенный комитет – осуществляет |
| |непосредственное руководство таможенным |
| |делом в РФ; несет ответственность за |
| |поступление таможенных пошлин,. |
|47. Государственные финансы, их виды, |48. Финансовая система государства и ее |
|характеристика. |структура. Основные направления |
|Государственные финансы - раздел эк. науки,|реформирования финансовых отношений в РФ. |
|изучающий расходы и доходы бюджетной сферы |Совокупность гос. мероприятий по |
|и органов государственной власти, а также |использованию фин. отношений для выполнения|
|влияние, которое они оказывают на |гос-вом своих функций представляет фин. |
|экономику. Эк. сущность гос. финансов |политику. Она охватывает широкий комплекс |
|состоит в том, что они выражают денежные |мероприятий: разработку общей концепции |
|отношения, связанные с распределением и |фин. политики, определение ее основных |
|перераспределением стоимости общественного |направлений, целей, главных задач; создание|
|продукта и части национального богатства |адекватного фин. механизма; управление фин.|
|для формирования фин. ресурсов гос-ва, его |деятельностью гос-ва. Основу фин. политики |
|предприятий и использования полученных |составляют стратегические направления, |
|средств на выполнение функций гос-ва и гос.|которые определяют долгосрочную и |
|предприятий. |среднесрочную перспективу использования |
|В составе гос. финансов выделяются: гос. |финансов и предусматривают решение главных |
|бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, |задач, вытекающих из особенностей |
|финансы гос. предприятий и организаций. По |функционирования эк. и соц. сферы страны. |
|уровню гос. руководства эк. и соц. сферой |Одновременно с этим гос-во осуществляет |
|гос. финансы подразделяются на |выбор текущих тактических целей и задач |
|общегосударственные (федеральные, |использования фин. отношений. |
|правительственные) и местные |Важной составной частью фин. политики |
|(муниципальные). Благодаря такому |является установление фин. механизма, при |
|разнообразию фин. связей по функциональному|помощи которого происходит осуществление |
|назначению гос-во может оказывать влияние |всей деятельности гос-ва в области |
|на многие эк. и соц. процессы как в |финансов. Он представляет собой систему |
|территориальном, так и отраслевом аспектах.|установленных государством форм, видов и |
| |методов организации фин. отношений. К |
|Роль республиканского бюджета состоит в |элементам фин. механизма относятся формы |
|том, что его ресурсы предназначены для |фин. ресурсов, методы их формирования, |
|финансирования общегос. мероприятий: гос. |система законодательных норм, которые |
|целевых комплексных программ, обороны, |используются при определении доходов и |
|обеспечения правопорядка, охраны границ, |расходов государства, организации бюджетной|
|гос. управления, развития соц. сферы, |системы, финансов предприятий и рынка ц/б. |
|выполнения международных обязательств. | |
|Местные бюджеты в значительной степени |Основные направления реформирования фин. |
|используются для регулирования эк. |отношений в РФ: 1).Сбалансированность фин. |
|процессов, размещения производительных сил,|ресурсов госуд. и хозяйствующих субъектов |
|развития территориальной инфраструктуры, |через налогово-бюджетную систему: это |
|воспроизводства трудовых ресурсов. |снижение налоговой нагрузки и оставление |
|Назначение внебюджетных фондов - |больших фин. ресурсов у хозяйствующих |
|финансирование отдельных целевых |субьектов. Пример, ЕСН-35,6% будет 26%. |
|мероприятий за счет специальных целевых |должно оставить большие ресурсы на |
|отчислений и других источников. |предприятии (около 160 млрд. рублей). 2). |
|В государственном кредите отношения связаны|Развитие бюджетного федерализма |
|с мобилизацией временно свободных денежных |(законодательное установление бюджетных |
|средств предприятий, организаций, населения|прав и обязанностей двух равноправных |
|и их передачей гос. органам для |сторон — федеральных и региональных органов|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|