рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки к госэкзамену по теме Экономическая теория, финансы и кредит

|деятельность в соответствие с общей эк. |(страховые, ипотечные, сберегательные и |

|стратегией, и выступает ключевым агентом |т.д.). |

|государственной денежно-кредитной политики,|Есть определенный базовый набор операций, |

|при этом со стороны ЦБР используются в |без которого банк не может существовать и |

|первую очередь эк. методы управления и |нормально функционировать: прием депозитов;|

|только в отдельных случаях |осуществление денежных платежей и расчетов;|

|административные. |выдача кредитов. |

|Функции: Эмиссия банкнот (За ЦБ закреплено |Создание платежных средств тесно связано с |

|осуществление эмиссии наличных денег, |депозитной функцией кредитования банковских|

|организация их обращения и изъятия из |клиентов. Депозит может возникнуть: в |

|обращения на территории РФ); Проведение |результате внесения клиентом наличных денег|

|денежно-кредитной политики (совокупность |в банк или же в процессе банковского |

|мероприятий, направленных на изменение |кредитования. Если клиент внес деньги до |

|денежной массы в обращении, объема |востребования, то они превратились из |

|кредитов, уровня процентных ставок, |наличных в безналичные. Общая сумма денег в|

|основные инструменты - изменение норм |хозяйстве не изменилась. Если же деньги |

|обязательных резервов, размещаемых |зачислены на депозит, то общее количество |

|коммерческими банками в ЦБ; - регулирование|денег в хозяйстве увеличилось, так как банк|

|официальной учетной ставки; - проведение |своей операцией создал новые платежные |

|операций с ценными бумагами и иностранной |средства. Вторая обширная функциональная |

|валютой); Регулирование официальной учетной|сфера деятельности банков – посредничество |

|ставки ЦБ (используется ЦБ в операциях с |в кредите. Коммерческие банки выполняют |

|коммерческими банками по учету |роль посредников между хозяйственными |

|краткосрочных государственных облигаций, |единицами, накапливающими и нуждающимися в |

|коммерческих векселей и других ценных |денежных средствах. Функции банков |

|бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является|осуществляются через банковские операции. |

|оперативным инструментом государственного |Они подразделяются на пассивные и активные.|

|влияния на рынок ссудных капиталов); | |

|Проведение валютной политики (представляет |Пассивные: ресурсы формируются за счет |

|интересы РФ во взаимоотношениях с ЦБ |собственных (акционерный, резервный капитал|

|иностранных государств, а также в |и нераспределенная прибыль), привлеченных |

|международных банках и иных международных |(составляют основную часть ресурсов |

|валютно-фин. организациях; Регулирование |коммерческих банков, депозиты, а также |

|деятельности кредитных институтов (система |контокоррентные - единственный счет, |

|мер, посредством которых гос-во через ЦБ |посредством которого производятся все |

|обеспечивает стабильное и безопасное |расчетные и кредитные операции между |

|функционирование банков); Функция |клиентом и банком и корреспондентские |

|финансового агента правительства (ЦБ |счета) и эмитированных средств (средства |

|осуществляет операции по размещению и |клиентуры, которыми банку можно |

|погашению гос. долга, ведению текущих |пользоваться достаточно длительный период -|

|счетов правительства, надзору за хранением,|облигационные займы, банковские векселя и |

|выпуском и изъятием из обращения монет и |т.д). |

|казначейских билетов, а также переводу |Активные: Мобилизованные денежные средства |

|валютных средств при осуществлении расчетов|банки используют для кредитования клиентуры|

|правительства с другими странами). |и осуществления своей предпринимат. |

|Используя денежно кредитную политику как |деятельности. Вексельные операции |

|средство регулирования эк., ЦБ |подразделяются по учету векселей и ссуды |

|привлекает инструменты: Ставки учетного |под векселя. Подтоварные ссуды – ссуды под|

|процента (дисконтную политику); Нормы |залог товаров и товарораспорядительных |

|обязательных резервов кредитных учреждений;|документов. Фондовые операции. Их объектом |

|Операции на открытом рынке; Регламентацию |служат различные виды ценных бумаг. |

|эк. нормативов для кредитных учреждений. |Кредитные операции: Ссуды для |

| |финансирования оборотного капитала. Эта |

| |группа связана с нехваткой у предприятия |

| |денежных средств для покупки элементов |

| |оборотного капитала, необходимых для |

| |повседневных операций. Ссуды для |

| |финансирования основного капитала. Эта |

| |группа представлена средне- и долгосрочными|

| |кредитами для покупки недвижимости, земли, |

| |оборудования и т.п. |

|43. Собственные и привлеченные средства |44. Финансовый контроль, его основные формы|

|коммерческого банка, их структура и виды. |и виды. |

|К собственным ср-вам относят уставный и |Фин. контроль – специальная отрасль |

|добавочный капитал, фонды и страховые |осуществляемого в стране контроля. Наличие |

|резервы, а так же нераспределенная прибыль.|фин. контроля объективно обусловлено тем, |

|За счет собственных ср-в банки покрывают |что финансам как эк. категории присущи не |

|10-20% своей общей потребности в ресурсах, |только распределительная, но и контрольная |

|т.е. они работают преимущественно за счет |функции. Системность контроля достигается |

|привлеченных средств. Уставный капитал |комбинированным использованием его |

|образуется из величины вкладов участников |различных видов: логического и |

|банка и определяет минимальный размер |математического, документального и |

|имущества, гарантирующего интересы |фактического. |

|кредиторов. Добавочный капитал включает в |Способы документального контроля: |

|себя прирост стоимости имущества банка при |формальная и арифметическая проверка |

|его переоценке. Фонды банка образуются из |документов; юр. оценка хоз. операций, |

|чистой прибыли Страховые резервы это |отраженных в документах; сплошное и |

|обязательные резервы для покрытия возможных|выборочное наблюдение; встречная проверка |

|потерь по ссудам и операциям с ценными |документов; оценка законности и |

|бумагами при обесценивании последних. |обоснованности хоз. операций по данным |

|Все привлеченные ресурсы по способу их |корреспонденции счетов бухгалтерского |

|аккумуляции делятся на две большие группы: |учета; балансовые увязки движения |

|депозитные и недепозитные привлеченные |товарно-материальных ценностей с их |

|средства. Основную часть привлеченных |отражением в финансово-бухгалтерской |

|ресурсов банков составляют депозиты, т.е. |документации. |

|денежные ср-ва, внесенные в банк клиентами |Способы фактического контроля: |

|для хранения на определенные счета. |инвентаризация; экспертная оценка объема и |

|Недепозитные - ср-ва которые банк получает |количества выполненных работ, |

|в виде займов (кредитов) в основном с целью|обоснованности материальных затрат и выхода|

|поддержания своей ликвидности |готовой продукции; визуальное наблюдение |

|По категориям владельцев все банковские |при обследовании складских помещений, |

|депозиты подразделяются на депозиты юр. |производственных подразделений, состояния |

|лиц и вклады физ. лиц. |контрольно-пропускного режима. |

|По форме возврата депозиты принято |Среди форм финансового контроля выделяют |

|подразделять на: депозиты до востребования |предварительный, текущий и последующий |

|(договор на условиях выдачи по первому |контроль. |

|требованию); срочные депозиты (договор на |Предварительный проводиться до совершения |

|условиях возврата по истечении срока); |операций по образованию, распределению и |

|условные депозиты (договор на иных |использованию денежных фондов. Он имеет |

|условиях возврата т.е. при наступлении |важное значение для предупреждения |

|определенных условий - целевые, страховые, |нарушений фин. дисциплины. Текущий – это |

|накопительные вклады). |контроль в процессе совершения денежных |

| |операций (в ходе выполнения фин. |

| |обязательств перед гос-вом, получения и |

| |использования денежных средств для |

| |административно – хоз. расходов, |

| |капитального строительства и.т.д.). |

| |Последующий – это контроль, осуществляемый |

| |после совершения фин. операций (после |

| |исполнения доходной и расходной части |

| |бюджета; использования предприятием или |

| |учреждением денежных средств, уплаты |

| |налогов и.т.п.) В этом случае определяется |

| |состояние фин. дисциплины, выявляются её |

| |нарушения, пути предупреждения и меры по их|

| |устранению. |

|45. Сущность и основные функции финансов. |46. Финансовая политика государства: |

|Финансовые ресурсы и основные источники |содержание и требования. Структура |

|формирования. |финансового аппарата РФ. |

|Финансы - важнейшая эк. категория, |Совокупность гос. мероприятий по |

|отражающая эк. отношения в процессе |использованию фин. отношений для выполнения|

|создания и использования денежных средств. |гос-вом своих функций представляет фин. |

|Их возникновение произошло в условиях |политику. Она охватывает широкий комплекс |

|перехода от натурального хоз-ва к |мероприятий: разработку концепции фин. |

|регулярному товарно-денежному обмену и было|политики, определение ее основных |

|связано с развитием государства и его |направлений, целей; создание фин. |

|потребностей в ресурсах. Функции финансов: |механизма; управление фин. деятельностью |

|Распределительная (формирование |гос-ва. Основу фин. политики составляют |

|первоначального капитала, образующегося за |стратегические направления, которые |

|счет вкладов учредителей, авансирование его|определяют долгосрочную и среднесрочную |

|в производство, воспроизводство капитала, |перспективу использования финансов и |

|создание основных пропорций при |предусматривают решение главных задач, |

|распределении доходов и финансовых |вытекающих из особенностей функционирования|

|ресурсов, обеспечивающих оптимальное |эк. и соц. сферы страны. Важной составной |

|сочетание интересов отдельных |частью фин. политики является установление |

|товаропроизводителей, хозяйствующих |фин. механизма, при помощи которого |

|субъектов и государства в целом); |происходит осуществление всей деятельности |

|Контрольная (Распределительные отношения |гос-ва в области финансов. К элементам фин.|

|затрагивают интересы общества в целом, так |механизма относятся формы фин. ресурсов, |

|и отдельных хозяйствующих субъектов. |методы их формирования, система |

|Поэтому первостепенная задача - их |законодательных норм, которые используются |

|оптимальная организация. Объективная основа|при определении доходов и расходов |

|контрольной функции - стоимостной учет |государства. Задачи фин. политики: (1) |

|затрат на пр-во и реализацию продукции, |обеспечение условий для формирования |

|выполнение работ и оказание услуг, процесс |максимально возможных фин. ресурсов; (2) |

|формирования доходов и расходов денежных |установление рационального распределения и |

|фондов). |использования фин. ресурсов; (3) |

|Фин. ресурсы - это совокупность собственных|организация регулирования и стимулирования |

|денежных доходов и поступлений из вне, |эк. и соц. процессов фин. методами; (4) |

|предназначенные для выполнения фин. |создание эффективной и максимально деловой |

|обязательств предприятия, финансирования |системы управления финансами. |

|текущих затрат и затрат, связанных с |Направления фин. политики: снижение |

|расширением производства. Собственные фин. |налоговой нагрузки на экономику, |

|ресурсы включают первоначальные взносы |упорядочение гос. обязательств, создание |

|учредителей и часть денег, полученную в |эффективной системы межбюджетных отношений.|

|результате фин.-хоз. деятельности - прибыль| |

|и амортизационные отчисления. Важный |Управление финансами в РФ осуществляют |

|источником финансирования воспроизводства |высшие законодательные органы власти: |

|основных средств - прибыль, остающаяся в |Федеральное Собрание и две его палаты – |

|распоряжении предприятия. Направления ее |Гос. Дума и Совет Федерации. Важнейшим |

|использования, величина прибыли, |органом осуществляющим управление финансами|

|направленная на финансирование инвестиций, |выступает Мин. фин. РФ. Его задачи: |

|определяются организацией самостоятельно, |разработка и реализация единой гос. фин. |

|распределяется на цели накопления и |политики, составление проекта и исполнение |

|потребления. Привлеченные источники |федерального бюджета, совершенствование |

|формирования фин. ресурсов включают |методов бюджетного планирования, |

|денежные средства, полученные от размещения|финансирования и отчетности. Министерство |

|акций и взносы членов трудовых коллективов.|по налогам и сборам - осуществляют контроль|

|К заемным средствам относятся долгосрочные |за правильным исчислением, полнотой и |

|ссуды коммерческих банков, приобретение |своевременностью взносов в бюджет. |

|основных средств на основе фин. лизинга и |Федеральная службы налоговой полиции - |

|инвестиционный налоговый кредит. |осуществляет предупреждение, выявление и |

| |пресечение налоговых преступлений. Гос. |

| |таможенный комитет – осуществляет |

| |непосредственное руководство таможенным |

| |делом в РФ; несет ответственность за |

| |поступление таможенных пошлин,. |

|47. Государственные финансы, их виды, |48. Финансовая система государства и ее |

|характеристика. |структура. Основные направления |

|Государственные финансы - раздел эк. науки,|реформирования финансовых отношений в РФ. |

|изучающий расходы и доходы бюджетной сферы |Совокупность гос. мероприятий по |

|и органов государственной власти, а также |использованию фин. отношений для выполнения|

|влияние, которое они оказывают на |гос-вом своих функций представляет фин. |

|экономику. Эк. сущность гос. финансов |политику. Она охватывает широкий комплекс |

|состоит в том, что они выражают денежные |мероприятий: разработку общей концепции |

|отношения, связанные с распределением и |фин. политики, определение ее основных |

|перераспределением стоимости общественного |направлений, целей, главных задач; создание|

|продукта и части национального богатства |адекватного фин. механизма; управление фин.|

|для формирования фин. ресурсов гос-ва, его |деятельностью гос-ва. Основу фин. политики |

|предприятий и использования полученных |составляют стратегические направления, |

|средств на выполнение функций гос-ва и гос.|которые определяют долгосрочную и |

|предприятий. |среднесрочную перспективу использования |

|В составе гос. финансов выделяются: гос. |финансов и предусматривают решение главных |

|бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, |задач, вытекающих из особенностей |

|финансы гос. предприятий и организаций. По |функционирования эк. и соц. сферы страны. |

|уровню гос. руководства эк. и соц. сферой |Одновременно с этим гос-во осуществляет |

|гос. финансы подразделяются на |выбор текущих тактических целей и задач |

|общегосударственные (федеральные, |использования фин. отношений. |

|правительственные) и местные |Важной составной частью фин. политики |

|(муниципальные). Благодаря такому |является установление фин. механизма, при |

|разнообразию фин. связей по функциональному|помощи которого происходит осуществление |

|назначению гос-во может оказывать влияние |всей деятельности гос-ва в области |

|на многие эк. и соц. процессы как в |финансов. Он представляет собой систему |

|территориальном, так и отраслевом аспектах.|установленных государством форм, видов и |

| |методов организации фин. отношений. К |

|Роль республиканского бюджета состоит в |элементам фин. механизма относятся формы |

|том, что его ресурсы предназначены для |фин. ресурсов, методы их формирования, |

|финансирования общегос. мероприятий: гос. |система законодательных норм, которые |

|целевых комплексных программ, обороны, |используются при определении доходов и |

|обеспечения правопорядка, охраны границ, |расходов государства, организации бюджетной|

|гос. управления, развития соц. сферы, |системы, финансов предприятий и рынка ц/б. |

|выполнения международных обязательств. | |

|Местные бюджеты в значительной степени |Основные направления реформирования фин. |

|используются для регулирования эк. |отношений в РФ: 1).Сбалансированность фин. |

|процессов, размещения производительных сил,|ресурсов госуд. и хозяйствующих субъектов |

|развития территориальной инфраструктуры, |через налогово-бюджетную систему: это |

|воспроизводства трудовых ресурсов. |снижение налоговой нагрузки и оставление |

|Назначение внебюджетных фондов - |больших фин. ресурсов у хозяйствующих |

|финансирование отдельных целевых |субьектов. Пример, ЕСН-35,6% будет 26%. |

|мероприятий за счет специальных целевых |должно оставить большие ресурсы на |

|отчислений и других источников. |предприятии (около 160 млрд. рублей). 2). |

|В государственном кредите отношения связаны|Развитие бюджетного федерализма |

|с мобилизацией временно свободных денежных |(законодательное установление бюджетных |

|средств предприятий, организаций, населения|прав и обязанностей двух равноправных |

|и их передачей гос. органам для |сторон — федеральных и региональных органов|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.