рефераты скачать

МЕНЮ


Налоги и налоговые реформы в России

банками, большой оборот наличных денег и другие факторы. По мере роста

благосостояния населения России уплата подоходного, а возможно, и

имущественного налога на основании налоговой декларации станет основным

методом его взимания. Кстати, в Швейцарии в отличие от многих других стран

отказались от взимания подоходного налога у источника дохода. Этот порядок

сохранен лишь для временных рабочих, иностранцев, приезжающих в страну на

заработки, и некоторых банковских операций.

А теперь рассмотрим изменения в подоходном налоге, произведенные в

начале 1997 г. 10 января принят Федеральный закон № II "О внесении

изменений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических

лиц". Он имеет целью пресечение существующих способов легального сокращения

личных высоких доходов некоторых категорий граждан, а также усиление

социальной справедливости данного налога.

До введения Закона депозитные счета граждан в банках, а точнее доходы,

получаемые по ним в виде процентов, не входили в совокупный годовой доход

физического лица и вследствие этого не облагались подоходным налогом. В

связи с этим возникла новая форма оплаты труда, обычно для некоторой части

работников коммерческих банков. А именно: при сравнительно небольшой

официальной заработной плате, получаемой по ведомости, открывался

депозитный счет работнику с процентами, значительно превосходящими ставку

рефинансирования Центробанка России. Это был реальный доход, по закону не

облагаемый. С 1997 г. те граждане, кому проценты и выигрыши за хранение

денежных сумм выплачиваются банками в размерах, превышающих суммы,

рассчитанные исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком

России, действовавшей в течение периода существования вклада открытым в

рублях, или в размерах свыше 15% годовых от суммы вклада, если вклад

хранится в иностранной валюте, привлечены к обложению подоходным налогом.

Разница между фактически выплачиваемыми процентами по вкладам и суммами,

исчисленными по приведенным выше нормам, расценивается как материальная

выгода и облагается по ставке 15% у источника выплаты отдельно от других

видов доходов.

Аналогично изменен подход и к налогообложению страховых выплат.

Нередко страховые компании рассматривают взносы граждан как своего рода

денежный депозит и выплачивают им суммы процентов за хранение этих взносов.

Конечно, слово "хранение" не нужно понимать в буквальном смысле. Страховые

взносы, получаемые компаниями, немедленно поступают в оборот. Именно за

счет этого успешно работают страховые компании в рыночных отношениях. Но

для конкретного гражданина это, безусловно, доход. Имеются также случаи,

когда суммы выплат значительно превышают произведенные взносы. Закон от 10

января 1997 г. внес ясность в налогообложение таких доходов.

Закон определил, что не включаются в доход физических лиц суммы

страховых выплат:

• по обязательному страхованию;

• по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет)

страхования жизни, в том числе добровольного пенсионного страхования;

• по договорам добровольного имущественного страхования и страхования

ответственности в связи с наступлением страхового случая;

• в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов

страхователей или застрахованных лиц.

Что касается всех остальных случаев, если суммы страховых выплат по

договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных

физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на

сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России на

момент заключения договора страхования, то разница между этими суммами

подлежит налогообложению по ставке 15% у источника выплаты отдельно от

других видов доходов.

В тех случаях, когда страховые взносы производятся не самими

гражданами, а предприятиями, организациями, учреждениями или иными

работодателями, то такие суммы входят в состав совокупного годового дохода

и облагаются подоходным налогом в соответствующем порядке. Это не

затрагивает случаев, когда в соответствии с действующим законодательством

работодатель обязан застраховать работника. Не подлежат обложению случаи,

когда работодатель вносит страховые взносы за граждан по договорам

добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным

физическим лицам.

Предприятия и организации практикуют еще один способ скрытой оплаты

труда без налога. Работникам выдается денежная ссуда на длительный срок под

небольшой процент или вообще беспроцентная. Упомянутым выше Законом с 1997

г. установлено, что материальная выгода в виде экономии на процентах при

получении заемных средств от предприятий, организаций или от физических лиц-

предпринимателей не включается в совокупный доход гражданина, если:

• процент за пользование такими средствами в рублях составляет не

менее двух третей от ставки рефинансирования, установленной Банком России;

• процент за пользование такими средствами в иностранной валюте

составляет не менее 10% годовых.

Положительная разница между суммой, исчисленной исходя из

вышеназванных ставок, и суммой фактически уплаченных процентов по

полученным заемным денежным средствам подлежит включению для целей

налогообложения в совокупный годовой доход.

Закон от 10 января 1997 г. сократил также возможности получения

налоговой льготы на строительство жилых домов или покупку их. Теперь данная

льгота предоставляется физическим лицам в пределах установленного законом

пятитысячекратного минимального размера оплаты труда, учитываемого за

трехлетний период.

Законодательство о подоходном налоге развивается в направлении

наиболее полного учета доходов граждан и расширения базы обложения. Уловить

все личные доходы в рыночной экономике — задача весьма непростая, что

известно из опыта западных налоговых служб. В нашей стране задача

усложняется тем, что из-за низкой заработной платы, невыплат ее, остановкой

предприятий люди стали гораздо чаще менять место основной работы, начали

активно искать дополнительные возможности заработка. Эти возможности

предоставляют кооперативы, где большинство работников трудится по

совместительству, малые предприятия, товарищества с ограниченной

ответственностью. Широко практикуется работа по договорам подряда. Свобода

торговли вызвала к жизни новый слой мелких предпринимателей, так называемых

"челноков" — людей, совершающих челночные рейсы в страны ближнего и

дальнего зарубежья с целью покупки и перепродажи различных товаров в

розницу или мелким оптом. В этих условиях требуются новые формы

налогообложения и новые методы работы налоговых служб. Бессмысленно

пытаться контролировать доходы торговца-лоточника или "челнока" в надежде

подучить полностью подоходный налог. Невозможно полностью выявить доходы,

которые приносит торговый киоск или палатка, независимо от того,

принадлежит она юридическому лицу или физическому. В первом случае следует

взимать налог на прибыль и прочие, во втором — подоходный налог. Но всем

прекрасно известно, что через палатку или киоск пройдет масса неучтенного

товара. И никакие контрольно-кассовые машины при этом не помогут.

Следовательно, методы взимания налога должны быть адекватны формам

предпринимательской деятельности. Говоря о малом бизнесе и предшествующем

ему развитии кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, мы уже

отмечали напрасно забытые нашими законодателями методы патентов и

регистрационных удостоверений на занятие некоторыми видами

предпринимательской деятельности. Самое время вернуться к ним вновь.

А по поводу доходов людей, имеющих более твердое и определенное место

работы и несколько источников дохода, можно сказать, что в налоговые

инспекции должны поступать сведения не только о дополнительных, но и об

основных доходах. Тогда у них будет иметься полнота представлений о

размерах подлежащего уплате подоходного налога. Но это потребует

переоснащения налоговых служб, в первую очередь подразделений, занимающихся

физическими лицами, компьютерной техникой. Можно не сомневаться, что

расходы на компьютеры и разработку соответствующих программ окупятся в

самые кратчайшие сроки.

В табл. 1 приведены некоторые данные, характеризующие финансовые

показатели декларирования населения в Российской Федерации и в том числе в

г. Москве в 1996 г. в существующих условиях. Напомним, что декларации

подавались по доходам, полученным в 1995 г.

Таблица 1. Декларирование совокупного годового дохода за 1995 г.

физическими лицами

| |Показатели |По России |По г. Москве |

| |1 |2 |3 |

|1 |Количество сведений о доходах, | | |

| |полученных не по месту основной | | |

| |работы, млн. |70,7 |6,7 |

| |в том числе: | | |

| |на физических лиц, проживающих | | |

| |в данном районе, млн. |39,7 |0,5 |

|2 |Получены декларации, тыс. |2693,8 |86,2 |

|3 |Начислено дополнительно подо- | | |

| |ходного налога по полученным | | |

| |декларациям, без доначислений | | |

| |по проверкам, млрд. руб. |1569,5 |332,1 |

|4 |Доначислено по результатам про- | | |

| |верок деклараций, включая фи- | | |

| |нансовые санкции, млрд. руб. |296,4 |71,4 |

|5 |Количество деклараций, в которых | | |

| |облагаемый совокупный годовой | | |

| |доход превысил 50 млн. руб. |53577 |9589 |

| |в том числе: | | |

| |количество деклараций, в которых | | |

| |облагаемый совокупный годовой | | |

| |доход превысил 300 млн. руб. |4817 |1620 |

|6 |Количество физических лиц, при | | |

| |влеченных к административной | | |

| |ответственности за нарушение | | |

| |порядка декларирования своих |361000 |4981 |

| |доходов | | |

|7 |Сумма административных штрафов за |31,3 |1,1 |

| |нарушение порядка декларирования | | |

| |доходов, млрд. руб. | | |

Чисто финансовый результат работы по декларированию личных доходов

граждан составил, как видим, 1,9трлн. руб., в том числе более 0,4 трлн.

руб. только по г. Москве. И это еще неполные итоги, поскольку таблица

составлена по данным на IV квартал 1996 г., когда проверка деклараций была

еще не закончена.

Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом, но

большая часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах

субъектов Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим

источником доходов бюджета. Соотношения его между бюджетами менялись. В

разное время в региональном бюджете оставалось 100%, 99%, в настоящее время

90% — от всех поступлений, остальные направляются в федеральный бюджет.

2.2.5 Прочие федеральные налоги

Вторым федеральным налогом, который касается граждан, стал налог на

имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Это единственный

федеральный имущественный налог. Другие имущественные налоги поступают в

региональные и местные бюджеты. Такой порядок сочетается с общемировой

практикой.

Налогом облагаются граждане, во владение к которым переходит имущество

по акту наследования или дарения. Облагается такое имущество, как жилые

дома, дачи или садовые домики, приватизированные квартиры, предметы

искусства и антиквариата, автомобили и другие транспортные средства,

ювелирные изделия, паи в жилищно-строительных, гаражных и дачных

кооперативах, вклады в кредитных учреждениях, средства на именных

приватизационных счетах, ценные бумаги в их стоимостном выражении,

стоимость имущественных и земельных долей.

Налог взимается в тех случаях, если общая стоимость имущества,

переходящего в собственность физического лица, на день открытия наследства

или оформления договора дарения превышает:

• при оформлении наследства — 850-кратной величины установленной

законодательством на день открытия наследства минимальной оплаты труда;

• при дарении — 80-кратной величины минимальной оплаты труда.

Как и в большинстве стран, ставка налога на наследование зависит не

только от величины наследства, но и от степени родства. Наследники по

закону классифицируются по трем категориям: наследники первой очереди —

дети, в том числе усыновленные, супруг, родители; наследники второй очереди

— братья и сестры, дед и бабушка; другие наследники.

Особое место в системе федеральных налогов занимают четыре налога,

служащие источниками образования федерального и территориальных дорожных

фондов. Это строго целевые налоги по использованию средств. Среди них:

налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), налог на

пользователей 'автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств

и налог на приобретение автотранспортных средств.

3. Анализ действующей налоговой системы

Действующая в России уже пять с половиной лет налоговая система

вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов,

депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых

налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление,

что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут

коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не

оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые

законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а

критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов.

Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все — от

предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Минфина?

Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у

критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги

слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство

устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие

полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги:

хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют

Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам

бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный

заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны

сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных

расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер

налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных

производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое

налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при

небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое

налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше;

введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали;

слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;

недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые

изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И

этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения

сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее

"придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во

многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное

зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на

базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в

западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает

собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения,

способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но

предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от

проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России

возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях

экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание

бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного

аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать

неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам

перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко

привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о

реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы,

приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической

политики.

И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем

сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового

бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть

налоги — высокими или низкими — это извечная проблема в теории и практике

мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения

уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами

финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития

фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой

стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна

определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти

только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70—80-е

гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и

доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не

только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги

могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также

может вызвать ряд негативных последствий, как, например, кризис

перепроизводства, оказаться губительным с точки зрения сохранности

окружающей природной среды.

Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность

российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это

действительно. Без острой необходимости часто вводится большое количество

частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под

влиянием той или иной группировки политиков или экономистов делается

попытка совместить несовместимое, учесть всё те предложения, о которых

говорилось выше. Иначе чем можно объяснить, что в январе 1996 г.

принимается решение о существенном смягчении подоходного налога с

физических лиц, причем задним числом за предыдущий год, а затем в 1996 г.

подоходный налог существенно ужесточается. Тот же подоходный налог, но уже

на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997 г. прошел три законодательные

стадии: ужесточение, отмена принятых мер, вновь ужесточение, но в меньшей

степени. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной

концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости создания

научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует

иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей.

Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является

неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает

оставаться сложной.

Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях

продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана

противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило

необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое

законодательство. Налоговая реформа продолжается. Существенным этапом ее

будет введение Налогового Кодекса Российской Федерации.

4. Направления налоговой реформы

Основы налоговой системы будут определяться и Налоговым Кодексом РФ, а

не соответствующим Законом РФ. Надо сказать, что ряд принципиальных

положений проекта Налогового Кодекса уже находят практическое воплощение.

Мы имеем в виду Указ Президента Российской Федерации № 685 от 8 мая 1996 г.

"Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах

по укреплению налоговой и платежной дисциплины".

В Указе направления налоговой реформы представлены следующим образом:

• построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство,

непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы

налогов и платежей;

• сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых

налогов, не приносящих значительных поступлений;

• облегчение налогового бремени производителей продукции (работ,

услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения

налогооблагаемой базы;

• расширение практики установления специфических ставок акцизов,

кратных минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в

ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;

• замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными

платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных

платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения

добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным

ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центробанком

Российской Федерации на дату платежа;

• консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных

фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств

и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

• развитие налогового федерализма, в том числе установление

минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты

разных уровней;

• сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

• увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Чрезвычайно важным является содержащееся в данном Указе коренное

изменение порядка амортизационных отчислений. Вместо индивидуальных

нормативов предполагается введение групповых нормативов, при котором

имущество, подлежащее амортизации, будет объединяться в несколько

категорий. Например, к одной категории будут относиться здания, сооружения

и их структурные компоненты, к другой - технологическое, энергетическое и

иное оборудование, к третьей — автотранспорт, информационные системы,

включая компьютерную технику, офисное оборудование, к четвертой —

нематериальные активы и т. д. Введение этой меры в корне изменит расчеты

прибыли, а следовательно, налога на прибыль предприятий и организаций и

других налогов, уплачиваемых из прибыли. Но главное, такая мера будет

способствовать развитию производства, ускорению обновления оборудования.

Цель состоит в том, чтобы приблизить сроки амортизации к принятым в других

развитых странах.

Дальнейшая перспектива основ налоговой системы связана с принятием

Налогового Кодекса. Он должен быть всеобъемлющим документом, полностью

определяющим отношения государства и налогоплательщиков, функции и

полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по

установлению и взиманию налогов и сборов. Он должен также устранить

недостатки существующей налоговой системы, сохранив все то рациональное,

что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым Кодексом

будет создана единая законодательная и нормативная база налогообложения. На

наш взгляд. Налоговый Кодекс призван стабилизировать систему налогов по

крайней мере в пределах финансового (в России это календарный) года, а

впоследствии в течение нескольких лет. Он должен искоренить порочную

практику принятия налоговых законодательных актов задним числом. Все

изменения должны проводиться только вместе с формированием бюджета на

будущий год и заранее становиться известными налогоплательщику. Более того

— готовящиеся изменения следует заранее широко обсуждать со специалистами,

включая и сторону налогоплательщиков. Налоговому Кодексу предстоит создать

единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся

противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко

определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в

проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и

налоговых льгот.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения

государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых

инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые

им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие

сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая

консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских

занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока

проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью

государственной налоговой политики.

Предстоящая замена Закона РФ "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации" Налоговым Кодексом РФ отнюдь не означает коренной

ломки системы. Мы не можем отбросить мировой опыт, а российские налоги

базируются именно на нем. Адекватность налогов России и налогов других

развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей

экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных

инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления

совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России

совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути

экономического развития страны.

Литература :

1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика», Москва,

«Дело»,1997г.

2. Д.Г. Черник «Налоги в рыночной экономике», Москва, «Финансы»,

1997г.

3. Линвуд Т. Гайгер «Макроэкономическая теория и переходная

экономика», Москва, «Инфра-М», 1996г.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Общая часть. Проект.

Комментарии С.Д. Шаталова. Москва, «Международный центр финансово-

экономического развития», 1996г.

5. Справочная правовая система «Гарант» (Законодательство России;

Налогообложение и бухучет), ( 1997 НПП «Гарант-сервис «.

-----------------------

[1] Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации

от 5 августа 1992 г. №552.

[2] Маневич В., Сигиневич А. Актуальные проблемы налоговой реформы

//Вопросы экономики. — М., 1990, № 3, С.80.

[3] При оформлении документов на товары (работы, услуги), не

подлежащие обложению НДС, на них ставится штамп или делается надпись "Без

налога на добавленную стоимость"

[4] Недавно освобождены от налога также стипендии аспирантов.

[5] Напомним, что у любого гражданина облагаемый совокупный годовой доход

ниже совокупного годового дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.