рефераты скачать

МЕНЮ


Налоги и налоговые реформы в России

оплата труда должна влиять на налоговую базу?

Еще в 1990 г. в журнале "Вопросы экономики" была опубликована статья

"Актуальные проблемы налоговой реформы". Ее авторы возражали против

использования прибыли в качестве

основного объекта налогообложения, что представлялось им в современных

условиях необоснованным. Они предлагали: "В качестве альтернативного

варианта на период финансового оздоровления экономики и формирования

рынка... можно ввести систему налогообложения не прибыли, а дохода"[2].

Этот взгляд имел и имеет немало сторонников. Они приводят достаточно

серьезные доводы. В рыночных отношениях может размываться граница между

прибылью и заработной платой. Это характерно для акционерных обществ,

товариществ, кооперативов, семейных предприятий. В этих случаях интересы

хозяйствующего субъекта заключаются в получении не столько прибыли, сколько

предпринимательского дохода. Если объектом налогообложения служит прибыль,

то нормативы заработной платы приходится заранее определять и ограничивать.

Налогообложение дохода этого не требует. Сейчас, когда налог на прибыль

перестал выполнять функцию регулирования фондов потребления со стороны

государства, стоит еще раз вернуться к указанной проблеме, по крайней мере

в научном плане, в плане проработки.

Конечно, выбор прибыли в качестве основного объекта налогообложения

достаточно обоснован. Сущность налога состоит в распределении прибавочной

стоимости между предприятием и государством. К экономической категории

прибавочной стоимости ближе всего категория прибыли. В западных странах

налогом чаще всего облагается именно прибыль компании. Вся система учета

построена на взимании налога на прибыль. Пока к этому добавлялась функция

регулирования фондов оплаты труда, мы твердо склонялись к тому, чтобы

сохранить именно налог на прибыль и не ломать сложившуюся систему. Утрата

данной функции существенно облегчает возможности уклонения от

налогообложения, затрудняет налоговый контроль. Подобные соображения

заставляют задуматься о возможности замены объекта обложения на доход

предприятия. Но хотелось бы подчеркнуть, что практическое решение вопроса

требует глубокой проработки всех последствий не только для бюджета, но и

для различных категорий плательщиков, то есть для экономики страны в целом.

А пока продолжаются отдельные частные изменения во взимании налога на

прибыль. В 1996—1997 гг. происходит некоторое уточнение порядка определения

валовой прибыли предприятия. Готовится федеральный Закон "О перечне затрат,

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования

финансовых результатов, учитываемых при расчете налого-облагаемой прибыли".

Предполагается, что состав затрат будет расширен. К вычету при определении

налогооблагаемой базы будут приниматься все необходимые и обоснованные

расходы, связанные с получением прибыли. В частности, предусматривается

снять ограничения на проценты по банковским кредитам, на расходы на

рекламу.

В прибыль от реализации основных фондов теперь входит и прибыль,

полученная от реализации земельных участков. Отрицательный результат от

реализации основных фондов и нематериальных активов не уменьшает

налогооблагаемую прибыль.

Расширен перечень средств предприятий, не подлежащих обложению налогом

на прибыль. К ним относятся средства, полученные в порядке безвозмездной

помощи от иностранных государств в соответствии с межправительственными

соглашениями; средства, полученные приватизированными предприятиями в

качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов;

средства, передаваемые между основными и дочерними предприятиями, если доля

основного предприятия превышает 50% в уставном капитале дочерних

предприятий.

Начиная с 1997 г. изменился порядок взимания налога на прибыль.

Точнее, право его изменить предоставлено налогоплательщикам за исключением

бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц.

Остальные предприятия по желанию или сохраняют старый порядок уплаты

авансовых платежей с квартальными перерасчетами или могут перейти на

ежемесячную уплату в бюджет налога исходя из фактически полученной прибыли

за предшествующий месяц. В этом случае месячные расчеты налога на прибыль

представляются предприятиями в налоговые инспекции не позднее 20 числа

месяца, следующего за отчетным, а налог вносится не позднее 25 числа того

же месяца. До введения данной меры авансовые платежи вызывали большое

количество нареканий со стороны предпринимателей.

С другой претензией: налог чрезвычайно высок и носит лишь фискальный

характер — согласиться трудно. Достаточно сопоставить ставку российского

налога (35%) со ставками, действующими в различных странах, чтобы

убедиться, что наш налог в основном отвечает общемировому уровню.

2.2.2 Налог на добавленную стоимость

С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал

налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму

изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях

производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью

реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат,

отнесенных на издержки производства и обращения.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров

(работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них

налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы

денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары

(работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального

назначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых и

иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или

выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке

частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.

При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с частичной

оплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимости

облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, определенных с

учетом фактической себестоимости и прибыли, исчисленной по предельному

уровню рентабельности, установленному Правительством РФ для предприятий-

монополистов. При использовании внутри предприятия товаров собственного

производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и

обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость

этих или аналогичных товаров, исчисленная по применяемым ценам, а при их

отсутствии — из фактической себестоимости. При изготовлении товаров из

давальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является стоимость их

обработки.

У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации

товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по

которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на

добавленную стоимость. Аналогично определяется облагаемый оборот при

аукционной продаже товаров. Для строительных, строительно-монтажных и

ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных

работ, принятых заказчиком.

Исчисление налога на добавленную стоимость по данным видам работ

производится исходя из сумм, учитываемых по счетам реализации.

В налогооблагаемую базу по импортируемым товарам включаются таможенная

стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма

акциза.

Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается

стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница

между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию

(товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные

ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства.

Подобная база обложения достаточно стабильна.

Как видим, НДС является косвенным налогом на потребление. Налог

взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор,

пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В

результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и

обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога.

Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление

налога в бюджет.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги

пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции,

патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства

отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает

социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и

опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений

культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных

предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных

художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию

Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью

без образования юридического лица.

Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений

и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную

стоимость" были установлены нормы, несколько изменяющие порядок взимания

НДС.

Внесены изменения в определение облагаемого оборота для

заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий,

занимающихся продажей и перепродажей товаров (за исключением товаров

розничной торговли и общественного питания). С мая 1995 г. указанные

предприятия определяют оборот, облагаемый НДС, на основе стоимости

реализуемых товаров исходя из применяемых продажных цен и рассчитывают

сумму налога в виде разницы между суммой НДС, полученной от покупателей, и

суммой НДС, уплаченной поставщикам товаров, то есть не с суммы наценки,

надбавки и т. д., как было установлено ранее. При реализации товаров (за

исключением розничной торговли) по договорам комиссии и поручения оборот,

облагаемый НДС, определяется также на основании продажной цены товара.

По вышеуказанным предприятиям торговли предъявляются к зачету

(возмещению из бюджета) суммы НДС по товарам, приобретаемым для

перепродажи, по мере их оплаты поставщикам независимо от факта реализации

товаров. Уплата НДС с авансов, полученных ими под поставку товаров,

производится со всей суммы авансов и предоплат.

Созданы равные условия для предпринимательской деятельности

отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика

возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не

зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на

территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.

Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному

предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится

в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за

иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в

установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории

России при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

При оформлении расчетных документов: счетов-фактур, актов выполненных

работ, счетов на услуги и пр. сумма налога на добавленную стоимость

выделяется отдельной строкой. Без этого расчетные документы не должны

приниматься банками к исполнению[3].

Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала

изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в

условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен,

начало которой совпало по времени с введением данного налога, и

развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве

стран, как мы видели, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют

пониженные льготные ставки.

В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным

товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Так было до

июля 1995 г. Дифференциация ставки налога на продовольственные и

непродовольственные изделия соответствует мировому опыту. Это практикуется

в Германии, США, Франции, Японии, а также в некоторых других странах.

Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18

пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы

ничем не компенсировались.

Изменение ставки НДС в России повлекло осложнения в торговых

отношениях с другими странами Содружества Независимых Государств. Ведь

ранее ставка налога (28%) была единой и вдруг возникла возможность

пользоваться разницей ставок, и российские предприниматели могли оказаться

в невыгодных условиях. Поэтому прошло еще одно изменение закона об НДС,

регулирующее торговлю со странами СНГ. При взаимных расчетах обоюдно

применяется налоговая ставка той страны, где она выше.

Мы упомянули июль 1995 г. в связи со сниженной ставкой налога на

товары продовольственные и детского ассортимента. С этого периода перечень

льготируемых товаров был резко сокращен. Теперь 10%-ный налог взимается

только с товаров, вошедших в список, утвержденный Правительством РФ. Это

самые необходимые продовольственные товары. Введением этого списка были

компенсированы доходы, выпадающие из бюджета в связи с отменой специального

налога, о чем будет сказано ниже.

Налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в

федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его

регионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%, затем 20%,

а потом — 25% от общей суммы поступлений. Кстати, мировой опыт

свидетельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с

продаж) чаще всего служит региональным налогом. Например, в США налог с

продаж — это один из основных финансовых источников штатов, отчисления от

которого получают и города. Теперь и у нас НДС фактически превратился в

регулирующий источник доходов. Значительные отчисления от него направляются

в бюджеты субъектов Федерации. По многим из них норматив составляет 50% и

выше.

Каковы перспективы налога на добавленную стоимость ?Ведь многие

предприниматели активно выступают за его дальнейшее снижение и постепенную

отмену. Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея от всех

финансовых бед. Предполагалось, что с его помощью уже в 1992 г. удастся

свести к минимуму дефицит федерального бюджета. Налог должен был занять

первое место среди доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль

предприятий и организаций. Однако сбалансирования бюджета не произошло,

Сейчас, спустя пять с половиной лет, когда прошла эйфория и досада на

несбывшиеся надежды, можно спокойно проанализировать роль этого налога в

финансовой системе.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень

устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих

материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того,

как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг).

Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия.

Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но

выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных

документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям

эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе

налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья,

материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует

свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе

продукции процесс переложения налога заканчивается.

У данного вида налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого

косвенного налога или налога на потребление. Почему же он не оправдал

ожиданий и, пожалуй, больше других видов налогов подвергается критике? Дело

в том, что у него есть и негативные стороны. Прежде всего давайте мысленно

вернемся к тому периоду, в котором он был введен. Вспомним еще раз, что

начало 90-х гг. характеризуется полным опустошением прилавков магазинов,

нехваткой производственно-технических ресурсов, тотальным товарным

дефицитом и ползучим ростом цен. Инфляция развивается в своей второй

модификации, но начинает уже проявляться и в прямой форме. С января 1992 г.

начинается переход всей экономики на свободные рыночные цены, что усиливает

прямую инфляцию, а под давлением полностью господствующего в экономике

страны монополизма она резко взлетает вверх. В этот же момент была

задействована новая налоговая система и налог на добавленную стоимость.

Нетрудно увидеть, что при отсутствии на рынке достаточной товарной

массы в условиях, когда не развита конкуренция производителей и расстроено

финансовое хозяйство, налог усиливал инфляционные процессы, приводя к

дополнительному повышению оптовых и розничных цен. Ставка налога,

установленная первоначально, была чрезмерно высокой вообще, но недопустимо

высокой в год либерализации цен. К тому же Закон "О налоге на добавленную

стоимость" в тот момент почти не содержал налоговых льгот. Отсутствие льгот

по бюджетной сфере, а тогда еще практически вся огромная социальная сфера

была бюджетной, привело к тому, что государство при введении НДС получило

не только огромные доходы, но и значительные дополнительные расходы.

Плательщиками налога стали государственные учреждения здравоохранения,

народного образования, просвещения, культуры, спорта и т. д. Поэтому

пришлось быстро вносить изменения и дополнения в Закон о НДС, вводить

льготы, касающиеся социальной сферы, снижать налоговую ставку.

В сфере материального производства в связи с введением НДС также

возникли диспропорции. Руководители промышленных предприятий в условиях

либерализации цен и нарушения хозяйственных связей стремились создавать

складские запасы, обеспечивающие перспективное развитие, в то время как

реализация готовой продукции стала уже снижаться. Действовали стереотипы

мышления, требующие, чтобы побольше ресурсов было у себя на складе,

недоверие к рыночным формам хозяйства, неуверенность в исходе начинавшихся

реформ. Создавать складские запасы подталкивали и галопирующие цены. Рост

запасов и снижение объемов реализации продукции с неизбежностью вели к

тому, что суммы налога, положенные предприятиям к возмещению и подлежащие

уплате в бюджет, начали сближаться между собой, выравниваться, а на ряде

предприятий суммы налога, подлежащего возмещению, оказывались даже выше

тех, что предприятие должно бюджету.

Во втором квартале 1992 г. возник экономический парадокс, при котором

не предприятие платит налог государству, а государство — предприятию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.