рефераты скачать

МЕНЮ


Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

России должна реализовываться как целенаправленный комплекс мер и действий.

Последние должны быть направлены на отслеживание процессов экономической

деятельности и развития в соотношении с процессами проникновения и

деятельности иностранного капитала с точки зрения его влияния, а также

регулирование этих процессов для нейтрализации проявлений отрицательного

влияния и постоянного укрепления тенденций проявления положительных сторон

влияния иностранных инвестиций, соответствующего российским интересам. Все

это - с целью задействования потенциальных возможностей деятельности

иностранного капитала как эффективной составляющей российского

экономического комплекса.

Отрицательное влияние иностранного капитала, инфильтрованного в

российскую экономику, проявляется пока не в таком контроле, масштабы

которого достигли критической черты опосредованной потери экономического

суверенитета, как в некоторых развивающихся странах. Оно реализуется через

косвенный контроль путем укрепления тех тенденций и отраслей российской

экономики, которые выгодны западным странам и большому бизнесу с точки

зрения ограничения развития России как их экономического и политического

конкурента.

В этих условиях главной целью инвестиционной безопасности России должен

быть устойчивый процесс экономической деятельности и развития ее отраслей с

участием иностранного капитала таким образом, который соответствует месту,

отведенному российскими властями иностранному капиталу в экономических и

социальных планах развития России. При этом инвестиционная безопасность

отнюдь не означает препятствий или тотальных ограничений перелива

иностранных капиталов с международных рынков на российские. Инвестиционная

безопасность означает упорядочение этих процессов, достигаемое не только

какими-то глобальными общероссийскими мерами, но и механизмом и

инфраструктурой повседневной работы на местах в регионах по анализу и воз-

действию на процессы экономической деятельности и развития с учетом каждой

иностранной инвестиции, которая может оказать серьезное влияние.

То есть инвестиционная безопасность - это упрощенно то, как

контролировать процессы общероссийского и регионального экономического

развития с участием иностранного капитала в нужном нам направлении и как

привлечь последний на эти цели столько, сколько нам выгодно. Более того,

одну из подсистем инвестиционной безопасности России должна составлять

подсистема привлечения иностранного капитала в тех формах и на тех

условиях, которые соответствуют интересам развития российского

экономического комплекса. Концепция и механизм инвестиционной безопасности

должны являться частью концепции национальной безопасности России, и,

одновременно, составляющей экономической политики.

Существовавшая ранее система экономической безопасности страны опиралась

на механизм государственного контроля за протекающими процессами

экономической деятельности с участием иностранного капитала в условиях,

когда участниками этих процессов были подавляющим образом российские

государственные предприятия или организации. В стране произошли перемены,

заменившие подавляющее большинство российских участников этих процессов на

новые коммерческие структуры, независимые от государства в большинстве

сторон своей деятельности. Это поставило на повестку дня вопрос о

необходимости создания новых механизмов, инфраструктуры и методов контроля

экономической деятельности и развития с участием иностранного капитала (в

общероссийском и региональном аспектах), а также методов управления этими

процессами и инструментария воздействия на участников этих процессов -

предприятия и организации.

Можно выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности

России.

Прежде всего, это государственный уровень. В условиях прекращения

противостояния двух различных общественно-политических систем и смягчения

форм воздействия государств друг на друга, среди сфер межгосударственной

борьбы и межстранового соперничества центральное место занимает

экономическая сфера и, соответственно, экономические методы воздействия

стран друг на друга для достижения политических и экономических интересов.

Поэтому динамика экономического развития под влиянием международных

инвестиционных потоков испытывает серьезное воздействие со стороны стран -

источников или участников этих потоков. При этом воздействие зарубежных

стран на экономическую систему России может протекать через их

государственное воздействие на компании, инвестирующие в Россию. Таким

образом. практически каждая - и маленькая, и большая - иностранная компания

испытывает воздействие со стороны своего государства при инвестициях за

рубеж вообще и в Россию в частности. Даже негосударственная инвестиция из

какой- либо страны несет в себе ряд общих черт, заданных ее государством,

естественно, что эти черты могут и часто негативно ориентированы

относительно национальных интересов России как в глобальных, так и в

местных масштабах. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного

инвестора несет в себе потенциальную угрозу российским национальным

интересам и должна рассматриваться на предмет предотвращения при

рассмотрении конкретных форм деятельности иностранного капитала в отраслях

российской экономики.

Второй уровень - это уровень крупных корпорации, часто являющихся

международными или, учитывая глобализацию и взаимопроникновение экономик

различных стран и их компании, имеющих представителей своих интересов в

разных странах. При этом прямое влияние какого-то конкретного государства

на политику такой корпорации часто проявляется не явно. Однако практика

развития мирового хозяйства показала, что, действуя даже в чисто своих

корпоративных интересах, такие корпорации тем не менее не переходят

определенных невидимых барьеров, не нарушают неписаных законов бизнеса

западных стран. По отношению к России позиция таких монополий даже в

условиях их жест- кой конкуренции между собой такова, что конкретные

осуществляемые инвестиционные проекты в экономике России все равно заданы

позицией крупнейших западных государств, реализуемых через государственные

и международные финансовые и политические институты. Поэтому, рассматривая

экономическую политику такой корпорации или дочерней контролируемой ею

структуры в России, следует заранее исходить из необходимости нейтрализации

такого влияния и преодоления навязываемых (пусть даже мягко) условий

ограничения реализации российских интересов, понимаемых с государственной

точки зрения.

Третий уровень - это проявление корпоративных интересов небольших

зарубежных компаний и отдельных частных инвесторов. При этом влияние

зарубежных государств через них в большинстве своем проявляется слабо, но

зато превалирует часто беспринципное желание получить прибыль любыми

способами. В этом случае необходимо рассматривать возможные проявления

именно корыстных интересов этих фирм в конкретных проявлениях. Целью

обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение российских

производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала,

инвестированного в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих

российских предприятий, регионов и российского государства в целом, а также

причин и условий их порождающих.

Система обеспечения инвестиционной безопасности - это комплекс мер,

инфраструктуры, инструментов и процедур, направленных на контроль

экономической деятельности и развития в общероссийском и региональном

масштабе, а также на выявление. нейтрализацию и предотвращение проявлений

негативного влияния деятельности иностранного капитала в отраслях

российской экономики.

Задачи системы инвестиционной безопасности:

21. защита законных прав и интересов российских предприятий;

сбор, обработка и анализ информации, необходимой для оценки экономической

деятельности и развития под влиянием иностранных инвестиций;

изучение конкретных иностранных фирм и кампаний, желающих инвестировать

средства в российскую экономику, а также их партнеров и контрагентов,

которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов

выполнении условий контрактов;

выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций

на разные стороны экономической деятельности и развития региона,

соответствия их российским интересам;

принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или

нейтрализации негативных тенденций экономической деятельности и развития

под влиянием иностранных инвестиций;

формирование среди всех субъектов экономического комплекса и инфраструктуры

региона отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие

иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб

российским интересам.

Ослабление внимания и широкие возможности для деятельности иностранного

капитала в отраслях экономики России на фоне усиливающейся внутристрановой

и межгосударственной конкурентной борьбы привели к возрастанию активности и

агрессивности действий иностранных инвесторов. При этом многим иностранным

инвесторам свойственно нарушение законодательных и этических норм в случае

уверенности в своей безнаказанности. Эти факторы в условиях ослабления всех

звеньев российской экономики и уязвимость положения отдельных российских

предприятий в условиях тяжелейшего финансового и производственного кризиса

перед финансовой мощью (при сложившемся соотношении) крупных западных

корпораций делают остро необходима защиту интересов российских

производителей пумам контроля за экономической деятельностью и развитием с

участием иностранного капитала.

Отсутствие четкой стратегии в области экономической деятельности и

развития с участи- ем иностранных инвестиций, а также процессов привлечения

и оборота иностранного капитала делает экономику России уязвимой и требует

самого пристального изучения и безотлагательного совершенствования методов

и механизмов управления на общероссийском и региональном уровне.

Глава 6.

Развитие региональной экономики и иностранные инвестиции.

6.1 Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций

Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как

части целостной системы организации и управления народнохозяйственным

комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех

участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов

в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической

деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и

стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной

территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции

региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во

внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного

предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-

технического сотрудничества с зарубежными партнерами.

В современных условиях, когда народное хозяйство страны

переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются

требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на

уровне краев, областей и бывших автономных образований.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной

экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные

функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала.

Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией

ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением

пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом

хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению

баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное

распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной

деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась

проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся

механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты

Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом

оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении

программы приватизации на подведомственной территории, в определении

механизма стимулирования развития территории через фонд имущества,

инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в

налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду

помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование

деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для

социального и экономического развития региона отраслях.

Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении

иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная

перестройка в правительстве и в других центральных органах практически

свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения

иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все

увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно

исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных

иностранным инвесторам ранее принятым законодательством.

В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором

ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов.

Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в

условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и

необходимость обновления большей части производственных фондов во всех

отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не

оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений

капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-

вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-

третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти

кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем:

учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным,

что будут учтены потребности отдельных регионов.

Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и

отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных

инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта

работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие

другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие

для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если

развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах

приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов

этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и

компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и

др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской

деятельности в отдельных регионах.

Именно поэтому на начальном этапе развития совместного

предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных

промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в

регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы

и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю

(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и

Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма

характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока,

который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в

рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое

рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы

только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они

имеются практически повсеместно.

В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций

происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-

прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных

инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие

отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику

Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-

Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из

других районов России относительно высокий уровень вложений в

Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский

район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.),

из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан

(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-

Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и

на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были

произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по

регионам России (см. табл. 9).

Таблица 9.

Прямые иностранные капиталовложения

по регионам России

(нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.)

|Всего |4250951,4 |

|Северный район |952109,2 |

|В том числе | |

|Республика Коми |490,266,2 |

|Архангельская область |440593,7 |

|Северо-западный район |228589,9 |

|в том числе г. Санкт-Петербург |224611,4 |

|Центральный район |1426712,5 |

|в том числе г. Москва |1283194,0 |

|Волго-Вятский район |234534,7 |

|Центрально-Черноземный район |17126,5 |

|Поволжский район |143341,9 |

|Северо-Кавказский район |85455,5 |

|Уральский район |82386,6 |

|Западно-Сибирский район |625409,1 |

|В том числе | |

|Тюменская область |484817,2 |

|Ханты-Мансийский округ |244603,9 |

|Восточно-Сибирский район |64886,6 |

|Дальневосточный регион |374535,9 |

|Калининградская область |15863,0 |

Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных

инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме

производственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.