Государственное регулирование экономики
экономики . В силу замедления циклического подъема и сохранения неполного
использования экономических ресурсов страны действительная величина
дефицита федерального бюджета США в 1986 году оказалась на 30 млрд. $
больше , чем это вытекало из действия структурных факторов . Таким образом
, структурный компонент составлял 86,4% всего дефицита [5].
Политика в области НИОКР.
Государственная стратегия в области развития науки и техники и
стимулирования научно - технического прогресса (НТП) предусматривает
совершенствование научно - технического , образовательного и
информационного потенциалов , расширение масштабов государственного
финансирования НИОКР на главных направлениях НТП , совершенствование
патентно - лицензионной политики , государственно - правового регулирования
НТП , расширение межотраслевой передачи технологии , “ноу-хау” , широкое
привлечение мелкого и среднего бизнеса , передача патентных прав фирмам и
вузам - подрядчикам государства в сфере НИОКР и расширение всех форм
конкуренции на государственном рынке в процессе создания новой техники и
технологии .
Регулирование цен .
Первой , и , пожалуй , наиболее естественной реакцией государства на
заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке
США в 70-х годах , трансформацию умеренной инфляции в галопирующую стала
попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен . Это
оказало пагубное воздействие на американскую экономику в целом и на
внутриамериккнский рынок в первую очередь .
Нынешняя американская администрация , ограничивая государственное
финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам ,
делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного
регулирования . Среди основных направлений косвенного регулирования цен
можно выделить следующие :
1) регулирование учетной ставки федеральных резервных банков ;
2) уменьшение дефицита государственного бюджета ;
3) система федеральных закупок товаров и услуг ;
4) налоговая политика .
В конечном счете все эти направления государственной
макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и
предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые
пропорции обмена и уровень цен .
Внешнеэкономическая политика США .
Важнейшим институтом регулирования межстранового обмена в
послевоенный период стали многосторонние переговоры под эгидой Генерального
соглашения по тарифам и торговле (General Agreement of Tarifs & Trade –
ГАТТ) . Ключевым направлением его деятельности является существенное
ограничение , а в долгосрочной перспективе и полная ликвидация тарифных
ограничений , искажающих взаимосвязь национальных и мировых цен . Это дало
положительных результат в виде снижения среднего уровня тарифов в
международной торговле с 40% -- в начале 60-х до менее , чем 5% -- в 80-е
годы [6].
США настойчиво пытаются использовать ГАТТ в качестве рычага , при
помощи которого им удастся открыть региональные рынки стран - членов
Европейского экономического сообщества (ЕС) и внутренний рынок Японии .
Вашингтон добивается от своих торговых партнеров серьезных и вполне
конкретных уступок : открытия для американских корпораций рынков “высоких
технологий” , облегчения доступа американских банков на мировой рынок и
международные рынки капиталов , отмены субсидирования аграрного экспорта .
Применение отдельных ограничений импорта не означает , что американская
администрация стремится вернуться к протекционизму XIX века для того ,
чтобы облегчить жизнь национальным аутсайдерам . Современная американская
администрация допускает использование протекционистских ограничений в
следующих обстоятельствах :
1) в случае государственного субсидирования экспорта на американский рынок
;
2) при отказе торговых партнеров (прежде всего Японии) от встречной
либерализации американского экспорта с целью выравнивания торговых
балансов ;
3) при отказе от торговли услугами .
2.2) Государственное регулирование экономики в России .
К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецендентный по своим
размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства
к рыночному , существующему по своим экономическим законам .
Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации . К середине
1995 года закончился первый этап приватизации : ваучерная приватизация .
Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная , то есть покупка бывших
государственных предприятий частными лицами . Вполне логично , что механизм
государственного регулирования еще не сложился . Здесь существуют лишь
некоторые крайности , которых надо опасаться . Это , с одной стороны ,
полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии ,
и , с другой стороны , преобладание в экономике государства и подавление
частной инициативы . Пока государственное регулирование экономики
осуществляется лишь процессом устранения деформаций . Однако механизм
государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему
моменту можно выделить приоритетные направления в государственной
экономической политике .
Государственная экономическая политика нынешнего российского
руководства до 2000 года пройдёт три основных этапа:
1) остановка развала экономики , прохождение поворотной точки от обвального
спада производства к оживлению ;
2) экономический рост . Приоритеты государственной экономической политики
на этом этапе – структурная перестройка экономики в пользу
потребительского сектора и ресурсосбережения , проводимая преимущественно
на основе использования наличных , недостаточно прогрессивных технологий
инвестиционной сферы ;
3) на третьем этапе экономика России переходит к широкомасштабному освоению
высокотехнологических производств .
В кредитно - денежной политике своей основной задачей правительство
поставило борьбу с инфляцией . Для этого правительство с января 1995 года
прекратило использовать прямын кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для
финансирования дефицита федерального бюджета , за исключением некоторых
пунктов . Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде
краткосрочных займов с последующим сокращением их количества и сведением в
конечном итоге к нулю . Рост денежной базы и предложение денег
предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов
коммерческим банкам , операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на
открытом рынке , а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на
валютных рынках . Для контроля за ростом денежной массы предполагается
установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно - денежных
органов , а также предельные размеры чистых требований денежно - кредитных
органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному
федеральному правительству и органам местного управления , а также
государственным внебюджетным фондам) Кроме того , намечается установить
целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов . С
1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике
предоставления новых централизованных кредитов . Рефинансирование
коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие
рыночные механизмы . В первой половине 1995 года ЦБР проводит операции по
переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов . Начиная с 1994
года ЦБР проводит операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых
внутренних активов денежно - кредитных органов в соответствии с целевыми
показателями кредитно - денежной программы . В 1995 году правительство
перестало предоставлять бюджетные ссуда по процентным ставкам ниже
справочной межбанковской ставки , а также предоставлять дотации по
процентным ставкам на кредиты , предоставляемые из других источников ,
сверх объемов , предусмотренных в принятом бюджете . В 1996 году бюджетные
ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут , за
исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам
. Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга
внутренним заемщикам по кредитам , предоставленным по решениям Комиссии по
финансовой и кредитно - денежной политике (КФДКП) , за исключением льгот
для сельского хозяйства и районам Севера . Разработан в тесном
сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство ,
регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков . Намечается
расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского
совета . Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической
политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР .
Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на
некоторые группы товаров . На федеральном уровне регулируются цены на газ ,
отчасти на нефть и нефтепродукты , электроэнергию , тарифы железнодорожного
транспорта и некоторые другие товары . Значительно регулирование цен
местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона
подвергаются ценовому регулированию)[7]
Большое значение имеют государственные заказы и закупки . Государство
закупает около 30% ВВП [8]. Цены при закупках у сельского хозяйства
устанавливаются в контрактах . Системой Росконтракт , Комитетом по торговле
осуществляется согласование закупок по определенному перечню товаров для
обеспечения выполнения государственных обязательств . Велики размеры
государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей . Так
велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий
сельскохозяйственной продукции или других товаров местными
предпринимателями , поэтому государство само осуществляет перераспределение
продукции между регионами .
Отношения между ЦБР и Министерством финансов очень разнообразны . ЦБР
и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры ,
необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно - денежной
политики , управления государственным долгом и валютной политики , в т. ч.
:
1)проводятся регулярные консультации на уровне руководителей департаментов
по важнейшим вопросам макроэкономической политики ;
2)Обмен информацией об исполнении бюджета , потребностях финансирования
федерального правительства , ситуации в кредитно - денежной сфере , на
финансовых и валютных рынках ;
3)ЦБР управляет объемом и струтурой чистых международных резервов на основе
консультаций с Министерством финансов .
В налогово - бюджетной политике также уже определены основные
направления . Правительство консолидирует в федеральном бюджете все
внебюджетные фонды , формирующиеся за счет обязательных отчислений
предприятий , кроме пенсионного фонда , Федерального фонда обязательного
медицинского страхования , Фонда социального страхования и Фонда занятости
. Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного
правительства . В 1995 году доходы государственного бюджета составили 134,3
трлн. руб. (это 14,5% ВВП) , расходы составили 206,3 трлн. руб. (22,3% ВВП)
, а дефицит составил 72 трлн. руб. (7,8% ВВП)[9]. В экономическую программу
правительства на 1996 год заложено снижение уровня бюджетного дефицита до
4% ВВП .
Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово -
бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению
доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита . С этой
целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных
доходов и заранее заложенным объемом дефицита . Также предпринимаются
усилия по повышению собираемости налогов . Проводится политика уменьшения
количества категорий , подвергаемых льготному налогообложению .
Наращиваются усилия по расширению неэмиссионного финансирования
бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на
рыночной основе с тем , чтобы профинансировать таким образом значительную
часть общей суммы дефицита бюджета (например , в 1995 году ЦБР разместил
внутри страны ценных бумаг на сумму 42,5 трлн. руб. , а всего эмиссия
государственных обязательств составила 99,8 трлн. руб. )[10]. Здесь
приоритет отдается таким направлениям , как развитие региональных рынков
государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых
площадок , привлечение дополнительных сбережений населения , выпуск
государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций .
Осуществляется переход к исполнению федерального бюджета через
Казначейство . Производится перевод исполнения бюджета и отчетности на
новую систему классификации , в целом соответствующую методологии
Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда
(МВФ) .
Планируются и проводятся также и другие меры , имеющие своей целью
установление сбалансированности экономики средствами государственной
экономической политики . Здесь можно выделить следующие меры : выпуск
правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной
основе , создание нового налогового кодекса РФ , изменяющего акценты при
налогообложении .
В области политики валютного курса и международных резервов также
намечаются к осуществлению некоторые меры . Это прежде всего развитие и
совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при сохранении
принципов системы единого валютного курса . Не будут вводится никакие
ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля . ЦБР и
правительство разрабатывают инструменты наблюдения за валютными курсами .
Правительство и ЦБР продолжают придерживаться системы плавающего обменного
курса , ограничивая интервенцию кредитно - денежных органов на валютных
рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний , соответствующими
кредитно - денежной программе . ЦБР при консультационном участии
Министерства финансов будет управлять объемом и структурой официальных
чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно -
денежной политики .
В области платежного баланса и отношений с кредиторами принимаются
меры по стимулированию экспорта , соответствующие усилиям по интеграции
страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную
торговую организацию (ВТО) . Планируется и привлечение иностранных
инвестиций путем :
1) совершенствования методов регулирования рынка капиталов в целях
привлечения портфельных инвестиций ;
2) совершенствования налогового и другого необходимого законодательства .
В области внешней торговли намечается как можно более быстрая
либерализация режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России
в мировую экономику . Роль государства в регулировании внешней торговли
будет ограничиваться признанными международными стандартами и
осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО и ГАТТ .
Здесь планируется вмешательство государства , причем недискриминационное ,
основанное на цене , точное и временное , в целях защиты отечественных
производителей товаров , аналогичных импортируемым .
Сравнительный анализ .
Начиная сравнительный анализ систем государственного регулирования
экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные
разницу во количестве времени , в течение которого формировалась эта
сложная система . Если в США развитие экономики происходило по рыночному
пути с самого появления государства , то Россия встает на путь рыночного
развития впервые за всю историю своего существования , за неучетом
некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики ,
закончившихся неудачей . Тем не менее система государственного
регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои
особенности и отличия . Однако она все - таки имеет временный , переходный
характер , и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры .
В чем же схожи и различны системы государственного регулирования США
и России? Рассмотрим некоторые существенные различия в формах , методах и
объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах .
В сфере основных задач государственной экономической политики с
первого взгляда видна стабильность американской экономики и пока лишь
стремление к этому необходимому условию экономического роста экономики
российской . Главной задачей государства в экономической сфере в США
является сокращение государственного долга , достигшего астрономической
суммы . Основной задачей российского правительства остается подавление
инфляции , избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня .
Однако общей для обоих стран первостепенной задачей является сокращение
дефицита федерального бюджета . Однако к решению этой проблемы
правительства стран подошли по - разному . Если в США сокращение дефицита
достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства (в
основном за счет свертывания некоторых социальных программ) , то в России
изыскиваются дополнительные источники финансирования , такие как займы у
населения (яркий пример - ГКО - государственные краткосрочные
обязательства) и улучшение собираемости налогов .
Интересным является различие между законодательными основами
государственного регулирования . В США законы , относящиеся к этой сфере ,
как правило , приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем .
Поэтому нередка очень туманная постановка основных проблем , оставляющая
простор для двоякого толкования (в качестве примера в части , посвященной
государственному регулированию экономики в США приводились противоположные
решения суда по антитрестовскому законодательству в аналогичных ситуациях)
. В законодательстве России (в частности , в антимонопольном
законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно , однако отсюда
возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее и в
своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в
толковании тех или иных понятий .
В разделении сфер экономического вмешательства между федеральным и
местным уровнем власти наблюдается довольно резкое различие :
государственные закупки в США сосредоточены на местном уровне власти , т.
е. в руках правительств отдельных штатов , в России же большинство закупок
государства осуществляется на федеральном уровне . Это объясняется жесткой
подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному
правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и
довольно свободной позицией органов самоуправления штатов , заложенной в
законодательство США .
Заметна разница и в инвестировании отдельных отраслей народного
хозяйства , нерентабельных или малоприбыльных . В России осуществляется
крупномасштабная поддержка сельского хозяйства , льготное кредитование и
создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных
предприятий , эти меры необходимы , чтобы поддержать оказавшихся под
давлением импортеров товаропроизводителей , помочь им выдержать конкуренцию
и перестроиться под рыночные условия . В США проводится крупномасштабная
политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих
отраслей , планируется сведение их к абсолютному минимуму . Субсидирование
же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского
правительства не используется совсем либо используется в крайних случаях ,
например , при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным
количеством людей . Однако надо заметить , что и в России в последнее время
производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и
субсидирования .
Сравнение государственной экономической политики в области
регулирования цен указывает на интересную особенность : нынешней российской
экономике свойственны методы ценового регулирования , применявшиеся
американским правительством в середине 70-х годов . Это жесткое
установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров
, таких как нефть , газ и т. д. В современной американской практике они не
применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии . В
случае их применения одновременно устанавливаются и некоторые другие нормы
: например , норма прибыли . В России же пока эти методы находят широкое
применение .
Это основные сферы хозяйственной деятельности , государственная
политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более
или менее сложившиеся формы . По этим сферам и по некоторым закономерностям
экономического развития России уже сейчас можно заметить , что
государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем
носить более глубокий характер , чем это сложилось в США . Регулированию
будут подвержены некоторые области экономики , принципиально практически
нерегулируемые правительством США либо слабо регулируемые только рыночными
методами , такие как ценообразование на конкурентных рынках , банкротство
предприятий и т. д. Политика российского руководства включает в себя
довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов ,
тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно
поверхностный характер . То есть экономическая политика России направлена
на создание рыночного государства с довольно значительным участием
государства в смягчении социальных расслоений , неизбежных при
капиталистическом способе производства . Для этой экономики будет
характерно эффективное государственной регулирование экономическими
средствами , становление смешанной экономики и рыночного менталитета ,
либерализация внешнеэкономических отношений , открытый доступ иностранному
капиталу . В то же время необходимо учитывать переходный характер
современной российской экономики и возможность существенных изменений в
ближайшем будущем .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак , государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо
в тех сферах , в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные
последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы
. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше , и тем сложнее
становились формы государственного вмешательства в экономические процессы .
На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы
вмешательства государства приобрели настолько сложный вид , что рассмотреть
все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не
менее существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно
необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование
занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление
последствий внешних эффектов и многое другое . Вмешательство государства в
экономику носит прямой и косвенных характер . К прямым мерам
государственного регулирования нужно в первую очередь отнести
государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО)
, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов , принятие
регулирующих законодательных актов . К косвенным мерам относятся
стимулирование инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение ,
стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного
вмешательства подразделяются на экономические и административные .
Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов , находящихся
в распоряжении государства , а административные используют законодательную
власть и осуществляются в приказном порядке . Генеральной целью
государственного регулирования экономики является стабильность национальной
экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того
, на современном этапе именно от государственной экономической политики
зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства ,
а значит и всей страны.
Список литературы
1. Булатов А. С. “Экономика” , М.-1995 г.
2. Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” , М.-1988 г.
3. Долан Э. Д. , Линдсей Д. Е. “Рынок : микроэкономическая модель” , СПб.-
1992 г.
4. Законодательство Российской Федерации .
5. Колесов В. П. “Экономика” , М.-1990 г.
6. Лившиц А. Я. “Введение в рыночную экономику” М.-1994 г.
7. Маевский В. И. “Структура экономики России” , М.-1993 г.
8. Макконнелл К. Р. , Брю С. Л. “Экономикс” , М.-1994 г.
9. Парканский А. В. “США – государство и рынок” , М.-1990 г.
10. Осин Г. П. “Рыночная экономика” , Минск - 1991 г.
11. Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27 декабря 1995
г.
12. Правительство Российской Федерации , Центральный Банк России .
Заявление от 10 марта 1995 года “Об экономической политике на 1995 год” .
13. Рубин Ю. Б. “Рыночная экономика” , М.-1992 г.
14. Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.
15. Чепурина М. Н. , Киселева Е. А. , “Курс экономической теории” , Киров -
1993 г.
16. Ясин Е. “Когда в стране конфликты , “ночные сторожа” не спят” //
“Российские вести” , 6 апреля 1994 г.
-----------------------
[1] Булатов А. С. “Экономика” М.-1994
[2] Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” М.-1988 г.
[3] Парканский А. В. “США - государство и рынок” М.-1990г.
[4] Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.
[5] Парканский А. В. “США - государство и рынок” М.-1990 г.
[6] Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.
[7] Ясин Е. “Когда в стране конфликты , “ночные сторожа” не спят .” //
“Российские вести” , 6 апреля 1994 г.
[8] См. то же
[9] Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.95 г.
[10] Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.95г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|