Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики
| |
|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|Тюменский государственный нефтегазовый |
|университет |
| |
| |
|Кафедра экономической теории |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Курсовая работа |
| |
|по курсу «Экономическая теория» |
|на тему |
| |
|«Государственное регулирование экономики» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: студент |
|группы ВЭД – 95 - 1 |
|Иванов О. Д. |
|Проверил: |
| |
| |
| |
|Тюмень |
Содержание
Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.1)Границы государственного регулирования 9
1.2)Субъекты экономической политики 14
1.3)Цели государственного регулирования экономики 17
1.4)Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы 18
1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28
1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма
государственного регулирования 42
1.7)Разгосударствление и его формы 43
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное регулирование экономики в США 46
2.2)Государственное регулирование экономики в России 52
2.3)Сравнительный анализ
Заключение
Введение.
В 1991 году Россия вступила в полосу реформ . Этот процесс
продолжается до сих пор и носит глобальный характер . Затронуты все сферы
общественной жизни , но наиболее сильным преобразованиям подвергается
экономика . В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны .
Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному
рыночному хозяйству . Тем интереснее становится тема государственного
регулирования экономики , то есть вмешательства государства в экономические
процессы в обществе . Ранее государство выполняло все экономические задачи
глобального характера , такие как ценообразование , определение объемов
производства того или иного товара и т.д. Таким образом вся экономика
находилась в полном подчинении правительству . Из этого ясно следует , что
вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за
подавляющего и тотального контроля . Это падение интересов привело к
уменьшению эффективности производства , замедлению научно - технического
прогресса , падению темпов экономического роста . Таким образом , к
началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе .
Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная
экономика невозможна , ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции
имеет много достоинств , его возможности велики , но все же не безграничны
. Существуют области , где механизм свободной конкуренции не срабатывает и
требуется вмешательство государства .
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного ,
исполнительного и контролирующего характера , осуществляемых правомочными
государственными учреждениями и общественными организациями в целях
стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы
к изменяющимся условиям.[1]
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись
экономические и социальные проблемы , которые не могли быть решены
автоматически на базе частной собственности . Появилась необходимость
значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с
точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные
кризисы , массовая безработица , нарушения в денежном обращении ,
обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной
экономической политики .
Теоретически понятие государственной экономической политики шире ,
чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может
основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь
(Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser
passer). В современных условиях невмешательство государства в социально -
экономические процессы немыслимо . Уже давно споры идут не о необходимости
государственного регулирования , а о его масштабах , формах и интенсивности
. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и
“государственная экономическая политика” в наше время идентичны .
Объективная возможность государственного регулирования экономики
появляется с достижением определенного уровня экономического развития ,
концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту
возможность в действительность , заключается в нарастании проблем ,
трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование
экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики
является составной частью процесса воспроизводства . Оно решает различные
задачи : это , например , стимулирование экономического роста,
регулирование занятости , поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и
региональной структуре , поддержка экспорта . Конкретные направления ,
формы , масштабы государственного регулирования экономики определяются
характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной
стране в конкретный период . В силу ряда причин наиболее развитый механизм
государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах
Западной Европы (ФРГ , Великобритания, Франция , Нидерланды , Австрия ,
Испания ), в Японии , в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской
Америки . Слабее развито государственное регулирование экономики в США ,
Канаде , Австралии . Тем не менее государственное регулирование экономики
и в этих странах играет значительную роль , особенно в период ухудшения
конъюнктуры , при высоких показателях безработицы и инфляции . Особенно
важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах
, создающих независимую экономику , в бывших социалистических странах ,
осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной
собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности .
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1)Границы вмешательства государства в экономику.
Теперь рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в
экономику . Прежде всего это области , где перестает эффективно действовать
механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство
государства.
1) Во-первых , это правильная организация денежного обращения .
2) Во вторых , предоставление государством общественных товаров .
Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности ,
которые выражаются в денежной форме , через спрос . Однако
существуют такие потребности , которые невозможно измерить в деньгах
и превратить в спрос . Речь идет об услугах коллективного
пользования : национальная оборона, государственное управление,
единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций ,
охрана общественного порядка , вакцинация , хлорирование питьевой
воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в
экономику.
3) В-третьих , устранение государством последствий внешних эффектов. В
процессах рыночного производства и потребления могут возникать
своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не
фиксируемые рынком . Эти внешние эффекты нарушают рыночное
равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов ,
что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции , выполняемые государством по организации денежного обращения
, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних
эффектов , составляют максимальные границы его вмешательства в экономику
свободного рынка . Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые
границы регулирования реального рынка . Как видно , нерегулируемого рынка
вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства
нуждается даже идеальный свободный рынок .
Если обратиться к реальному конкурентному рынку , то обнаружатся новые
области экономической жизни , где проявляется ограниченность механизма
рынка , что делает необходимым более широкое участие государства в
хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально
допустимые границы вмешательства в экономику . Кратко обозначим эти сферы .
Подробнее они будут рассмотрены в анализе основных сфер государственного
вмешательства .
Перераспределение доходов .
Рынок признает справедливыми доходы , полученные в результате
свободной конкуренции на рынках факторов производства , размеры доходов
зависят от эффективности вложения факторов . В обществе же есть люди , не
владеющие ни землей , ни капиталом , ни трудом (нетрудоспособные ,
неимущие). Они не участвуют в конкуренции , не получают никаких доходов .
Существуют и люди, не имеющие работу , но трудоспособные , они не могут
найти рыночное применение своему труду . Рыночное распределение доходов
неприменимо к тем , кто занят производством общественных товаров , их
содержание становится задачей государства , а не рынка .
Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в
перераспределение доходов , ибо то , что справедливо с позиции рыночного
механизма , несправедливо с общечеловеческих норм морали , нарушает право
человека на достойное существование в обществе .
Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых
важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования
рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как
предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав
частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство
устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между
предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе
законодательства государство выполняет функции арбитра в области
экономических связей . Основные услуги, обеспечиваемые государством,
включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка,
введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При
конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь
приспосабливаться к желаниям покупателей , которые рыночная система
регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей,
подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций;
уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном
счете банкротство.
Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается
регулировать ситуацию двумя способами . Оно образовывает государственные
комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые
услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех , кто
может и хочет работать . Заметим , что обеспечение указанного права не
аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными
рабочими местами . Для эффективной работы рынка требуется оптимальный
резерв рабочей силы , по ряду причин в рыночной системе неизбежна
безработица , что ставит перед государством немало сложных проблем . Его
обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью
поддержания определенного уровня занятости , материального обеспечения
людей , утративших рабочие места .
Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни”
рыночной экономики , которая нуждается в проведении антимонопольной и
антиинфляционной профилактики .
Суть государственной антициклической политики , или регулирования
хозяйственной конъюнктуры , состоит в том , чтобы во время кризисов и
депрессий стимулировать спрос на товары и услуги , капиталовложения и
занятость . Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные
финансовые льготы , увеличиваются государственные расходы и инвестиции . В
условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть
опасные явления – рассасывание товарных запасов , рост импорта и ухудшение
платежного баланса , превышение спроса на рабочую силу над предложением и
отсюда необоснованный рост заработной платы и цен . В такой ситуации задача
государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса ,
капиталовложений и производства , чтобы по возможности сократить
перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и , таким образом ,
уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства ,
инвестиций и занятости в будущем .
Развитие фундаментальных научных исследований с длительными
сроками окупаемости , высокой степенью риска и неопределенностью в
отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму . Здесь
государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс
. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении
перспективных видов новой техники и технологии .
Государство проводит региональную политику , решая вопросы ,
возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических ,
национальных , демографических и других нерыночных факторов . Региональная
политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных
капиталовложений , которые обеспечивают привелегированное положение
отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается
отраслям и территориальным единицам , находящимся в состоянии затяжного
кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств
– носителей научно - технического прогресса , призванных привести к
прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей , между отраслями и во
всем народном хозяйстве в целом , к повышению его эффективности и
конкурентоспособности . В то же время могут приниматься меры по
притормаживанию чрезмерной концентрации производства .
Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование
внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством
соответствующей внешнеторговой политики , контроль над международной
миграцией капиталов и рабочей силы , воздействие на валютные курсы ,
управление платежными балансами и многое другое .
Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы
государственного вмешательства в рыночную экономику . Эти рамки достаточно
широки для того , чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и
эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-
экономические проблемы современного общества .
Если же государство пытается делать больше , чем ему отмерено
рыночной экономикой , - продолжает распределять производственные ресурсы ,
удерживает административный контроль над ценами , прощает предприятиям
задолженность , сохраняет рабочие места в технологически отсталых
производствах , ведет фискальную налоговую политику , пытается обеспечить
высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей
экономики , то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура
производства , низкое качество продукции , увеличивается отставание от
развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни
народа . В результате страдают те , ради которых государство шло на
превышение пределов разумного вмешательства в экономику . Тогда рано или
поздно становится необходимым разгосударствление экономики , избавление ее
от чрезмерной государственной активности .
1.2)Субъекты экономической политики .
Субъектами экономической политики являются носители , выразители и
исполнители хозяйственных интересов .
Носители хозяйственных интересов – это социальные группы ,
отличающиеся друг от друга по ряду признаков : имущественному , по доходам
, по видам деятельности при аналогичных доходах , по профессиям ,
отраслевым и региональным интересам . Это наемные рабочие и хозяева
предприятий , фермеры и земельные собственники , мелкие и крупные
предприниматели , государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|