Государственное регулирование экономики
система либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и
услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни
было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически
оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными
эффектами, другой - с государственными, или социальными, благами.
Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный обьем
ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров
и услуг . Вывод же о том , что конкурентные рынки автоматически делают
распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют
допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов,
связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги.
Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые
издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива.
В качестве примера здесь можно привести случай , когда предприятие
загрязняет окружающую среду (например, реку) . В этом случае часть издержек
предприятия несут купальщики , рыбаки и т. д. Предприятие несет издержки
намного меньшие , чем все издержки, связанные с производством данного
товара , повышает предложение своего товара , получает большую прибыль ,
привлекает больше ресурсов для расширения своего производства . Возникает
нелогичное распределение ресурсов .
Государственная политика перераспределения доходов .
Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому
человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора
производства и итогов экономической деятельности . В этом состоит некая
социальная “несправедливость” рынка . Государство , принимая на себя
значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права
человека на достойную жизнь , организует перераспределение доходов . Но ,
вторгаясь в сферу распределения доходов , государство ни в коем случае не
должно добиваться уравнивания доходов . Неравенство доходов – обязательное
условие эффективного функционирования рыночной системы , только оно
способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию .
Активность государства в перераспределении доходов можно оценить
объемом и динамикой его социальных расходов , осуществляемых главным
образом через центральный и местные бюджеты .
Поскольку социальный критерий – наделение каждого доходом ,
обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной
деятельности , -- допускает различные толкования , то правомерен вопрос о
пределах государственного регулирования . Но невозможно четко , с
использованием количественных показателей , очертить минимальные и
максимальные границы участия государства в перераспределении доходов .
Возможны лишь качественные ориентиры .
Минимальная граница подвижна , на нее влияют текущее состояние
экономики , уровень жизни в стране , определяющий потребительские
стереотипы , модель регулирования экономики. Большую роль здесь играет
понимание людьми понятия достойная жизнь и его критериев .
Максимально допустимая граница , через которую государству не следует
переступать при любой модели рыночной экономики , -- одна из самых трудных
проблем в современном рыночном хозяйстве , -- далека от удовлетворительного
решения. Вот некоторые положения , очерчивающие верхний предел :
1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми
возможностями государства , его бюджетом . Если социальные выплаты
превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции , то
перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов.
2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев
факторов производства . Выполняя свои обязательства перед населением ,
государство должно действовать предельно осторожно , не допуская
чрезмерного налогообложения , снижающего эффективность экономики .
Более того , когда непомерные социальные расходы влекут за собой
повышение уровня налогообложения , то возникает макроэкономический эффект ,
связанный с дефицитом сбережений . Нарушается макроэкономическое равновесие
инвестиций и сбережений на товарных рынках , ограничиваются возможности
расширения производства .
3) при определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо
учитывать негативные эффекты , которые могут деформировать рынок рабочей
силы и рыночный механизм в целом (например , при помощи безработным
следует установить такой объем пособий и сроки выплат , чтобы не ослабить
у них стремления к поиску рабочих мест ).
Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными
методами .
Прямые каналы перераспределения идут от бюджета . Государство ,
взимая налоги , аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть) , чтобы
затем использовать их (расходная часть) на социальные программы , пособия
выплаты и т. п.
К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике
можно отнести благотворительные фонды , льготное налогообложение неимущих
слоев населения , предоставление бесплатных услуг государственного
образования и здравоохранения малообеспеченным , государственный контроль
цен на монопольных рынках и иные способы . Благотворительные фонды имеют
бесспорное преимущество перед остальными способами , т. к. полностью
согласуются с господствующим в рыночной экономике принципом рационального
поведения : решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его
желанием , а не навязано извне . В свою очередь , государство освобождает
от налогообложения доходы , идущие на благотворительные цели .
Государственное регулирование рынка труда .
Существует два подхода к регулированию рынка труда : кейнсианский и
монетаристский . Рассмотрим каждый из них .
Английский экономист А. У. Филлипс (Phillips A. U.) указал на
существование некой зависимости между темпами роста номинальной заработной
платы (W) и уровнем безработицы (U). Исследуя эту зависимость , он получил
кривую , названную впоследствии кривой Филлипса (см. рис. 1). Надо ,
однако , отметить , что в долгосрочном периоде форма кривой Филлипса не
имеет универсального характера , то есть в долгосрочном периоде эта
зависимость не сохраняется . Классическая кривая
Филлипса не получила практического
W распространения , поскольку темп
роста номинальной заработной платы
не входит в разряд основных целей
экономической политики и указанную
зависимость невозможно использовать
W= f(U) для оптимизации политических
решений .
Е П. Сэмюэльсон и Р. Солоу до-
PE казали , что темп роста номинальной
U заработной платы можно заменить на
UE G темп роста цен (P) и привести
рис. 1 кривую к виду P=h(U) . Таким образом , они
получили зависимость между темпами роста цен и уровнем безработицы .
Они же дали кейнсианскую трактовку кривой Филлипса . В последнее время
кривая подверглась многократным проверкам , в результате которых было
установлено , что кривая Филлипса достоверно описывает только краткосрочную
динамику инфляции и безработицы , измеряемую текущими показателями .
По кейнсианской теории инфляция выступает как плата за низкую
безработицу и высокую занятость . Выбор определенной комбинации темпа
инфляции и безработицы зависит от основной цели экономической политики ,
задаваемой кривой государственного предпочтения GG (см. рис.1) . Точка
касания краткосрочной кривой Филлипса и кривой государственного
предпочтения (точка Е) и дает оптимальные значения темпа инфляции РЕ и
безработицы UE . Задача государства состоит в том , чтобы , основываясь на
своих предпочтениях , перевести экономику в положение , характеризуемое
точкой Е , используя для этого бюджетные , налоговые и денежные инструменты
экономической политики .
Монетаристы подвергли всю неокейнсианскую версию кривой Филлипса
сомнению . Они подчеркивали краткосрочность кейнсианской интерпретации и
указывали на игнорирование Дж.М.Кейнсом случайного характера инфляции и ее
восприятие субъектами экономики , что также немаловажно . Они ввели понятие
ожидаемого темпа инфляции , который представляет собой оценку различными
субъектами развития инфляции в будущем , их прогноз .
Монетаристы выделили точку , в которой достигнут естественный уровень
безработицы . Это значит , что государству надо полностью прекратить
макроэкономическое регулирование занятости , дать ей возможность совершать
рыночные колебания , при необходимости корректируя их микроэкономическими
методами . Главной заботой государства становится поддержание темпа роста
цен на сравнительно низком уровне посредством правильной денежной политики
.
Монетаристы выделили , что , пытаясь установить полную занятость ,
государство в состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня
безработицы , за которым последует немедленный его рост . Однако даже этот
результат приходится оплачивать нарастающим темпом инфляции .
Таким образом , можно утверждать , что в каких бы формах ни выступала
экономическая политика , направленная на поддержание искусственно низкой
безработицы , она в конечном счете обязательно оборачивается стагфляцией .
Если же безработица превышает естественный уровень , то необходимо
вмешательство государства , деятельность которого развивается по двум
основным направлениям .
Первое направление – регулирование уровня и продолжительности
безработицы . Задача государства заключается в том , чтобы снизить
безработицу до естественного уровня . Вторгаясь в область занятости , оно
вправе пользоваться такими методами , которые , сохраняя свою высокую
эффективность , одновременно являются нейтральными по отношению к инфляции
или вызывают минимальные инфляционные экономические последствия . Хорошие
результаты дают целевые программы как регионального характера , так и
облегчающие трудоустройство определенных социальных групп (например,
молодежи) . К тому же все они инфляционно нейтральны .
Второе направление – социальная защита безработных . От государства
потребуется немалая осмотрительность в определении форм и размеров
социальной защиты , а также способов ее распределения . Социальная политика
даст определенный эффект , если будет строиться на реальных возможностях
экономики . Государственная социальная помощь должна быть избирательной и
распределяться в зависимости от того , к какой группе безработных
принадлежит претендент на ее получение . В первую очередь стоит
позаботиться о потерявших рабочее место не по своей воле или вынужденно .
Антимонопольная политика .
Монополизм порожден рынком , но монополизм и рынок – противоположные
понятия . Монополизм разрушает экономику , вызывает рост цен при сохранении
качества , замедляет научно - технический прогресс . Рассмотрим основные
принципы антимонопольной политики :
1) Изучение рынков , выявление среди них конкурентных и монопольных . Для
выяснения степени монополизации рынка можно использовать , например ,
показатель , характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем
объеме предложения продукции . Если показатель превышает 60% , то рынок
считается монополизированным , если меньше 20% , то рынок не
монополизирован .
2) Дифференцированный подход к монопольным рынкам . Антимонопольная
политика не должна направляться против монополизма вообще . Конечная цель
антимонопольной политики состоит в том , чтобы в экономике осталась
только зона естественной монополии .
3) Выявление зоны естественной монополии , в принципе не подлежащей
демонополизации . В частности , для эффективного управления
технологическими олигополиями нужны преимущественно административные
методы . , включая текущее и перспективное планирование производства и
инвестиций , контроль над ценами , качеством продукции и т. д.
Вмешательство государства в научно - техническую монополию должно быть
минимальным и ограничиваться введением правовых норм , благоприятствующих
свободному обмену научно - технической информацией как внутри отдельных
стран , так и между ними . Что касается государственной монополии в
отношении товаров неэластичного спроса , то государство национализирует
их производства , устанавливает административный контроль над ценами ,
фиксированные ставки акцизного налога и пр.
4) Выявление монополий , в отношении которых государство проводит жесткую
антимонопольную политику . Государство стремится на допустить превращения
крупного бизнеса , возникшего на основе концентрации и централизации
производства и капитала , в монополию , нарушающую нормальное
функционирование рыночного механизма . Государство контролирует процессы
слияния корпораций , и далеко не каждое из них признается законным и
допустимым.
Пока существуют монопольные рынки , их нельзя оставлять без
государственного , преимущественно административного , контроля .
Экономические регуляторы малоэффективны , ибо на их применение монополия
отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства , решая
свои проблемы за счет потребителя . Имея дело с монополиями необходимо
одновременно контролировать и регулировать цену , количество и качество
продукции . Контроль какого - то одного из этих параметров при свободном
формировании других не даст желаемого результата . Государство , защищая
интересы граждан , вправе снимать административный контроль лишь по мере
демонополизации рынков .
5) Сочетание антимонопольной политики , правовых норм (антимонопольного
законодательства) и организационного механизма , обеспечивающего их
реализацию .
Антиинфляционная политика .
Цель антиинфляционной политики состоит в том , чтобы установить над
инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста
цен . Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер
антиинфляционного регулирования . Бороться можно лишь с открытой инфляцией
. Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора , кроме
переключения ее на открытый режим .
Какие же действия государства можно отнести к антиинфляционным ? Так
, различные формы правоинфляционных компенсаций и иные способы социальной
зашиты населения воздействуют не на причины инфляции , а на ее последствия
и от нее не спасают . Не правомерно причислять к антиинфляционному
регулированию и административный контроль цен . Административные методы
должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков
(предложение и спрос) либо на механизм инфляции . Это и есть критерий , по
которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных .
Различают антиинфляционные стратегию , соединяющую цели и методы
долговременного характера , и тактику , которая дает результаты в
краткосрочном периоде времени .
Важнейшие задачи антиинфляционной стратегии :
1) Стратегия гашения инфляционных ожиданий предполагает изменение
психологии потребителей , избавление их от страха перед обесценением
сбережений , предотвращение нагнетания текущего спроса . Это возможно при
выполнении двух условий .
Во - первых , всемерное укрепление механизмов рыночной системы ,
которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост .
Во - вторых , существование правительства национального согласия ,
пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную
политику .
2) Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее
ежегодного прироста . Этот показатель определяется в соответствии с
уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка и складывается из
долгосрочного темпа роста реального продукта и такого уровня инфляции ,
который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать . Для
того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной ,
указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени
независимо от состояния бюджета , интенсивности инвестиционного процесса
, уровня безработицы и т. д. В инфляционной экономике денежная политика
должна играть решающую роль . Осуществление антиинфляционной политики
предполагает также и наличие современной банковской системы ,причем
Центральный Банк (ЦБ) независим от исполнительной власти .
Нужно иметь в виду , что каждый успех денежной стратегии служит
условием ее дальнейшего эффективного осуществления , то есть представляет
собой самоусиливающийся процесс .
3) Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться
двумя путями : увеличением доходов и уменьшением расходов государства .
Это можно осуществить разными путями : совершенствование налоговой
системы , краткосрочный рост налогов , и т. д. Но главный принцип
сокращения бюджетных расходов состоит в следующем : постепенное
уменьшение финансирования тех видов деятельности государства , которые
можно передать рынку . Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства
государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных
капиталовложений , отмене необоснованных дотаций и субсидий и т. д.
3) Национальная антиинфляционная стратегия должна быть настроена так ,
чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних
инфляционных импульсов .
Тактические методы антиинфляционной политики не рассчитаны на
устранение причин инфляции и демонтаж ее механизмов , они носят
чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции .
Антиинфляционная тактика даст максимальный результат , воздействуя на
инфляционный разрыв между спросом и предложением , если она поможет
увеличить предложение без соответствующего повышения спроса , либо будет
способствовать снижению текущего спроса без воздействия на предложение .
1) Краткосрочные резервы роста предложения :
а) государственная поддержка повышения товарности экономики (льготное
налогообложение предприятий , продающих побочные продукты производства и
услуг , банков , обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею и т.
д.);
б) поддержка формирования новых рынков , особенно в тех секторах
экономики , где совершается переход от натурального к товарному
производству (мировой рынок информационных услуг);
в) разумно организованная приватизация собственности (она ведет к
ослаблению напряжения в расходной части бюджета , что способствует
преодолению дефицита) ;
г) массированный потребительский импорт и частичная реализация
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|