рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика переходного периода в России

рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции с крупными

и средними фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле

на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации

капиталов также противостоят увеличению числа малых предприятий. Но я

думаю, что в дальнейшем в связи со складывающимися хозяйственными

отношениями во время переходной экономики новые крупные и средние

предприятия будут активно стимулировать создание новых МП.

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг.

повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий созданных еще по

законам СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые

организационную форму, а прекратившие свою деятельность - просто

ликвидировались. Поскольку величина, числившихся зарегистрированными, но

реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная

ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа

малых предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации реально не

работающих предприятий проявил себя в полной мере в 1995 г. в связи с

введением в хозяйственную практику нового Гражданского кодекса (ГК). В

соответствии с положениями его первой части, малые предприятия, имеющие

форму товариществ ( а это очень распространенная хозяйственная форма малых

предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв

другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по

официальным данным Госкомстата РФ, что более трети зарегистрированных МП

либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не

ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и

следовательно официальная ликвидация должны привести к дальнейшему

существенному снижению числа малых предприятий в Росси. А с учетом того,

что в ряде российских регионов реально действовало чуть более половины

зарегистрированных МП ( по данным Госкомстата), перерегистрация на данный

момент уже внесла определенные коррективы в региональную структуру малого

предпринимательства страны.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем,

что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой

мощный фактор увеличения малых предприятий, как рост безработицы. Несмотря

на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1997 г. официальная

безработица оставалась на уровне 3%-5% экономически активного населения.

Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают

альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных

организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих ( пусть

даже на “полуживых” предприятиях), пока он действует, создает социально-

психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной

самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в малом

бизнесе. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не

регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж и подсобных

работ. Мне кажется, что как только правительство России не на словах, а

на деле пойдет не банкротства многочисленных нерентабельных предприятий,

рост безработицы вызовет новую волну увеличения числа МП.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается

криминализация малого предпринимательства, кстати, на мой взгляд

характерная и неотъемлемая черта российского малого бизнеса и российского

бизнеса вообще в переходный период. В этой связи очень показателен

наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей

малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур.

значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о

криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на

преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз наоборот -

на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую

вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Рассмотрим данное

“ненормативное” явление в российском бизнесе. Вымогательства, угрозы -

насущная проблема малых предприятий и их руководителей, практически каждую

неделю в средствах массовой информации мелькает информация о покушении на

того или иного бизнесмена. Известно, что в опросах общественного мнения

преступность в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится

российским населением на второе место среди наиболее острых проблем. Для

российского бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную

проблему. Только за 1994 год было убито 94 руководителя крупных

коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70% коммерческих предприятий

вынуждены платить силовым группировкам. По данным Госкомстата, свыше 1/4

руководителей МП (26.2%) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз

часты, еще более половины (57.1%) читают это нередким явлением, и только

16.7% опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют.

В 1993 г. 3/4 руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом.

Контраст с сегодняшней ситуацией разителен. Отчасти это связано с тем, что

заданный четыре года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме , сужал

проблему группового и организованного насилия.

В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых

хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но

произошло серьезное изменение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об

организованной охране. И малые и крупные предприятия вынуждены искать

профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три

категории организаций: представители официальных правоохранительных органов

(на коммерческой основе), официально зарегистрированные частные охранные и

сыскные агентства, криминальные группировки, занимающиеся обеспечением так

называемых “крыш”. В результате бизнесмены регулярно оплачивают услуги

“своих” охранников и не платят “чужим”.

Спектр силовых методов достаточно широк . Как важная часть они включены

в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы

широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и

необязательными партнерами и клиентами, для решения проблем, связанных с их

задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение “братков”

обходится в половину возвращенной суммы, официальные агентства берут от 15

до 40%.(Полянский А. “Выше “крыши”” - Эксперт, 1996, с 20)

Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами .

Во многих случаях это замещение утерянных инструментов вертикального

давления на партнеров. При отсутствии действенного законодательного и

судебного регулирования силовые методы вошли как нормальный (обычный)

элемент в ткань хозяйственных отношений. Когда закон нем, а мораль глуха,

зарвавшихся возвращают в нормативные рамки более грубым и примитивным

способом. И зона силовых методов судя по всему продолжает расширяться.

Думаю стоит упомянуть, что частота применения силовых методов

хозяйственными руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной

оценкой условий для малого предпринимательства

Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим

нормальному развитию российского малого предпринимательства.

Криминал -одна из актуальных проблем российских предпринимателей, но

есть и другие не менее важные: взяточничество и бюрократизм, невыполнение

деловых обязательств, острая проблема финансирования и т. п. Рассмотрим

некоторые из них.

К “силовым методам”, только иного рода относится вымогательство со

стороны чиновников. Проблемы бюрократизма обычно характеризуются высоким

рейтингом среди наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются

руководители МП. Известно, что чиновники имеют немало возможностей для

создания барьеров на пути малого предпринимательства. Усложненный порядок

регистрации предприятий, необходимость платить за каждый документ (отнюдь

не символические суммы), задержки с оформлением и даже отказы в регистрации

- со всем этим предприниматель вынужден сталкиваться, еще не начав свою

деятельность. Но беды предприятия с его регистрацией не кончаются. Власти

манипулируют ставками арендной платы и прочих платежей. Появляются

многочисленные контролирующие инстанции, которые устраивают проверки по

поводу и без повода. Представители властей не раз доказывали свою

возможность разрушить любое предприятие, причем в кратчайшие сроки.

Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства.

Поборы существуют в трех основных формах: легальных, полулегальных и

нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50)

наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно

не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по

инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы

законодательных норм. Речь идет о “добровольно- обязательных” отчисления

на разного рода муниципальные нужды. Власти обладают достаточно мощными

“рычагами” для того, чтобы заставить предпринимателя стать

“благотворителем”. И действия их, по сути своей незаконные,- в данном

случае принимают вполне законную, официальную форму. Третья форма -

нелегальные поборы, идущие непосредственно в карманы конкретных чиновников

в виде взяток. Причем суммы взяток в настоящий момент достигли таких

размеров, что даже в самом фантастичном сне не могли присниться советскому

чиновнику. В современной России взятка помогает получит доступ к более

дешевым ресурсам и индивидуальные льготы, освободиться от части легальных

платежей и избежать “благотворительных” сборов.

Многое говорится об отсутствии деловой обязанности у новых русских

предпринимателей, о постоянных срывах поставок, невыполнении условий

заключенных договоров. Порой за ними скрывается хитрое мошенничество, порой

- элементарная неорганизованность. Сказываются конечно и обстоятельства

независимые от роли нарушителя. Насколько распространенными эти явления

кажутся самим предпринимателям? Сталкиваться с нарушением обязательств

приходится большинству представителей малого бизнеса, более половины

которых (52%) считают это нередким явлением, а, по мнению 41.2%

руководителей, такие нарушения встречаются часто.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в

отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько

прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в

строительстве и на транспорте (на 18% и 19% соответственно 1995 г.). В

торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на

10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования

рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа

малых предприятий (-18.7% и -5.6%).

В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994

г. увеличилась на 0.8%. Конечно, величина прироста невелика, но она

подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП

высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала

предприятий. И, что очень важно, они указывают на то, что настало время

перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной существующим

законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем

их капитальных вложений за 1996 г. в 4 раза причем в промышленности - в 7.4

раза.

Можно констатировать, что в 1995-96 гг. проводимая российским

правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной

стороны, сопровождалась значительным снижением темпов роста количества МП,

но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране начала

формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП

стали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной

рыночной экономике.

Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых

льгот, создания ( хотя пока и в незавершенном виде) цивилизованного

законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,

формирование сети бизнес-парков, налаживание эффективной координации в этой

области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также местными

органами власти.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно

приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей

жизнедеятельности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную

деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной

деятельности 1996 г. занималась еще и торговлей как несложной, но

относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости

капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и

в самых простых его формах.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста

российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его

деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех

его уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и

страхования малого бизнес, стимулирование его инвестиционной активности.

Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.

Чрезвычайно важно расширение научной и инновационной деятельности МП в

интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема

в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного

развития российского малого предпринимательства.

Заключение

Непоследовательность проведения экономических реформ в России,

пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по

социалистическому лагерю. Начав первой из бывших советских республик

радикальные экономические преобразования в январе 1992 года, Россия через

пять лет еще не может похвастаться серьезными положительными изменениями

своих основных экономических показателей: инфляция хотя существенно и

снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в

фазу роста ; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его

расходов; уровень жизни населения существенно не поднялся; рост сбережений

в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство

продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя

его. Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ

( а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до

критического (40% годовых или 2,8% в месяц и менее) и добиться устойчивого

роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен

в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г.

до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование

которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные,

аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и

малый бизнес.

Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России прочно встал

на ноги. Люди занятые в сферах малого бизнеса имеют неплохой доход

зависящий прежде всего от них самих. Такие люди заинтересованы в

постоянном повышении качества производимых товаров и услуг. Можно заметить

характерное изменение отношений производитель - потребитель. Наиболее

яркий и примитивный пример этого: на место неразговорчивых, равнодушных к

покупателю “продавщиц”, пришли улыбчивые, симпатичные девушки, внимание

которых порой бывает даже навязчивым. Во многом именно малому бизнесу в

России стало возможным приобретать недорогие отечественные, а самое

главное качественные товары.

Малый бизнес в России прошел путь от “черного рынка”, ”спекулянтов”,

“теневой” экономики, до относительно независимого малого

предпринимательства, защищенного нормативно-правовыми актами. В настоящее

время малое предпринимательство в России становится все более похожим на

европейский малый бизнес, как эталон “нормального”, цивилизованного

предпринимательства. Но российский бизнес имеет еще множество проблем:

криминализация, взяточничество, невыполнение деловых обязательств,

бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя налогов и т.д. Какие же

существуют пути выхода из сложившегося положения? Мне кажется, что малому

предпринимательству в России требуется более серьезная государственная

поддержка, чем существующая на данный момент, а также требуется пересмотр

системы налогообложения, льготное кредитование. От криминализации малого

бизнеса, как и бизнеса вообще, в России, на мой взгляд, избавиться не

удастся, это как бы неизбежное зло, еще один государственный налог. Да и

вообще в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали криминальные

структуры, осуществляя “протекцию” со свой стороны, за определенную плату.

В российском бизнесе наблюдается тенденция повышения образовательного

уровня и самосознания частных предпринимателей, а это позволяет надеяться

на скорое исчезновение такого явления как невыполнение деловых

обязательств.

Сегодня российское малое предпринимательство вступает в четвертый этап

своего развития, и будем надеяться, что в скором времени оно будет

соответствовать самым высоким стандартам рыночного предпринимательства.

Список использованной литературы

Журналы:

“Экономика и жизнь” №№ 1,2,3, 6,7,12 за 1996 г.

“Экономика и жизнь” №№ 3,4 за 1997 г.

“Эксперт” № 4 за 1996 г.

Книги:

“Экономика переходного периода” учебник для ВУЗов 1996 г.

“Тайны овального зала Кремля” Д. Валовой "Правда" 1991.

“Неиспользованный шанс” Л.Абалкин "Политиздат" 1991.

“Программа углубления экономических реформ в России”

“Республика” 1992.

Рецензия

Дата сдачи:

| | | |

| | | |

Руководитель

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.