Экономика переходного периода в России
рынков. Хронический дефицит валютных ресурсов приходилось покрывать
масштабным экспортом золота, применять жесткие меры экономии,
отказываться от услуг иностранных специалистов. Нет никакой
информации о том, что советское руководство в этот период сознательно
вело линию на ограничение внешней торговли. Напротив, первый
пятилетний план предполагал форсированное наращивание объема экспорта.
Но реальное развитие событий толкало в другую сторону. Несмотря на
активные усилия по наращиванию экспортных поступлений, падает не
только доля внешней торговли в ВВП, но и абсолютный обьем
внешнеторгового оборота.
После второй мировой войны в СССР линия на максимальную мобилизацию
ресурсов из аграрного сектора была продолжена . Разница закупочных и
розничных цен на продовольствие достигла максимума. Теперь “ барщина ” была
дополнена натуральным денежным “ оброком ” с приусадебных участков (
обязательства по поставке сельскохозяйственной продукции и налогообложении
приусадебных хозяйств ) .
Уже к началу 50-х годов становится ясно , что модель ранней
индустриализации за счет ресурсов аграрного сектора подходит к пределу
своих возможностей . Урожай зерна в 1948-1952 гг. были примерно равны
средним за 1928-1930 гг. ( соответственно 77,9 млн. и 76,1 млн.т. ) . Но с
ростом населения среднедушевая обеспеченность продуктами питания продолжала
падать.
В начале 60-х годов на смену быстро снижающемуся налогу с оборота на
сельхозпродукцию приходят дотации аграрному сектору. Роль традиционного
сектора в мобилизации финансовых ресурсов для индустриализации исчерпана .
В 1958 году объем импорта сельскохозяйственной продукции сравнивается с
объемом ее экспорта . В начале 60-х годов СССР начинает в крупных масштабах
закупать зерно за границей . Состояние обескровленного социалистической
индустриализацией сельского хозяйства становится долгосрочной проблемой ,
сюда приходится направлять все новые ресурсы , используемые с заведомо
( учитывая предшествующую историю ) низкой эффективностью.
Исчерпание возможностей мобилизации ресурсов из традиционного сектора
радикально меняет экономическую ситуацию. Начало 60-х годов в СССР - время,
когда вместо экономических преимуществ , получаемых за счет масштабного
изъятия ресурсов из аграрного сектора , рождается жесткая необходимость
расплачиваться за подобные изъятия. Начинают сказываться болезненные
долгосрочные последствия реализации избранной социалистической модели
индустриализации .
При сохранении той же политико-идеологической оболочки базовые
характеристики социально-экономического развития претерпевают качественные
изменения . В это время формируется образ поздней социалистической
экономики , для которой характерно падение темпов экономического роста на
фоне устойчивости сформировавшихся на предшествующем этапе производственных
структур . Но содержание устаревших неэффективных отраслей и производств
обходится все дороже . Вновь начинает увеличиваться структурное отставание
от развитых рыночных экономик в ключевых отраслях , определяющих научно-
технический прогресс . Да и за саму стабильность , ставшую символом веры ,
приходится платить все дороже .
Характерными чертами развитого социализма являются :
- постоянный рост бюджетной нагрузки , обусловленной дотированием
сельскохозяйственной продукции ( вместо масштабного изъятия ресурсов из
аграрной сферы ) ;
- устойчивый рост импорта продовольствия , пришедший на смену его
внушительному экспорту на этапе индустриализации ;
- нарастающий дефицит продовольствия .
Исчерпание возможностей традиционной модели социалистического роста
составляет для коммунистической элиты две возможные линии : либо начать
перестройку механизмов экономического регулирования , попытаться вновь
подключить рыночные регуляторы , позволяющие устранить внутренние
ограничения на экономический рост в рамках социализма , создать предпосылки
снижения энергоемкости валового внутреннего продукта ( ВВП ) , повышение
качества и конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности,
ее доли в экспорте, либо принять как данность утрату экономического
динамизма , сделать упор на стабильность и устойчивость сложившихся
структур .
Объективные трудности реформирования зрелой индустриальной
социалистической экономики , а также опыт Чехословакии , где такие реформы
проложили дорогу политической дестабилизации режима , - все это побудило
руководство ЦК КПСС к концу 60-х годов твердо отказаться от серьезных
рыночных экономических преобразований . В этой ситуации структурная
регидность экономики , богатая ресурсная база и тоталитарный политический
контроль , казалось , гарантировали СССР и его восточноевропейской империи
долгосрочную устойчивость при низких или нулевых темпах экономического
роста . Потенциал социалистической индустриализации исчерпан , экономика
вышла на предельный уровень продуктивности , определяемый базовыми
характеристиками избранной экономической модели , и может долго
функционировать вблизи этого рубежа .
Однако особенности самого социалистического роста в 70-80е годы
предопределили исторически быстрый крах весьма прочной на первый взгляд
экономической системы . Два близких по времени события сыграли определяющую
роль в развитии поздней социалистической экономики : открытие
высокоэффективных месторождений нефти и газа в Западной Сибири и
скачкообразное повышение цен на топливо на мировых рынках после 1973 года
.” Нефтедоллары ” заменили ресурсы традиционного сектора . Появились новые
источники финансирования развития , заменившие прежний налог с оборота на
сельскохозяйственную продукцию ( быстро растущие доходы от
внешнеэкономической деятельности ) , валюта для обеспечения комплектных
поставок технологического оборудования и закупок сельхозпродукции ,
энергоресурсы , позволяющие наращивать и дальше производство и повышать
доходы на душу населения без роста показателей энергоотдачи . Вместо того
чтобы направить дополнительные свободные ресурсы на обеспечение “мягкого”
выхода из социализма, запуска рыночных регуляторов, их используют для
поднятия душевого ВВП выше уровня, который может устойчиво поддерживаться в
рамках социалистической модели.
С начала 70-х годов в СССР доля экспорта сырья быстро растет , а доля
экспорта продукции обрабатывающие отраслей падает. В структуре экспорта в
развитые капиталистические страны доля машин, оборудования и транспортных
средств снижается с 5.8% ВВП в 1975 г. до 3.5% в 1985 г.( по данным
Госкомстата смотри таблицу 1) .
Таблица 1
Структура внешней торговли СССР
(доли в объеме экспорта, %)
| |1979 г. |1975 г. |1980 г. |1985 г. |
|Машины и оборудование |21,5 |18,7 |15,8 |13,9 |
|Топливо и энергия | | | | |
| |15,6 |31,4 |46,9 |53,7 |
Продолжает расти и так высокая доля оборонных расходов в ВВП. В силу
специфики учета военных расходов СССР и диспропорций в ценах точные оценки
этого процесса затруднены. Но доступная информация об объемах выпуска
вооружений в натуре, общеизвестный факт достижения именно в это время
военного паритета с США подтверждают оценки специалистов, отмечающих рост
военной нагрузки на экономику в 70 -х годах.
Советское руководство в начале 70-х годов сделало ставку на
использование оказавшихся в его руках крупных энергетических, финансовых и
валютных резервов для того, чтобы продолжить соревнование с Западом и в
военной области, и в уровне жизни населения. Наиболее яркое воплощение
такой политики - резкий рост импорта продовольствия, который становится
важнейшим фактором, определяющим рост потребления продуктов питания.
Лишь в ограниченной мере удается поддерживать сложившиеся масштабы
энергопотребления. Сложность этой задачи связана со спецификой экономики
нефтяной промышленности, от положения в которой в определяющей мере
зависит устойчивость экономик СССР. Экономика, которая приспособилась к
потреблению масштабной нефтяной ренты, генерировавшейся на ранних этапах
разработки масштабных месторождений, и использовала ее для наращивания
военных расходов и импорта продовольствия, сталкивается с неразрешимой
задачей взрывного роста капиталовложений в топливно-энергетический
комплекс для того, чтобы хотя бы поддерживать сложившийся уровень добычи
нефти.
Явные признаки исчерпания модели роста, основанной на нефтяных
доходах, начинают проявляться уже в начале 80-х годов. Несмотря на
продолжающийся быстрый рост капиталовложений в ТЭК (в 1985 г. они в два
раза превысили уровень 1975 г.) и доли ТЭК в общем объеме капиталовложений,
рост объема добычи нефти остановился: 1980 г. - 603 млн. т. , 1985 г. - 595
млн. т.(по данным Госкомстата). Стабилизируется экспорт нефти: 1980 г.- 119
млн. т., 1985 г. - 117 млн. т. В 1970 -1980 гг. физический объем экспорта
вырос лишь на 60%, а стоимостной объем в результате благоприятной динамики
экспортных цен увеличился в 3,7 раза. В 1980 -1985 гг. физический объем
экспорта вырос лишь на 7.4%, а его стоимостной объем достигнув максимума в
1983 г. (91.4 млрд. долл.) начинает сокращаться (в 1985 г.- 86.7 млрд.
долл.).
С этого момента включается механизм катастрофического развала
социалистической системы, соответствующего резкого падения производства и
уровня жизни. Лихорадочные попытки остановить падение добычи нефти 1986-
1987 гг. привели лишь к перефорсированию месторождений и ускорению темпов
последующего снижения добычи. Экономика попадает а порочный круг:
“недостаток средств для капиталовложений на поддержание добычи нефти -
падение добычи нефти - углубление кризиса в энергоемком народного хозяйства
- дальнейшее сокращение капиталовложений в нефтяную промышленность -
ускорение падения производства”. Добыча топливных ресурсов в РСФСР падает с
542 млн. т. в 1985 г. до 462 млн. т. в 1991 г. и стабилизируется на
уровне 307 млн. т. в 1995 г. (1971 г. - 304 млн. т.)(по данным
Госкомстата).
К началу 80 - х годов СССР утратил былую свободу финансового маневра.
Активное привлечение товарных кредитов на финансирование многочисленных
строек привело к тому , что в 1981 г. средства, поступающие от обслуживания
предоставленных СССР кредитов ( 2 млрд. долл.) , покрыли менее 30 %
платежей по предоставленным кредитам (6.4 млрд. долл.). Обслуживание
взятых кредитов происходило за счет получения новых , причем их структура
постепенно ухудшалась, увеличивалась доля среднесрочных и краткосрочных
займов. Отражением этого стало постоянное увеличение расходов на
обслуживание долга : в 1984 г. они составили 5.9 млрд. долл., а в 1986 г. -
15.1 млрд. долл. К началу перестройки нарастание внешнего долга
приобрело лавинообразный характер.
В 1985 г. , когда М.С. Горбачев пришел к руководству страной, ее
экономическое положение лишь на первый, поверхностный взгляд казалось
застойно устойчивым. На деле возможности не только развития, но и
сохранения сложившегося уровня производства и потребления полностью
зависели от факторов , находящихся вне контроля - мировой конъюнктуры на
нефтегазовых рынках , открытия новых месторождений с крайне высокими
параметрами нефтеотдачи , возможности беспрепятственного привлечения
долгосрочных кредитов на мировых финансовых рынках по низким процентным
ставкам . Начавшееся падение цен на нефть на мировом рынке , снижение
абсолютного уровня экспортных поступлений ( 1983 г. - 91.4 млрд. долл. ,
1985 г. - 86.7 млрд. долл. ) свидетельствовали о том , что чуда не
произойдет , “ мыльный пузырь ” , надутый в 70-80х , обречен лопнуть .
Пройдя в ХХ в. драматичный путь экономического развития ,
поэксперементировав с социалистической моделью , пережив ее крах , Россия
на пороге ХХI в. оказалась примерно на той же дистанции от США , на которой
была в начале столетия : в 1913 г. для европейской России ВВП на душу
населения составлял 21.8 % от уровня США , в 1994 г. - 17.8 % (по данным
Госкомстата).
Глава 3
Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны
невозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее.
В это время появляется множество альтернатив экономического развития
страны.
Объявленный М.С.Горбачевым переход к конфедеративному принципу
формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства
сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемые
в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В
июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое -
сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую
приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической
программе с которой выступил Б.Ельцин Россия собиралась проводить более
последовательную и либеральную экономическую политику.
В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На
фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и
союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название
'500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или
как тогда говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими за
скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее
в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую
программу. В чем похожи и в чем отличались программы?
“Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике”
были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление
предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные
цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135
млрд. руб таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей.
Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации
основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в
распродаже гос. собственности малых и средних предприятий, производственных
запасов, замороженных строек ( коих к примеру в 1990 году было около 305
тысяч ) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По
сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс
в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию гос. собственности.
Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить
избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить
государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие
полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна.
Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими
законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа
Шаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзное
правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была
создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы
вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также
эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в
нее вошли: Николай Петраков ( помощник президента СССР ), Станислав Шаталин
( член президентского совета ), Леонид Абалкин ( экономист ), Григорий
Явлиннкий ( представитель от СМ РСФСР ) Борис Федоров ( министр финансов
РСФСР ) и Николай Шмелев ( член плановой и бюджетно- финансовой комиссии
при СМ СССР ). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда
еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР
М.Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым.
Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать некую общую
схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы
был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название
“президенского”. У исходной формулировки программы и окончательного
“президентского” варианта были следующие отличия.
1) Отсутствие в 'президентском' варианте принципа преобладания
республиканских законов над союзными.
2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения
предприятиям агропромышленного комплекса.
3) Различие в способах формирования бюджета. В “президентской”
программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У
Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые
формируются за счет налогов с предприятий.
4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях”'
предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание в
стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о
предоставлении земли в долгосрочную аренду.
Но у обоих программ был один и тот же недостаток Они не давали
никакого ответа на вопрос о том что же делать с ВКП. СССР тогда был самой
милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля
потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое
соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта
доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что
СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество
человеческих и других ресурсов было брошено на производство
непотребительской продукции. Этот сектор экономики ( если его вообще можно
выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК ,а
если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то
получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный
производственный цикл ) имел очень квалифицированные и
узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость
ВПК к переменам.
Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров
России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным
положением которых можно считать взаимное признание суверенитета было
заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР.
26 декабря Россия принимает бюджет в котором Финансирование Союза
сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд.
24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ". По
принятому документу владельцы имущества могут его использовать в каких
угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать
предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного
Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера
прибыли. Таким образом уже существующий в России бизнес получил возможность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|