рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика переходного периода в России

рынков. Хронический дефицит валютных ресурсов приходилось покрывать

масштабным экспортом золота, применять жесткие меры экономии,

отказываться от услуг иностранных специалистов. Нет никакой

информации о том, что советское руководство в этот период сознательно

вело линию на ограничение внешней торговли. Напротив, первый

пятилетний план предполагал форсированное наращивание объема экспорта.

Но реальное развитие событий толкало в другую сторону. Несмотря на

активные усилия по наращиванию экспортных поступлений, падает не

только доля внешней торговли в ВВП, но и абсолютный обьем

внешнеторгового оборота.

После второй мировой войны в СССР линия на максимальную мобилизацию

ресурсов из аграрного сектора была продолжена . Разница закупочных и

розничных цен на продовольствие достигла максимума. Теперь “ барщина ” была

дополнена натуральным денежным “ оброком ” с приусадебных участков (

обязательства по поставке сельскохозяйственной продукции и налогообложении

приусадебных хозяйств ) .

Уже к началу 50-х годов становится ясно , что модель ранней

индустриализации за счет ресурсов аграрного сектора подходит к пределу

своих возможностей . Урожай зерна в 1948-1952 гг. были примерно равны

средним за 1928-1930 гг. ( соответственно 77,9 млн. и 76,1 млн.т. ) . Но с

ростом населения среднедушевая обеспеченность продуктами питания продолжала

падать.

В начале 60-х годов на смену быстро снижающемуся налогу с оборота на

сельхозпродукцию приходят дотации аграрному сектору. Роль традиционного

сектора в мобилизации финансовых ресурсов для индустриализации исчерпана .

В 1958 году объем импорта сельскохозяйственной продукции сравнивается с

объемом ее экспорта . В начале 60-х годов СССР начинает в крупных масштабах

закупать зерно за границей . Состояние обескровленного социалистической

индустриализацией сельского хозяйства становится долгосрочной проблемой ,

сюда приходится направлять все новые ресурсы , используемые с заведомо

( учитывая предшествующую историю ) низкой эффективностью.

Исчерпание возможностей мобилизации ресурсов из традиционного сектора

радикально меняет экономическую ситуацию. Начало 60-х годов в СССР - время,

когда вместо экономических преимуществ , получаемых за счет масштабного

изъятия ресурсов из аграрного сектора , рождается жесткая необходимость

расплачиваться за подобные изъятия. Начинают сказываться болезненные

долгосрочные последствия реализации избранной социалистической модели

индустриализации .

При сохранении той же политико-идеологической оболочки базовые

характеристики социально-экономического развития претерпевают качественные

изменения . В это время формируется образ поздней социалистической

экономики , для которой характерно падение темпов экономического роста на

фоне устойчивости сформировавшихся на предшествующем этапе производственных

структур . Но содержание устаревших неэффективных отраслей и производств

обходится все дороже . Вновь начинает увеличиваться структурное отставание

от развитых рыночных экономик в ключевых отраслях , определяющих научно-

технический прогресс . Да и за саму стабильность , ставшую символом веры ,

приходится платить все дороже .

Характерными чертами развитого социализма являются :

- постоянный рост бюджетной нагрузки , обусловленной дотированием

сельскохозяйственной продукции ( вместо масштабного изъятия ресурсов из

аграрной сферы ) ;

- устойчивый рост импорта продовольствия , пришедший на смену его

внушительному экспорту на этапе индустриализации ;

- нарастающий дефицит продовольствия .

Исчерпание возможностей традиционной модели социалистического роста

составляет для коммунистической элиты две возможные линии : либо начать

перестройку механизмов экономического регулирования , попытаться вновь

подключить рыночные регуляторы , позволяющие устранить внутренние

ограничения на экономический рост в рамках социализма , создать предпосылки

снижения энергоемкости валового внутреннего продукта ( ВВП ) , повышение

качества и конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности,

ее доли в экспорте, либо принять как данность утрату экономического

динамизма , сделать упор на стабильность и устойчивость сложившихся

структур .

Объективные трудности реформирования зрелой индустриальной

социалистической экономики , а также опыт Чехословакии , где такие реформы

проложили дорогу политической дестабилизации режима , - все это побудило

руководство ЦК КПСС к концу 60-х годов твердо отказаться от серьезных

рыночных экономических преобразований . В этой ситуации структурная

регидность экономики , богатая ресурсная база и тоталитарный политический

контроль , казалось , гарантировали СССР и его восточноевропейской империи

долгосрочную устойчивость при низких или нулевых темпах экономического

роста . Потенциал социалистической индустриализации исчерпан , экономика

вышла на предельный уровень продуктивности , определяемый базовыми

характеристиками избранной экономической модели , и может долго

функционировать вблизи этого рубежа .

Однако особенности самого социалистического роста в 70-80е годы

предопределили исторически быстрый крах весьма прочной на первый взгляд

экономической системы . Два близких по времени события сыграли определяющую

роль в развитии поздней социалистической экономики : открытие

высокоэффективных месторождений нефти и газа в Западной Сибири и

скачкообразное повышение цен на топливо на мировых рынках после 1973 года

.” Нефтедоллары ” заменили ресурсы традиционного сектора . Появились новые

источники финансирования развития , заменившие прежний налог с оборота на

сельскохозяйственную продукцию ( быстро растущие доходы от

внешнеэкономической деятельности ) , валюта для обеспечения комплектных

поставок технологического оборудования и закупок сельхозпродукции ,

энергоресурсы , позволяющие наращивать и дальше производство и повышать

доходы на душу населения без роста показателей энергоотдачи . Вместо того

чтобы направить дополнительные свободные ресурсы на обеспечение “мягкого”

выхода из социализма, запуска рыночных регуляторов, их используют для

поднятия душевого ВВП выше уровня, который может устойчиво поддерживаться в

рамках социалистической модели.

С начала 70-х годов в СССР доля экспорта сырья быстро растет , а доля

экспорта продукции обрабатывающие отраслей падает. В структуре экспорта в

развитые капиталистические страны доля машин, оборудования и транспортных

средств снижается с 5.8% ВВП в 1975 г. до 3.5% в 1985 г.( по данным

Госкомстата смотри таблицу 1) .

Таблица 1

Структура внешней торговли СССР

(доли в объеме экспорта, %)

| |1979 г. |1975 г. |1980 г. |1985 г. |

|Машины и оборудование |21,5 |18,7 |15,8 |13,9 |

|Топливо и энергия | | | | |

| |15,6 |31,4 |46,9 |53,7 |

Продолжает расти и так высокая доля оборонных расходов в ВВП. В силу

специфики учета военных расходов СССР и диспропорций в ценах точные оценки

этого процесса затруднены. Но доступная информация об объемах выпуска

вооружений в натуре, общеизвестный факт достижения именно в это время

военного паритета с США подтверждают оценки специалистов, отмечающих рост

военной нагрузки на экономику в 70 -х годах.

Советское руководство в начале 70-х годов сделало ставку на

использование оказавшихся в его руках крупных энергетических, финансовых и

валютных резервов для того, чтобы продолжить соревнование с Западом и в

военной области, и в уровне жизни населения. Наиболее яркое воплощение

такой политики - резкий рост импорта продовольствия, который становится

важнейшим фактором, определяющим рост потребления продуктов питания.

Лишь в ограниченной мере удается поддерживать сложившиеся масштабы

энергопотребления. Сложность этой задачи связана со спецификой экономики

нефтяной промышленности, от положения в которой в определяющей мере

зависит устойчивость экономик СССР. Экономика, которая приспособилась к

потреблению масштабной нефтяной ренты, генерировавшейся на ранних этапах

разработки масштабных месторождений, и использовала ее для наращивания

военных расходов и импорта продовольствия, сталкивается с неразрешимой

задачей взрывного роста капиталовложений в топливно-энергетический

комплекс для того, чтобы хотя бы поддерживать сложившийся уровень добычи

нефти.

Явные признаки исчерпания модели роста, основанной на нефтяных

доходах, начинают проявляться уже в начале 80-х годов. Несмотря на

продолжающийся быстрый рост капиталовложений в ТЭК (в 1985 г. они в два

раза превысили уровень 1975 г.) и доли ТЭК в общем объеме капиталовложений,

рост объема добычи нефти остановился: 1980 г. - 603 млн. т. , 1985 г. - 595

млн. т.(по данным Госкомстата). Стабилизируется экспорт нефти: 1980 г.- 119

млн. т., 1985 г. - 117 млн. т. В 1970 -1980 гг. физический объем экспорта

вырос лишь на 60%, а стоимостной объем в результате благоприятной динамики

экспортных цен увеличился в 3,7 раза. В 1980 -1985 гг. физический объем

экспорта вырос лишь на 7.4%, а его стоимостной объем достигнув максимума в

1983 г. (91.4 млрд. долл.) начинает сокращаться (в 1985 г.- 86.7 млрд.

долл.).

С этого момента включается механизм катастрофического развала

социалистической системы, соответствующего резкого падения производства и

уровня жизни. Лихорадочные попытки остановить падение добычи нефти 1986-

1987 гг. привели лишь к перефорсированию месторождений и ускорению темпов

последующего снижения добычи. Экономика попадает а порочный круг:

“недостаток средств для капиталовложений на поддержание добычи нефти -

падение добычи нефти - углубление кризиса в энергоемком народного хозяйства

- дальнейшее сокращение капиталовложений в нефтяную промышленность -

ускорение падения производства”. Добыча топливных ресурсов в РСФСР падает с

542 млн. т. в 1985 г. до 462 млн. т. в 1991 г. и стабилизируется на

уровне 307 млн. т. в 1995 г. (1971 г. - 304 млн. т.)(по данным

Госкомстата).

К началу 80 - х годов СССР утратил былую свободу финансового маневра.

Активное привлечение товарных кредитов на финансирование многочисленных

строек привело к тому , что в 1981 г. средства, поступающие от обслуживания

предоставленных СССР кредитов ( 2 млрд. долл.) , покрыли менее 30 %

платежей по предоставленным кредитам (6.4 млрд. долл.). Обслуживание

взятых кредитов происходило за счет получения новых , причем их структура

постепенно ухудшалась, увеличивалась доля среднесрочных и краткосрочных

займов. Отражением этого стало постоянное увеличение расходов на

обслуживание долга : в 1984 г. они составили 5.9 млрд. долл., а в 1986 г. -

15.1 млрд. долл. К началу перестройки нарастание внешнего долга

приобрело лавинообразный характер.

В 1985 г. , когда М.С. Горбачев пришел к руководству страной, ее

экономическое положение лишь на первый, поверхностный взгляд казалось

застойно устойчивым. На деле возможности не только развития, но и

сохранения сложившегося уровня производства и потребления полностью

зависели от факторов , находящихся вне контроля - мировой конъюнктуры на

нефтегазовых рынках , открытия новых месторождений с крайне высокими

параметрами нефтеотдачи , возможности беспрепятственного привлечения

долгосрочных кредитов на мировых финансовых рынках по низким процентным

ставкам . Начавшееся падение цен на нефть на мировом рынке , снижение

абсолютного уровня экспортных поступлений ( 1983 г. - 91.4 млрд. долл. ,

1985 г. - 86.7 млрд. долл. ) свидетельствовали о том , что чуда не

произойдет , “ мыльный пузырь ” , надутый в 70-80х , обречен лопнуть .

Пройдя в ХХ в. драматичный путь экономического развития ,

поэксперементировав с социалистической моделью , пережив ее крах , Россия

на пороге ХХI в. оказалась примерно на той же дистанции от США , на которой

была в начале столетия : в 1913 г. для европейской России ВВП на душу

населения составлял 21.8 % от уровня США , в 1994 г. - 17.8 % (по данным

Госкомстата).

Глава 3

Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны

невозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее.

В это время появляется множество альтернатив экономического развития

страны.

Объявленный М.С.Горбачевым переход к конфедеративному принципу

формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства

сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемые

в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В

июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое -

сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую

приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической

программе с которой выступил Б.Ельцин Россия собиралась проводить более

последовательную и либеральную экономическую политику.

В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На

фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и

союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название

'500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или

как тогда говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими за

скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее

в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую

программу. В чем похожи и в чем отличались программы?

“Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике”

были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление

предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные

цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135

млрд. руб таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей.

Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации

основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в

распродаже гос. собственности малых и средних предприятий, производственных

запасов, замороженных строек ( коих к примеру в 1990 году было около 305

тысяч ) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По

сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс

в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию гос. собственности.

Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить

избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить

государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие

полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна.

Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими

законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа

Шаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзное

правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была

создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы

вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также

эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в

нее вошли: Николай Петраков ( помощник президента СССР ), Станислав Шаталин

( член президентского совета ), Леонид Абалкин ( экономист ), Григорий

Явлиннкий ( представитель от СМ РСФСР ) Борис Федоров ( министр финансов

РСФСР ) и Николай Шмелев ( член плановой и бюджетно- финансовой комиссии

при СМ СССР ). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда

еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР

М.Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым.

Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать некую общую

схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы

был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название

“президенского”. У исходной формулировки программы и окончательного

“президентского” варианта были следующие отличия.

1) Отсутствие в 'президентском' варианте принципа преобладания

республиканских законов над союзными.

2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения

предприятиям агропромышленного комплекса.

3) Различие в способах формирования бюджета. В “президентской”

программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У

Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые

формируются за счет налогов с предприятий.

4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях”'

предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание в

стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о

предоставлении земли в долгосрочную аренду.

Но у обоих программ был один и тот же недостаток Они не давали

никакого ответа на вопрос о том что же делать с ВКП. СССР тогда был самой

милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля

потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое

соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта

доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что

СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество

человеческих и других ресурсов было брошено на производство

непотребительской продукции. Этот сектор экономики ( если его вообще можно

выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК ,а

если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то

получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный

производственный цикл ) имел очень квалифицированные и

узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость

ВПК к переменам.

Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров

России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным

положением которых можно считать взаимное признание суверенитета было

заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР.

26 декабря Россия принимает бюджет в котором Финансирование Союза

сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд.

24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ". По

принятому документу владельцы имущества могут его использовать в каких

угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать

предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного

Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера

прибыли. Таким образом уже существующий в России бизнес получил возможность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.