рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика переходного периода в России

населения к накоплениям и остановило процесс сбережения. История совершила

свой круг и новый 1995 год Россия встречает практически с теми-же

проблемами, что стояли перед ней за 2 года до этого - зимой 1993 года +

война в Чечне которая тяжелейшим бременем легла на российскую экономику.

Когда происходят такие радикальные политические и экономические

изменения в обществе, движение к рынку ускоряется и становится необратимым.

Командная экономика прекращает свое существование в одних странах сразу - в

других постепенно. Бюрократическое распределение товаров и ресурсов

заменяется свободными коммерческими контрактами между производителями и

потребителями, продавцами и покупателями. Развивается конкуренция, и

появляется новая форма хозяйственных отношений - малое и среднее

предпринимательство . Именно об этом наиболее ярком явлении переходной

экономики России я бы и хотел поговорить.

Глава 4

Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы,

удовлетворяющие следующим трем условиям:

-фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном

пространстве ее сферы деятельности;

-управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями)

лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;

-фирма является независимой ( не представляет собой часть крупного

предприятия).

Границы между малым средним и крупным предпринимательством довольно

раслывчаты (см таблицу ( 3)

В российской экономике переходного периода еще со времен перестройки

малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы

хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор именно в сфере малого

бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным

данным на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем

количестве частных государственных и муниципальных, общественных МП

приходится 84%. Малые предприятия располагая 3.4% стоимости основных

средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3

всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко

не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого

предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это весомый

факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах

российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ

на 1.01.1997 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на

которых было занято 8.9 млн. человек , а с учетом вторичной занятости -

13.8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посреднеческая

деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район

с ядром в Москве.

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились

кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

замедлении роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для

динамики развития МП был характерен рост как их числа, так и количества

занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80% , то 1994

г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995г. произошло уже снижение их

числа на 2.2%.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских

МП, я считаю необходимым рассмотреть некоторые страницы их “новейшей

истории”.

Становление российского малого предпринимательства пришлось на

переходный период как в экономической, так и политической истории России.

За последние 10 лет оно уже прошло три этапа и находится накануне,

вхождения в новый , четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них

наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-г. Огромные льготы всех

видов , в том числе и за счет средств госбюджета, в целом более

благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к

данному периоду как к “ золотому веку” малого предпринимательства.

Действительно происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов,

развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера

всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли,

общественного питания и пр.

Изнанкой “золотого века” было , однако, то, что малые предприятия

выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых

госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто

криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное

последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства

накапливаемые в малом предпринимательстве методом “доразграбления”

госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы

накопления и не использовались для развития национального производства и

его инфраструктуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В

годы перестройки малый бизнес включился в общий , всячески поддерживаемый

правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И

разгосударствление, и обучение широких масс населения основам

предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого

бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что “золотой век” малого бизнеса и

вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком

противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а

точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко- унитарных

традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и

управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать

возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами

госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий ,

регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения

наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился

уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй,

этап в развитии российского малого предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии. Шоковая либерализация российской

экономики привела к тому , что многие важные сферы жизнедеятельности

страны оказались под угрозой деградации ( См. таблицу 2 ). Этот год

характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа

малых предприятий (в 2.1 раза) и численности занятых в них. Этот факт

носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация

цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу

малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны к

обесцениванию сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению

процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич

инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по

увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного

обслуживания. Приведу некоторый пример. Я живу в городе Жуковский- в центре

авиационной наки и техники. В городе существуют три крупных авиационных

научно исследовательских института : ЦАГИ, ЛИИ, НИИП, на их базе существуют

различные конструкторские бюро (им. Ильюшина, им. Сухого и т.п.)

Таблица 2

|Показатели |Пороговое | Реально в |

| |значение |России |

|1. Экономические | | |

|Падение ВВП по отношению к базовому уровню % |30 -40 |свыше 50 |

|Уровень продовольственной зависимости (доля потре-| | |

| |30-35 |50 |

|бляемого импорта продукта питания) % | | |

|Ассигнования на науку, в % к ВВП |2 |0,32 |

|2. Социальные | | |

|Отношение доходов 10% самых богатых к | | |

|доходам 10% самых бедных |10:1 |15:1 |

|Количество преступлений на 100 тыс. населения | | |

|Уровень депопуляции ( количество рожденных |5 |6 |

|к количеству умерших) | | |

|Количество психических патологий на 100 тыс. |50:50 |50:63 |

|населения в ед. | | |

|3.Политические |284 |280 |

|Уровень легитимности режима ( доля граждан не | | |

|доверяющих центральным органам власти , %) | | |

| | | |

| |40 |60-65 |

Начиная с 1990 г. на базе огромных производственных мощностей этих

институтов стали появляется малые предприятия, состоящие из 1 -3-х

человек. Основная задача этих МП сводилась и сводится к поиску заказов для

предприятий, по большей мере эти заказы не связаны с авиацией, а если и

относятся к ней, то в основном это разработки для Индии, Египта, Китая,

тоесть для стран дальнего зарубежья. В общем в сфере науки число малых

предприятий возросло в 3.4 раза. Количество малых предприятий в сфере

сельского хозяйства увеличилось 3.1 раза. Затем следуют материально

-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению

функционирования рынка (2.9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного

образования(2.8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого

предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сферах

материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была

малоконструктивна для быстрого и продуктивного развития экономики страны и,

в частности, для малого предпринимательства. Но следует признать, что в

условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои

позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии

стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев

населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление

возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной

занятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было

присуще периоду, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная

прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание

на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное ,

правда , не означает , что криминальные структуры оставили малый бизнес в

покое .

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение . Бурное

развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной

реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерилезация внешней

торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговля

внутри страны создали благоприятные условия для торговой деятельности .

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое

предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаром, хотя и

не очень качественных ( типа продукции китайского производства ) , но

пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя . Быстрая

оборачиваемость мелких торговых капиталов превращало их в капиталы средних

размеров . Более того мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую

социально-экономическую дифференциацию российского общества , группируясь в

нишах обслуживания как массовых потребителей , так и потребителей с высоким

уровнем доходов . Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками

стали возникать элитные магазины , владельцы и работники которых нередко

начинали с “ челночной ” деятельности.

К позитивной роли посреднической деятельности МП следует отнести и их

участие в создании новых хозяйственных связей . Инициированная

либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата

рынков стран Восточной Европпы и пр.) полная “закупорка” ранее сложившихся

каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей

открыла широкое поле деятельности для малых фирм по снабжению и сбыту

продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен

новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными,

высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к

потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому

бизнесу не по силам, так как требует многих лет огромных капиталовложений.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов

движения к новой системе внутреконцептуальных связей в российской

экономике переходного периода. Кроме того, он выполнял роль демпфера,

спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних,

хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

Рывок малого предпринимательства в сторону торгово-посреднеческой

деятельности стал закономерной реакцией не налоговый прессинг, введеный

правительством. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой

системы адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику

хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности

должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную

реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный

экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до

70% -90% дохода малых предприятий. При это правительство и не рассчитывало

на то, что кто либо будет сразу платить налоги в полной мере.

Предпринимателя тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить

способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество,

ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными средствами,

открыли большие возможности для ухода от налогов.

В целом ситуация 1992 года может быть охарактеризована общепринятым

термином “грюндерство”. Малое предпринимательство было составным элементом

этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы,

крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по

всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили

свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право

заниматься финансовым планирование , что ранее было абсолютной монополией

государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочитании с

развалом, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на

получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не

могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство

объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законами

социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации

кардинального общественного перелома.

Иллюстрацией к вышесказанному может послужить массовое появление

эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на

низкокачественных почвах, где с точки зрения экономической целесообразности

таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной

стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической

целесообразности, не имея какой либо программы долговременного развития, а

только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную

”лучшую жизнь”( в основном в стиле привлекательных трафаретов общества

свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном

смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над

трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного появления многочисленных

частных мелких научных фирм в условиях очень быстрого свертывания какого

либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса,

спад инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех

уровней. Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная

деятельность, личность исследователя в течении многих предшествовавших

десятилетий были в состоянии явной невостребованности. Новые условия давали

бывшим научным сотрудникам надежду на самостоятельный выход из тупикового

положения, в котором они находились в государственных академических,

отраслевых и прочих научных учреждениях в 70-е и 80-е годы.

Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во

времени. Уже к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности

сверхприбыльной торгово-посреднеческой деятельности. Многие из возникших

ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или,

например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое

существование, либо деверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна

была генерировать новые тенденции в развитии российского малого

предпринимательства. Обозначился очередной, третий, этап качественных

изменений в динамике и структуре МП, сопровождавшийся, как было отмечено

выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись

резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой

доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых

возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной

рыночной экономике малое предпринимательство а большинстве случаев и по

доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и

крупному бизнесу. Оно идет вслед за ним в роли хотя и вполне достойного, но

все же аутсайдера.

Если в России еще в 1992 -1994 гг. вся экономика, включая малый

бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов

, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной

рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое- либо малое

предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние

производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в

МП на уровне, колеблющимся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой,

рыночной концентрации и централизации, а также самой хозяйственной

деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто

наиболее рентабельные малые предприяти оказываются первой жертвой таких

поглощений Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных

индивидуальных торговых ларьков, возникли крупные, хорошо оформленные,

торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.