рефераты скачать

МЕНЮ


Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства

ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация

населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные

типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов

социального действия. На смену прямому и непосредственному властному

хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные

регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты

поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они

не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми

санкциями.

В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание

законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей

и денег, причем деньги часто являются производной от связей.

Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы

второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым

условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность

только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование

-квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления,

обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не

гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует

доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и

государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует

статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А

противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы

превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают

владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на

их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие

их безусловную "надежность". При этом доверие со стороны нанимателя и

лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде

"отлучения" от источников дохода или потери рабочего места.

Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы

нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой

политики, в экономической политике имеет место "чехарда законов", "законы

непоследовательны и противоречат друг другу", "существующая система не

стимулирует легальную деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее

финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности

строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит

значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.

Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность

взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что

"выливается" в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность

реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний,

повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать

продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать

социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы

социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с

прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального

среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на

стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация

заключается прежде всего в делегировании властных полномочий в форме

электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных

политических партий и движений, индивид должен сделать "осознанный выбор" в

пользу политической организации, в наибольшей степени выражающей его

интересы. В условиях, когда не "работает" традиционная политическая шкала

западноевропейского типа, а

рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача

поиска "работающего" индикатора политической идентификации. На наш взгляд,

прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности

населения и существующим спектром политических взглядов различных групп

населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-

экономического развития страны, предлагаемых различными политическим

силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым

условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также

объективно диктуются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты,

в обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными

специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью,

которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль,

социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в

обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых,

относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения);

во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие

преимущественно в "своей" среде, своеобразную кастовость, символом которой

является "демонстративное потребление" (по Т. Веблену).

Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи

все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции,

поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия,

практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и

связанный с последней образ жизни.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна

дисгармрния отношений между типом идентичности и занимаемой статусной

позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование

масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это

связано с механизмом приватизации, способствовавшим созданию крупных, но не

средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в

качестве основной "архитекторами" приватизации,

Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности.

Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает

примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками,

реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического

поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества "классом в

себе", поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего

класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового

социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация,

которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в

виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки

адаптационных усилий.

Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние

слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические

и

политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие

последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых

горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных

организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой

потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система,

стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью

со стороны налогоплательщиков.

Структурное оформление среднего класса возможно при наличии

непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних

факторов. К числу . внутренних можно отнести развитие автономной

активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую

идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и

санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и

политических институтов и способность общества к воспроизводству этой

стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего

порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты

Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они

заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках

социальной защиты населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития

Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в 2005

году реальные доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым

годом. При этом реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет

повышения производительности труда, повышения минимальных государственных

гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты

труда. Ускоренное развитие сферы социальных услуг и адресная социальная

защита позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления.

Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных

групп. Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных

обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости

пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен

принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки

нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов

на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и

реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-

экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до

2015 года». Она состоит из двух этапов:

На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по

уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим

показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже

прожиточного минимума будет снижена на 15%.

На втором этапе (к концу действия Программы в 2015

году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на

душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на

25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в регионах

принимаются свои законы и другие нормативные правовые акты по вопросам

борьбы с бедностью и адресной социальной помощи. В Белгородской области

разработана и принята программа «Улучшение качества жизни Белгородской

области». В Томской области разработана «Стратегия сокращения бедности на

территории Томской области до 2005 года». В Санкт-Петербурге, Москве,

Самарской области утверждены целевые ориентиры и пороговые значения

показателей жизнедеятельности этих регионов.

На практике на местах используются несколько методик предоставления

социальной помощи нуждающимся, апробированных в регионах. Применение этих

методик позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально

уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически

несамостоятельных домохозяйств

Методика регионального регулирования минимальных душевых доходов

(апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление

гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика - наиболее полный

учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и

экономический потенциал семьи.

Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской

области). Положительная сторона - оценка реального потребления по

показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются

демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия,

денежные и имущественные активы семьи.

Сочетание категорийного подхода и расчетного дохода (апробирована в

Воронежской области). В числе основных условий предоставления помощи

-наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан (выделено 13 таких

групп).

Возможно использование в рамках действующего законодательства и других

методик определения нуждаемости.

При всем различии форм организации адресной социальной помощи в

регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как

выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания

помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с

учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов

социальных льгот и выплат.

Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не

достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход

к распределению государственной социальной помощи, адресные формы

социальной поддержки находятся в стадии становления

Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим

являются, прежде всего:

Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между

федеральными органами государственной власти, органами

государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного

самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп

населения, в том числе по финансированию социальных выплат.

Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в

регионах на эти дели.

Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот

различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов

нуждаемости.

Система социальных льгот также должна быть реформирована.

В настоящее время суммарный годовой объем социальных обязательств

государства составляет 6,5 триллионов рублей. Это вдвое превышает размер

консолидированного бюджета России. Поэтому потребуется постепенный и

взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных

компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев

населения.

Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в

частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих),

могут быть переведены в форму денежных выплат.

При отказе от традиционно сложившегося уравнительного представления

социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему

физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В

этом случае социальные органы будут трансформироваться в один из видов

государственной социальной помощи.

В рамках проведения преобразований в сфере жилищно-коммунального

хозяйства, в том числе, предполагается реализация следующих программных

мероприятий:

-отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального

хозяйства, создание системы социальных счетов граждан, на которые будут

перечисляться все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных

услуг (дотации, субсидии);

-пересмотр и упорядочение действующей системы категориальных льгот,

замена большинства льгот различным категориям граждан адресными формами

государственной поддержки;

-полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-

коммунального хозяйства, разработка и реализация мер, стимулирующих их

снижение;

-ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на

коммунальные услуги.

В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной

защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных

услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной

направленности социальной помощи.

Основными директивными актами, определяющими эту стратегию являются:

-Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы,

утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17

сентября 2001 года № 675;

-Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального

комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства

Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.

Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по

совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты

населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно

отнести:

-усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных

льгот жилищными субсидиями);

-повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют

возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в

государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной

защиты);

-перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и

сотрудников правоохранительных органов - отмена льгот с одновременным

увеличением их денежного довольствия);

-приведение социальных обязательств государства в соответствие с его

ресурсами;

-сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;

-упразднение социально неоправданных льгот.

В последние два года приняты федеральные законы, направленные на

упорядочение предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных

услуг. 7 мая 2002 года за №49-ФЗ был принят Федеральный закон «О внесении

изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской

Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления

им отдельных льгот». Упомянутый закон предусматривает установления с 1 июля

2002 года размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих,

проходящих военную службу по контракту , не ниже должностных окладов

соответствующих категорий государственных служащих. Это позволяет увеличить

оклады по воинским должностям в 2-2,5 раза.

6 мая 2003 года №52-ФЗ принят Федеральный закон «О внесении изменений и

дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной

политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части

совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Одной из

главных целей этого законопроекта является четкое определение источников

предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно этому закону, расходы по предоставлению льгот отдельным категориям

граждан по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются организациям

жилищно-коммунального хозяйства. Размер, порядок и условия устанавливаются

законодательными органами субъектов Российской Федерации и учитываются в

межбюджетных отношениях. Изменен

также порядок. предоставления льгот по оплате жилья членами семьи

ветеранов труда - теперь такие льготы будут

устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов

населения и реализации принятых федеральных законов

В области актуализации потребительской корзины

В настоящее время реальным инструментом социальной политики является

прожиточный минимум. Приближение минимальных социальных гарантий к величине

прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной

политики государства.

В этой связи особую важность приобретает работа по актуализации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.