Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства
ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация
населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные
типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов
социального действия. На смену прямому и непосредственному властному
хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные
регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты
поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они
не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми
санкциями.
В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание
законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей
и денег, причем деньги часто являются производной от связей.
Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы
второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым
условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.
Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность
только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование
-квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления,
обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не
гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует
доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и
государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует
статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А
противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы
превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают
владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на
их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие
их безусловную "надежность". При этом доверие со стороны нанимателя и
лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде
"отлучения" от источников дохода или потери рабочего места.
Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы
нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой
политики, в экономической политике имеет место "чехарда законов", "законы
непоследовательны и противоречат друг другу", "существующая система не
стимулирует легальную деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее
финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности
строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит
значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.
Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность
взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что
"выливается" в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность
реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний,
повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать
продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать
социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы
социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с
прочной фиксацией социальных ролей и функций.
Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального
среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на
стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация
заключается прежде всего в делегировании властных полномочий в форме
электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных
политических партий и движений, индивид должен сделать "осознанный выбор" в
пользу политической организации, в наибольшей степени выражающей его
интересы. В условиях, когда не "работает" традиционная политическая шкала
западноевропейского типа, а
рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача
поиска "работающего" индикатора политической идентификации. На наш взгляд,
прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности
населения и существующим спектром политических взглядов различных групп
населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-
экономического развития страны, предлагаемых различными политическим
силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым
условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также
объективно диктуются адаптационным потенциалом населения.
Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты,
в обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными
специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью,
которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль,
социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в
обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых,
относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения);
во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие
преимущественно в "своей" среде, своеобразную кастовость, символом которой
является "демонстративное потребление" (по Т. Веблену).
Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи
все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции,
поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия,
практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и
связанный с последней образ жизни.
Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна
дисгармрния отношений между типом идентичности и занимаемой статусной
позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование
масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это
связано с механизмом приватизации, способствовавшим созданию крупных, но не
средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в
качестве основной "архитекторами" приватизации,
Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности.
Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает
примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками,
реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического
поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества "классом в
себе", поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего
класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового
социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация,
которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в
виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки
адаптационных усилий.
Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние
слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические
и
политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие
последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых
горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных
организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой
потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система,
стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью
со стороны налогоплательщиков.
Структурное оформление среднего класса возможно при наличии
непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних
факторов. К числу . внутренних можно отнести развитие автономной
активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую
идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и
санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и
политических институтов и способность общества к воспроизводству этой
стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего
порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.
4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты
Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они
заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках
социальной защиты населения.
В соответствии с Программой социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в 2005
году реальные доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым
годом. При этом реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет
повышения производительности труда, повышения минимальных государственных
гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты
труда. Ускоренное развитие сферы социальных услуг и адресная социальная
защита позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления.
Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных
групп. Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных
обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости
пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен
принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки
нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов
на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и
реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-
экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до
2015 года». Она состоит из двух этапов:
На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по
уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим
показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума будет снижена на 15%.
На втором этапе (к концу действия Программы в 2015
году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на
душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на
25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в регионах
принимаются свои законы и другие нормативные правовые акты по вопросам
борьбы с бедностью и адресной социальной помощи. В Белгородской области
разработана и принята программа «Улучшение качества жизни Белгородской
области». В Томской области разработана «Стратегия сокращения бедности на
территории Томской области до 2005 года». В Санкт-Петербурге, Москве,
Самарской области утверждены целевые ориентиры и пороговые значения
показателей жизнедеятельности этих регионов.
На практике на местах используются несколько методик предоставления
социальной помощи нуждающимся, апробированных в регионах. Применение этих
методик позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально
уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически
несамостоятельных домохозяйств
Методика регионального регулирования минимальных душевых доходов
(апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление
гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика - наиболее полный
учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и
экономический потенциал семьи.
Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской
области). Положительная сторона - оценка реального потребления по
показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются
демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия,
денежные и имущественные активы семьи.
Сочетание категорийного подхода и расчетного дохода (апробирована в
Воронежской области). В числе основных условий предоставления помощи
-наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан (выделено 13 таких
групп).
Возможно использование в рамках действующего законодательства и других
методик определения нуждаемости.
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в
регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как
выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания
помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с
учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов
социальных льгот и выплат.
Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не
достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход
к распределению государственной социальной помощи, адресные формы
социальной поддержки находятся в стадии становления
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим
являются, прежде всего:
Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп
населения, в том числе по финансированию социальных выплат.
Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в
регионах на эти дели.
Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот
различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов
нуждаемости.
Система социальных льгот также должна быть реформирована.
В настоящее время суммарный годовой объем социальных обязательств
государства составляет 6,5 триллионов рублей. Это вдвое превышает размер
консолидированного бюджета России. Поэтому потребуется постепенный и
взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных
компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев
населения.
Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в
частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих),
могут быть переведены в форму денежных выплат.
При отказе от традиционно сложившегося уравнительного представления
социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему
физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В
этом случае социальные органы будут трансформироваться в один из видов
государственной социальной помощи.
В рамках проведения преобразований в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, в том числе, предполагается реализация следующих программных
мероприятий:
-отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, создание системы социальных счетов граждан, на которые будут
перечисляться все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных
услуг (дотации, субсидии);
-пересмотр и упорядочение действующей системы категориальных льгот,
замена большинства льгот различным категориям граждан адресными формами
государственной поддержки;
-полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-
коммунального хозяйства, разработка и реализация мер, стимулирующих их
снижение;
-ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на
коммунальные услуги.
В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной
защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной
направленности социальной помощи.
Основными директивными актами, определяющими эту стратегию являются:
-Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы,
утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17
сентября 2001 года № 675;
-Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.
Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по
совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты
населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно
отнести:
-усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных
льгот жилищными субсидиями);
-повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют
возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в
государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной
защиты);
-перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и
сотрудников правоохранительных органов - отмена льгот с одновременным
увеличением их денежного довольствия);
-приведение социальных обязательств государства в соответствие с его
ресурсами;
-сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
-упразднение социально неоправданных льгот.
В последние два года приняты федеральные законы, направленные на
упорядочение предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг. 7 мая 2002 года за №49-ФЗ был принят Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления
им отдельных льгот». Упомянутый закон предусматривает установления с 1 июля
2002 года размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту , не ниже должностных окладов
соответствующих категорий государственных служащих. Это позволяет увеличить
оклады по воинским должностям в 2-2,5 раза.
6 мая 2003 года №52-ФЗ принят Федеральный закон «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной
политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Одной из
главных целей этого законопроекта является четкое определение источников
предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно этому закону, расходы по предоставлению льгот отдельным категориям
граждан по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются организациям
жилищно-коммунального хозяйства. Размер, порядок и условия устанавливаются
законодательными органами субъектов Российской Федерации и учитываются в
межбюджетных отношениях. Изменен
также порядок. предоставления льгот по оплате жилья членами семьи
ветеранов труда - теперь такие льготы будут
устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов
населения и реализации принятых федеральных законов
В области актуализации потребительской корзины
В настоящее время реальным инструментом социальной политики является
прожиточный минимум. Приближение минимальных социальных гарантий к величине
прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной
политики государства.
В этой связи особую важность приобретает работа по актуализации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|