рефераты скачать

МЕНЮ


Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства

* обязательный минимум заработной платы;

* прогрессивное налогообложение.

Государственная поддержка малоимущих - это попытка осправедливить

рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос, справедливо ли

рыночное распределение? Оно экономически эффективно, т.к. дифференцирует

участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных

- поддержит государство, ни у богатых - все равно отнимут. Неравенство в

доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается

имущественной дифференциацией.

Выбор между равенством и неравенством доходов - это выбор между

несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной

справедливостью.

Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством

-трудноразрешимая проблема рыночной экономики: зачем женщине работать, если

она получает пособие на ребенка.

В экономической науке сложились следующие взгляды на социальную

справедливость:

1. Эгалитарный (уравнительный), в соответствии с которым

все

получают поровну.

2. Роулсианский (Дж. Роулс, ам. философ), при

котором

максимизируется полезность наименее обеспеченных слоев населения.

Утилитарный (И. Бентам, англ. экономист), по которому должна

максимизироваться общая полезность всех членов общества: «обеспечение

счастья для возможно большего числа людей - главная функция государства».

Рыночный, в соответствии с которым признается справедливым

рыночное распределение.

Существенное влияние на снижение доходов в переходной экономике

оказывает инфляция. Она ведет к сокращению робертсонианского лага

(интервала времени между воздействием и его эффектом), в частности, лага

потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением

произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен.

Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными

ожиданиями, которые побуждают население к осуществлению покупок, либо

финансовым сбережениям.

Таким образом, формирующиеся в обществе переходного периода доходы

являются вторым полюсом равновесного состояния экономики, первый из которых

- предложение конечных продуктов. Способ распределения доходов, их общий

уровень вводят еще дополнительные условия в модель равновесия спроса и

предложения Вальраса - так называемый Парето-оптимум. В. Парето доказал,

что равновесие лишь тогда существует, когда устанавливается не только

равновесие спроса и предложения, но и равновесное благосостояние участников

рыночных отношений. Это идеал рынка, в котором не только сбалансирован

обмен, но и растет благосостояние всех его участников. Оптимум Парето или

его критерий благосостояния гласит: любое изменение, которое никому не

повредит и улучшит положение некоторых, следует рассматривать как общее

улучшение. Но в реальной практике материальной формы оптимума Парето нет.

Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный

механизм, создаваемый государством:

- налоги с больших доходов;

- трансферты для малоимущих.

Итак, трансформация механизма распределения доходов в рыночной

экономике обусловливает существенное углубление дифференциации населения по

уровню получаемых доходов, по которой Россия приблизилась к уровню

развивающихся стран. Это обусловливает негативное влияние глубокой

дифференциации на формирующуюся в переходном обществе институциональную

структуру.

3.1. Причины дифференциации

Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в

уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства

определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности

отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный

бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их

собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в

пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для

производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов

изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в

форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме

лопаты);

2) разная успешность использования факторов производства (например,

работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более

высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме,

товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец

двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход,

чем владелец одной скважины).

3.2. Динамика доходов и их дифференциация

Реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии

2003 г. составили 55% от уровня 1990 г., хотя уже в 1997 г. они достигали

почти 73,5% уровня 1990 г. При этом реальные доходы упали менее

значительно, чем реальная начисленная заработная плата и реальный размер

назначенных месячных пенсий. Их уровень составляет 41% и 37%,

соответственно, от уровня 1990 г. Парадоксальный, на первый взгляд,

результат, заключающийся в том, что , казалось бы, определяющие компоненты

душевого дохода понизились более существенно, чем сам доход, объясняется

просто. Действительно, в 1990г. суммарная доля оплаты труда и социальных

трансфертов составляли 88,8% денежных доходов населения : 74,1% - оплата

труда и 14,7% - социальные трансферты. К 1995 г. суммарная доля оплаты

труда и социальных трансфертов понизилась до 50,9% (из них 37,8% - оплата

труда и 13,1% - социальные трансферты) и стабилизировалась на уровне 51% -

55%. В 1998 г. эта доля составила 52,9% (38,7% - оплата труда и 14,1% -

социальные трансферты). Снижение в денежных доходах населения удельного

веса оплаты труда и социальных трансфертов связано целиком и полностью со

снижением доли оплаты труда с 74,1% в 1990г. до 38% - 40% в 1998 - 2000г.г.

за счёт роста за тот же период времени долей доходов от собственности - с

2,5% до 7,4%, от предпринимательской деятельности - с 3,8% до 14,5%, и

"других" доходов с 4,9% до 26% - 27% (удельный вес социальных трансфертов

оставался, практически, стабильным, варьируясь в диапазоне 13,1% - 16,3%).

Начиная с 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда" включён объём

скрытой заработной платы, ранее учитываемый в статье "другие доходы ". В

результате пересчёта доля оплаты труда в денежных доходах населения "

возросла " в 1998, 1999, 2003 гг. до 64,8%, 64,2% и 63,5%, соответственно.

После пересчёта доля оплаты труда "возрастёт "и в 1990г., составив (по

аналогии с 1999 и 2003 гг.) 77% - 78%. Таким образом, если до пересчёта

удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения за период с 1990г.

по 2003г. уменьшился почти вдвое (в 1,95 раза), то с пересчётом - только в

1,18 раза. Другими словами, при учёте скрытой заработной платы в показателе

"оплата труда" реальная начисленная заработная плата в 2003 г. будет

составлять 65,0% её уровня в 1990 г.

Таким образом не столь значительное (за 13 лет социально

-экономических преобразований) снижение реальных располагаемых денежных

доходов населения РФ (в 1,8 раза), по сравнению со снижением реальной

среднемесячной, начисленной заработной платы (без учёта скрытых форм

заработной платы - в 2,5 раза) и снижением реального размера назначенных

месячных пенсий (в 2,7 раза), объясняется компенсирующим воздействием роста

суммарного удельного веса доходов от собственности, доходов от

предпринимательской деятельности и "других доходов" в денежных доходах

населения. Суммарная доля первых двух видов дохода возросла в 3,5 раза - с

6,3% в 1990 г. до 21,9% в 2003г, а доля "других доходов" выросла в 5,4 раза

- с 4,9% до 26% - 27%, что и позволило (после включения почти полного

объёма

этого вида доходов в виде скрытой заработной платы в состав показателя

"оплата труда") значительно увеличить показатель "реальная среднемесячная

начисленная заработная плата" в 2003г. по сравнению с 1990 г., подняв его с

41% до 65%. Тем самым значительно увеличивается доля заработной платы и в

ВВП

Абсолютного минимума реальные располагаемые денежные доходы населения

достигли во втором квартале 2002г. - 51% от уровня 1990гг. Первое полугодие

2003 года, также как и второе полугодие 2002 года, характеризовалось

стойким ростом как номинального, так и реального располагаемого денежного

дохода населения. Так денежные доходы на душу населения в апреле 2003 г.

составили 1934 руб. в месяц, на 28,7% превысив номинальные среднедушевые

денежные доходы населения в апреле 2002 г. и на 108% - среднедушевые

денежные доходы населения в апреле 2001 г.

Иная картина возникает в результате анализа динамики реальных

располагаемых денежных доходов населения. Несмотря на то, что с апреля

2002. г. по апрель 2003 г. наблюдался постоянный (за исключением обычных

скачков в декабре-январе, связанных с окончанием финансового года) рост

реальных располагаемых денежных доходов населения, который составил за

последние 12 месяцев 8,0%, процесс преодоления последствий

резкого

падения реальных располагаемых денежных доходов населения, имевший

место в 2002 г. и первом квартале 2003 г., далёк от завершения. Так в

апреле

2003. г. реальные располагаемые денежные доходы населения составили лишь

81% от их величины в апреле 2002 г. и только 73% их значения в декабре

(сезонный фактор элиминирован) 2001 г.

Основными макроэкономическими факторами роста реальных денежных доходов

населения в течение последних 12 месяцев являлись:

* рост валового внутреннего продукта на 5,4%; снижение

уровня

инфляции - индекс потребительских цен в апреле 2003 г. по отношению

к апрелю 2002 г. составил 120%

* (для сравнения: индекс потребительских цен за 12 месяцев с апреля 2001

г. по апрель 2000 г. был на уровне 213%), более того в первые четыре

месяца 2003 г. средняя месячная инфляция не превышала 1% ( была на

уровне 0,8%)

Денежные доходы средней российской семьи составляют 85,9% её валового

дохода, который включает и натуральные поступления (из личного подсобного

хозяйства, от государства, предприятий и организаций: плодов и предметов

для личного потребления (9,1%) и в виде дотаций, льгот и субсидий (1,3%)).

В первом квартале 2003 г. доля населения с душевыми доходами на уровне или

ниже прожиточного минимума составила 41,1% . Как показали исследования,

семьи, душевой доход которых не превышает 40% прожиточного минимума (р,

голодают не в смысле невозможности питаться на уровне рекомендаций

продовольственной корзины прожиточного минимума (ПМ) (продовольственная

корзина ПМ включает достаточно разнообразный социально приемлемый набор

продуктов, сбалансированный по энергетической ценности, белкам, жирам,

углеводам, микроэлементам и витаминам), а в самом прямом смысле этого

слова, т.е. семьи не могут

позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов

питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью

утолить голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И

это не удивительно - весь душевой денежный доход в среднем по таким семьям

не превышает 60% продовольственной корзины ПМ. Если до кризиса доля

населения в таких семьях составляла по регионам от 1,2% до 4% населения, во

время кризиса она подскочила до величины в 16,9% населения. Действие

адаптационных механизмов населения и меры, предпринятые государством и

региональными администрациями по социальной поддержке населения, позволили

снизить долю голодающего населения до привычных 2,9%.

Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть

будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой

неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное

неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни -

денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать

регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены

на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём

говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного

минимума. Так, например, стоимость ПМ в Чукотском АО в 5,4 раза выше, чем в

Ульяновской области, и 2,3 раза - чем, например, в Москве. А в Москве

стоимость ПМ более чем в 2 раза превышает стоимость ПМ в Татарстане.

Различия в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически,

одного и того же набора благ и услуг (или мало различающихся наборов), т.е.

различия в покупательной способности рубля. Тогда отношения региональных

среднедушевых денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой

индикаторы, которые создают базу для сравнения регионов по реальному

содержанию душевых доходов, по их покупательной способности. Назовём эти

индикаторы нормированными среднедушевыми денежными доходами (НСДД). Чем

больше величина НСДД, тем больше прожиточных минимумов можно купить на

среднедушевой денежный доход, тем выше его реальное содержание при

пространственном, т.е. межрегиональном сравнении.

Дифференциация регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону

единой покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения -

одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина

НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД

в Агинском Бурятском А.О. Если исключить из рассмотрения эти крайние точки,

как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине

уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О.

больше НСДД в Корякском А.О. . После исключения и этих вторых по порядку

крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково

соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне

высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным

случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных

регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к

которой все уже привыкли и воспринимают как должное. Резюмируя сказанное в

настоящем разделе можно сделать следующие выводы:

Одним из результатов последних десяти лет социально - экономических

преобразований в РФ стало снижение реальных располагаемых доходов населения

в 1,8 раза. Во втором квартале 2003 г. они составили 55% от уровня 1990г.

Абсолютного максимума реальные доходы населения достигли в 1997г., когда

они составляли 73% от уровня 1990г., абсолютного минимума - во втором

квартале 1999г. - 51% от уровня 1990г. Последние 12 месяцев характеризуются

невысокими, но устойчивыми темпами роста реальных располагаемых денежных

доходов населения. Однако, докризисный уровень ещё далеко. Отсутствие какой

бы то ни было стратегической линии в социальной политике по поддержке

доходов населения привело к тому, что доля малообеспеченного населения (

малообеспеченными считаются все, чьи душевые доходы ниже стоимости ПМ),

снизившаяся было с 1992г. когда она составляла 33,6%, до 20,8% в 1997г., за

последние 2 года и три месяца возросла до 36% (41% по новой методике

исчисления ПМ).

Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный

Президентом РФ 17 июля 1999г. Федеральный закон " О государственной

социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически

(за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в

соответствии со своим региональным законодательством) оказывается мало.

3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная

дифференциация

В апреле 2003г. среднемесячная номинальная начисленная заработная

плата в экономике равнялась 323,4 руб., что в реальном выражении составило

41% от уровня 1990 г. Доля оплаты труда в денежных доходах населения за

этот же период времени снизилась почти вдвое - 74,1% в 1990 г. до 38%-40% в

2003. Соответственно снизилась доля оплаты труда в валовом внутреннем

продукте. Так в 1990г. она составляла 42% ВВП, а с 1993г. варьировалась в

диапазоне 29% - 32%. В 2003г. доля оплаты труда в ВВП составила 31%.Следует

отметить, что сам ВВП за этот период снизился почти вдвое и в 2000г.

составил 55% от уровня 1990 г. С 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда"

включается объём скрытой заработной платы, учитываемый раньше в статье

"другие доходы". В этом случае доля заработной платы в денежных доходах

населения увеличивается до 63,5% - 65%, что уже не так сильно отличается от

этого показателя в 1990г. (77%-78%), пересчитанного соответствующим

образом. Более приемлемым становится и удельный вес оплаты труда в ВВП. В

1996 - 1998гг. он уже составляет 49%, снижаясь в 2003г. до 42%. Совершенно

очевидно, однако, что скрытые формы оплаты труда, которые так улучшили

отчётные макроэкономические показатели, имеют место в

негосударственном секторе экономики, где зачастую в

отчётности отражаются фиктивные ставки заработной платы, ориентирующиеся на

уровень оплаты труда в бюджетной сфере. Сама заработная плата, на порядки

превосходящая эти фиктивные ставки, не фиксируется ни в какой отчётности.

Часто бывает и так, что работник вообще не включается в списочный состав

организации и его заработная плата никак не отражается в бухгалтерской

отчётности, даже на фиктивном уровне. Всё это свидетельствует о том, что,

по крайней мере, работники бюджетной сферы ощущают снижение удельного веса

оплаты труда в ВВП именно до 31%, а работники негосударственного сектора

экономики - более чем пятикратное увеличение доли статьи "другие доходы" в

денежных доходах населения.

Номинальная среднемесячная заработная плата работника за последние два

года более чем удвоилась (выросла на 102%), однако реальная среднемесячная

заработная плата в апреле 2003 г. составила лишь 79% её величины в апреле

2002

Вместе с тем в течении последних 12 месяцев сложилась тенденция роста

реальной среднемесячной заработной платы одного работника (за

исключением обычных её скачков, связанных с концом финансового года в

декабре - январе каждого года). Годовой прирост реальной среднемесячной

заработной платы одного работника составил 23,6%. Много проблем связано с

различиями в заработной плате работающих в частном секторе экономики и

работников бюджетного сектора. Заработная плата в бюджетном секторе

экономики составляет около 60% средней по РФ заработной платы. Это

соотношение связано, в первую очередь, с заработной платой работников

социальных отраслей экономики, таких как: образование, здравоохранение,

культура и искусство, наука и научное обслуживание.

Несколько особняком располагается государственная служба, средняя

заработная плата работников которой на 30% выше средней заработной платы в

частном секторе экономики и почти в два раза превосходит среднюю заработную

плату работников социальных отраслей. Так средняя заработная плата

работников образования составляет 41%, здравоохранения - 45%, культуры и

искусства - 49%, науки и научного обслуживания - 60% от средней заработной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.