рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

95,83 % . Исполнение составило 14400 млн руб. при плане 345600 млн руб.

Основная причина недопоступления налога на прибыль - увеличение числа

убыточных предприятий. Основной плательщик этого налога Управление ДВЖД

получило убытки. За 1996 год было произведено взаимозачетов на общую сумму

137700 млн руб. , что составляет 41,6 % от суммы налога на прибыль.

План поступления налога на имущество в краевой бюджет выполнен на

135.32 % (уточненный план 16701 млн.руб., исполнение 22600 млн.руб. ).

План перевыполнен в результате проведенных взаимозачетов на сумму 9200

млн.руб. или 40,7 % к общей сумме поступлений по данному налогу.

По подоходному налогу уточненный план на 1996 год определен в сумме

221100 млн руб., фактически его поступило в краевой бюджетов соответствии с

установленными нормативами распределения федеральных налогов, 227900 млн

руб., что составляет 103,8 % . По сравнению с соответствующим периодом

прошлого года общая сумма подоходного налога , поступившая в краевой бюджет

возросла в 1,64 раза. Однако в крае наблюдается наличие просроченной

задолженности невыплаченной заработной платы, которая на конец 1996 года

составила 665900 млн руб. (по сравнению с началом года она возросла более

, чем в 2 раза), а это уменьшает поступление подоходного налога в краевой

бюджет. Кроме, того недоимка по подоходному налогу на 1 января 1997 года

составила 7700 млн руб.

План по земельному налогу определен в сумме 8800 млн руб. В краевой

бюджет централизовано земельного налога в сумме 21000 млн руб. План по

земельному налогу перевыполнен на 138.6 % . Однако из-за острой нехватки

финансирования в краевом бюджете средства, причитающиеся перечислению в

федеральный бюджет в сумме 12600 млн руб., были направлены на погашение

задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. А в

Министерстве Финансов этот вопрос планируется разрешить проведением

взаимозачета.

Неналоговые доходы составили 479240 млн руб. Из них план по доходам

от приватизации перевыполнен на 46.6 % . А в составе прочих неналоговых

поступлений - возврат кредитов - 106500 млн руб. , поступления в погашение

дефицита бюджета - 16900 млн руб., возврат ссуд. - 37500 млн руб., прочие

поступления .

В краевой бюджет на 1997 год было запланировано получить 1532175 млн

руб. По отчету за 1997 год в краевой бюджет поступило 1411700 млн руб.,

что составило 92.14 % к годовому плану. Доля собственных доходов в

отчетном году была увеличена за счет введенного налога с розничных продаж,

который заменил налог на розничный товарооборот. Сумма поступления по этому

налогу составила 389,6 млн руб.

По ряду налогов план в 1997 году недовыполнен. Это по таким налогам,

как:

- НДС - на 11,3 %;

- акцизы - на 1,4 %;

- прочие налоги на товары и услуги - на 38,3 %

- платежи за пользование природными ресурсами - на 8,7 %.

Не поступление доходов в бюджет вызвано продолжающимся спадом

производства. Эффективная налоговая политика сдерживается кризисом

платежей. Постоянно происходит снижение промышленного производства,

ухудшение финансового состояния предприятий увеличивает взаимные неплатежи

между предприятиями, задолженность в бюджет. Сумма задолженности в бюджет

составляет 120475 млн руб.

Отрицательное влияние на поступления в бюджет оказал и кризис

банковской системы. Двадцать пять коммерческих банков в связи с отсутствием

средств на корреспондентских счетах в РКЦ не производят расчеты с

бюджетом.

На снижение темпов поступления налогов в конце года повлияло также

исполнение на территории Хабаровского края Указа Президента РФ от 18. 08.96

г. N 1212. По данным налоговой инспекции все банки в соответствии с этим

Указом переместили платежные поручения по перечислению платежей в бюджет с

третьей на четвертую очередь, в результате этого, значительные суммы к

взысканию по платежным поручениям в пенсионный фонд, фонд социального

страхования и занятости находятся перед платежами в бюджет , причем

размеры этих платежей постоянно увеличиваются.

В условиях кризиса план по налогу на прибыль недовыполнен на 4,78% .

При плане 310000 млн руб., налога на прибыль поступило 294900 млн руб.

В 1997 году были проведены взаимозачеты с предприятиями АО

“Хабаровскэнерго” и Управлением ДВЖД на общую сумму 83000 млн руб. Это

позволило не только погасить задолженность этих предприятий, но и завести

топливо в города и районы края. Однако, план по налогу не выполнен и

основная причина недопоступления налога - сохранение значительного числа

убыточных предприятий, удельный вес которых к общему числу предприятий

составляет 53 %. Наибольшее число убыточных предприятий - транспортные,

черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и

деревообрабатывающая промышленность.

При установленном на 1997 год плане подоходного налога в сумме

347400 млн руб. фактически в краевой бюджет в соответствии с

установленными нормативами распределения , поступило 348600 млн. руб.,

что составило 100, 4 % к годовому плану. По сравнению с соответвующим

периодом прошлого года общая сумма подоходного налога, поступившего в

краевой бюджет возросла в 1,53 раза. Однако в крае продолжается наличие

просроченной задолженности невыплаченной зарплаты, которая на 1.01.98 года

составило 36000 млн руб. Из суммы, поступившего подоходного налога в

краевой бюджет было проведено взаимозачетов на сумму 52290 млн руб.

Налог на имущество в краевой бюджет поступил в сумме 11000 млн

руб., или 101,8 % к плановому показателю (10800 млн руб.). План

перевыполнен на 1,8 %. Это произошло в результате предоставленной льготы

Управлению ДВЖД. Доходы по налогу на имущество от Управления ДВЖД в 1997

году составили 5000 млн руб.

Поступления по платежам за пользование природными ресурсами

составили 80271 млн руб., или 91,33 % к плану (87888 млн. руб.) . В

краевом бюджете платежи за природные ресурсы формируются за счет 25 %

отчислений платы за добычу угля, драгоценных и цветных металлов, отчислений

от воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также от централизации 50 %

земельного налога за земли городов и поселков. Из всех этих налогов не

выполнен план только по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой

базы. Из 60000 млн руб. планируемых поступило всего 32844 млн руб.

В 1997 году по доходам от приватизации план был определен в сумме

54000 млн руб. Исполнение по данному виду налога составило 54100 млн руб.

или 100.2. % к плановому показателю. План выполнен благодаря продаже в

июле 1997 года акций предприятий федеральной собственности, находящихся на

территории края. В результате этой операции в краевой бюджет поступило 3900

млн руб.

Проанализируем поступление доходов в краевой бюджет Хабаровского края

в динамике за 1995 - 1997 годы(смотри приложение 7).

Как видно из таблицы наибольший удельный вес в общем объеме

налоговых поступлений составляют следующие налоги: налог на прибыль,

подоходный налог с физических лиц, налоги на товары и услуги (среди них

наибольший удельный вес приходится на НДС).

Удельный вес по налогу на прибыль в 1995 г., 1996 г., 1997 г.

снизился с 18 % до 10% . Снижение удельного веса по налогу на прибыль можно

объяснить тем, что начиная с 1996 года снизилась налогооблагаемая база по

этому налогу, а именно, была отменена часть налога на прибыль взимаемой за

превышение лимита по фонду оплаты труда.

Удельный вес подоходного налога с физических лиц по сравнению с 1995

годом увеличился в 1996 году на 2,2 %и составил 8,6 % в общей сумме

доходов, а в 1997 году его доля увеличилась до 11 %. Хотя в крае

наблюдается большая задержка по выплате заработной платы, увеличение

удельного веса объясняется повышением заработной платы в связи с

постоянным нарастанием инфляции. Кроме того, в 1997 году было проведено

большое количество взаимозачетов с АО “Хабаровскэнерго“ по подоходному

налогу с физических лиц.

Удельный вес по налогам на товары и услуги в 1996 году увеличился

по сравнению с 1995 годом на 7,6 %, а в 1997 году снизился по сравнению с

1996 годом на 4 % . Увеличение удельного веса по налогам на товары и

услуги объясняется увеличением удельного веса таких налогов как НДС,

акцизы. На снижение удельного веса по налогам на товары и услуги повлияло

снижение удельного веса по спецналогу и прочих налогов на товары и услуги.

Наибольший удельный вес среди налогов на товары и услуги приходится

на налог на добавленную стоимость. Его удельный вес по сравнению с 1995

годом возрос с 7% до 8 %. Увеличение удельного веса по НДС на фоне

снижения объема производства произошло в результате проведения

взаимозачетов по погашению недоимки с предприятиями: АО “Хабаровскэнерго”,

Управлением ДВЖД, АО “Горводоканал” г. Хабаровска.

Удельный вес по акцизам увеличился с 2% до 4% в результате

увеличения объемов подакцизных товаров и проведения взаимозачетов.

Удельный вес по спецналогу снизился с 1% до 0.4% . Это объясняется

тем, что спецналог был отменен в 1995 году и в краевой бюджет допоступают

начисленные ранее суммы этого налога, а также были проведены

взаимозачеты по зачислению спецналога в краевой бюджет. .

Удельный вес по платежам за пользование природными ресурсами

увеличивался на протяжении трех лет. В 1995 году удельный вес платежей

составлял 1%, в 1997 году удельный вес в общей сумме поступлений составил 3

%. Такое увеличение по данному виду налога объясняется увеличением

удельного веса таких налогов как отчислений на воспроизводство МСБ и

земельного налога. Удельный вес отчислений на воспроизводство МСБ по

сравнению с 1995 годом возрос в два раза. Это произошло в результате того,

что с 1996 года данный налог стал поступать в краевой бюджет (ранее он

перечислялся в федеральный бюджет). Удельный вес по земельному налогу

также возрос с 0.4 % в 1995 году до 1% в 1997 году в результате увеличения

ставок по налогу в два раза.

Среди неналоговых доходов доходы от приватизации возросли с 1995 по

1997 год с 0.2 % до 2% . Такое резкое увеличение произошло в результате

продажи в июле 1997 года акций предприятий федеральной собственности,

находящейся на территории Хабаровского края (на сумму 3900 млн руб.).

Подводя итоги исполнения доходов краевого бюджета за 1995 - 1997 годы

следует обратить внимание на совершенствование механизма решения следующих

проблем:

1. Необходимо отработать механизм работы с недоимщиками, путем наложения

ареста на их имущество и реализацию этого имущества в счет неуплаченных

налогов и сборов в краевой бюджет.

2. Компетентным органам (налоговая инспекция, налоговая полиция,

федеральное казначейство) необходимо осуществлять не разовый, в

систематический контроль за сдачей предприятиями наличных денежных

средств на расчетный счет в банк, за расчетами с бюджетом (хотя бы

наиболее крупных предприятий и налогоплательщиков).

3. Необходима координация работы коммерческих банков в том плане, чтобы

расчеты с бюджетом по платежам в бюджет и внебюджетные фонды проводились

своевременно и в полном объеме.

4. Большинство бюджетных организаций, находящихся на финансировании

краевого бюджета обслуживаются в КБ “ Далькомбанке” как и краевой бюджет.

Это позволяет ускорить расчеты между бюджетом и организациями. С целью

ускорения расчетов между хозяйствующими субъектами необходимо проводить

работу по дальнейшему развитию официальной сети КБ “Далькомбанка” как

банка, обслуживающего краевой бюджет.

В условиях развивающегося кризиса в банковской сфере это обеспечит

ускорение прохождения платежей и повысит платежеспособность банка и его

филиалов (произойдет полный переход на документооборот в электронном виде).

5. Необходимо пересмотреть льготы по платежам в бюджет, ужесточить

критерии предоставления отсрочек по платежам в бюджет.

2.2 Анализ исполнения расходов краевого бюджета за 1995 - 1997 годы

Для анализа исполнения расходов краевого бюджета составим справки по

исполнению расходов краевого бюджета на 1995 г., 1996 г., 1997 г. (смотри

приложение 8, приложение 9, приложение 10).

Краевой бюджет по расходам 1995 года был утвержден в сумме 2196871

млн.руб. Дефицит бюджета - в сумме 232778 млн.руб. Покрыть дефицит

планировалось за счет средств из федерального бюджета.

В крае сохраняется напряженная обстановка в финансовой сфере. Она

усугубляется тем, что ряд мероприятий (индексация заработной платы) не

обеспечивается соответствующими поступлениями из федерального бюджета. Это

негативно повлияло на финансирование социально значимых сфер. В 1995 году

дополнительные затраты, связанные с увеличением заработной платы работников

бюджетной сферы и пособий на детей составили в целом 526000 млн руб. Кроме

того, были выделены средства на поддержку северных территорий в сумме 28900

млн руб. Таким образом, доходов, аккумулированных в краевой бюджет

оказалось недостаточно для финансирования запланированных расходов.

Финансирование учреждений производилось в меру фактического поступления

денежных средств в краевой бюджет. В первую очередь финансировались

защищенные статьи бюджета (основная доля пришлась на заработную плату – 70%-

90 %).

Финансирование по отраслям краевого бюджета складывалось следующим

образом.

Финансирование таких отраслей как государственное управление,

правоохранительные органы, охрана окружающей среды производилось только на

заработную плату в связи с недопоступлением средств в краевой бюджет.

На финансирование ЖКХ в отчетном году было направленно 70236 млн руб.

или 65,7% от планируемых расходов. В целях обеспечения реализации

мероприятий по подготовке этой отрасли к работе в зимних условиях были

образованы краевые фонды финансирования указанных мероприятий. В частности,

в течение 1995 года из фонда ЖКХ территориям края было выделено 26000

млн руб. Эти средства на конец года должны были возвратить администрации

территорий края с уплатой 40 % ставок за пользование ими.

На развитие сельского хозяйства в 1995 году было направленно 112604

млн руб., что составило лишь 59 % от годового плана. На оказание помощи

крестьянским (фермерским) хозяйствам направленно около 2000 млн руб. Для

обеспечения сельскохозяйственных производителей ГСМ был предоставлен

товарный кредит под гарантию краевого бюджета.

Социально-культурная сфера профинансирована в размере 349658 млн

руб. или 51,6 % от планового показателя (676581 млн руб.). В 1995 году

была проведена работа по упорядочению сети, штатов социально-культурных

учреждений. Было проведено сокращение и реорганизация учреждений

образования, здравоохранения. Это позволило сократить расходы на

содержание учреждений социально-культурной сферы на 11700 млн руб. От

введения платных услуг бюджетными учреждениями образования,

здравоохранения, культуры получено 38900 млн руб., однако доля

полученных средств от введения платных услуг по сравнению с

финансированием расходов социально-культурной сферы в 1995 году

оставалась еще низкой – 11,1 %.

Деятельность органов социальной защиты населения в 1995 году была

направлена на реализацию решений федеральных и местных органов

представительной и исполнительной власти по малоимущим и нетрудоспособным

гражданам. В течение года было приобретено 179 автомобилей “Запорожец”,

“Ока”, “Таврия” и 421 велокресло. Всего приобретено транспортных средств,

облегчающих движение израсходовано 4600 млн руб.

Большое внимание было уделено летнему оздоровительному отдыху детей

из малообеспеченных семей. Удалось охватить 64,5 тысячи детей.

Вместе с тем, в области социальной политики в администрации края

имеются неразрешенные вопросы. Например, нет средств на покрытие затрат по

финансированию отдельных льгот, предусмотренных законом “О ветеранах”. Это

50 % скидки за пользование коммунальными услугами, радио, коллективной

антенной и др. Всего на сумму 217700 млн руб.

В 1995 году из федерального фонда финансовой поддержки было

выделено 28900 млн руб. в виде кредитов территориям края и предприятиям,

осуществляющим досрочный завоз продукции на Север из регионального фонда -

344836 млн руб. Положение с возвратом средств в региональный фонд

аналогично возврату в Федеральный фонд: Должно быть возвращено 13400 млн

руб., а возвращено всего 3300 млн руб.

Краевой бюджет на 1996 год был составлен с применение коэффициента

роста по заработной плате в размере 2,2; материальным затратам – 1,6.

Бюджет был исполнен на 89.5 %. Низкий процент исполнения плана

объясняется тем, что финансирование производилось за счет фактически

поступивших доходов в краевой бюджет в 1996 году. Финансировались в первую

очередь также как и в 1995 голу защищенные статьи. Бюджетный дефицит

планировался в сумме 1618252 млн руб. А фактически его сумма составила

1435762 млн руб. Покрыть дефицит планировалось за счет заимствований из

целевых фондов , за счет ссуды МФ РФ и других заемных средств.

Финансирование по отраслям сложилось следующим образом.

В 1996 году фактическое увеличение заработной платы не производилось.

Плановые данные как уже отмечалось выше были составлены с учетом

коэффициента роста по заработной плате. Из-за низких поступлений средств

(план по доходам выполнен лишь на 84,3 %) финансировались защищенные

статьи бюджета. В результате, аппарат управления был профинансирован в

сумме 70600 млн. руб., что составило 79,3% к плану, из них 76 % -

финансирование на заработную плату. Правоохранительные органы получили из

краевого бюджета ассигнования в размере 149300 млн руб., в том числе

векселями - 17000 млн руб. , на 20000 млн руб. проведено зачетов.

Заработная плата профинансирована на 84,7 %..

На финансирование ЖКХ из бюджета было выделено 103800 млн. руб., что

составило 79,6% к плану. Большая часть средств выделена путем проведения

взаимозачетов в счет погашения долгов по платежам в краевой бюджет в счет

поставок в города и районы края.

На финансирование транспорта выделено 60100 млн руб. Для обеспечения

перевозок пассажиров выделено 28300 млн руб. Перевозки пассажиров на

местных воздушных линиях осуществляют убыточные предприятия Авиакомпания

“Восток” и Николаевский ОАО. Также из краевого бюджета было выделено 6800

млн руб. на компенсацию убытков от перевозки пассажиров на речных линиях

пригородного сообщения. По возможности были выделены средства для покупки

транспортными предприятиями запасных частей.

На развитие сельского хозяйства выделено 156700 млн руб., или 82,1%

по уточненному плану. Из них направлено:

- 105300 млн руб. (100 % годового плана) на дотацию на продукцию

животноводства;

- 6200 млн руб. (74 % ) на компенсацию расходов по содержанию социальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.