Бюджетное устройство Российской экономики
Финансовой базой местных органов власти являются их
бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные
этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан-
ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один ид главных каналов доведения до
населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды
потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих
бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности,
коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются
важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в
их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансо-
вым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между от-
раслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций и учреждений, подведомст-
венных этим органам власти.
Рост городских поселений, увеличение числа городских жи-
телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного
жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за
собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста
которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает
последствия экономических и социальных процессов в стране.
Главные стороны деятельности местных органов власти —
разработка и осуществление планов экономического и социального
развития на подведомственной им территории. Увеличение числа
поселений, особенно в новых районах освоения, осуществле-
ние мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяй-
ства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут
расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов
связано с новым строительством и с повышением уровня затрат
на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-
бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно
из местных бюджетов финансируются следующие функциональ-
ные виды расходов:
• содержание органов местного самоуправления;
• формирование муниципальной собственности и управле-
ние ею;
• организация, содержание и развитие учреждений образо-
вания, здравоохранения, культуры, физической культуры
и спорта, средств массовой информации, других учреж-
дений, находящихся в муниципальной собственности или
в ведении органов местного самоуправления;
• содержание муниципальных органов охраны обществен-
ного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального
жилищно-коммунального хозяйства;
• муниципальное дорожное строительство и содержание
дорог местного значения;
• благоустройство и озеленение территорий муниципаль-
ных образований;
• организация утилизации и переработки бытовых отходов
(за исключением радиоактивных);
4.Бюджетное планирование.
Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс.
Выполнение государством возложенных на него функций связано с
наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это
в свою очередь требует концентрации в бюджете части денеж-
ных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в
бюджет этих средств и их использования возникают финансовые
отношения между государством, налогоплательщиками и полу-
чателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в
соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабаты-
ваемой и осуществляемой органами власти. Финансово-
бюджетная политика включает действия государственных и тер-
риториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной,
ценовой и других областях финансов.
Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и
мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых
отношений для выполнения ими своих функций и управлению
бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение
целей и задач в области финансов, разработку механизма моби-
лизации денежных средств в бюджет, выбор направлений ис-
пользования бюджетных средств, управление финансами и бюд-
жетной системой, организацию с помощью финансово-
бюджетных инструментов регулирования экономических и со-
циальных процессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным
образом в ходе работ, производимых органами власти по моби-
лизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюд-
жетного процесса.
Совокупность действий исполнительных и представительных органов
власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной поли-
тики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре-
деляется в Бюджетном послании Президента Российской Федера-
ции Правительству Российской Федерации. На территориальном
уровне она определяется решениями соответствующих органов
власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и
налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования
(Банк России), контрольно-счетных органов (контрольнр-счетные
палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федера-
ции, другие контрольные органы исполнительнойвласти).
В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время со-
вершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января
по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным го-
дом. Продолжительность бюджетного процесса значительно
больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс
включается время, необходимое для бюджетного планирования,
последующего бюджетного контроля и других действий.
Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюд-
жетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участни-
ков бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.
Такими полномочиями наделены:
• органы представительной и исполнительной власти;
• финансовые и налоговые органы;
• органы денежно-кредитного регулирования и органы го-
сударственного финансового контроля;
• главные распорядители бюджетных средств и распоряди-
тели бюджетных средств;
• государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утвер-
ждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное фи-
нансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесе-
ние проектов бюджетов на рассмотрение представительных ор-
ганов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис-
полнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством
России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государ-
ственной Думы основные направления денежно-кредитной по-
литики государства, обслуживает денежные счета Казначейства
Российской Федерации, счета государственных целевых вне-
бюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган
исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств,
имеющий право распределять средства между распорядителями и по
лучателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных рас
ходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям,
доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает
им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости рас
пределение средств между статьями утвержденной для них сметы,
осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием
бюджетополучатслсм бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной
власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до
них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и
расходов бюджетополучателей, контролирует целевое
использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, соз-
данная органом исполнительной власти для осуществления функций
некоммерческого характера (управление, оборона, социально-
культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке
из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской
Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований) осуществляют кон-
троль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджет-
ных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении
бюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные выше органы власти и учреждения явля-
ются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс
включает:
• сводное финансовое планирование и прогнозирование;
• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
• исполнение бюджета в течение бюджетного года;
• анализ и контроль исполнения бюджета.
Составление проектов бюджетов.
Следующий этап бюджетного планирования — процесс со-
ставления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта
бюджета — определение объема денежных средств, централи-
зуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций,
возложенных на органы государственной власти и органы мест-
ного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогно-
зом экономического и социального развития государства и тер-
ритории.
Составление проекта бюджета является прерогативой Прави-
тельства Российской Федерации, исполнительных органов вла-
сти субъектов Российской Федерации и муниципальных образо-
ваний. По их поручению проект бюджета разрабатывается Ми-
нистерством финансов РФ и территориальными финансовыми
органами.
Для составления проекта бюджета Министерство финансов
РФ и территориальные финансовые органы должны быть обес-
печены необходимой информационной базой, которая поступает
им от соответствующего правительства, статистических, налого-
вых органов и других учреждений. Главным источником инфор-
мации для составления проекта бюджета служит прогноз социаль-
но-экономического развития государства или территории, кото-
рый в свою очередь разрабатывается на основе данных экономи-
ческого и социального развития за отчетный период, тенденций
развития на планируемый год и других показателей. При разра-
ботке проекта бюджета учитываются также основные положения
финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий
плановый период.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерст-
вом финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над
проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала
планируемого года.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
• проекта федерального бюджета;
• проектировок основных показателей федерального бюд-
жета на среднесрочную-перспективу, которые разрабаты-
ваются на базе среднесрочной программы Правительства
Российской Федерации, среднесрочного прогноза соци-
ально-экономического развития России и сводного фи-
нансового баланса;
• проекта федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год.
В основу разработки проекта федерального бюджета закла-
дываются направления планируемой финансово-бюджетной по-
литики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ
Правительству Российской Федерации» и показатели разработанного
Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития
России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза
социально-экономического развития России, показателей сводного финансового
баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы,
составляемой
Центральным банком Российской Федерации, и показатели
долгосрочных федеральных целевых программ, перечень кото-
рых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и
среднесрочных прогнозов социально-экономического развития
страны.
1) На первой стадии формирования проекта бюджета феде-
ральными органами исполнительной власти разрабатываются
сценарные условия экономического и социального развития на пла-
нируемый год, в которых отражены главные макроэкономиче-
ские показатели и материалы для уточнения параметров средне-
срочного прогноза экономического и социального развития
страны.
После одобрения Правительством РФ этих сценарных усло-
вий Министерство финансов РФ разрабатывает основные харак-
теристики доходов и расходов федерального бюджета на плани-
руемый год и проектирования размеров основных доходов и
расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных раз-
мерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной
платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом
году и на среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение
Правительства РФ. После их принятия Правительством они
могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную
Думу по их запросу.
Затем Министерство финансов РФ направляет основные
характеристики по доходам и расходам федерального бюджета фе-
деральным органом исполнительной власти, а также доводит до
органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции методику формирования межбюджетных отношений Рос-
сийской Федерации с субъектами Российской Федерации на
плановый год и среднесрочную перспективу.
2) На второй стадии разработки федерального бюджета феде-
ральными органами исполнительной власти производится рас-
пределение предельных объемов бюджетных средств по показа-
телям бюджетной классификации, также адресное распределе-
ние финансовых ресурсов между главными распорядителями
бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ оп-
ределяет федеральные целевые программы, подлежащие финан-
сированию, и согласовывает объемы их финансирования в пла-
новом году и в среднесрочной перспективе.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в
Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и
обоснования, поступающие от субъектов Российской Федера-
ции, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти мате-
риалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за
соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются
расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов
территорий, выявляются возможности мобилизации дополни-
тельных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесен-
ными поправками рассматриваются у руководителей департа-
ментов Министерства, а затем направляются в бюджетный де-
партамент, который рассматривает представленные расчеты,
вносив в них в случае необходимости поправки и направляет на
решение руководства Министерства финансов РФ.
В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия
по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим
показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной пра-
вительственнойкомиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными
органами исполнительной власти показателей проекта феде-
рального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов
законодательных актов и др.) должны быть завершены до
15 июля года, предшествующего планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами
и субъектами Федерации бюджетный департамент Министерства
финансов РФ составляет окончательный проект федерального
бюджета, который представляется в Правительство Российской
Федерации.
Проекты территориальных бюджетов составляются финансо-
выми органами субъектов Российской Федерации и муници-
пальных образований.
Для составлении проектов бюджетов территориальные фи-
нансовые органы имеют право на получение информации не
только от территориальных органов исполнительной власти, но
и от вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации полу-
чают из Министерства финансов РФ следующие материалы:
• предполагаемые изменения налогообложения;
• расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объе-
мы передаваемых соответствующих средств;
• порядок формирования Фонда финансовой поддержки
субъектов РФ и распределение его средств;
• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъек-
там РФ.
Финансовые органы муниципальных образований получают
от финансовых органов субъектов Российской федерации сле-
дующие материалы:
• предполагаемые изменения отчислений по закрепленным
за местными бюджетами доходам;
• порядок формирования регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных образований и распределение
его средств;
• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче мест-
ным, бюджетам.
Порядок организации и проведения работ по составлению
проекта территориального бюджета аналогичен работам, прово-
димым в Министерстве финансов РФ.
В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае не-
сбалансированности доходов и минимально необходимых расхо-
дов территориальных бюджетов территориальный исполнитель-
ный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный
орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров
нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций,
субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче
из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении соста-
ва объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Исполнительный орган субъекта Федерации и
муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган
власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим
органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим
вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе
власти.
Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляе-
мом протоколе, в котором содержатся обоснование предложе-
ний и обоснование отказа. В случае необходимости решения
этих вопросов на паритетных началах создается согласительная
комиссия, решение которой доводится до сведения ниже-
стоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное ре-
шение принимается вышестоящим представительным органом
власти.
Кроме составления проекта бюджета на планируемый год,
исполнительные органы власти субъектов Федерации и муници-
пальных образований в целях составления консолидированного
бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансо-
во-бюджетной политики государства должны подготовить и
представить в вышестоящий орган исполнительной власти сле-
дующие документы и материалы:
• прогноз социально-экономического развития субъекта
Российской Федерации и муниципального образования
на очередной год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики
субъекта Российской Федерации и муниципального обра-
зования на очередной год;
• прогноз сводного финансового баланса по территории
субъекта Российской Федерации и муниципального обра-
зования на очередной год;
• прогноз консолидированного бюджета субъекта Россий-
ской Федерации на очередной год;
• адресную инвестиционную программу на очередной год;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|