рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджетное устройство Российской экономики

Бюджетное устройство Российской экономики

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

РЕФЕРАТ

ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Бюджетное устройство

российской экономики

Выполнил: студент Сунгуров Денис Юрьевич, группа 103

Научный руководитель: Харламов Андрей Викторович

Санкт-Петербург

2002

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….3

2.Основы бюджетного устройства

и построения бюджетной системы России…………………..………4

3.Бюджеты Российской Федерации……………………………………8

4.Бюджетное планирование…………………………………………...15

5.Организация бюджетных процедур (утверждение и исполнение

бюджета)….…………………………………………………………….23

6.Расходы бюджета: планирование и финансирование…………..…32

7.Целевые бюджетные фонды………………………………………...33

8.Финансовая помощь субъектам федерации и муниципальным

образованиям…………………………………………………………..35

9.Система внебюджетных фондов……………………………………36

10.Формы и методы бюджетно-финансового контроля…………….40

11.Заключение……………………………………………………….....42

12.Список используемой литературы………………………………...47

1.Введение.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная

система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые

ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и

территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций

бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и

социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр

его экономического и социального состояния и политического положения. Ведь

с разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной

системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей

государства оказывать влияние на экономические процессы в стране,

значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших

инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет

место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

2.Основы бюджетного устройства

и построения бюджетной системы России.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются

Конституцией страны и ее государственным устройством как федера-

тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес-

публики в составе Российской Федерации, края, области, автономные

округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд-

жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий-

ской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных вне-

бюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных

бюджетов) и бюджетов территориальных государственных

внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный

бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ,

55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и

Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10

окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных

бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе-

дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е.

бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в

федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре-

гиональные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской

Федерации следующие:

• единство бюджетной системы;

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюд-

жетной системы;

• самостоятельность бюджетов разных уровней;

• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-

тов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность использования бюджетных

средств;

• общее покрытие расходов бюджета;

• гласность;

• достоверность бюджета;

• адресность и целевой характер использования бюджетных

средств.

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой

базы, денежной системы, форм бюджетной документации,

принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд-

жетного законодательства, а также единый порядок финансиро-

вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве-

дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре-

гиональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы Российской Федерации — это закрепление (полностью

или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по

осуществлению расходов за органами власти Российской Феде-

рации, органами государственной власти субъектов Российской

Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

1) право законодательных (представительных) органов госу-

дарственной власти и органов местного самоуправления на каж-

дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять

бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж-

дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже-

тов, полномочий по формированию доходов соответствующих

бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно определять направления расхо-

дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно определять источники финан-

сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен-

ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм

превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии

по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-

тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до-

ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд-

жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от-

ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных

фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ-

ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию

за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд-

жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен

быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас

ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже

та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных

средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов

органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо

дить из необходимости достижения заданных результатов с ис

пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд

жета должны покрываться общей суммой доходов из источнике

финансирования его дефицита.

8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой

печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,

полнота представления информации о ходе исполнения бюдже

тов, а также доступность иных сведений по решению законода

тельных (представительных) органов государственной власти,

органов местного самоуправления; обязательная открытость для

общества и средств массовой информации процедур рассмотре

ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по

вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель

ного (представительного) органа государственной власти, либо

между законодательным (представительным) и исполнительным

органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей

прогноза социально-экономического развития соответствующей

территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных

получателей бюджетных средств с обозначением направления и

на финансирование конкретных целей.

3.Бюджеты Российской Федерации.

Консолидированный бюджет.

Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон

РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про-

цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением

Государственного бюджета Российской Федерации, в который

входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет-

ной системы обеспечивается не только единой правовой базой,

единством бюджетной классификации и документации, но и

представлением необходимой статистической и бюджетной ин-

формации для составления консолидированных бюджетов. В ст.

165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми-

нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон-

солидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде-

ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий-

ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской

Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской

Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской федерации и

субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут-

верждаются законодательными (представительными) органами

власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь

статистическим сводом бюджетных показателей, ха-

рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам,

источникам поступления средств и направлениям их использо-

вания по территории в целом Российской Федерации и отдель-

ных субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет Российской Федерации.

Основные функции управления государством возложены на

центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-

стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро-

приятий формируется централизованный финансовый фонд —

федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,

что в ведении Российской Федерации находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре-

гионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и

перераспределений внутреннего валового продукта и созданного на-

ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства,

регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-

жет возложено финансирование общегосударственных органов власти

и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-

собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-

цированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источни-

ком финансирования структурной перестройки экономики, кон-

версии предприятий военно-промышленного комплекса, развития

перспективных направлений в сфере производства, пионерного

освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и

развития искусства, культуры, средств массовой информации.

Доходы федерального бюджета

1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых

определяются налоговым законодательствон Российской

Федерации, а пропорции их распределения в порядке

бюджетного регулирования между бюджетами разных

уровней бюджетной системы Российской .федерации ут-

верждаются федеральным законом о федеральном бюдже-

те на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-

женные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодатель-

ством Российской федерации;

2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в го-

сударственной собственности, доходы от платных услуг,

оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися

в ведении органов государственной власти Российской

Федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государ-

ственной собственности, — в порядке и по нормативам,

которые установлены федеральными законами и другими

нормативными правовыми актами органов государствен-

ной власти Российской Федерации;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос-

сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов

и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли-

ваемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным

федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета.

1. В соответствии с действующим в Российской Федерации

законодательством исключительно из федерального бюджета

финансируются следующие виды расходов (основные):

• обеспечение деятельности Президента Российской Феде-

рации, Федерального Собрания Российской Федерации,

Счетной палаты Российской Федерации, Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации, феде-

ральных органов исполнительной власти и их территори-

альных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства,

осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

• обеспечение осуществления отдельных государственных

полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

• официальный статистический учет и др.

2. Кроме того, средства федерального бюджета используются

для финансирования мероприятий регионального и местного значе-

ния, включаемых в целевые региональные и местные программы.

По согласованию с региональными и местными органами

власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств

бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных

бюджетов финансируются следующие виды расходов:

• государственная поддержка отраслей промышленности,

строительства и строительной индустрии, сельского хо-

зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и

дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности;

• обеспечение противопожарной безопасности;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и

проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч-

но-технический прогресс;

• обеспечение социальной защиты населения;

• обеспечение охраны окружающей природной среды, ох-

раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-

ние гидрометеорологической деятельности;

• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре-

гионального масштаба;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• обеспечение развития федеративных и национальных от-

ношений;

• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ-

ектов Российской Федерации в соответствии с законода-

тельством Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации;

• финансовая помощь другим бюджетам;

• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос-

сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и

муниципальных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом меж-

регионального перераспределения общегосударственных средств.

За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой

поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос-

сийской Федерации выделяются дотации и субвенции.

Региональные бюджеты.

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд

жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз-

ложенных на государственные органы управления субъекта Россий-

ской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ-

ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие

регионов, пропорциональное развитие производственной и не-

производственной сфер на подведомственных территориях. Зна-

чительно возрастает их координационная функция в экономиче-

ском и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо-

мических и социальных процессов. Все в большей мере функ-

ции регулирования этих процессов переходят от центральных

уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль

региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования

расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит

экономическую политику. На основе предоставления регио-

нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов

осуществляется финансирование промышленности, сельского

хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю-

щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши-

ряется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществ-

ляет выравнивание уровней экономического и социального раз-

вития территорий, которые в результате исторических, геогра-

фических, военных и других условий отстали в своем экономи-

ческом и социальном развитии от других районов страны. Для

преодоления такой отсталости разрабатываются региональные

программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио-

нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули-

рующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные на-

логи и сборы:

налог на имущество предприятий;

налог на недвижимость;

дорожный налог;

транспортный налог;

налог с продаж;

налог на игорный бизнес;

региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от исполь-

зования имущества, находящегося в собственности субъектов

РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч-

реждениями, находящимися в ведении органов государственной

власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных

налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты

субъектов Российской Федерации по нормативам, определен-

ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-

ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и

трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Местные бюджеты.

Местное самоуправление — обязательный компонент демокра-

тического государственного строя. Оно осуществляется самим на-

селением через свободно избранные им представительные органы.

Для выполнения функций, возложенных на местные представи-

тельные и исполнительные органы, они наделяются определен-

ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.