Анализ инвестиционной привлекательности предприятий металлургического комплекса
|90,3 |90,7 |82,5 |104,2 |101,3 |101,4 |95,2 |105,3 |122,4 |117,9 |94,8 | |
Продолжение таблицы 3
Свинцово – цинковая |98,6 |96,3 |95,2 |91,4 |95,8 |95,7 |102,8 |114,3
|142,7 |123,4 |105,1 | |Свинец в концентрате |95,1 |92,1 |90,1 |74,3 |74,6
|71,2 |65,8 |102,4 |104,3 |174,6 |118,3 | |Свинец, включая вторичный |92,1
|92,7 |92,8 |93,5 |84,7 |107,2 |108,4 |113,2 |136,4 |95,7 |99,2 | |Цинк в
концентрате |108,4 |104,2 |137,2 |136,7 |124,5 |90,1 |88,9 |93,2 |90,4
|104,7 |118,3 | |Цинк |114,2 |121,3 |126,5 |114,7 |112,7 |90,3 |88,4 |84,7
|85,3 |112,7 |113,6 | |Электродная |97,3 |95,6 |102,3 |102,4 |105,7 |106,3
|105,4 |103,7 |99,2 |99,3 |101,4 | |Масса углеродистая анодная |97,3 |95,6
|102,3 |102,4 |105,7 |106,3 |105,4 |103,7 |99,2 |99,3 |101,4 |
|Промышленность твердых сплавов, тугоплавких и жаропрочных металлов |95,4
|93,2 |88,1 |81,2 |77,1 |74,2 |105,3 |105,6 |102,4 |147,3 |165,8 | |Сплавы
твердые вольфрамо
Кобальтовые |90,1 |90,2 |84,7 |107,1 |104,7 |106,3 |108,9 |102,4 |112,3
|112,9 |148,6 | |Сплавы твердые титано
вольфрамовые |84,2 |83,2 |86,7 |98,4 |98,6 |98,3 |95,3 |97,4 |112,7 |112,9
|112,3 | |Другие подотрасли |94,5 |95,6 |93,3 |94,2 |98,4 |114,7 |127,3
|136,2 |110,8 |95,3 |120,7 | |
Вопросы экономики. 2002. № 1. С. 20.
В таблице 3 дана динамика производства в подотраслях цветной
металлургии за 10 лет.
Обращает на себя внимание слабая корреляция выпуска отдельных
подотраслей. Из этого можно сделать вывод, что с трудом, но предприятия
цветной металлургии входят в рынок. Это следует из того, что выпуск
продукции в большей степени зависит от ситуации на мировых рынках, чем от
макроэкономических процессов, происходящих в Российской экономике.
Таблица 4
Динамика экспорта цветных металлов, тыс. тонн
|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|Алюминий |2763,3 |3017,8 |3154,4 |3249,7 |2896,4 |2934,3 |3244,7 |3058,8
|2989,7 |3127,4 |3226,6 | |Никель |372,7 |379,2 |373,5 |366,9 |365,9 |397,2
|408,1 |389,8 |395,7 |347,6 |384,7 | |Медь |627,7 |641,3 |651,2 |612,4
|598,7 |594,6 |592,3 |591,4 |623,7 |624,8 |637,9 | |
Эксперт. 2002. № 15. С. 32.
Данные таблицы 4 еще больше убеждают нас в выводе о том, что между
положением предприятий цветной металлургии и потребностью мировых рынков в
металле, которая в свою очередь, определяет динамику цен, и как следствие
экспорта, существует статистически значимая зависимость.
[pic]Рис. 3
Составлено автором по: Эксперт. 2002. № 15. С. 32.
На рис. 3 также наглядно представлена динамика экспорта цветных
металлов за 1991-2001 гг.
Таблица 5
Динамика убыточных предприятий цветной металлургии
|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Число
убыточных предприятий, % к общему числу предприятий |2,0 |7,0 |11,0 |38,0
|36,0 |35,0 |32,0 |57,0 |41,0 |28,0 |31,0 | |Сумма убытка, млн. долл. по
курсу на 1 января |5,8 |116,3 |208,4 |487,6 |512,4 |604,3 |682,1 |417,8
|296,3 |315,4 |388,7 | |
Эксперт. 2002. № 15. С. 35.
[pic]
Рис. 4
Составлено автором по: Эксперт. 2002. № 15. С. 35.
Данные таблицы 5 и рис. 4 заставляют нас взглянуть на проблему под
другим углом зрения. Необходимо самым серьезным образом учитывать следующие
обстоятельства.
Во-первых, регулирующий рынок, устанавливающий определенные
межотраслевые пропорции воспроизводства является атрибутом исключительно
самовоспроизводящихся систем, таких, которые способны самостоятельно
функционировать и расширять ее без взаимодействия с другими системами. Вне
рамок самовоспроизводящихся систем рыночное регулирование невозможно.
Во-вторых, рыночное саморегулирование экономики возможно только в
условиях частной собственности на средства производства. Смешанный тип
собственности, который сейчас господствует в Российской экономике, не
способен обеспечить рачительный, хозяйский подход к производству, не
пригоден для существования частной инициативы, не в состоянии породить
достаточно сильную заинтересованность в наилучшем использовании ресурсов. В
этих условиях не может возникнуть надлежащая конкуренция между
производителями, и закон стоимости бессилен подтягивать производство к
объективно обусловленным нормативам.
В-третьих, рыночное саморегулирование присуще исключительно само
развивающимся системам. Вне таких систем оно существовать не может. При
этом следует иметь в виду, что саморазвивающаяся система не может
возникнуть из не саморазвивающейся. Никакая система, управляемая извне не
может сама по себе стать системой, управляемой изнутри. Само развивающиеся
системы появляются только из саморазвивающихся систем.
В-четвертых, регулирующий рынок предполагает свободное ценообразование
для всех товаров, включая и рабочую силу. Свободное ценообразование
осуществляется в ходе свободной конкуренции между свободными
товаропроизводителями за получение прибылей. Вовремя реагируя на колебания
цен, частные производители поддерживают структуру производства на
надлежащем уровне. Цены являются основным, и пожалуй, единственным рычагом
рыночного регулирования межотраслевых пропорций воспроизводства. Всякое их
нарушение дезорганизует всю систему регулирования.
В-пятых, механизм рыночного регулирования должен опираться на
достаточно надежную конвертируемую валюту. В противном случае он порождает
диспропорции и перекосы.
В-шестых, закон стоимости (принцип распределения по эффективности) на
мировом капиталистическом рынке действует неравномерно на разные страны. Он
обильно поощряет передовые страны, делая их хозяйство наиболее прибыльным,
и жестоко наказывает остальные. Таким образом, можно сделать вывод о том,
что рыночные механизмы в цветной металлургии запущены еще не в полной мере,
что вызывает ситуацию, при которой, несмотря на незначительный спад объемов
производства, значительная часть предприятий области экономически
неэффективны и приносят своим акционерам убытки.
Таблица 6
Динамика эффективной кредитной ставки
Показатель |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000
|2001 | |Норма доходности, % |29,2 |20,8 |34,7 |26,7 |23,1 |18,4 |11,2 |7,4
|28,3 |31,6 |30,1 | |Учетная ставка на конец года, % |20,0 |80,0 |210,0
|180,0 |160,0 |48,0 |28,0 |60,0 |55,0 |25,0 |25,0 | |Эффективная ставка
кредитования реального сектора |22,3 |115,7 |248,9 |301,2 |265,3 |70,2
|41,7 |105,8 |62,3 |35,1 |27,4 | |Рынок ценных бумаг. 2002. № 8. С. 40.
Таблица 6 дает объяснение постоянной нехватки инвестиционных ресурсов
в отрасли. В течение большего периода времени эффективная ставка по
кредитам превышала реальную доходность вложения в капитальные активы
предприятий отрасли.
Таблица 7
Финансовые показатели предприятий цветной металлургии
Показатель |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000
|2001 | |Объем реализованной продукции, млрд. долл. |27,2 |24,3 |19,8 |19,7
|20,1 |21,3 |23,6 |22,4 |22,9 |23,1 |22,6 | |Нетто задолженность, млрд.
долл. |0,8 |11,7 |12,9 |14,3 |15,4 |15,6 |16,3 |12,4 |11,8 |12,1 |12,7 |
|Оборачиваемость средств, дней |23,0 |27,0 |45,0 |49,0 |51,0 |48,0 |47,0
|54,0 |51,0 |49,0 |43,0 | |Темпы роста прибыли, % |4,2 |-2,3 |-4,7 |-22,4 |-
8,9 |-4,7 |-3,1 |1,2 |1,7 |1,9 |2,2 | |Темпы спада по объемам промышленной
продукции, долей |0,97 |0,95 |0,92 |0,81 |0,77 |0,68 |0,65 |0,71 |0,73
|0,72 |0,78 | |Прибыль / основные фонды, % |4,2 |1,2 |1,7 |3,5 |3,9 |3,4
|3,2 |4,1 |4,7 |4,8 |5,2 | |Численность занятых, тыс. чел. |315,2 |315,7
|296,4 |271,4 |253,8 |254,1 |191,2 |187,4 |187,2 |1714 |149,2 | |Эксперт.
2002. № 15. С. 40.
[pic]
Рис. 5
Составлено автором по: Эксперт. 2002. № 15. С. 40.
Самый главный вывод, который хочется сделать из таблицы 7 и рис. 5,
это увеличение в 2 раза выработки на одного рабочего в отрасли. Это
показывает, что, несмотря на все трудности, реформы идут, и предприятия
вынуждены, действуя на международном конкурентном рынке, сокращать
издержки. Тем не менее, выработка на одного рабочего на предприятиях
отрасли до сих пор в 3-4 раза отстает от аналогичных показателей, например,
чилийских компаний.
Таблица 8
Уровень деловой инфраструктуры
Показатель |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000
|2001 | |Объем инвестиций, финансируемых за счет лизинга, % |2,1 |2,7 |3,8
|14,5 |16,2 |24,7 |40,1 |23,6 |34,9 |42,1 |45,7 | |Доля долгосрочных (более
1 года) кредитов коммерческих банков, % |23,5 |11,8 |2,9 |2,7 |3,1 |3,2
|2,4 |4,1 |3,7 |3,8 |4,3 | |Объем финансовых ресурсов вложенных в
инновации, % от реализации |14,9 |8,2 |7,1 |6,3 |6,2 |6,2 |4,9 |4,8 |5,1
|5,2 |5,4 | |Рынок ценных бумаг. 2002. № 8. С. 41.
В таблице 8 приведены факторы, определяющие уровень деловой
инфраструктуры. Обращает на себя внимание сокращения объема долгосрочного
банковского кредитования и развитие лизинговых схем.
Таблица 9
Социально-экологические факторы
Показатель |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000
|2001 | |Доля людей с доходами выше 1000 долларов в месяц, % |2,00 |2,00
|7,00 |8,00 |6,00 |11,00 |14,00 |3,00 |4,00 |9,00 |12,00 | |Доля людей с
доходами ниже 100 долларов в месяц |14,00 |42,00 |47,00 |51,00 |52,00
|52,00 |48,00 |54,00 |49,00 |47,00 |46,00 | |Доля людей с высшим
образованием, % |22,40 |23,10 |22,90 |25,30 |25,20 |24,90 |25,40 |25,70
|25,80 |26,10 |26,30 | |Среднемесячная зарплата, долл. |84,00 |16,00 |22,00
|25,00 |29,00 |51,00 |69,00 |92,00 |38,00 |77,00 |112,00 | |Доля в расходах
на оплату товаров и услуг первой необходимости, % |43,00 |70,00 |71,00
|74,00 |69,00 |63,00 |58,00 |57,00 |74,00 |72,00 |68,00 | |Уровень
зарегистрированной безработицы, % |0,04 |0,60 |1,30 |1,20 |1,50 |1,60 |1,80
|1,70 |1,60 |1,40 |1,20 | |Потери из-за забастовок, млн. долл. |1,80 |24,00
|23,80 |41,60 |45,20 |47,90 |41,80 |74,20 |19,60 |16,20 |7,40 | |
Продолжение таблицы 9
Всего инфекционных заболеваний, млн. чел/дней |78,10 |80,20 |77,90 |77,40
|76,20 |75,80 |76,30 |74,90 |74,70 |74,20 |81,30 | |Число
зарегистрированных преступлений, тыс. |893,20 |911,40 |923,70 |935,60
|933,80 |926,70 |948,40 |951,20 |962,30 |977,20 |956,80 | |Уровень
загрязнения атмосферы,млн.тонн |22,70 |21,80 |20,90 |20,70 |19,80 |19,30
|18,40 |18,60 |19,10 |19,50 |21,30 | |Затраты на рекультивацию земель, млн.
долл. |12,40 |1,60 |1,80 |2,20 |2,30 |1,90 |2,10 |2,40 |2,50 |2,30 |3,10 |
|Уровень загрязнения вод, млн. тонн |18,20 |18,10 |17,40 |16,20 |16,30
|16,20 |16,70 |16,80 |16,40 |15,90 |15,70 | |Уровень вторичного
использования отходов, % |2,30 |2,70 |2,20 |1,90 |1,90 |1,80 |1,80 |2,10
|1,90 |1,60 |1,70 | |Уровень использования природоохранного оборудования, %
|1,90 |1,90 |1,80 |1,80 |1,60 |1,70 |1,70 |2,10 |2,30 |2,40 |2,50 |
|Количество промышленных объектов не соответствующих экологическим нормам
РФ |1024,00 |1027,00 |991,00 |993,00 |987,00 |986,00 |992,00 |993,00
|994,00 |1012,00 |1017,0 | |Экономист. 2002. № 9. С. 20.
В таблице 9 даны обобщенные социально-экономические факторы,
оказывающие непосредственное воздействие на инвестиционный потенциал
предприятий отрасли, но находящиеся вне сферы влияния.
Далее рассмотрены финансово-экономические показатели ведущих
предприятий отрасли за 2001 год (См. Приложение I. таблица 1.) Предприятия
проранжированы по объему реализации продукции.
В дальнейшем мною были отобраны 10 ведущих предприятий отрасли по
данному показателю, на основе которых были выполнены все дальнейшие
расчеты.
Были выбраны 8 показателей, по которым имеются статистические данные
по всем предприятиям выборки, и которые, на мой взгляд, определяют их
инвестиционный потенциал.
2. Оценка инвестиционного потенциала предприятий отрасли
Для расчета рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий
цветной металлургии были выбраны следующие показатели:
Относительная рентабельность (R) – отношение рентабельности по
реализованной продукции (Rпр) к рентабельности по произведенной (Rпп). Чем
выше этот показатель, тем меньше у предприятий проблем со сбытом.
Износ основных фондов (И). Чем выше данный показатель, тем сильнее
предприятию требуются инвестиции на замену изношенного оборудования.
Темп роста цен (Jц) – отношение цены текущего периода (Цпт) к цене
предыдущего периода (Цпп). При прочих равных условиях, чем выше индекс цен,
тем выше спрос на продукцию отрасли.
Уровень зарплаты (ЗП). Чем выше показатель, тем больше у предприятия
возможностей привлекать квалифицированную рабочую силу.
Нетто задолженностей (N) – отношение просроченных кредиторской (КЗ) и
дебиторской задолженности (ДЗ). Этот показатель отражает потенциальную
кредитоспособность предприятия.
Темп спада (Jс) – отношение произведенной продукции в 2001 году (Qпп2001) к
уровню 1990 года (Qпп1990).
Экспортоспособность (ЭС) – доля экспорта (Э) в произведенной продукции
(Qпп).
Уровень загруженности (УЗ) – отношение объёма произведенной продукции (Qпп)
к полной мощности оборудования (М). Индекс позволяет оценить способность
предприятия в короткие сроки нарастить выпуск продукции при благоприятной
конъюнктуре.
Вышеперечисленные показатели были рассчитаны для 10 ведущих
предприятий отрасли по объему выпущенной продукции. В дальнейшем, они были
сравнены с соответствующими средними показателями для отрасли за последние
11 лет ([pic],[pic][pic][pic],[pic],[pic],[pic],[pic]), по которым у
исследователя имеются данные. В результате чего, был составлен рейтинг
инвестиционной привлекательности предприятий цветной металлургии. Далее
представлены результаты расчетов согласно вышеизложенной методике. (См.
Приложение I. таблицы №2 и 3.)
В таблице 2 Приложения I. рассчитаны среднеотраслевые значения
выбранных показателей, и соответствующие им значения показателей 10 ведущих
предприятий отрасли.
В таблице 3 Приложения I. предприятия проранжированы по инвестиционной
привлекательности.
Методика составления рейтинга:
Соответствующий показатель предприятия относился к среднеотраслевому.
Результаты данной операции складывались, причем, в зависимости от
экономического смысла, брались прямые или обратные величины. Таким образом
получалась величина А.
[pic]
Предприятие, имеющее наивысшую величину А, получало рейтинг 1. Предприятие,
имеющее наименьшую А, получало рейтинг 10 и т.д. в порядке возрастания.
Обращает на себя внимание тот факт, что инвестиционная
привлекательность предприятия сильно коррелирует с уровнем его
экспортоспособности и уровнем заработной платы сотрудников. Причины этого
легко объяснимы. Зарубежные партнеры, как правило, платят больше, и у них,
что гораздо важнее, строже платежная дисциплина. Такой же строгой
корреляции показателя износа основных фондов не наблюдается, однако
предприятия, находящиеся в верхней части рейтинга, имеют данный показатель
близкий к среднеотраслевому.
Гораздо труднее объяснить отсутствие какой-либо статистически значимой
связи между показателем относительной рентабельности и итоговым рейтингом.
По мнению исследователя, разгадка может лежать в несовершенстве Российской
бухгалтерской системы, искажающей реальные результаты финансово-
хозяйственной деятельности предприятий.
3. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий
Цветная металлургия, как и большинство промышленных предприятий РФ,
переживает не лучшие времена. Угрожающий износ основных фондов, старение
кадров, отсутствие адекватной системы управления – это лишь немногие из тех
факторов, которые мешают инвестиционному процессу в России.
Может ли государство что-то сделать в сложившейся ситуации? Не может,
а просто обязано. На мой взгляд, первоочередными мерами по повышению
инвестиционной привлекательности промышленного комплекса являются:
обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с
муниципальными и региональными организациями по делегированию им
ответственности, в том числе в области зонального планирования;
создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов,
установление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование и
др.);
определение форм ответственности местных органов за реализацию проекта и
возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального
земельного планирования и др.);
обеспечение связи с общественностью через средства массовой информации для
широкой демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения общественных
организаций и населения к участию в принятии решения о целесообразности его
реализации.
Кроме того, необходима прямая поддержка государством уровня и
интенсивности инвестиционных процессов в экономике, прямая кредитная
поддержка отраслей и сфер экономики, структурная перестройка которых
признана в качестве национальных приоритетов.
Необходимо разработать несколько крупных проектов стимулирования
ускорения развития экономики, прежде всего за счёт увеличения деловой
активности в её общественном секторе. Основой практической реализации этих
проектов должны являться денежные средства, выделяемые на государственные и
муниципальные капвложения.
При этом критериями такой централизованной и прямой поддержки являются
ориентация проектов на стимулирование расширения внутреннего спроса,
содействие структурным реформам в национальной экономике, стимулирование
целевого импорта и иностранных инвестиций в экономику, а также развития
перспективных технологий производств, вложение средств, в которые на первом
этапе несут высокую степень риска для финансовых институтов.
Необходимо повысить роль и ответственность регионов в принятии и
реализации инвестиционных решений. Правительство должно проводить более
активную региональную инвестиционную политику, включая поддержку развития
малоосвоенных и депрессивных регионов. При этом центр тяжести этой политики
перемещается на уровень местных органов власти. Цель региональной
инвестиционной политики – с помощью различных льгот привлечь внимание
крупных корпораций и других частных предпринимателей к данной территории.
Правительству необходимо оказывать содействие фирмам, ведущим
строительство в регионе, в правовой защите, использовании налоговых льгот и
льготных тарифов на транспорт и энергию.
Одним из важных источников финансирования строительства на
региональном уровне является выпуск муниципальных облигаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|