Дания
неотъемлемой частью посещения страны.
САМЫЕ-САМЫЕ
Самая длинная пешеходная улица мира - Строгет (1,8 км.).
Королевская библиотека в Копенгагене - самая старая в Скандинавии (1673
г.).
Самый старый в мире парк развлечений - Дюрехауспакен (Баккен), расположен в
10 км. от Копенгагена.
Самый старый город в Скандинавии - Рибе, крупный рыночный центр существовал
на этом месте уже в 700 г. до н. э.
ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ
В ресторанах и такси оплата услуг обычно включена в счет. Если этого не
сделано, чаевые оставляют из расчета 10%. В ресторанах принято заказывать
столик заранее.
Напряжение в сети 220 В., 50 Гц. Розетки стандартного квропейского типа с
заземлением. Компания DSB (Датские Государственные Железные Дороги)
охватывает всю стану плотной сетью дорог. Поезда современные, очень удобные
и следуют точно по расписанию. Для поездов дальнего следования необходимо
резервировать билеты заранее на центральном вокзале или в кассах ж\д
станций, а также через туристических агентов. Во всех городах Дании
действуют автобусы (в Копенгагене есть также метро), работающие с 5.00 (по
воскресеньям - с 6.00) до 24.00. Существуют также ночные автобусы
("Natbusserne"), которые ходят с интервалом в полчаса с 1.00 до 4.30. Для
проезда в метро и автобусах используются одни и те же билеты. Они
приобретаются при входе и компостируются в автоматах при входе в автобус
(иногда плата за проезд передается непосредственно шоферу) или на станциях
метро. Билет действителен в течение часа независимо от количества пересадок
и видов транспорта.
Копенгаген разделяется на 3 транспортные зоны, начиная с 3-й зоны за билет
необходимо доплачивать. Билет стоимостью 10 крон действителен в течение 1
часа для поездок в пределах одной зоны, билет за 75 крон ("rabatkort")
действителен на 10 поездок. Карточка "Копенгаген Кард" (можно приобрести в
туристических бюро "Юз ит") предоставляет право на неограниченное число
поездок в общественном транспорте в течение определенного срока (карта на
24 часа - 140 крон, на 48 часов - 230 крон, на 72 часа - 295 крон), а также
свободный доступ в более чем 40 музеев столицы и других городов острова
Зеландия и 30% скидки на паром в Швецию. Для детей стоимость карты дешевле
на 50%. Такси распространены повсеместно, его можно остановить прямо на
улице или взять на специальных стоянках. Свободное такси можно определить
по знаку "FRI" в окне. При посадке оплачивается 15 крон, за километр
пробега - от 8 до 10 крон. Арендовать машину можно на месте или
забронировать через туристическую компанию заранее, при условии достижения
20 лет и наличия кредитной карты. Стоимость проката зависит от типа машины
и срока проката, бензин и страховка оплачиваются отдельно. Рекомендуется
бронировать прокат автомобиля на уикенд, в праздничные дни и во время
сезона отпусков (с мая по август). Максимально дорустимая скорость в черте
города - 50 км/ч, на автострадах - 110 км/ч, на других дорогах - до 80
км/ч. Особое внимание следует обращать на велосипедистов (правая полоса) -
по местным правилам они имеют преимущество на дороге. Во время поездки
всегда должны гореть габаритные огни! Использование ремней безопасности для
всех пассажиров автомобиля обязательно. Все водители обязаны иметь в машине
знак аварийной остановки. В городах и в районе паромных переправ постоянный
дефицит мест для парковки. Сама парковка оплачивается с помощью автоматов,
принимающих мелкие монеты в зависимости от срока стоянки. Большинство
автозаправок открыты семь дней в неделю с 08.00 до 22.00 часов. На многих
из них есть автоматические колонки, которые принимают в качестве оплаты
бумажные банкноты и открыты 24 часа. Хорошо развита сеть велосипедных дорог
(проложено десять дорог национального значения общей протяженностью более
3,3 тыс. км.) и местные велосипедные трассы, проходящие обычно по
живописным местам. Качество велосипедных дорог прекрасное. Велосипеды можно
провозить на паромах, в поездах и на автобусах (требуется разрешение
водителя). Арендовать велосипед можно практически везде, стоимость
колеблется в пределах 40 - 45 крон в день или 135 - 280 крон в неделю
(залог - 100 - 200 крон.
9. ТРАНСПОРТ
Транспортная промышленность Дании традиционно считается одной из важнейших
отраслей экономики и является третьей по объему экспорта в стране. Она
остается значительным источником поступлений иностранной валюты (около 90%
поступлений).Морской транспорт. На его долю приходится примерно 75% всех
внешнеторговых перевозок.
Торговый флот под датским флагом сегодня включает в себя более 1656 судов
общим тоннажем 5,9 млн. тонн, из которых половина занята в линейном, около
20% в трамповом судоходстве, треть используется для перевозки танкерных
грузов. Датчане покрывают 5% мирового рынка грузоперевозок. Активность
торгового флота Дании концентрируется преимущественно на международных
линиях. Внутренние перевозки занимают только 10% товарооборота судоходных
компаний. Транспортировка грузов в Европе - составляет 25% оборота.
Крупнейшим рынком морских перевозок для Дании является североамериканский
континент. На его долю приходится 50% всего товарооборота датского флота.
Внутри стран Северной Европы датчане выполняют только 5% морских перевозок.
В Россию датские судоходные компании в 1997 г. перевезли около 360 тыс.
тонн грузов. Датские судовладельцы управляют одним их самых современных
флотов со средним возрастом судов менее 8 лет, что почти в два раза ниже
среднего возраста мирового торгового флота. В 1997 году чистый доход от
эксплуатации торгового флота, который, главным образом, используется для
перевозки внешнеторговых грузов, составил 8 млрд. долларов. В торговом
флоте занято 20 тыс. человек.
В Дании более 300 судоходных компаний, крупнейшими из которых владеют
концерны "А. П. Мюллер" и "Лауритцен". Первому принадлежит ведущее место в
мире по перевозкам стандартных 20-футовых контейнеров. Если в 1990 году эта
компания уже владела двумя крупнейшими в мире контейнеровозами "Зеландия" и
"Ютландия", способных одновременно перевозить по 3600 стандартных 20-
футовых контейнеров каждый, то в 1996 году "А. П. Мюллер" получил первый из
12 заказанных гигантских судов-контейнеровозов, каждое из которых способно
перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что делает такие
суда самыми большими в мире на сегодняшний день.
В 1997 году через 48 датских портов прошло грузов общим тоннажем 80 млн.
тонн. Грузоперевозки в Россию обслуживаются в основном судоходной компанией
"ДФДС Транспорт" и фирмой "Контейнершипс". Основными портами, используемыми
датчанами являются прибалтийские терминалы, Хельсинки, С-Петербург и
Калининград. Порты Балтии и Финляндии пользуются у грузоотправителей в
Россию большим предпочтением по сравнению с российскими портами. Датчане
связывают это с плохой работой таможенных постов на российских морских
терминалах, сложностью использования процедуры TIR, а также низкой
скоростью грузопереработки в российских портах.
Железнодорожный транспорт сосредоточен главным образом, в ведении
государственной компании Датских национальных железных дорог (ДСБ).Кроме
того, в Дании существует 13 мелких железных дорог, осуществляющих перевозки
на острове Зеландия. Общая длина датских железных дорог составляет более 3
тыс. км, в том числе 2344 км дорог электрифицированы. К 2000 году
планируется полностью электрифицировать всю железнодорожную сеть. Ежегодно
железнодорожным транспортом перевозится примерно 150 млн. пассажиров и
более 9 млн. тонн грузов, в т. ч. около 65% внешнеторговых грузов. Около
20% пассажиропотока приходится на этот вид транспорта.
ДСБ принадлежат не только железные дороги, но и 283 станции, а также
подвижной состав, который включает примерно 200 магистральных и более 200
маневровых электрических и дизельных локомотивов, более чем 6,5 тыс.
вагонов различных типов. Кроме того ДСБ эксплуатирует порядка 30 крупных
паромов, осуществляющих переправу на 304 паромных линиях. Ежедневно
паромами ДСБ осуществляется более 275 отходов-заходов. 600 автобусов ДСБ
обслуживают 7373 км автобусных маршрутов между станциями на различных
линиях.
В 1996 г. на ДСБ работало более 15,5 тыс. человек, прибыль составила 7,3
млн. крон, из них 2,6 млн. крон приходилось на пассажирские перевозки и 1
млн. крон на грузовые.
Автомобильный транспорт имеет важное значение для грузопассажирских
перевозок внутри страны. Ежегодно автотранспортом осуществляются более 75%
всех внутренних грузовых перевозок и более 90% пассажирских перевозок, а
также приблизительно 8% внешнеторговых перевозок грузов.
В настоящее время большинство сухопутных транспортных потоков (как
автомобильных, так и железнодорожных) идущих из Центральной и Западной
Европы в Швецию, Норвегию и Финляндию, а также в обратном направлении,
сходятся к датским проливам. На берегах проливов Эресунн и Большой Бельт
многочисленные машины, автобусы и вагоны должны загружаться на паромы,
чтобы достигнуть противоположного берега. Поэтому через эти проливы -
Эресунн, разделяющий Данию и Швецию, и Большой Бельт, который пролегает
между датскими островами Зеландия и Фюн, полным ходом идет возведение
мостовых и туннельных переправ. Этим транспортным артериям уделяется
большое внимание со стороны Европейского Союза, так как вместе они должны
завершить объединение в единое целое автомобильной и железнодорожной сети
на континенте. Эти переправы развяжут пробки, движение станет бесперебойным
и скоростным.
Транспортным путем через Финляндию, Швецию, Данию все активнее пользуются
российские экспортеры и импортеры, поэтому Россия тоже получит выгоду от
ускорения перевозок в этом направлении.
Общая длина переправы через Эресунн составит 16 км. и будет готова в 2000
году. Она сооружается между крупным городом юга Швеции Мальмё и датской
столицей Копенгаген на основе межправительственного соглашения между Данией
и Швецией. Строители Большого Бельта должны были ввести в строй переправу
между островом Зеландия и островом Фюн 15 июня 1998 года. Общая длина
переправы составит 18 км.
Затраты на возведение обеих переправ оцениваются более чем в 10 млрд.
долларов. Эти расходы в будущем должны себя окупить не только за счет
взимания платы за проезда по мостам. Швеция и Дания надеются крупно
выиграть в результате того, что регион Мальмё -Копенгаген, соединенный
скоростными трассами, получит мощный стимул для дальнейшего экономического
развития.
По оценкам экономистов по мосту между Мальмё и Копенгагеном после ввода его
в эксплуатациюбудет проезжать 10 тыс. транспортных средств всутки. В
дальнейшем транспортные потоки могут увеличиться до 30-40 тыс.
Кроме того, в соответствии с договором между правительствами Дании и
Германии начаты проекты по технико-экономическому обоснованию строительства
переправы между двумя странами через пролив Фехмерн.
Воздушный транспорт. Центральное место здесь занимает авиакомпания SAS
("Скандинэвиэн Эрлайнз Систем") - совместное государственно-частное
предприятие с участием Швеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все
внешние авиаперевозки, в то время как её датское отделение "Данэйр"
занимается перевозками внутри страны. Ежегодно авиакомпанией SAS
перевозится более 13 млн. пассажиров, в том числе отделением "Данэйр" на
внутренних линиях Дании около 2,5 млн. пассажиров.
Помимо SAS и "Данэйр" в Дании имеется крупнейшая в мире чартерная
авиакомпания "Стерлинг Эйруэйз" и около 10 мелких авиакомпаний,
осуществляющих полеты внутри страны и на короткие расстояния за границу
(восток Швеции, юго-восток Англии и север Германии).
SAS предпринимает все необходимые меры для выживания в конкурентной борьбе,
которая по расчетам экспертов приведет к тому, что к 2000 году в Западной
Европе сохранится только 5 сильнейших авиакомпаний. SAS имеет тесные
контакты с авиакомпаниями "Тексас Эйр" (США), "Суиссэйр" (Швейцария),
"Финнэйр" (Финляндия) "Лан-Чиле" (Чили), "Тай" (Таиланд) и "Ана-Олл-Ниппон
Эйлайнз" (Япония) и обменялась с ними акциями с тем, чтобы успешнее
противостоять конкуренции со стороны более мощных западноевропейских
компаний.
В Дании имеется 34 аэропорта, способных принимать современные реактивные
лайнеры. Крупнейший из них Копенгагенский аэропорт "Каструп" (15 млн.
обслуживаемых пассажиров в год, включая транзитных) занимает пятое место в
Западной Европе. В аэропорту ведутся работы по его расширению с тем, чтобы
довести пропускную способность к 2000 году до 20 млн. человек.
Трубопроводный транспорт приобрел важное значение с началом разработки
(середина 80-х годов) нефтяных и газовых месторождений в датском секторе
Северного моря.
В настоящее время в стране имеется необходимая сеть газо- и нефтепроводов.
В эксплуатации государственной компании трубопроводного транспорта "Данск
Олиерер", входящей в концерн "Донг", имеется 200 км. подводных и 110 км.
сухопутных нефтепроводов, а также 200 км. подводных и 760 км. сухопутных
магистральных газопроводов. Газораспределительная трубопроводная сеть
страны имет протяженность более 14 тыс. км.
Дания является одной из немногих стран, которые занимаются морским
судостроением. В 1997 году в датских доках сошло на воду 16 судов различных
классов общим водоизмещением 414 тыс. тонн и грузоподъемностью 375 тыс.
тонн, что соответствует 2% мирового рынка строительства судов.
Высокие производственные издержки затрудняют привлечение иностранных
заказчиков. В условиях обострившейся конкуренции на мировом рынке
судостроения основными заказчиками для датских судоверфей в настоящее время
являются датские судоходные компании.
На датских верфях осуществляется строительство морских стандартных судов, а
именно универсальных грузовых контейнеровозов, танкеров для перевозки
химических грузов с нержавеющими грузовыми цистернами и двойными корпусами.
Осуществляются экспериментальные работы по строительству специализированных
судов - цементовозы, пассажирские и автомобильные паромы, транспортные суда
и буксиры.
В течение последних лет отмечается постоянное уменьшение портфеля заказов
датских судостроителей. Так, если в 1993 году он составлял 51 судно с
дедвейтом почти 3000 тыс. тонн и грузоподъемностью около 1800 тыс. тонн, то
в 1997 году датские компании выполняли заказы на строительство 28 судов с
дедвейтом 1043 тыс. тонн и грузоподъемностью 867 тыс. тонн., из них новые
контракты были только на 9 судов.
Проблемы в судостроении, затрагивающие и субподрядные компании, традиционно
поставляющие комплектующие для этой отрасли промышленности, датские фирмы
стремятся преодолеть путем расширения услуг по ремонту судов и
диверсификацией производства. В 1996 году оборот верфей только на ремонт
вырос почти в два раза и составил около 900 млн. крон. Выполнение заказов,
не связанных напрямую с судостроением, выросло почти до 4 млрд. крон и
составило 30% от всего оборота промышленности.
Общий товарооборот судостроителей в 1996 году составил более 11 млрд. крон,
что равно 3% от всего оборота датской промышленности. Надо отметить, что по
этому показателю судостроители приблизились к цифрам самого лучшего года
(1991) в их истории. Годовые инвестиции судостроительных компаний в свое
производство уже на протяжении пяти лет остаются постоянными и составляют
250-270 млн. крон. Дания придерживается правил ЕС, исключающих
субсидирование судостроительной промышленности. Тем не менее, идет скрытая
поддержка отечественных судостроителей путем выдачи заказов на ремонт и
реконструкцию боевых кораблей ВМС страны с выделением на эти цели
дополнительных финансовых средств из бюджета.
Судоверфь "Оденсе Сталскибсверфь" в г. Оденсе - самая большая в Дании, и
участвует в программах Европейского Союза "Эсприт". Эти программы
объединяют европейские компании и научно-исследовательские институты для
совместной деятельности в развитии новой технологии и совершенствовании
судостроительной отрасли.
Применение такой стратегии было решающим фактором для верфи. За последние 5
лет производительность увеличилась более чем на 20% и продолжает расти. На
судовефи сейчас работают около 2600 человек, оборот - 2,9 млрд. крон. В
1997 году верфь спустила на воду 3 судна общим водоизмещением 274,5 тыс.
тонн и грузоподъемностью 255 тыс. тонн. На верфи строятся контейнеровозы,
которые могут перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что
делает такие суда самыми большими в мире на сегодняшний день.
Судоверфь "Данъярд" объединяет всю судостроительную деятельность датского
концерна "Лауритцен". В свое время эта судоверфь поставила серию
современных рефрижераторных судов в СССР, а в 1989-90гг. поставляла
рыбоохранные суда с вертолетом на борту для Министерства рыбного хозяйства
СССР. "Данъярд" совместно с рядом российских пароходств участвовала также в
проектах по модернизации рыболовецких судов в России. Кроме того, в
современных доках и высокопроизводительных ремонтных мастерских верфи
"Данъярд" производится текущий ремонт и техобслуживание всех видов судов.
Верфь "Данъярд" во Фредериксхавне на Ютландии имеет 2000 служащих и ее
оборот составил в 1996 году 1,2 млрд. крон.
В 1997 году верфь поставила 3 судна грузоподъемностью 64,5 тыс. тонн и
имеет заказы на строительство еще 4 судов дедвейтом 148 тыс. тонн. В
настоящее время "Даньярд" находится в сложном финансовом положении.
"Лауритцен" выставил на продажу это отделение концерна.
Особо следует выделить судостроительную верфь "Орхус Флюэдок", которая
заключила контракт на 770 млн. крон с российской организацией
"Дальморепродукт" на строительство 7 кораблей. При этом 20% суммы
выплачивает российская сторона в качестве предоплаты, а остальные 80%
должны кредитоваться "Датским судовым кредитным фондом" под гарантии
возврата кредита от Центрального банка России. Два судна уже передано
заказчику.
Судоверфь "Орхус Флюэдок" (численность персонала - 700 чел., годовой оборот
- 700 млн. крон) располагает самым современным оборудованием для ремонта и
строительства морских кораблей и имеет возможность выполнять заказы по
следующим направлениям: строительство серийных грузовых кораблей;
строительство морских лайнеров; перепрофилирование существующих судов,
модернизация с целью увеличения их потенциальных возможностей; ремонт
кораблей различных типов.
В 1997 году компания построила 5 судов с общим дедвейтом 18,5 тыс. тонн.
Портфель заказов верфи содержит еще 8 судов дедвейтом 48 тыс. тонн.
Судоверфь "Ерсков" в Фредериксхавне также заключила контракт с российской
компанией "Севрыба" (Мурманск) на поставку четырех рыболовецких траулеров.
Сумма контракта составляет 450 млн. крон. Первый корабль был сдан ноябре
1997 года.
"Ерсков" образована в 1958 году и представляет собой акционерное общество с
уставным капиталом в 15 млн. крон. Оборот верфи - 1 млрд. крон, количество
занятых - 770 человек. Судоверфь специализируется в выпуске различных судов
пассажирского класса, танкеров и сухогрузов. В 1997 году компания поставила
2 судна грузоподъемностью 30 тыс. тонн. В портфель заказов входит
строительство еще 7 судов грузоподъемностью 13,9 тыс. тонн, в т. ч. малого
парома стоимостью 20 млн. крон.
Оценивая судостроительную отрасль Дании можно отметить, что в целом она не
потеряла своей конкурентоспособности на мировом рынке. В портфеле заказов
датских корабелов находится 10 танкеров и 8 судов для перевозки химических
грузов, а также 5 рыболовецких траулеров. Это свидетельствует, что даже в
условиях жесткой конкурентной борьбы датчане, благодаря своей высокой
квалификации, продолжают играть заметную роль на судостроительном рынке и
вызывают интерес зарубежных предпринимателей к инвестированию.
Длина железных дорог в 1995 - 1998 гг. (в км.)
| |
|1994 |
|1995 |
|1996 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|