рефераты скачать

МЕНЮ


Военные суды РФ

внутренних дел» и «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых

Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами».

Этими нормативными актами на Военную коллегию возлагалась обязанность по

рассмотрению дел об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах,

иных видах диверсий и подобных им.

Происходило это в сложную историческую эпоху, когда внутриполитическая

обстановка, общественное мнение в стране формировались идеологическими

установками об усилении классовой борьбы, требовавшими решительной, жесткой

борьбы с противниками социалистического строя. В ту пору деятельность всей

государственной машины, в том числе и правоохранительных органов, была

направлена на борьбу с контрреволюционными деяниями и военно-судебная

система не могла находиться от них в стороне. Так, например, Военной

коллегией были рассмотрены: в 1936 году - уголовное дело «троцкистско-

зиновьевского террористического центра»; в марте 1938 г. - дело

«антисоветского правотроцкистского» блока по обвинению Н. И. Бухарина, А.

И. Рыкова, Г. Г. Ягоды и др.[4]

Бывший член Военной коллегии Никифоровский В. И. так характеризовал тот

период: «Мы судили контрреволюционеров на основании совести и

правосознания, во что крепко до самозабвения верили».

В 20 - 50-е годы вопросы судопроизводства во многом определялись не

только законодательно, но и постановлениями Пленума Верховного Суда СССР, а

также решениями органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и

др.), которые принимались, порой исходя из политических интересов. Это

позволяло административным учреждениям влиять на деятельность судов и, в

частности, военных трибуналов, включая Военную коллегию.

Сказанное не означает, что военные трибуналы во всех случаях шли на

поводу у обвинительных органов. Они не мирились с нарушениями законности

следственным аппаратом НКВД, принимали принципиальные решения об оправдании

подсудимых или возвращении дел для дополнительного расследования в случаях

недостаточности или сомнительности доказательств. Для многих такая

принципиальность имела серьезные, часто трагические последствия. Жертвами

репрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х.

Данишевский, В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и многие другие

работники. Во время Великой Отечественной войны компетенция военных

трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась, что

непосредственно отразилось и на деятельности Военной коллегии. Указом

Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении»

устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами

уголовных дел в, местностях, объявленных на военном положении, все дела о

преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и

государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных

трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в

местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или

отменены, лишь в порядке судебного надзора.

Не всем, быть может, известно, что в связи с объявлением в г. Москве

осадного положения Государственный Комитет Обороны постановлением от 20

октября 1941 г. все гражданские суды (как и органы прокуратуры) столицы

были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Характерная особенность работы военных трибуналов в годы войны -

быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на

борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными

преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасные преступления,

широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения

приговора с направлением в действующую армию.

После окончания Великой Отечественной войны Военная коллегия продолжала

рассматривать дела в отношении военных преступников. Так в январе 1947 г.

был вынесен обвинительный приговор в отношении атамана Краснова, генералов

белой армии Шкуро, Краснова и Доманова, командира «дикой дивизии» князя

Султан-Гирея Клыча, а также генерала германской армии эсэсовца фон Панвиц

Гельмута.

Следуя объективности, надо отметить, что в послевоенный период, при

жизни И. В. Сталина, Военная коллегия наряду со всей судебной системой

также продолжала выполнять политическую репрессивную функцию по борьбе с

«врагами народа». В сентябре 1950 г. члены Военной коллегии рассмотрели так

называемое «ленинградское дело» по обвинению в контрреволюционной

деятельности члена политбюро ЦК КПСС, председателя Госплана СССР Н.А.

Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А. Кузнецова, первого секретаря

Ленинградского обкома партии П.С. Попкова, бывшего председателя Совета

Министров РСФСР М.И. Родионова и других партийных и советских работников; в

1953 году - дело по обвинению в террористической деятельности врачей -

академиков М.С. Вовси, В.Н. Виноградова и др., которые якобы умышленно

умертвили путем неправильного лечения А.А. Жданова, А.С. Щербакова,

старались вывести из строя маршалов А.М. Василевского, Л.А. Говорова, И.С.

Конева и др.

В последующем судебные постановления по этим делам были отменены, а

осужденные реабилитированы. Причем в процессе реабилитации также активно

участвовала и продолжает участвовать Военная коллегия.

Принципиальные изменения произошли по окончании периода культа личности

Сталина, когда в 1953 г. в стране начался процесс переосмысления

идеологических установок, постепенного восстановления законности и

исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. В декабре 1954 г.

Военная коллегия рассмотрела дело по обвинению бывших министра

госбезопасности СССР Абакумова В.С., начальника следственной части по особо

важным делам МГБ СССР Леонова А.Г. и ряда других сотрудников МГБ СССР,

признанных виновными, в частности, в фабрикации «ленинградского дела».

С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г.

нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция

военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов

общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с

посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.

Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела

о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала)

либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме

того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой

инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. о Верховном Суде СССР

1979 г. и на последующий период закрепил полномочия Военной коллегии на

рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел исключительной важности,

подсудных военным трибуналам, а также дел о преступлениях военнослужащих,

имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от

командира соединения и выше и им равные. Одновременно за Военной коллегией

остались функции надзора за деятельностью военных трибуналов.

В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 г. компетенция

Военной коллегии оставались в прежней формулировке, которая и

просуществовала вплоть до принятия в 1999 году Федерального

конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».

Этот краткий исторический экскурс позволяет заметить, что военные суды

и Военная коллегия в предшествующие периоды были органами уголовного

судопроизводства и предназначались для рассмотрения дел в отношении

преимущественно военнослужащих, либо дел, по которым затрагивались интересы

обороны и безопасности государства.

Военные трибуналы в советский период отечественной истории

рассматривались в качестве одного из правоохранительных органов страны. При

осуществлении правосудия они были призваны «вести борьбу с посягательствами

на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил,

воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы» (ст. 2

Положения о военных трибуналах 1980 г.) Военная коллегия, как звено системы

военных трибуналов, также выполняла эти социально значимые функции. Лишь в

местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общие

суды, военные трибуналы рассматривали гражданские дела. В соответствии с

прежней редакцией ст. 116 ГПК РСФСР и ст. 20 Положения о военных трибуналах

Военная коллегия вправе была изъять любое гражданское дело из любого

военного трибунала и принять к своему производству.

Одновременно Военная коллегия являлась кассационной и надзорной

инстанцией по уголовным делам, рассматривавшимися нижестоящими военными

трибуналами, она занималась обобщением судебной практики военных

трибуналов, проводила проверки их деятельности и давала методические

рекомендации судьям, участвовала в решении кадровых вопросов.

С учетом этой специфики организовывалось комплектование и материально-

техническое обеспечение военных трибуналов и Военной коллегии. Так,

установление структуры и штатов военных трибуналов находилось в совместном

ведении Министерства юстиции и Министерства обороны; личный состав военных

трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил

и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских

частей и учреждений Министерства обороны. Через соответствующие органы

этого Министерства осуществлялось также материально-техническое снабжение

военных трибуналов, их финансирование, обеспечение транспортом, средствами

связи и др.

В то же время указанная специфика обеспечивала комплектование военных

трибуналов и Военной коллегии в 70-90 годах квалифицированными офицерскими

кадрами, отличавшимися высокой дисциплинированностью, ответственностью и

оперативностью в работе. На должности судей Военной коллегии подбирались

кандидаты только из числа лучших офицеров и генералов, которые имели

большой опыт судебной работы и прошли в военных трибуналах все должностные

ступени. Как правило, это были председатели военных трибуналов округов

(флотов). На должности работников аппарата Военной коллегии назначались

судьи военных трибуналов, имеющие опыт работы в судах второй инстанции.

Судебные решения по уголовным делам, принимаемые Военной коллегией,

соответствовали букве и духу закона, а качество их изложения нередко

характеризовалось как образцовое. Об оценке качественного состава

работников Военной коллегии в последние годы советского периода

свидетельствуют факты их привлечения к участию в рассмотрении наиболее

сложных и значимых дел, находившихся в производстве Верховного Суда СССР.

В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в

1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов и Военной

коллегии.

В.М. Лебедев, являвшийся в то время Председателем Верховного Суда

РСФСР, работая над проектом судебной реформы, предложил сохранить военно-

судебные органы в России как составную часть судебной системы нового

государства.

С учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей

полноты власти на своей территории, по предложению Верховного Суда

постановлениями Президиума Верховного Совета 28 декабря 1991 г. «О военно-

судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13 января 1992

г. «О военных трибуналах» Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и

военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России были включены в

судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия

работает в составе Верховного Суда Российской Федерации

21 апреля 1992 г. очередной Съезд народных депутатов России по

предложению Верховного Суда РФ внес дополнения в Конституцию РСФСР (ст.163

и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации,

вернув им прежнее, дореволюционное название «военные суды».

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где

по иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее

осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных

судов, который привел к их коренному преобразованию.

Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии

Военной коллегии, Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной

защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного

управления и воинских должностных лиц» от 18 ноября 1992 г. № 14 и нормы

Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан», предоставляющей военнослужащим право

обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного

управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.

С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского

судопроизводства такие жалобы военнослужащих. Их количество из года в год

возрастало в геометрической прогрессии. Так, в 1993 г. военными судами

рассмотрено всего лишь 3000 гражданских дел, в 1994 г. их стало уже 13501,

а в 2001 году - 211888. Военная коллегия соответственно стала выполнять

функцию надзорной инстанции по этим делам.

23 октября 1996 г. принят Федеральный конституционный закон «О судебной

системе Российской Федерации». В соответствии с его положениями в России

формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным

Федеральным конституционным законом, не допускается.

3. Федеральный конституционный закон "О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

от 29 июня 1999 года.

Основные положения организации работы военных судов РФ.

29 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный

конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". С его

принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно -

судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и

независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов

военного управления) судов, способных быть гарантом законности и

справедливости в таких важнейших государственных структурах, как

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования

и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом

предусмотрена военная служба.

Вступивший в силу Закон устанавливает полномочия, порядок образования и

деятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22

Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной

системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования,

предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются

новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей

юрисдикции.

Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего,

подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства

судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не

образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а

наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью

входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным

Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по

территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь

федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они

руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же

процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть

обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный

Суд РФ. Особенностью военных судов является то, что они осуществляют

правосудие в специфических армейских условиях.

Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно

которой военные суды входят в судебную систему Российской Федерации,

являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную

власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и

федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом

предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному

принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил

РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды

располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды

создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может

быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно

переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность

судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Такие принципы

организации военных судов в России сильно отличаются от существующих,

например, в США принципов организации и деятельности военных судов,

согласно которым они в этой стране образуют отдельную систему и по многим

вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военному

ведомству.

В нашем же новом Законе, напротив, усилены гарантии независимости судей

военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные

суды выведены из состава Вооруженных Сил, куда ранее они организационно

входили.

Кроме того, существенно изменен порядок материально - технического

обеспечения военных судов, которое до принятия Закона целиком было

возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были

участниками судебных разбирательств в военных судах.

На Вооруженные Силы осталось возложено обеспечение военных судов, в

основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь,

транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных

помещений.

Наряду с укреплением в системе военных судов общих для всех судов

принципов осуществления правосудия в новом Законе подробно освещены

специфические моменты организации и деятельности военных судов,

обусловленные их работой в войсках.

Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых

действуют Вооруженные Силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к

войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке,

экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и

часть работников их аппаратов находятся на военной службе и имеют воинское

звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием

военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и

33).

В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных

требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда,

наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является

наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной

службы.

Но поскольку военные суды исключены из состава Вооруженных Сил,

вводится институт прикомандирования судей и работников аппаратов из числа

военнослужащих к военным судам, аналогичный прикомандированию

военнослужащих к другим федеральным органам государственной власти. Это

даст им возможность проходить службу в судах и позволит полностью вывести

из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо

зависимость от воинских должностных лиц.

Система организации и комплектования военных судов РФ.

В новом Законе установлена система военных судов, которая состоит из

окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов. Кроме того,

впервые на законодательном уровне определено, что в случаях,

предусмотренных международными договорами, допускается создание военных

судов за границей, если там дислоцируются российские воинские формирования,

по месту их дислокации.

В соответствии со ст. 21 Закона гарнизонный военный суд образуется в

составе председателя, его заместителей, других судей и действует на

территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.