рефераты скачать

МЕНЮ


Военные суды РФ

Военные суды РФ

1. ВВЕДЕНИЕ.

В соответствии со ст. 1-2 Конституции РФ Россия является

демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и

защита прав и свобод человека - обязанность государства.

В понятие правовое государство включается признание права как

исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и

справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике

реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного

хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в

том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые

неотчуждаемы и принадлежат им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт

их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как

высшую ценность ( ст.2 ). Права и свободы человека и гражданина определяют

смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной

власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь

правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную

службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их

контролем.

Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и

каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы

любыми способами, не запрещёнными законами

( ст. 45 Конституции). Таким образом, Конституция устанавливает

государственную защиту (ст.7, 37-48, 52, 71,72, 114) и самозащиту (ст. 31,

33,35,36, 47-54) гражданских прав.

Построение правового государства предполагает попытку реального

усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и

существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные

вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая

рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей

страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов:

арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме

этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.

И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных

судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О

судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей

юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти,

а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью

входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным

Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по

территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь

федеральным законом.

2. История военных судов в России.

Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и

исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к

началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а

имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские

полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других

российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В

случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть

активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась

ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед

«приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых

судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов).

Поскольку в армии вся полнота власти, в том числе судебной,

принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых

соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые

действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Воеводский суд

и суды полковых судей по существу были прообразами в России военных судов.

Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время

«правильного, самостоятельного военного суда соответственно существовавшим

тогда в Европе юридическим понятиям» [1]

Таким образом, зарождение военных судов было обусловлено необходимостью

осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и

иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов

сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других

государственных органов и военной организации страны, под воздействием

общих детерминирующих исторических факторов.

Наиболее значимые изменения в системе военных судов произошли в годы

правления Петра I. Этот период истории ознаменован стремлением разделения

властей созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением,

выражаясь терминологией историков XIX века, «превосходных по тому времени»

специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

В указанных целях Петр I посылал за границу своих сподвижников А. Вейде

(в 1696-1698 г.), позднее - А. Меншикова и Б. Шереметева с задачей

подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

В результате в 1702 г. появилось Уложение Б. Шереметева, с которым он

уже вел боевые действия в Северной войне и обеспечивал необходимое

постоянное правосудие в действующей армии на началах, подобных разделению

властей. Есть все исторические основания полагать, что датой введения в

действие указанного нормативного акта («Уложение или право воинского

поведения генералов, средних и младших чинов и рядовых солдат») является 27

января 1702 г., что отмечалось еще 100 и более лет назад. [2]

У нас нет оснований сомневаться в добросовестности исследователей

истории военно-судебных учреждений XIX-XX века, связывающих время принятия

указанного Уложения именно с 27 января 1702 г. Вскоре после этой даты

появился указ Петра, запрещающий подчиненным именовать себя рабами, как это

сделал в подписи при утверждении названного Уложения по старому обычаю

Б.Шереметев. А на просьбу командующих «издать указ о наказуемости за

причинение войсками обид местным жителям» Петр отвечал, что «указу…

посылать не для чего, понеже войско все вам вручено с полным воинским

правилом, судом и указом, по которым вы должны чинить праведный суд…» [3]

Единство многих военно-юридических функций, осуществляемых одними и теми же

лицами (аудиторами), а также попытки распространить современное

представление о военной юстиции на события трехсотлетней давности объясняет

некоторые существующие исследовательские неточности.

В 1706 г. на базе немецкого военно-уголовного кодекса был напечатан

Краткий артикул А. Меншикова, в котором военно-судебный аспект был

представлен уже более отчетливо и полно.

В 1715-1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном

участии Петра I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в

деле становления российской государственности и армии, а также создания

новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов. В нем

содержалась специальная глава «О суде и судиях». Многие его нормы

применялись боле ста лет, а некоторые положения и формулировки Воинского

устава не потеряли своего значения и поныне.

Согласно названному уставу, были предусмотрены коллегиальные военные

суды трех видов:

- высший (генеральный) суд в составе председателя - фельдмаршала или

старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников.

Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных

высшими военными чинами или воинскими частями;

- низший (полковой) суд в составе председателя - полковника и шести

офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие

любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

- «скорорешительный суд» - для условий военного времени в случаях, не

терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела,

подсудные полковому суду.

Руководство учрежденными Петром I военными и военно-морскими судами

первоначально осуществляли главные военно-административные органы - Военная

(Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные

подразделения (палаты, части), которые в последующем неоднократно

переименовывались (Аудиторский Департамент, Генерал-Аудиториат, Главный

военный и Главный военно-морской суды, Главное военно-судное управление).

Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждений составляли

следующие основные полномочия (об этом, например: гл. 50 Воинского устава):

конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их

сути); кассационное производство, надзорная деятельность.

В 1711 году был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция

государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного

ведомства. Например, по делам о казнокрадстве военнослужащих, которые

следовало рассматривать с участием депутатов от Военной коллегии.

Именным Указом 1717 года о замене Военной канцелярии Военной коллегией

последняя, по признанию историков, «получила значение высшего военно-

судебного места». Последующими указами 1719, 1721, 1724 гг. повелевалось

посылать в Военную коллегию (в ее особую аудиторскую экспедицию) приговоры

военных судов «в смертных винах», которые не могли быть конформированы

командованием, а также приговоры по делам об офицерах. Правомочием

действовать в качестве суда первой инстанции коллегия не наделялись, хотя

ее представители делегировались в Сенат для осуществления правосудия по

делам военнослужащих. Тем не менее, эти военно-административные органы

фактически занимались судебной деятельностью и их можно считать прообразом

современной Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если возраст этой коллегии

исчислять с 1717 года, то в 2002 году ей исполнилось 285 лет.

В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит право

окончательного утверждения приговоров подведомственных им судов и что

приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную

функцию, сопряженную с функцией личной канцелярией Государя по военно-

судным делам, выполнял Генерал-Аудиторат. По замыслу Императора Генеральный

Аудиторат должен был представлять собой «суд высший», учреждение

независимое от Военной коллегии и подчиненное непосредственно верховной

власти.

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в

структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и «дожили» до военно-

судебной реформы 1867 года. При этом некоторые «нижние военные суды» именно

как постоянно действующие организовывались специальными Петровскими

указами, на основании которых ныне не трудно определить реальное время их

образования. Так, датой учреждения в Москве постоянного нижнего военного

суда в соответствии с главой 50 Воинского устава следует считать указ от 15

февраля 1723 года. В Санкт-Петербурге военный суд вначале на короткое время

был открыт также в 1723 году, однако вскоре был ликвидирован. В качестве

постоянно действующего органа 18 августа 1724 года в северной столице

начала функционировать постоянная военно-судная комиссия во главе с

Петербургским комендантом бригадиром Бахметьевым, исполнявшим обязанности

ее президента, т.е. председателя.

Следовательно, ныне действующим Московскому и Санкт-Петербургскому

гарнизонным военным судам исполняется 280 лет соответственно 15 февраля

2003 года и 18 августа 2004 года.

В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят

Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться

новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды,

военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в

Сибири и на Кавказе.

Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит

указанным судам, которые должны были действовать как установления

коллегиальные.

Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и

рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй

инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он

также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за

единообразным его исполнением военными судами».

Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров

(председатель на один год, члены - на 6 месяцев). Военно-окружные суды

состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и

Главного военного суда должны были иметь офицерские звания и юридическое

образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.

Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных

судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября

1917 г. в стране были упразднены все ранее действовавшие общие судебные

установления, в том числе «военные и морские суды всех наименований», а

взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых

подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих.

Создание специальных судов для вооруженных сил не предусматривалось,

поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердо проводил линию

на осуществление идеи единого народного суда, и попытки создания военных

судов не находили поддержки.

В то же время политическая обстановка, условия гражданской войны

требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии,

укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же

судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не

обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых

действий. Судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы.

Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года

стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые

суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования

стали называться военными трибуналами. Справедливости ради следует отметить

наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных

трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от 14 октября 1918

г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г.

в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР).

В январе 1919 года РВТР издал первую инструкцию революционным военным

трибуналам фронтов и армий, определившую их структуру и порядок

деятельности. В последующий период гражданской войны их организация и

деятельность регламентировались Положениями «О революционных военных

трибуналах», первое из которых было утверждено постановлением РВС

Республики от 4 февраля 1919 г., второе - декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября

1919 г., а третье было введено в действие приказом РВС Республики от 4 мая

1920 г.

Сам РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях,

в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены

реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела

могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на

рассмотрение РВТР.

Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный

орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. 24 ноября 1918 г.

РВТР рассмотрел первое дело - в отношении бывшего председателя

реввоентрибунала Южного фронта, который по результатам судебного

разбирательства был направлен на испытание в психиатрическую больницу. С

этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой

инстанции. Так, в 1920 году членами этого трибунала, при штате 4 человека,

были рассмотрены уголовные дела в отношении 290 человек (всеми же

реввоентрибуналами в этом году были рассмотрены дела в отношении 106966

человек). Первым председателем РВТР был назначен К.Х. Данишевский, который

затем в начале 1921 года по решению ЦК был направлен на ответственную

хозяйственную работу.

Переход к мирному строительству обусловили сокращение Красной Армии и

необходимые структурные преобразования военных трибуналов. В 1921 году в их

правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего

функционирования военных судов как части единой судебной системы

государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного

совета республики и революционных военных советов фронтов и армий, они

фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для

осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел

о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом,

урегулировавшим эти изменения, было постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г.

«Об объединении всех Революционных трибуналов Республики». Согласно

названному постановлению в качестве единого кассационного органа и органа

ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а

также судебного учреждения для дел особой важности, был установлен

состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный

Трибунал. В его состав вошли Реввоентрибунал Республики, Главный

революционный военный железнодорожный трибунал и Кассационный трибунал.

Одновременно упразднялись почти все революционные тыловые военные

трибуналы. Функции последних были переданы, так называемым, «военным»

отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции

Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК,

которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных

реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при

рассмотрении определенной категории дел.

В 1922 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.

23 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение о Верховном Суде Союза

ССР, в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав.

Фактически она начала работать в составе Верховного Суда СССР в апреле 1924

года.

Первым председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале

1924 года стал В. А. Трифонов, член партии большевиков с 1904 года.

Накануне и после революции 1917 года он занимался формированием Красной

Армии, являлся активным участником гражданской войны. Возглавляя Военную

коллегию в течение двух лет, В.А. Трифонов многое сделал для становления

военных трибуналов как судов общей юрисдикции Союза ССР.

Компетенция Военной коллегии в составе Верховного Суда СССР

определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и

Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению Военной

коллегией подлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей

особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания

Верховного Суда СССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений,

отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства,

включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. Согласно

постановлению Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г. в этот список вошли

должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров

корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники

окружного и армейского уровня. Деятельность Военной коллегии в конце 20 -

30-х гг. в основном была направлена на борьбу с правонарушениями в армии и

на флоте и укрепление основ советского государства. С принятием Положений о

военных трибуналах и военной прокуратуре (1926 г.) Военная коллегия стала

кассационной и надзорной инстанцией для всех военных трибуналов. В те годы

на Военную коллегию в законодательном порядке была возложена и роль одного

из органов чрезвычайной юстиции, выполнявших функцию политической репрессии

в отношении так называемых «врагов народа». В 1934 г. были приняты

Постановления ЦИК СССР «Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.