рефераты скачать

МЕНЮ


Прокурорский надзор в Российской Федерации

отличающихся друг от друга однотипностью решаемых задач, направлений или

подотраслей, в частности:

1. Надзор за законностью в сфере государственного строительства. Имеются

в виду правоотношения, обусловленные федеративным характером устройства

Российской Федерации, разграничением предметов ведения (это бюджетный,

налоговый федерализм, разграничение государственной собственности по

уровням управления, особенностям природопользования территорий и т.п.).

2. Прокурорский надзор за соблюдением политических прав и свобод

граждан. Правозащитная деятельность прокуратуры на данном участке

охватывает общественные отношения, связанные с реализацией

законодательства об общественных объединениях; о выборах в органы

государственной власти и местного самоуправления; о референдуме.

3. Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан

предполагает включение в сферу прокурорского внимания охрану трудовых прав

граждан, права на безопасные условия труда, пенсионное обеспечение, охрану

материнства и детства, особое попечение со стороны государства инвалидов,

престарелых, иных категорий граждан, в том числе временно оказавшихся в

трудных жизненных условиях (безработные, вынужденные переселенцы).

4. Прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на

реализацию экономической реформы, с одной стороны, включает в себя защиту

экономических прав и свобод граждан: свободный выбор сферы приложения

предпринимательского интереса, беспрепятственность государственной

регистрации, использование льготных условий для занятия определенными

видами деятельности, а с другой — направлен на защиту общезначимого

интереса, охрану прав потребителей продукции и услуг предпринимателей,

исполнение ими обязанностей перед государством в форме платежей в бюджет и

во внебюджетные фонды, исключение возможности занятия запрещенными видами

деятельности, иных форм противоправной активности, подрывающих

экономическую безопасность страны.

5. Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства

призван содействовать обеспечению реализации принятой в Российской

Федерации концепции экономического безопасного устойчивого развития. В ее

основе реализация гарантий прав человека на чистую, здоровую и

благоприятную для ныне живущих и будущих поколений природную среду.

Сложные взаимосвязи природы и человека в конечном счете опосредуются

рациональным природопользованием, выполнением специальных мероприятий,

исключающих или минимизирующих вред окружающей природной среде,

сопровождающий производственную активность людей.

Самостоятельным направлением является общий надзор за законностью в

административной деятельности органов милиции, существенно затрагивающий

права и свободы граждан, в том числе в связи с применением мер

административной ответственности, осуществлением лицензионно-

разрешительной деятельности.

Выделение самостоятельных направлений в рамках одной отрасли надзора

помогает не упустить при планировании актуальные вопросы законности,

правильно распределить силы и средства работников, осуществляющих надзор,

ввести специализацию и др.

При этом необходимо иметь в виду, что на всех этапах прокурорской

деятельности, вне зависимости от проверяемого вопроса, преследуется цель

наиболее полного выявления нарушений законов, виновных лиц, обстоятельств,

способствующих правонарушающему поведению, пресечение противоправных

деяний. Одна из особенностей общего надзора состоит в преимущественно

профилактическом воздействии, стремлении не допустить перерастания

правонарушений в более общественно опасные формы.

Под полномочиями прокуроров понимается совокупность прав обязанностей. В

ст. 22 Закона о прокуратуре права прокурора отделяются от обязанностей, и

это вытекает из социальной 'сущности прокурорского надзора. Прокурор не

только вправе возбудить по обнаруженным признакам преступления уголовное

Дело, он обязан поступить так, а не иначе по закону.

Инициативный характер деятельности прокуратуры побуждает цэи реализации

прокурором предоставленного ему права к ответному обязывающему поведению

других органов и лиц. Неисполнениe законных требований прокурора влечет

административную ответственность.

Рассмотрим эти полномочия прокурора и обязанности других органов и лиц

применительно к задачам:

а) выявления нарушений закона и обстоятельств, им способствующих;

б) к реагированию на установленные нарушения, т.е. восстановлению

нарушенного права, устранению или снижению вредоносности обстоятельств,

способствующих правонарушениям.

Эти полномочия соотносятся с компетенцией прокуратур сообразно их месту

в единой федеральной централизованной системе органов, осуществляющих

надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации

законов.

В связи с выполнением полномочий по выявлению нарушений закона и

обстоятельств им способствующих, на основании п. 1 ст. 22 Закона о

прокуратуре прокурор вправе:

- беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, надзор

за законностью деятельности которых он осуществляет.

- знакомиться с материалами, характеризующими интимные стороны жизни

людей, с конфиденциальной информацией, сведениями, составляющими

коммерческую или служебную тайну, если этого требуют интересы охраны

законности, возникает потребность исследования обстоятельств, прямо

влияющих на решение вопроса о возбуждении уголовного дела, применении

иных мер ответственности. Генеральный прокурор, подчиненные ему

прокуроры вправе истребовать приказы, инструкции, распоряжения,

постановления, иные акты, издаваемые министерствами, ведомствами для

проверки на предмет соответствия их закону;

- праве знакомиться с материалами проверок, осуществленных органами

контроля, потребовать предоставления статистической информации, иных

сведений, обратившись к руководителям поднадзорного объекта с устным

и письменным требованием о предоставлении документов;

- рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, в

которых содержатся сведения об ущемлении прав и законных интересов не

только отдельных граждан (что само по себе существенно), но и целых

групп населения: трудовых коллективов крупных предприятий;

определенных категорий плательщиков налогов; лиц, пострадавших от

экологических катастроф, техногенных аварий, требующих

незамедлительного вмешательства прокурора.

Ценным источником информации о состоянии законности выступают средства

массовой информации. Излагаемые в них факты не только подлежат правовой

оценке, но и нуждаются в специальной проверке, сопоставлении с иными

сведениями, характеризующими искажение смысла или грубое попрание закона

Законом предоставлено прокурору право требовать от руководителей и

других должностных лиц, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре,

проведения проверок по вопросам, входящим в их компетенцию и интересующим

прокурора, а также ревизий деятельности подконтрольных или

подведомственных им организаций. Закон, предоставляя прокурору данное

право, определил это как единое полномочие, хотя оба действия различаются.

Проверка и по смыслу, и по объему выполняемой работы обычно проводится

по частному поводу, когда не возникает необходимости в исследовании

довольно значительного числа документов, производственно-хозяйственных

операций, т.е. того, что принято называть ревизией.

Ревизия хозяйственной деятельности находит свое прикладное значение в

качестве одной из форм привлечения специальных познаний, для собирания

фактических данных о допущенных правонарушениях.

Действенным средством обнаружения правонарушений выступают проверки,

проводимые прокурором лично, и предназначены для устранения

правонарушений. Поводом к проведению проверок служат сообщения, заявления,

поступившие в органы прокуратуры и требующие принятия мер прокурорского

реагирования.

В теории и на практике различают несколько видов прокурорских проверок:

целевые; комплексные; сквозные; совместные.

По объему решаемых задач проверки делятся на целевые и комплексные,

Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного

нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или

нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные проверки, как правило, проводятся тогда, когда возникает

необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках

единой правовой сферы, одного ведомства— от федерального уровня до городов

и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда

необходимо составить целостное представление с исполнением определенной

группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой

уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона

(например, целевое использование средств централи" зеванного

государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих

органов. Совместные действия проводятся в рамках координации деятельности

правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем

воздействии прокурора. Субъекты координации выполняют свойственные их

компетенции задачи. Проверки с участием специалистов — это надзорное

действие, при котором прокурор, используя предоставленное законом право,

привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае

специалист выполняет задание прокурора.

Вторая группа полномочий прокурора касается реагирования прокурора на

выявленные нарушения закона и служит средством восстановления нарушенных

прав, устранения способствующих нарушениям обстоятельств. Они

регламентируются в п. 2, 3 ст. 22 Закона о прокуратуре РФ. Речь идет о

принесении протеста на противоречащий закону правовой акт, о возбуждении

уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В случае причинения имущественного вреда прокурор обращается с иском в

суд в защиту интересов государственных, кооперативных органов,

общественных организаций.

Из средств профилактической направленности, принимаемых прокурором,

сегодня можно выделить предостережение о недопустимости нарушения закона,

представление прокурора, которое имеет сложную правовую природу и

одновременно служит устранению и предупреждению нарушений закона, и

заключение прокурора на проект правового акта.

Действующим законодательством заключение прокурора не предусмотрено, но

оно имеет широкое распространение на практике. Заключение представляет

собой официально выраженную прокурором оценку проектируемого действия и

связано с участием прокурора в правотворческой деятельности органов

представительной власти.

Руководствуясь интересами законности, прокуроры часто по обращении

соответствующих органов предварительно знакомятся с проектом нормативного

акта и оценивают его с точки зрения соответствия действующему

законодательству, выражая свое мнение в заключении.

Полномочия прокуроров по общему надзору, как и по другим отраслям

надзора, реализуются с помощью актов прокурорского надзора.

Протест приносится на незаконный правовой акт в орган или должностному

лицу, его издавшим, и содержит требование устранения нарушения закона.

Прокурор или его заместитель вправе самостоятельно решить вопрос о

выборе формы реагирования на противоречащий закону нормативный акт:

принести протест или, как указано в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре,

обратиться в суд с заявлениями о признании нормативных актов

недействительными[11].

Представление как акт прокурорского надзора —- это обращение прокурора

к органу или должностному лицу с требованием об устранении причин и

условий, способствующих правонарушающему поведению.

Постановление прокурора выносится при необходимости возбуждения

производства об административном правонарушении или возбуждения уголовного

дела.

| Предостережение о недопустимости нарушения закона представляет собой

специально предупредительное средство прокурорского надзора.

Необходимость его применения обусловлена самим характером деятельности

прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на

воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения

своих конституционных обязанностей, строгого следования велениям

законодателя.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Правозащитная функция органов прокуратуры — одно из звеньев

правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными

правовыми институтами.

Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией

справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических,

экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.

Согласно Закона о прокуратуре весь правозащитный потенциал прокуратуры

подчинен решению главной задачи: обеспечению верховенства закона,

единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и

гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

обособлена в специальную главу Закона (ст. 26, 27).

Принципиально важным для определения предмета надзора за соблюдением

прав и свобод человека и гражданина является ч. 3 ст. 55 Конституции,

устанавливающая, что «права и свободы человека и гражданина могут быть

ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в

целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав

и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства».

Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют

безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

Защита прав и свобод человека и гражданина присутствует во всех без

исключения надзорных мероприятиях. Свобода личности, благоприятные

материальные условия, возможности творческого самоутверждения без их

материализации в законе — не более чем фикция.

Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности,

служит принцип формального юридического равенства, трансформирующийся в

равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом.

Обязанность государства, а следовательно, его органов защищать права и

свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не только

образцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно

искаженные ценности, исповедуемые узкими группами граждан, пытающихся

корпоративную мораль противопоставить общественной, не говоря уже о

крайних формах индивидуального эгоизма.

В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

входят конституционные права и свободы, т.е. права. относящиеся к каждому

человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех; они фиксируются в

Конституции.

Следуя общепринятым принципам и нормам международного права, традиционно

конституционные права делят на три группы:

личные, политические и социально-экономические. Эта классификация

воспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Право на жизнь, охрану государством достоинства личности,

неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют так называемые

личные права, охраняемые всеми отраслями надзора с учетом специфики

предмета каждой. Посягательства на личные права граждан в виде причинения

телесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы

уголовно наказуемых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора

реализуется чаще всего за пределами общенадзорной отрасли.

Политические права и свободы граждан связаны с наличием гражданства

Российской Федерации и реализуются в рамках, установленных действующим

законодательством.

Содержание надзорной деятельности в данном случае определяется

следующими исходными положениями:

1) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ;

2) народ реализует свое право участия в управлении общими делами как

непосредственно, так и через представителей.

Формой непосредственного участия граждан в управлении служат

референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенное

значение для жизни граждан, населяющих соответствующие территории.

К числу политических относится право избирать и быть избранным в органы

государственной власти и местного самоуправления[12]. Оптимизации задач по

демократическому переустройству способствует использование гражданами

России права на объединения во всех сферах общественного бытия за

исключением религиозных и коммерческих форм[13]. Статья 31 Конституции РФ

закрепила право граждан проводить митинги, демонстрации, шествия и

пикетирования.

Цель надзора — обеспечить правовыми средствами единообразное исполнение

законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период

подготовки, проведения избирательных кампаний, так и при подведении их

итогов, с тем чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не

допустить в последующем признание выборов недействительными по указанным

причинам.

Заметно активизировалась в последнее время деятельность общественных

объединений. Их влияние ощутимо в организации Я проведении выборов, в

осуществляемых политических и социально-экономических преобразованиях.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий предоставляется гражданам

Конституцией для выражения политической и социальной позиций[14].

Нормативной основой реализации этого политического права граждан служит

Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы гражданами и

органами исполнительной власти соблюдался уведомительный порядок их

организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях,

противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных

ограничений при осуществлении политического волеизъявления.

Социально-экономические права человека и гражданина касаются важнейших

сторон жизни общества и индивида.

Провозглашенную в ст. 7 Конституции Российской Федерации политику

государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать как

перспективу развития общества, стремление приблизиться к стандартам

индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни.

В этих целях недопустимо возвышение интересов одних за счет других,

отступление от провозглашенных Конституцией принципов.

Защита социально-экономических прав основана на конституционном

нормировании основных прав. В законодательстве закреплен такой режим

экономической деятельности который позволяет обеспечить обладание каждым

гражданином конституционно признанными правами, среди которых право на

свободное использование своих способностей и имущества для занятия любыми

незапрещенными видами деятельности и корреспондирующая им обязанность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.