рефераты скачать

МЕНЮ


Политико-правовые основы Всеобщей Декарации прав человека

слова, свободы убеждений, соответствующих западной концепции, получивших

отражение в тексте Декларации, и непринятием поправки социалистических

стран, предлагавших ввести ограничения в отношении фашистской идеологии.

Не нашла поддержки в III Комитете инициатива советских представителей

отразить в Декларации связь прав человека с проблемой государственного

суверенитета. Западные страны считали, что указанное предложение является

отражением господствующей в Советском Союзе теории о подчинении личности

государству, противоречащей абсолютному характеру прав человека. Нельзя

признать правильной позицию западных стран, отвергнувших предложение

советских представителей о включении в Декларацию статьи о праве наций и

народов на самоопределение. С другой стороны, из-за негативной позиции

социалистических стран, при поддержке некоторых латиноамериканских

государств, не было включено в текст Декларации “право на петицию к властям

государства, гражданином которого он является или в котором он проживает,

либо к Организации Объединенных Наций”, содержащееся в проекте Комиссии по

правам человека, по аналогии с европейским конституционным

законодательством. Советский Союз, Мексика и ряд других стран считали, что

право на петицию в ООН нарушает принцип национального суверенитета и

противоречит уставному положению о невмешательстве во внутренние дела

государств.

Разногласия при обсуждении проекта Декларации вызывали не только

идеологические противоречия, но и различия культурных традиций, религиозных

систем. Это особенно выявилось при обсуждении проекта статей Декларации,

касающихся права вступления в брак и равноправия сторон в браке. Хотя в

Декларации было закреплено прогрессивное положение о том, что мужчины и

женщины имеют право вступать в брак по взаимному согласию без всяких

ограничений по признаку расы, национальности или религии, это противоречило

укоренившимся традициям, особенно стран с мусульманской системой

вероисповедания, где препятствия религиозного или национального характера

осложняли заключение брака. Поэтому представитель Саудовской Аравии считал,

что трактовка права на вступление в брак, данная в проекте Декларации,

провозглашает превосходство лишь одной западной цивилизации и не учитывает

другие, доказавшие свою мудрость в течение веков.

Предметом острой дискуссии в Комиссии и в III Комитете стала трактовка

права на свободу религии, закрепленная в проекте Декларации как право

исповедовать любую религию или менять свои религиозные убеждения.

Представитель Саудовской Аравии расценил право менять свои религиозные

убеждения как посягательство на культурные ценности исламских государств.

Однако поправки, вносимые представителями Саудовской Аравии, направленные

на отмену указанного положения, не нашли поддержки у большинства

государств.

Приведенные факты представляют собой лишь краткий обзор тех

разногласий, которые возникали при обсуждении практически каждой статьи

проекта Декларации. Однако в результате трехмесячной работы III Комитета ГА

ООН удалось согласовать текст Всеобщей декларации прав человека. На 183-м

пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая

декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов: из

56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовали за, лишь

8 государств воздержались. Среди них: Белорусская ССР, Польша, Саудовская

Аравия, СССР, Украинская ССР, Югославия и Южно-Африканский Союз.

Единодушная позиция социалистических государств при голосовании

объяснялась тем, что не нашли поддержки их предложения по включению в текст

Декларации права наций на самоопределение, защиты национальных меньшинств и

запрещение фашистской идеологии.

А. Вышинский, будучи министром иностранных дел СССР, выступая на

пленарном заседании 3-й сессии ГА ООН, в свойственной ему резкой манере,

отражающей атмосферу “холодной войны”, доминирующей в то время в отношениях

СССР с западными странами, дал Декларации негативную оценку, заявив, что

“документ неудовлетворителен, недоработан и не в состоянии достигнуть той

цели, которой призван служить...[26]. Такая оценка носила субъективный

характер и не отражала в дальнейшем позиции СССР, которая голосовала за

резолюции ГА ООН, ссылавшиеся на Всеобщую декларацию.

Возникает вопрос, почему мы постоянно возвращаемся к разговору о роли,

месте и значении Всеобщей декларации прав человека? Необходимо напомнить,

что она разрабатывалась и принималась в условиях, когда сотрудничество по

правам человека только начиналось. Для государств тогда было непривычно,

что они открывают для упорядочения при помощи норм международного права

такую традиционно закрытую, сугубо внутреннюю область, как правовое

положение собственных граждан. Поэтому государства формулировали свои

обязательства очень осторожно, в самом общем виде. Не случайно, что при

создании Устава ООН был отвергнут даже сам термин «защита» применительно к

сотрудничеству по правам человека. На конференции в Сан-Франциско

государства не поддержали делегата Панамы, предлагавшего вместо термина

«уважение» к правам человека записать «защита» прав человека. Государства

были обеспокоены тем, чтобы вопросы прав человека не стали предлогом для

вмешательства в их внутренние дела со стороны других государств или ООН.

В целом итоги голосования показали, что разработчикам Всеобщей

декларации, несмотря на многообразие точек зрения, резкие идеологические

противоречия, специфику культурных и религиозных систем, удалось

сформулировать такой текст, который получил одобрение международного

сообщества.

Работа над Всеобщей декларацией была выдающимся образцом

сотрудничества и согласования позиций по столь сложной проблеме, как права

человека.

Концепция прав и свобод человека

Концепция прав и свобод человека, закрепленная во Всеобщей декларации,

состоит из следующих компонентов:

а) основополагающие принципы прав человека;

б) классификация прав и свобод человека;

в) права человека и общество;

г) соотношение прав личности и государства.

А. Основополагающие принципы прав человека.

Согласно Декларации, стержневым элементом, для признания прав и свобод

человека является достоинство личности. Оно квалифицируется как

неотъемлемое свойство, так как присуще “всем членам человеческой семьи от

рождения, определяет равенство их прав и свобод, поведение в отношении друг

друга в духе братства” (ст. 1). Равенство прав и свобод означает, что

каждый человек должен обладать ими “без какого бы то ни было различия” по

признакам расы, пола, языка, религии, политических убеждений, социального

положения, национальности, проживания на территории независимого

государства, либо на подопечной или не самоуправляющей территории (ст. 2).

Таким образом, Декларация исходит из расширительного толкования прав и

свобод человека как в субъектной, так и в территориальной сфере.

Б. Классификация прав и свобод человека.

Ключевыми для определения классификационных критериев прав и свобод

являются статьи 3 и 22 Декларации.

В статье 3 дается общее понимание гражданских и политических прав,

включающих право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Далее, в

последующих статьях 4—21 они перечисляются, трактуются и конкретизируются.

Причем из содержания статей явствует, что гражданские права не связываются

с принадлежностью к гражданству государства, а лишь с членством в обществе.

Поэтому они распространяются в равной мере на граждан и иностранцев,

проживающих на территории государства. Необходимым условием предоставления

политических прав является наличие статуса гражданина государства.

Отсюда к гражданским правам относятся: недопустимость рабства или

подневольного состояния, недопустимость пыток, жестокого и унижающего

человеческое достоинство обращения и наказания, право на правосубъектность,

равенство всех перед законом, право на восстановление нарушенных прав,

право на судебное разбирательство, недопустимость произвольного ареста,

задержания или изгнания, презумпция невиновности, право на личную жизнь,

неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, право на свободное

передвижение и выбор места жительства, право искать убежище, спасаясь от

преследования по политическим мотивам, право на создание семьи и равенство

сторон в браке, право на гражданство, право на владение имуществом, право

на свободу мысли, совести, убеждений, право на свободу мирных собраний и

ассоциаций. К политическим правам относится право на участие в управлении

страной непосредственно или через своих избирателей.

Статья 22 является вводной и обобщающей в отношении социально-

экономических и культурных прав. В статье подчеркивается их значимость для

обеспечения достоинства и свободного развития личности и определяются

способы и формы их реализации, а именно: национальные усилия, международное

сотрудничество, наличие соответствующей структуры и ресурсов. Декларация

закрепляет следующие социально-экономические и культурные права: право на

труд и создание профессиональных союзов, право на отдых, право на

достаточный жизненный уровень, медицинское обслуживание и социальное

обеспечение, право на образование, право на участие в культурной жизни и

пользование благами научного прогресса (ст. 23—27).

В Декларации подчеркивается взаимосвязь гражданских, политических и

социально-экономических прав, необходимость установления такого социального

и международного правопорядка, при котором они могут быть полностью

осуществлены (ст. 28).

Американский профессор Г. Джонсон предлагает более детальные

классификационные критерии: личные права и свободы (право на жизнь,

недопустимость рабства, недопустимость пыток, право на правосубъектность,

право на защиту закона, право на восстановление законных прав судом,

неприкосновенность личности, право на разбирательство дела справедливым

судом, презумпция невиновности, привлечение к ответственности за

преступление, являющееся таковым по закону или по международному праву);

права человека в его взаимоотношениях с другими социальными группами и

внешним миром (неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, право на

свободное передвижение и выбора места жительства, право искать убежище,

спасаясь от политических или религиозных преследований, право на вступление

в брак, право на владение имуществом); духовные, гражданские и политические

права (свобода мысли, совести и религии, свобода убеждений и доступ к

информации, свобода собраний и ассоциаций, свобода избирать и быть

избранными); экономические, социальные и культурные права.

В. Права человека и общество.

Отдавая приоритет индивидуальным правам личности, Декларация не

рассматривает их изолированно от общества, в котором она проживает. Поэтому

права личности не носят абсолютного характера, а ограничиваются

обязанностями перед обществом.

В Декларации утверждается, что “каждый человек имеет обязанности перед

обществом” (ст. 29, п. 1). Взаимообусловленность прав личности

обязанностями перед обществом объясняется тем, что только общество может

обеспечить “свободное и полное развитие личности” (ст. 29). Отсутствие

детальной трактовки обязанностей личности мотивируется тем, что Уставом ООН

была поставлена задача “вновь утвердить веру в права человека”, поэтому

именно правам в Декларации уделяется первостепенное значение.

Г. Соотношение прав личности и государства.

Трактуя права и свободы человека как неотъемлемое свойство личности,

Декларация закрепляет их доминирующее положение, умаляя тем самым

исключительную роль государства в определении статуса личности. Это

проявляется в установлении конкретных требований к правомерным ограничениям

прав и свобод человека со стороны государства.

Они выражаются в следующем: 1) основываются на законе, 2)

осуществляются с целью “уважения прав и свобод других, удовлетворения

требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в

демократическом обществе” (ст. 29). Причем, допуская возможность

ограничения прав и свобод в исключительных случаях, Декларация в

императивной форме запрещает “какому-либо государству, группе лиц или

отдельным лицам заниматься деятельностью или совершать действия,

направленные к уничтожению прав и свобод” (ст. 30).

Анализ содержания Всеобщей декларации прав человека свидетельствует о

ее исторической преемственности с французской Декларацией прав человека и

гражданина 1789 г. Однако Всеобщая декларация прав человека, принятая в

новых условиях послевоенного переустройства мира, внесла в нее ряд

новационных моментов как в концептуальном, так и в содержательном плане.

Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод, запретив

какие-либо исключения в их предоставлении и распространив на любого

человека, независимо от статуса территории проживания. Таким образом,

народы колоний и иных зависимых территорий впервые были провозглашены

субъектами основных прав и свобод. В содержательном плане Декларация

расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепила на

международном уровне социально-экономические и культурные права, показала

их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для

обеспечения достоинства человека.

Эволюция концепции прав и свобод человека

После принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека началось ее

активное признание. На национальном уровне на Декларацию ссылались

конституции большинства новых независимых государств, возникших после краха

колониальных систем (Того, Сенегал, Мадагаскар) и распада СССР (Россия,

Республика Беларусь). Причем разделы, касающиеся прав и свобод личности, в

таких конституциях рецепцировались из текста Декларации.

Показательна в этом отношении и практика национальных судов, которые

используют положения Декларации для трактовки прав и свобод, закрепленных в

национальном законодательстве, и выявления их нарушения. Наиболее часто

ссылались на Декларацию австрийские суды, а римский суд квалифицировал

положения Всеобщей декларации как общепризнанные нормы международного

права[27].

Значительный опыт в применении Всеобщей декларации приобрел

Конституционный суд Российской Федерации, часто использующий ее положения

при определении соответствия российского законодательства Конституции и

международным стандартам в области прав человека.

Всеобщее признание Декларации способствовало кардинальному изменению

ее статуса: будучи по способу принятия резолюцией-рекомендацией Генеральной

Ассамблеи ООН, она стала общей обычной нормой международного права. Следует

отметить, что содержание Декларации не соответствовало духу

рекомендательных норм. Некоторые ее положения изложены в повелительной

тональности. Характерна в этом плане статья 30 , в которой заявляется в

императивной форме, что ни одно государство, ни отдельные лица не могут

“совершать действий, направленных к уничтожению прав и свобод, изложенных в

Декларации”. Универсальный характер прав и свобод, их ориентированность на

все человечество позволили ряду ученых (Лаутерпахт, Макдугал, Чен) считать

Декларацию Великой хартией вольностей всего человечества (Magna Carta), а

ее нормы имеющими характер ius cogens 31.

Однако значимость Всеобщей декларации заключается не только в том, что

она явилась первым международным стандартом в области прав человека, но и в

том, что она создала правовую базу для последующего кодификационного

процесса в этой области, который способствовал эволюции концепции прав

человека.

Развитие концепции прав человека шло по следующим направлениям: 1)

толкование принципов, основополагающих для концепции прав человека; 2)

детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод человека и их

регламентация в отношении отдельных социальных групп; 3) создание института

международной защиты прав человека.

1. Толкование принципов, основополагающих для концепции прав человека.

Несмотря на признание Всеобщей декларации по правам человека мировым

сообществом, начиная с 80-х гг. страны Афро-Азиатского региона стали

выступать с критикой принципа универсальности прав и свобод человека,

закрепленного во Всеобщей декларации, называя его абстрактным, нереальным,

отражающим лишь европейские ценности и не учитывающим национальные,

религиозные, исторические, географические особенности каждого государства

или группы государств.

Указанная позиция особенно ярко выявилась в выступлениях

представителей развивающихся государств (Китая, Кубы, Индонезии, Сирии,

Пакистана, Йемена, Сингапура) в период проведения Второй всемирной

конференции по правам человека (с 14 по 25 июня 1993 г.). Они заявили о

новой концепции прав человека, в отличие от традиционной западной, суть

которой сводилась к следующему: а) основное внимание должно уделяться

региональной специфике отдельных стран при трактовке и применении прав

человека; б) социально-экономическим правам должен отдаваться приоритет

перед гражданскими и политическими, “причем акцент делается на особую

значимость коллективных прав в ущерб индивидуальным правам”; в)

установление статуса личности относится к исключительно внутренней

компетенции государства, поэтому принцип невмешательства во внутренние дела

государства должен быть определяющим даже при грубых нарушениях прав

человека[28]. Очевидно, что данную концепцию трудно назвать новой, так как

большинство из вышеизложенных аргументов были характерны для позиции

Советского государства и отстаивались им при выработке Всеобщей декларации

прав человека.

Однако абсолютное большинство государств—участников Венской

конференции по правам человека не поддержали сторонников “азиатской”

концепции, и в итоговом документе конференции — Венской декларации и

Программе действий принцип универсальности прав человека был подтвержден и

углублен. В нем подчеркивалось, что “все права человека универсальны,

неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно

относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе.

Хотя значение национальной и региональной специфики различных исторических,

культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства,

независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут

обязанность поощрять и защищать все права человека”[29].

2. Детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод человека

и их регламентация в отношении отдельных социальных групп.

Всеобщая декларация легла в основу нормотворческой деятельности в

области прав человека на международном уровне. Основные фундаментальные

права человека получили закрепление в универсальных международных договорах

(Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.