рефераты скачать

МЕНЮ


Административная ответственность в области предпринимательской деятельности

Кроме того, согласно ст. 14.22 КРФоАП, дисквалификация на срок до трех

лет или наложение административного штрафа предусмотрены в качестве санкций

за заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации,

сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его

полномочий.

Дисквалификация как альтернатива наложению административного штрафа

предусмотрена также п. 4 ст. 14.25 КРФоАП для должностных лиц за

предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию

юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если

такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Особое внимание следует обратить на ст. 14.23 КРФоАП,

предусматривающую административный штраф за осуществление

дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом в

течение срока дисквалификации – это правонарушение влечет наложение

административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты

труда. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контакта) на

управление юридическим лицом, а также неприменение последствий прекращения

его действия влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до одной

тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Законодатель в данном случае предусмотрел создание механизма жесткого

контроля, направленного на недопущение к профессиональной деятельности

дисквалифицированных лиц в течение срока дисквалификации.[29]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время, в связи с повышающимся ростом предпринимательской

деятельности, все более насущней становится потребность в регулировании

предпринимательства и предпринимательской деятельности. Но данное

регулирование должно исходить из требований и потребностей предпринимателя,

а не из «возможностей» государства. На данном этапе развития

предпринимательства, у государства существует огромное количество способов

и методов воздействия на предпринимательскую деятельность. И взаимодействие

власти и предпринимательских структур приобретает все более важное

значение, как в экономическом, так и в политическом контексте.

Предпринимательство видит в устойчивости власти, в стабильности

общества главную гарантию своего развития. А государство приобретает в их

лице экономическую поддержку и эффективное содействие государству в

достижении им социальных задач. Но экономические проблемы как

предпринимателей, так и государства должны решаться не путем установления

необдуманных и нерациональных «правил игры» одной стороной для другой, а

путем нахождения компромиссов.

Уже сейчас государство, в лице государственных органов, осознает всю

важность решения различных проблем путем согласования интересов.

Сейчас необходимым является изменение отношения власти к

предпринимателю, нужно всеми силами осуществлять поддержку

предпринимательства, ведь предприниматель является основой продвижения

общества к более высокоразвитому, индустриальному государству, которое

является основой благосостояния каждого гражданина страны.

В заключении необходимо сказать, что Кодекс РФ об административных

правонарушениях переживает очередное испытание. Одной из не до конца

решенных проблем Кодекса является вопрос об административной

ответственности юридических лиц.

Я считаю, что вопрос об административной ответственности юридических

лиц очень важен потому, как мы сегодня столкнулись с резким ростом

правонарушений, совершаемых предприятиями. Также институт ответственности

юридических лиц становится активно востребованным и оправданным еще и в

силу того, что у нас возникает множество хозяйствующих субъектов

(акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной

ответственностью и т.д.), которые зачастую не имеют, в отличие от

государственных предприятий, ясной и формально установленной структуры

управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при

разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников,

без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных

виновников правонарушений.

На сегодняшний день 60—70% составов правонарушений нового Кодекса об

административных правонарушениях предусматривают ответственность

юридических лиц.

С принятием КРФоАП значительно была расширена сфера общественных

отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления

административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической

деятельности, обеспечения экологической безопасности, в области информации

и ряде других областей деятельности. КоАП закреплены общие принципы

административной ответственности, в том числе и юридических лиц,

установлены составы конкретных правонарушений и процессуальные правила

рассмотрения дел об административной ответственности, порядок исполнения

постановлений по делам об администратвных правонарушениях. Можно сказать,

что таким уровнем комплексности не обладает ни один из ныне действующих

кодифицированных актов о юридической ответственности. Однако, здесь есть

некоторые недоработки. Так, существует необходимость расширить и сделать

более разнообразной палитру мер ответственности, применяемых к юридическим

лицам.

Также КРФоАП не дает точного определения ответственности. И сегодня

одним из наиболее проблематичных является вопрос о научном обосновании

принципа ответственности юридических лиц за административные

правонарушения. В последние годы этому вопросу стало уделяться все больше

внимания. Однако должного урегулирования на законодательном уровне вопрос

ответственности юридических лиц не получил.

Следует обратить внимание также на предельную сдержанность при

законодательном регулировании института вины в КРФоАП. Вероятно, это

объясняется, с одной стороны, недостаточной разработанностью его в доктрине

административного права, а с другой — желанием не допускать поспешных

решений в далеко еще не ясном вопросе, чтобы не мешать практике, да и

теории наработать достаточный опыт в разрешении данной проблемы.

Повторюсь, что пока, к сожалению, проблема вины в административном

праве изучена очень и очень слабо. А теория могла бы здесь реально помочь

практике.

К сожалению, наш Кодекс об административных правонарушениях, пошел по

пути простого копирования основных положений конституционной нормы о

презумпции невиновности. И хотя большинство положений этой нормы вполне

могут быть усвоены и административным правом, есть одно положение, которое,

по моему мнению, для КРФоАПа не совсем подходит. Это положение, согласно

которому (ч. 3 ст. 1.5) лицо, привлекаемое к административной

ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Дело в том, что если за рабочую гипотезу принять конструкцию такой

виновной ответственности, при которой субъект юрисдикции доказывает, а по

сути обнаруживает причинную связь между противоправным действием

(бездействием) субъекта ответственности и наступившими последствиями, т.е.

обнаруживает фактические обстоятельства события правонарушения, то кто же,

кроме лица, привлекаемого к ответственности, укажет на возможные,

устраняющие его вину обстоятельства (крайняя необходимость, действие

непреодолимой силы и т.п.)?

Независимо от состояния, в котором находится КРФоАП, следует

продолжать усилия по выработке оптимального и афористичного определения

административной ответственности.

Анализ норм о правонарушениях в области лицензирования приводит к

следующим выводам.

Общие нормы ч.2 и 3 ст.14.1 КРФоАП выдержаны достаточно

последовательно и рассчитаны на применение к широкому кругу правонарушений

с разными составами. В этой связи появление специальных норм может

преследовать цель изменения размера санкции в связи с особенностями

некоторых составов.

Краткий обзор специальных норм, их диспозиций и санкций говорит о

крайней непоследовательности разработчиков закона.

1. Административные составы, определяющие ответственность за действия,

имеющие большую общественную опасность, предусматривают необоснованно

низкий размер санкции (ч.1 ст.6.2, ч.1 и 2 ст.8.40, ст.13.3, ч.1 ст.13.12,

ч.1 ст.13.13, ч.3 ст.20.16 КоАП РФ).

Так, нормой ч.1 ст.6.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде

административного штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ за занятие частной

медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не

имеющим лицензии на данный вид деятельности. В то же время общая норма ч.2

ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без

лицензии) за аналогичные действия предусматривает наложение

административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с

конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без

таковой; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной

продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц

- от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий

производства и сырья или без таковой.

2. Санкции за другие правонарушения чрезмерно завышены и не соразмерны

характеру правонарушения (ч.4 ст.14.17 КоАП РФ).

Согласно ч.4 ст.14.17 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных

лицензией на промышленное производство или оборот этилового спирта,

алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет обязательное применение

дополнительной санкции - конфискации изготовленной продукции, орудий

производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов,

использованных для производства этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции вне зависимости от того, насколько существенным

было нарушение.

3. В ряде составов не дифференцированы санкции в зависимости от

характера правонарушения (ч.4 ст.14.17, ст.18.13 КоАП РФ).

В части 4 ст.14.17 и ст.18.13 КоАП РФ диспозиция норм предусматривает

как деятельность без лицензии, так и с нарушением ее условий. В то же время

законодатель не указал, в каком размере должно применяться наказание в

случае деятельности без лицензии и с нарушением ее условий.

Наряду с типичными составами административных правонарушений,

предусматривающими ответственность за деятельность без лицензии или с

нарушением ее условий, КоАП РФ ввел норму об ответственности должностных

лиц, осуществляющих выдачу физическим лицам лицензий на право занятия

частной практикой, за непредставление сведений, необходимых для

осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в

неполном объеме или в искаженном виде (ч.2 ст.15.6 КоАП РФ).

Завершая обзор материальных норм КоАП РФ, предусматривающих

ответственность в области лицензирования, необходимо отметить, что не все

они включены в КоАП РФ. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О

введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях".

"забыл" отменить ч.3 ст.36 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой

торговле" и ст.13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности",

предусматривающие отдельные меры ответственности за деятельность без

лицензии. При этом правоприменителю оставлен простор для толкования:

считать эти нормы не действующими (согласно ст.1.1 КоАП РФ федеральное

законодательство об административных правонарушениях состоит только из КоАП

РФ) или не считать меры ответственности, предусмотренные данными законами,

административными.[30]

Таблица 1

Отличия административного правонарушения от преступления

|Преступление |Административное правонарушение |

|Представляет собой виновно |Представляет собой виновное деяние, |

|совершенно общественно опасное |запрещенное не только КоАП РФ, но и |

|деяние, запрещенное только Уголовным|законами субъектов Российской |

|Кодексом (статья 14 УК РФ). |Федерации (статья 2.1 КоАП РФ). |

|Субъектом преступления могут быть |Субъектом административного |

|только физические лица (статья 19 УК|правонарушения могут быть и |

|РФ) |физические, и юридические лица |

| |(статья 2.1 КоАП РФ). |

|Различают особо тяжкие, средней |Административные правонарушения не |

|тяжести, тяжкие и небольшой тяжести |делятся на категории по степени |

|преступления (статья 15 УК РФ). |тяжести. |

|Учитывается совокупность и рецидив |Для административного правонарушения|

|преступлений (статьи 17 УК РФ). |не характерна совокупность. |

|В ряде случаев субъектом |Минимальный возраст физических лиц -|

|преступления признаются физические |субъекта административного |

|лица и в возрасте четырнадцати лет. |правонарушения составляет |

| |шестнадцать лет |

|Закон различает оконченное |КоАП РФ не делит административное |

|неоконченное преступление (статьи 29|правонарушение на оконченное или не |

|– 31 УК РФ). |оконченное. |

|Влечет уголовное наказание. |Влечет административное наказание. |

|Преступление отсутствует, когда |Административное правонарушение |

|налицо необходимая оборона, крайняя |отсутствует лишь при крайней |

|необходимость, обоснованный риск, |необходимости. |

|исполнение приказа и ряд других | |

|обстоятельств (статьи 37 – 42 УК РФ)| |

-----------------------

[1] Законность в Российской Федерации. М.: Спарк. 1998. С. 48-66

[2] Тагиев А. С. Соблюдение законности и правопорядка в экономике//

«Гражданин и право». 2001. № 7. С. 10.

[3] Студеникина М. С. Что такое административная ответственность? – М.:

Сов. Россия. 1990. С. 6.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 13.- С. 516.

[5] Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право

Российской Федерации: Учебник.-М.: ИКД «Зерцало-М». 2001. С. 239

[6] Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об

административных правонарушениях. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»;

Издательский дом «ИНФРА-М», 2002. С. 22-23

[7] Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. -

М.: 1995. С. 350.

[8] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федерации: Учебник. – М., 2001. С.239

[9] Теория государства и права: учебник под редакцией А.И. Королева и Л.С.

Явича, Ленинград. 1987. С.504.

1 Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. административная

ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательство

«Ось-89», 2004. С.17

1 Там же. С.18

2 Административное право Российской Федерации. Учебник/ В. Я. Наносов, В.

А. Коньшин, К. С. Петров, В. М. Редкоус – М.: - 2003. с. 53

1 См. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная

ответственность в Российской Федерации. 2004. С. 20.

1 См. Гусев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об

административных правонарушениях. С. 20.

1 Ч 1 ст. 2.2. КРФоАП

1 Ч 2.ст. 2.2. КРФоАП

1 Долинская В. В. Предпринимательское право: Учебник для студ. учреждений

сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство,

2002. С. 96

1 См. Долинская В. В. Предпринимательское право. С. 179.

[10] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998г. № 37

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением

законодательства о рекламе».// Информационная система ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ:

Версия 2004.

1 См. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об

административных правонарушениях. С.468

1 См. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об

административных правонарушениях. С. 476

[11] Обзор судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2002

г. (по гражданским делам (утв. Постановлением президиума Верховного Суда РФ

от 12 марта 2003г.).// Информационная система ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ:

Версия.2004.

1 См. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об

административных правонарушениях. С. 498.

1 Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: Учебное

пособие. – М., 2003. С. 42.

2 А.С. Пиголкина Общая теория права. – М., 1996. - С. 319.

[12] А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов Административное право

Российской Федерации: Учебник. - М., 2001. С. 234

[13] Ст. 4.6. КРФоАП.

1 См. статья 1. и статья 4. ФЗ РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ “О мировых

судьях в Российской федерации” // СЗ РФ. 1998. №51. Ст.6270.

2 Салищева Н.Г. Административное судопроизводство требует кодификации // ЭЖ-

Юрист. 2003. №12.

[14] Петров М. П. Административная ответственность организаций (юридических

лиц): Автореф.дисс.канд.юрид.наук. Саратов, 1998. С. 6.

[15] Там же. С. 13.

[16] Овчарова Е. В. Административная ответственность юридических лиц.

Автореф.дисс.канд.юрид.наук М., 2001. С. 13.

[17] Колесниченко Ю. Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц,

привлекаемых к административной ответственности // Журнал российского

права. 2003. № 1. С. 79

[18] Ч. 1 ст. 3.1. КРФоАП.

[19] Бахрах Д. Н. “Административное право России”: Учебник для вузов. -

М., 2000. – C. 497.

1 Статья 10. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-

Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.

№17(1831). Ст.291.

2 ФЗ от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” (с

изменениями и дополнениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003

года) // СЗ РФ. 2000. №26. Ст. 2729; 2002. №18. Ст. 1722, №48. Ст. 4737;

2003. №40. Ст.3818.

1 Письмо Минфина РФ от 2 апреля 2003 г. № 15-05-29/333 "Дополнение к Письму

от 06.03.2003 N 15-05-29/226" // Экономика и жизнь. 2003. № 20.

2 Ч. 3. ст. 3.5. КРФоАП.

1 Хаманева Н.Ю. Новый Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях. Новое в законодательстве. // Гражданин и право. № 9

1 Письмо Минфина Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 065893

“Разъяснения по некоторым вопросам, применения Российской федерацией об

исполнительном производстве” // Бюллетень Министерства юстиции Российской

Федерации. 2001. № 1. С.53

2 Постановление Конституционного Суда от 11 марта 1998 г. № 8-П “По делу о

конституционности ст.226 Таможенного Кодекса, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП

РСФСР в связи с жалобами граждан М.М. Гагловой и А.Б. Пестрякова” //

Информационный комплект ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ. Версия. 2004.

1 Ст. 12.9. КРФоАП.

2 Положение о порядке отбывания административного ареста (утв.

постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726) // СЗ РФ. 2002.

№ 40. Ст.3937

1 Ч. 1. ст. 3.10. КРФоАП.

2 Ч. 1. ст. 3.11. КРФоАП.

[20] Хаманева Н. Ю. Новый Кодекс Российской федерации об административных

правонарушениях. Новое в законодательстве // Гражданство и право. 2002. №

9.

1 Ст. 4.2. КРФоАП..

[21] Сараев Д. В. «Судебно-арбитражная практика Московского региона.

Вопросы правоприменения».январь-апрель 2003г. № 1-2. С 27..

[22] Атаманчук Г. В. «Теория государственного управления», М.:

Юридическая литература, 1997. С.207

[23] Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.21

[24] Бельский К.С. « К вопросу о предмете административного права»,

Государство и право №11 1997 с.19

[25] Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., «Закон и

право», 1997. С. 137-138.

1 Правила продажи отдельных товаров, утвержденные постановлением

Правительства от 19.01.98 (с изм. от 06.02.2002.// Информационная система

ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ. Версия: 2004.

[26] Гусева Т. «Если не информации».//эж-Юрист. 2004. № 4.Информационная

система ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНА: Версия 2004.

[27] Бахрах Д.Н. Административное право. М.; Бек, 1993 с. 169-175.

[28] Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. М., Экономика 1996 с. 162

1 Ч. 1 ст. 3.11. КРФоАП.

1 См. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об

административных правонарушениях. С. 73-74.

2 Ст. 32.11. КРФоАП.

[29] Братчикова Н. В. «Административный арест и дисквалификация: основания,

условия и порядок применения». // «Адвокат». 2003. № 4. Информационная

система ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ: Версия 2004.

[30] Мельничук Г. В. «Административная ответственность за нарушение условий

лицензирования». // Право и экономика. 2003. № 3.// Информационная система

ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ: Версия 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.