рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Ответственность государственных органов за правонарушения в сфере государственного управления

В общей форме деликтоспособность конкретных субъектов конституционного права закреплена в ч.2 ст.15 Конституции РФ, закрепляющей их обязанность соблюдать Конституцию РФ, а также определяется конкретными законами. Другой круг субъектов конституционного права имеет право привлекать к конституционно-правовой ответственности (возбуждать этот вопрос). Это представительные органы государственной власти, Президент РФ, руководители субъектов Федерации, суды, избирательные комиссии. При этом во многих случаях субъекты, привлекающиеся к конституционно-правовой ответственности, являются в то же время субъектами, несущими эту ответственность.

Необходимо также рассмотреть вопрос об основаниях конституционно-правовой ответственности. Среди юристов нет единства по поводу нормативных оснований конституционной ответственности, так как одни включают туда не только нормы конституционного законодательства, но и аморальные поступки, нормы уголовного и финансового законодательства, другие – только нормы Конституции и конституционного законодательства (например, конституции и уставы субъектов Федерации, федеральные конституционные законы). Однако большинство все же сходится во мнении, что основанием конституционно-правовой ответственности служит, прежде всего, совершение субъектом конституционно-правовой ответственности конституционно-правового деликта, то есть деяния (действия или бездействия), которым причинен или мог быть причинен ущерб обществу или государству. Противоправность при этом выражается в нарушении или неисполнении конституционно-правовых норм. При этом, как уже говорилось выше, назначение конституционно-правовой ответственности не всегда сводится к наказанию, ее цель – стимулировать позитивную деятельность.

Существует несколько вариантов недолжного поведения субъекта: неприменение конституционно-правовой нормы, ее недолжное применение, прямое нарушение нормы. В некоторых составах конституционно-правовых правонарушений наряду с неправомерным поведением предусмотрена необходимость в доказательстве факта наступления вреда и наличие его причинной связи с нарушением нормы. Ряд ученых считают, что основанием конституционной ответственности может служить нарушение не только конституционных норм, но и принципов конституционного регулирования. Другие выдвигают в качестве такого основания ненадлежащее исполнение своих обязанностей, которое может происходить и при формальном соблюдении конституционных норм. Основанием конституционной ответственности является действие или бездействие, которое причинило или могло причинить существенный ущерб народу или государству, независимо от того, происходит при этом нарушение конституционных норм, или нет.

Особые споры вызывает субъективная сторона состава конституционно-правового правонарушения, точнее, вопрос вины. Если одни ученые считают, что в конституционном праве содержание вины лишь обладает определенными особенностями, то другие полагают, что требование обязательного наличия вины в совершении конкретного правонарушения сузило бы диапазон применения конституционно-правовой ответственности.

Ряд процедур, предусмотренных действующим законодательством для привлечения к ответственности органов государственной власти и местного самоуправления представляются неоправданно громоздкими (например, как приведенные выше процедуры привлечения к ответственности за издание неконституционных и незаконных актов) и нуждаются в корректировке в сторону упрощения. Следует подумать и над тем, чтобы в законодательстве появились гарантии против использования мер конституционной ответственности в качестве средства политической борьбы и злоупотреблений тех органов, которые будут принимать решение о привлечении субъектов права к конституционной ответственности. Так, можно установить правило о том, что предупреждение о привлечении к конституционной ответственности, и, тем более, само применение мер воздействия может быть вынесено только при условии наличия заключений иных структур.

Ряд ученых отмечают, что в действующем конституционном законодательстве отсутствуют меры конституционной ответственности, которые могли бы применяться к Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Конституционному Суду РФ и предлагают перечислить обязанности судов как субъектов конституционных правоотношений, сформулировать ряд конституционных правонарушений, влекущих ответственность судов и предусмотреть санкции за их нарушение, такие, как предупреждение о неконституционность органа и признание неконституционность конкретного органа.

В то же время следует подчеркнуть, что с учетом специфики конституционно-правовой ответственности необходимо критически подходить к высказываемым предложениям. Не всегда возможно установление причинно-следственной связи между деянием органа государственной власти (местного самоуправления) или должностного лица и наступившими последствиями. Так, можно вести речь об ответственности Правительства РФ за реализацию конкретных полномочий, например, таких, как своевременная разработка и представление бюджета. В то же время для того, чтобы определить насколько успешной была реализация общих полномочий Правительства (например, по совершению экономических преобразований в той или иной сфере), иногда требуются значительные временные промежутки или же специальный анализ причинно-следственной связи между деятельностью Правительства и достижением определенных показателей, что заставляет с осторожностью относиться к применению тех или иных мер конституционной ответственности.

Еще одним предложением может стать поддержка идеи учреждения в России административной юстиции, то есть создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных административных судов, что предусмотрено проектом федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» и проектом федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», которые были внесены Верховным Судом РФ и приняты Государственной Думой в первом чтении. Согласно названным проектам основной целью деятельности административной юстиции будет нормоконтроль, то есть рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ (в Судебной коллегии по административным судам Верховного Суда РФ), нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, а также нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, высших исполнительных органов государственной власти РФ, что поможет выявлять основания для применения к ним мер конституционной ответственности в случаях, установленных законодательством.

В сфере взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации выдвигались, в частности, предложения по введению в Конституцию РФ и действующее законодательство мер, которые могут быть отнесены к мерам конституционной ответственности, таких, как введение института прямого президентского правления или признание несостоятельности территории в том статусе, который ей предоставлен, и принятие решения о ее соответствующем преобразовании в случае кризиса власти на данной территории и невозможности органов власти субъектов Федерации исполнять конституционные полномочия.

Наконец, следует обратить внимание на то, что Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает, что Конституционный Суд РФ принимает послания. Представляется, что подобные послания должны быть посвящены различным аспектам состояния конституционной законности в Российской Федерации, в том числе - вопросам конституционной ответственности.

О некоторых вопросах законодательного регулирования ответственности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации:

Как представляется, в свете заявленной темы «Формы и механизмы ответственности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: перспективы законодательного обеспечения», речь может идти, прежде всего, об ответственности указанных органов как юридических лиц.

Общие положения об административной ответственности юридических лиц установлены ст.2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Конкретные составы административных правонарушений, влекущие ответственность, предусмотрены в 219 статьях Особенной части (главы 5 – 21) Кодекса. Однако ни одна из этих статей не предусматривает административную ответственность органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии со ст.1.4 Кодекса лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Что касается особых условий привлечения к административной ответственности и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), то, как предусмотрено ч.2 упомянутой статьи, они устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

В Уголовном кодексе РФ отсутствует ответственность юридических лиц. Однако санкции более чем 80 статей Уголовного кодекса РФ содержат наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Указанный вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься профессиональной или иной деятельностью (ч.1 ст.47 Уголовного кодекса РФ). Лишение этого права устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания (ч.2 ст. 47). Лишение этого права может назначаться в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ. Так, оно может быть назначено, если суд, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.3 ст.47).

Кроме того, содержание таких понятий как «лица, занимающие государственные должности Российской Федерации», и «лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации» раскрывается в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса РФ (п.3 примечания к ст.285).

1.2 Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении

государственный орган управление ответственность

С теоретической и нормативной точек зрения наиболее отработанной и практически действующей является юридическая ответственность, т.е. ответственность за нарушения конкретных норм законов, применяемая в определенных процессуальных формах управомоченными органами государственной власти и местного самоуправления. Не случайно основные определения ответственности в государственном управлении носят юридический характер1.

Ответственность обычно описывается следующим образом: это реализация таких отношений, урегулированных правом, в которых субъект управления, призванный сознательно выполнять определенные обязанности, умышленно, небрежно или по неосторожности не выполняет их или выполняет с нанесением социально значимого вреда интересам государства, общества, граждан, в результате чего создает юридический факт, в связи с которым специальные органы от имени государства применяют к нарушителю меры воздействия либо наказания, цель которых — восстановить нарушенный интерес (право) потерпевшего, покарать нарушителя, воспитать его и пресечь возникновение подобных нарушений со стороны других субъектов управления и тем самым создать условия для устойчивого правопорядка и государственной дисциплины в обществе и механизмах управления.

Юридическая ответственность непосредственно связана с неправомерными решениями, поступками и действиями людей, а в субъекте государственного управления — с правонарушениями со стороны должностных лиц и других государственных и муниципальных служащих.

1 См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерки теории). М.: Городец-издат, 2001; Публично-правовая ответственность субъектов Российской Федерации: материалы обсуждения. М.: РАГС, 2000 и др. работы.

Правонарушение есть отклонение от нормы (правила) поведения, установленной в законе или другом нормативном правовом акте. Нет нормы права — нет и правонарушения, что обусловливает актуальность своевременного и полного регулирования соответствующих общественных процессов, явлений и отношений. С позиции юридической ответственности деяния (действия или бездействие) людей подразделяются на проступки и преступления.

Обычно признаки правонарушения характеризуют посредством понятия «состав правонарушения». Каждое правонарушение совершается кем-то, каким-либо лицом, которое и представляет собой субъект правонарушения. Естественно, что правонарушение выражено в определенных деяниях, значимых для государства, общества, других людей, ибо посредством них нарушаются какие-то или чьи-то интересы, статусы, права и свободы. Эти признаки создают объективную сторону правонарушений. К ним относятся три элемента: противоправность совершенного деяния; наличие общественного и правового вреда, им причиненного; выявление (фиксирование) причинной связи между деянием и соответствующими негативными последствиями. Противоправное деяние характеризуется внутренним психическим отношением к нему самого лица, совершившего правонарушение, — наличием вины. Это психическое отношение образует субъективную сторону правонарушения. Каждое правонарушение имеет также определенный предмет посягательства, состоящий из различных отношений, процессов, интересов, прав и свобод, охраняемых правовыми нормами. Это — объект правонарушения.

Правонарушение состоит из всех названных элементов, в центре которых — причинная связь и вина. В частности, важное значение принадлежит мере вины. Умышленная вина проявляется в том, что правонарушитель знал требования правовых норм и сознательно, обдуманно пошел на их нарушение. Неосторожная вина возникает тогда, когда правонарушитель вел себя легкомысленно, небрежно, самонадеянно, хотя и знал, что подобные деяния могут привести к неблагоприятным последствиям — к правонарушениям.

Юридическая ответственность имеет универсальное применение в системе государственного управления, поскольку совершать правонарушения могут люди, действующие как в рамках субъекта государственного управления (в органах государственной власти и местного самоуправления), так и в управляемых объектах. В зависимости от характера правонарушений, юридическая ответственность подразделяется на виды, каждый из которых отличается санкцией и порядком ее применения.

Так, дисциплинарный проступок вызывает дисциплинарную ответственность. Соответствующие противоправные деяния связаны главным образом с нарушением норм (правил) труда, трудового распорядка и исполнения государственных должностей. Здесь дисциплинарное производство проходит ряд стадий: а) возбуждение производства по факту правонарушения; б) рассмотрение дисциплинарного дела — определение и оценка состава правонарушения; в) принятие решения о мере санкции — виде дисциплинарного взыскания и его исполнении; г) обжалование (при необходимости) решения по дисциплинарному делу.

Виды и порядок применения дисциплинарной ответственности предусмотрены специальным дисциплинарным законодательством, конкретизированным применительно к различным категориям работников и служащих, в том числе государственных служащих. Ответственность последних наступает в соответствии с Федеральным законом 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 14). Но здесь же предусмотрено издание федерального закона о порядке применения и обжалования дисциплинарных взысканий, которого на момент написания этих строк еще не было. Дисциплинарные взыскания накладываются, как правило, вышестоящим руководителем (должностным лицом) в порядке подчиненности. Они имеют определенный срок действия и могут сниматься. Дисциплинарная ответственность обладает большими возможностями формирования рациональных отношений между людьми, укрепления порядка и организованности.

С административным проступком связана административная ответственность. Поэтому очень важно уметь отличать административный проступок от дисциплинарного, связанного с несением трудовых и служебных функций, с одной стороны, и от гражданско-правового правонарушения и уголовного преступления — с другой. Административный проступок представляет собой противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел. Существование таких общеобязательных правил (норм) вызвано тем, что в современной жизни очень много видов человеческой активности, технологических процессов, использования технических средств несет опасность, как для самих субъектов данных дел, так и для окружающих, причем опасность как чисто физического свойства, так и материального. В результате нарушения таких правил гибнут люди, и наносится огромный материальный ущерб, административные проступки перерастают в уголовные преступления.

Административная ответственность — это меры официального государственного осуждения и принуждения в виде административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений.

Существенные изменения в административную ответственность внесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в действие с 1 июля 2002 г. В соответствии с ним административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1).

В новый КоАП(*) были введены следующие новации:

• субъектом административного правонарушения признаны как

• физические, так и юридические лица;

• административной ответственности подлежит лицо, достигшее

• к моменту совершения административного правонарушения воз

• роста шестнадцати лет (ст. 2.3);

•        определены особенности административной ответственности

должностных лиц (ст. 2.4), военнослужащих и иных лиц, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5),

иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.6), юридических лиц (ст. 2.10);

• взамен административного взыскания установлено административное наказание и исчерпывающе определены его виды (ст. 3.1 и

• 3.2);

• дан перечень субъектов рассмотрения дел об административных правонарушениях — судьи (мировые судьи), комиссии по делам

• несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также органы и учреждения

• органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

• административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 22.1);

• основательно прописано производство по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1—30.11);

• прописан порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (ст. 31.1—32.11).

(*)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 27.05.2010 г.)

В целом сделан крупный шаг на пути совершенствования всех аспектов административной ответственности.

В системе государственного управления в условиях рыночной экономики и свободного гражданского общества активное развитие получают гражданско-правовые отношения между гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, в качестве которых могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления (см. ст. 124 — 126 Гражданского кодекса Российской Федерации). При осуществлении таких правоотношений нередки случаи нарушения права собственности, обязательств, договоров и других гражданско-правовых актов. Сюда же примыкают и правонарушения в сфере земельного, водного, лесного, трудового, семейного и иных отраслей права. Эти правонарушения предполагают гражданско-правовую ответственность, которая имеет в большинстве случаев не санкционный, а восстановительный характер. Ее цель — обеспечить восстановление нарушенного права, принадлежащего гражданину или юридическому лицу.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд. В ст. 12 Кодекса указаны способы защиты гражданских прав. Установлено также, что «ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными» (ст. 13). Вступление в действие с 1 января 1995 г. Гражданского кодекса Российской Федерации создало принципиально новую ситуацию для гражданско-правовых отношений в системе государственного управления, которую необходимо использовать для развития общества и улучшения управления.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.