Дипломная работа: Русско-японские отношения в 1895-1916 гг.: от конфронтации к союзу
Таким образом, фактически
имеются все основания считать договор о протекторате, по которому Япония захватила
в свои руки руководство внешними сношениями Кореи, незаконным.
22 ноября 1905 г. японское
правительство опубликовало официальную декларацию об установлении протектората над
Японией, а уже 24 ноября 1905 г. миссия США в Корее первой из всех иностранных миссий
была закрыта.[131]
Однако указ японского императора
№267 от 20 декабря 1905 г. о правах и обязанностях генерального резидента в Корее
нарушал не только договор с Корей, но и Портсмутский договор с Россией, в протоколе
которого обуславливалось оформлением соответствующим соглашением с корейским правительством
каждого мероприятия японского правительства, ущемляющего корейский государственный
суверенитет. Японский император давал своим указом санкцию генеральному резиденту
в Корее вмешиваться во внутреннее управление страной, захватывая в свои руки важнейшие
функции корейского правительства.
Английские и американские
империалисты помогли Японии закрепить её военные успехи, достигнутые при их помощи
в Портсмутском мирном договоре. Однако Япония, превратившись в крупнейшего претендента
на господство на Дальнем Востоке, вовсе не намеревалась уступать плоды своих успехов
– это должно было привести к росту противоречий.[132]
Военная победа над Россией
принесла Японии статус мировой державы. Подписанный договор, укрепив позиции японцев
в Северо-Восточном Китае и Корее, существенно изменили баланс политических сил на
Дальнем Востоке. С безраздельным европейским доминированием в этом регионе было
окончательно покончено. Мощному удару подвергся и европоцентризм, лежавший в основе
мировой политики того времени.[133]
Япония смогла нанести
поражение Китаю в 1895 г., а затем, укрепив армию и флот, заручившись поддержкой
Англии и США, начать войну с Россией и добиться, хотя и частично, реализации программы
агрессии на материке. Не в последнюю очередь это было вызвано определённой изоляцией
России на международной арене и нежеланием её союзников идти на конфронтацию с Англией
ради помощи России. Также Россия переоценила свои военные возможности на Дальнем
Востоке и поставила во главе армии бездарное командование.
В 1905 г. после поражения
в войне произошла переориентация в направлении русской дипломатии. Росла напряжённость
в Европе между англо-французским и австро-немецким блоками, а в самой России началась
революция 1905-1907 гг. Противоборствующие силы стремились перетянуть Российскую
империю на свою сторону, да и в самой России велась оживлённая дискуссия о том,
что делать дальше. Но стало понятно, что основная международная борьба будет происходить
в Европе, и Россия будет не в состоянии проводить активную политику на Дальнем Востоке
в ближайшее время.
Япония, заключив Портсмутский
мир, стремилась развить свой успех, однако натолкнулась на противодействие своих
вчерашних союзников – США и Англии. Получение статуса великой державы стимулировало
Японию к поиску новых союзников для продолжения экспансии на материке.
россия
япония конфронтация союз
Глава 3. От примирения
к совместным действиям (1906-1916 гг.)
Портсмутский мир не решил
многих проблем и рассматривался более как промежуточный акт, прекращающий состояние
войны, нежели документ, закладывающий основы мира и дружеских отношений между странами.
Многие аналитики думали, что это только перемирие и за ним последует продолжение
войны. Подписанный незадолго до этого второй англо-японский договор только усиливал
пессимистические прогнозы.[134]
Японские милитаристы в 1906г.
добились принятия новой расширенной программы увеличения армии и флота, затягивали
выполнение условий Портсмутского договора об эвакуации войск из Маньчжурии, в то
время как царские войска выводились досрочно.[135]
Япония продолжала энергичную милитаристскую деятельность в Маньчжурии и Корее, укрепляя
занятые районы, создавая базы и проводя подрывную работу в Северной Маньчжурии,
Монголии и Синьцзяне.[136] Особенно пугало русские
правящие круги непрерывное увеличение численности японских войск в Корее и Северной
Маньчжурии. Неудивительно поэтому, что Петербург в конце 1905 – начале 1906 гг.
находился в состоянии постоянной тревоги.[137] Русско-японские отношения
двух первых послевоенных лет развивались под влиянием начавшейся перегруппировке
сил среди империалистических держав и вплоть до 1907 г. заключался в реализации
статей и положений Портсмутского договора.[138] Японцы оказывали дипломатический
нажим на Россию во время переговоров по уточнению положений Портсмутского договора.[139]
Русско-японские переговоры
о торговом договоре и рыболовной концессии, заключение которых предусматривалось
Портсмутским договором, не продвигались вперёд, ибо японская сторона выдвигала требования,
далеко выходившие за пределы условий Портсмутского договора; отношения между Россией
и Японией в конце 1905 г. и начале 1906 г. продолжали оставаться весьма напряжёнными.[140]
Но обострение русско-японских
отношений в тот период не отвечало интересам британского и французского империализма.
Россия отказывалась заключить соглашение с Англией, т. е. примкнуть к Антанте, до
тех пор, пока не будут урегулированы русско-японские отношения, т. е. пока русскому
Дальнему Востоку не будет угрожать вторичное нападение Японии.[141]
Правительства Англии и Франции решили оказать давление на Японию, имея в виду её
тяжёлое финансовое положение, для того чтобы несколько умерить аппетиты японской
военщины.[142]
Несмотря на противоречия между
Англией и Россией уже осенью 1905 г. английская сторона начала поиск для возможных
договорённостей. Готовность найти компромисс с Россией была выражена в сопроводительном
письме к англо-японскому договору 1905 г., переданном русскому посланнику 4 сентября
1905 года. Эти настроения в английском правительстве были вызваны опасеньями дальнейшего
сближения России с Германией, наметившегося в ходе русско-японской войны и закреплённого
договорённостями двух императоров в Бьёрке 24 июня 1905 г., фактически означавший
военный союз между двумя странами. Разрушить возможный союз можно было только путём
сближения с одним из потенциальных противников.[143]
На рубеже 1906-1907 гг. выход
из тупика в переговорах России с Японией открыла перспектива их политического сближения.[144]
Японское правительство приняло в начале 1907 г. предложение министра иностранных
дел России Извольского о заключении общеполитического соглашения. Начало переговоров
по этому соглашению вывело из тупика переговоры по рыболовной конвенции и торговому
договору.[145] Ослабление военно-политического
потенциала России в результате поражения на Дальнем Востоке заставляет империю перейти
от наступательной стратегии к поддержанию статус-кво на азиатских границах, пусть
и в тактических целях.[146] После поражения России в
войне 1904-1905 гг. император Николай II утратил
интерес к Дальнему Востоку и полностью переключился на европейские проблемы.[147]
30 июля 1907 г. была подписана
русско-японская общеполитическая конвенция относительно раздела сфер влияния в Маньчжурии
и Монголии.[148]
Она подтверждала Портсмутский договор и предусматривала упрочнение мирных отношений
на основе размежевания сфер влияния. Секретное соглашение, приложенное к конвенции,
фиксировало раздел Маньчжурии на японскую (южную) и русскую (северную) сферы влияния.
Кроме того, признавалось, что Корея всецело переходит под контроль Японии, а Россия
имеет специальные интересы во Внешней Монголии.[149] Вместо прежней линии разграничения
сфер влияния России и Японии, которая по Портсмутскому договору была установлена
через ст. Куанченцзы, новая линия проходила через ст. Сунгари, на 120 км. севернее
Куанченцзы.[150]
28 июля 1907 г. состоялось
подписание рыболовной конвенции: японские рыбопромышленники получали право лова
и ведения морского промысла вдоль побережья Японского, Охотского и Берингова морей,
за исключением 34 бухт. Японским рыбопромышленникам разрешалось ловить и обрабатывать
рыбу на специальных участках, сдаваемых в аренду с торгов. В отношении участия в
торгах японским подданным предоставлялись равные права с русскими. С японских промышленников
не взимались пошлины за рыбу и другие продукты моря, Выловленные в Приморской и
Амурской областях в тех случаях, когда они предназначались для вывоза в Японию.
Сам факт допущения японских рыбопромышленников в русские воды, не говоря уж об уступках,
сделанных Россией, практически полностью отдавали рыбные богатства Приморья в руки
японцев.[151]
Также 28 июля 1907 г. был
заключён торговый договор – царская Россия вынуждена была пойти на ряд существенных
уступок Японии. Японским подданным были предоставлены следующие права: право владения
недвижимым имуществом, право занятия земледелием, промыслами и торговлей наравне
с коренным населением; устанавливались такие же, как и для местного населения, пошлины
и сборы на ввозимые товары; переписка дипломатических и консульских чиновников освобождалась
от цензуры; были установлены минимальные сборы для японских подданных при выдаче
паспортов и прописке; ввоз товаров с Ляодунского полуострова для японцев в отношении
пошлин был поставлен в одинаковые условия с ввозом товаров из Маньчжурии.[152]
В 1907 г. было заключено также
англо-русское соглашение об Иране, Афганистане и Тибете, которое ослабило на известное
время серьёзные империалистические противоречия, вызывавшие враждебные отношения
между Англией и Россией во всей Азии и в частности в Китае.[153]
В отличие от англо-французского альянса, который основывался на взаимных гарантиях
безопасности, соглашение между Россией и Великобританией – не предусматривало принятие
сторонами каких-либо обязательств и не ограничивало, таким образом, свободу действий.[154]
Дальнейший рост вооружённых
сил Японии определялся не столько возможным в будущем столкновении с Россией, сколько
назреванием в этом районе японо-американских империалистических противоречий и намерении
использовать эти силы для поддержания порядка в метрополии и создаваемой колониальной
империи. Место и роль, которые отводились вооружённым силам России на Дальнем Востоке,
определялись послевоенной политикой царизма в этом регионе, направленноё на сохранение
оставшихся здесь приобретений и интересов.[155]
Россия стремилась улучшить
свои отношения с Японией, подчёркивая своё желание соблюдать соглашение 1907 г.
Руководящие деятели в многочисленных выступлениях заявляли о лояльности царского
правительства в отношении Японии. Выступая в Государственной Думе в январе 1908
г. о преобразовании русской миссии в Токио в посольство, Извольский указывал, что
«Портсмутский договор во многих отношениях имел, в сущности, прелиминарный характер.
Как с нашей, так и с японской стороны обнаруживалось явное недоверие к прочности
созданного Портсмутским договором положения», поэтому потребовалось добиться изменения
общей обстановки отношений с Японией. Соглашение от 30 июля 1907 г., подчеркнул
Извольский, «является как бы звеном в цепи других соглашений… и гармонирует с общей
системой наших международных договоров». Таким образом, прочность этого соглашения
царизм усматривал в своём участии в Антанте, через посредничество которой он и надеялся
удерживать Японию от попыток дальнейшей экспансии в отношении русских владений.[156]
С 1907 г. начинают заметно
обостряться японо-американские отношения. Однако в основе обострения японо-американских
отношений лежали не расовые противоречия, а столкновение интересов американских
и японских монополий, закрытие японцами Маньчжурии, крайне болезненно воспринятое
в США.[157]
Следовательно, японская политика
теперь анализируется с позиций, с одной стороны, постепенного усиления взаимозависимости
европейского и дальневосточного театров мировой политики, и соглашения 1907 г.,
как важного шага в этом направлении, с другой стороны – активизации американского
проникновения в Маньчжурию, породившего острые японо-американские противоречия,
ставшие существенным стимулом для русско-японского сближения.[158]
Тем временем 27 апреля 1909
г., в результате начатых в феврале двусторонних переговоров в Пекине состоялось
подписание предварительного русско-китайского соглашения о порядке управления в
полосе отчуждения КВЖД. Текст соглашения не был предан гласности, и только с течением
времени, когда вопрос о самоуправлении на территории дороги достиг опасной остроты
и привлёк всеобщее внимание, сообщение было опубликовано в русской печати. Как само
соглашение, так и последовавшее за ним 11 мая 1909 г. утверждение харбинского и
других муниципальных управлений, оказались для США и их партнёров по противодействию
России в Маньчжурии большой и неприятной неожиданностью. В Вашингтоне должны были
признать игру проигранной. Россия преодолела созданные ей трудности, а американским
монополиям не удалось при этом вбить клин в налаживаемые русско-японские отношения,
ни спровоцировать кризис во взаимоотношениях России с Китаем.[159]
6 ноября 1909 г. государственный
департамент США обратился к державам с так называемым меморандумом Нокса об интернационализации
КВЖД и ЮМЖД. Однако Манчжурия уже фактически была разделена на русскую и японскую
сферы влияния и ни та, ни другая сторона не имела никакого желания допускать в Маньчжурию
другие державы. Союзные отношения, связывающие Россию с Францией и Японию с Англией,
предопределяли, что к предложению Нокса все четыре державы отнесутся отрицательно,
что и произошло. Предложение Нокса было не только отвергнуто, но и привело к последствиям,
противоположным тем, на которые рассчитывала американская дипломатия – к усилению
русского и японского влияния в Маньчжурии.[160]
Этот проект встревожил Японию и Россию и подтолкнул их к дальнейшему сближению.[161]
8 ноября 1909 г. японский
посол Мотоно посетил министра иностранных дел России Извольского с предложением
превратить существующие между Японией и Россией отношения в формальный союз, перед
которым будет преклоняться не только Китай, но и все другие державы, с тем чтобы
Россия, опираясь на Японию, могла отстаивать принадлежавшие обществу КВЖД железные
дороги в силу контракта 1896 г. права. Докладывая царю об этих представлениях, Извольский
приходил к выводу, что Россия поставлена в необходимость теперь же избрать окончательный
путь для российской дальневосточной политики. На что Николай II указал, что путь который следует избрать теперь: это вступление
с Японией в теснейшее соглашение.[162]
В Японии приходят к выводу,
что у России нет наступательного плана, и что она думает только об одной обороне,
рассчитанной на отражение нападения, которое было бы сделано на неё.[163]
Япония, сделавшись великой державой, благодаря своему могучему флоту, страшна только
морским державам – Англии, Америке, Германии, для которых столкновение с Японией
в более или менее близком будущем вероятно, если не неизбежно.[164]
4 июля 1910 г. было подписано
русско-японское соглашение, состоящее из двух частей – гласной и секретной. Обе
стороны в целях облегчения сношений и развития международной торговли взаимно обязывались
оказывать друг другу содействие, воздерживаясь от всякого соревнования в достижении
этой цели, а это, по сути, значило, что в сфере торговли и железных дорог в Маньчжурии
Россия и Япония будут сами воздерживаться от соперничества, а также не допустят
соревнования со стороны других держав. Каждая из сторон обязывалась поддерживать
и уважать статус-кво в Маньчжурии и вступать в незамедлительные переговоры между
собой в целях соглашения мер, которые они сочтут нужным принять для сохранения статус-кво.
Таким образом, явствовало, что Россия и Япония солидарны в стремлении отстоять статус-кво
своего положения в Маньчжурии, и намерены допускать сюда третьи державы.[165]
В секретной части договора
1910 г. говорилось о том, что Япония и Россия предоставляют друг другу право свободно
принимать все необходимые меры для защиты своих специальных интересов (каждая в
своей сфере влияния) и в случае посягательства на эти интересы с третьей стороны
оба государства договаривались о взаимной поддержке.[166] Также Россия пошла на уступки
– она обязалась не противодействовать ни коим образом дальнейшим укреплению и развитию
специальных интересов другой стороны в сфере её влияния, т. е. не возражать против
аннексии Кореи.[167]
В отличие от конвенции 1907
г., где говорилось о сферах влияния (имелись в виду главным образом экономические
интересы), здесь указывалось на сферы специальных интересов, что включало в себя
всю совокупность политических, экономических и военных интересов. Это уже напоминало
союз.[168]
Следующим шагом американских
империалистов, направленным на проникновение в Маньчжурию, была организация по их
инициативе международного консорциума банков для совместного предоставления займов
китайскому правительству. В этот консорциум входили США, Англия, Германия и Франция.
15 апреля 1911 г. четверной
консорциум заключил соглашение с цинским правительством, по которому предоставлял
ему 5-процентный займ в 10 млн. ф. ст. для реформы и унификации денежного обращения
в стране (70% суммы) и для развития некоторых предприятий в Маньчжурии (остальная
сумма). Особое место в этом соглашении занимала его 16-я статья, согласно которой
предусматривалось, что в случае, если китайскому правительству потребуются дополнительные
средства для завершения предприятий, начатых на деньги, полученные по данному займу,
то оно должно сперва обратиться за новым займом к консорциуму и лишь после его отказа
имеет право договариваться с другими источниками финансирования. Суть этой статьи
заключалась в том, чтобы в сфере займов замкнуть Китай на консорциум, который в
дальнейшем стал бы единственным кредитором Китая со всеми вытекающими отсюда экономическими
и политическими последствиями для русских и японских интересов в Маньчжурии. Существенно
отметить, что цинское правительство гарантировало займ доходами маньчжурских провинций
Китая.[169]
Россия и Япония не были включены
в этот банковский консорциум. Ввиду этого, несомненно, по договорённости с Японией,
царское правительство приняло все меры для того, чтобы расстроить консорциум.[170] Россия
и Япония чрезвычайно резко выступили против организации банковского консорциума
без их участия и против распространения его деятельности на Маньчжурию. Англия и
Франция стали на их сторону. После длительных переговоров консорциум четырёх держав
превратился консорциум шести держав (1912 г.). После вступления в консорциум России
и Японии он потерял интерес для американских империалистов и политиков.[171]
Во время китайской революции
1911-1913 гг. интересы Японии в Монголии столкнулись с интересами царской России.
В декабре 1911 г. монгольские князья, изгнав маньчжурские власти, провозгласили
автономию Внешней Монголии.[172]
11 января 1912 г. царское правительское сообщение о перевороте во Внешней Монголии
указывало, что Россия, имея крупные торговые интересы в Монголии, желает установления
прочного порядка в этой области и не допустит войны между Монголией и Китаем. Поэтому
царское правительство предложило Китаю своё посредничество в переговорах с Монголией
на условиях отказа Китая от установления китайской администрации в Монголии, отказа
от посылки туда китайских войск и от колонизации Монголии китайцами.[173]
Японские империалисты решили
использовать эти события, чтобы проникнуть во Внутреннюю Монголию. Боясь противодействия
со стороны России, японское правительство предложило царскому правительству пересмотреть
соглашение 1910 г. о сферах влияния в Маньчжурии и распространить его действие на
Монголию. Япония требовала признания её специальных интересов в Восточной части
Внешней Монголии и во Внутренней Монголии. Царское правительство отказалось принять
японское предложение, выдвинув другой вариант разграничительной черты – по Пекинскому
меридиану.[174]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|