рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Земли особо охраняемых территорий

В лесах, расположенных на территориях национальных природных заказников запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанных в ч. 3 ст. 103;

б) перечисленных в ст. 22-24 Закона о природных территориях;

7) памятники (также указанные в ст. 103) - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы (в т.ч. леса, лесные участки), а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального, регионального значения. В лесах, расположенных на территориях памятников природы запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанных в части 3 ст. 103;

б) перечисленных в ст. 25-27 Закона о природных территориях;

8) к лесам, расположенным в иных особо охраняемых природных территориях; относятся в частности, леса, расположенные в:

а) дендрологических парках и ботанических садах. Они являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений (в т.ч. и лесных) в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной, просветительской деятельности (ст. 28-30 Закона о природных территориях);

б) лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Они представляют собой территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладают природными лечебными ресурсами (в т.ч. лесными) (ст. 31, 32 Закон о природных территориях)[27].

Анализ положений частей 4-6 ст. 103 показывает, что:

1) в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях сплошные рубки лесных насаждений:

а) по общему правилу - запрещены;

б) разрешаются лишь в случаях предусмотренных отдельными федеральными законами. Особенности проведения выборочных и сплошных рубок в таких лесах определяются положениями (они должны быть утверждены в отношении каждого вида особо охраняемых природных территорий, это предусмотрено в ст. 6, 12, 19, 22, 26 Закона о природных территориях);

2) в указанных выше лесах (за исключением лесов, расположенных на территориях биосферных полигонов) запрещается любое (т.е. в любых целях и в любых объемах, формах) использование токсичных химических препаратов;

3) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.15.07 N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений", на эту федеральную службу возложена функция по выдаче (на срок их действия до 01.01.08) лесорубочных билетов, ордеров и (или) лесных билетов, для выполнения лесохозяйственных работ в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104 ЛК РФ).

Применяя нормы ст. 104 нужно учитывать, что:

1) водоохранные зоны (упомянутые в ст. 104) - представляют собой территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также для сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В их границах устанавливаются прибрежные защитные полосы (на территории последних вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности). Ширина водоохранной зоны (она обычно устанавливается от береговой линии, а при наличии ливневой канализации и набережных - границы прибрежных защитных полос - совпадают с парапетами набережных, а ширина водоохранной зоны устанавливается от парапета набережной):

а) рек или ручьев устанавливается от их истока в размере:

- 50 м - для рек и ручьев протяженностью до 10 км;

- 100 м - для рек и ручьев протяженностью от 10 км до 50 км;

- 200 м - для рек и ручьев протяженностью от 50 км и более.

Если протяженность рек и ручьев составляет менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Радиус водоохранной зоны рек истоков реки и ручьев устанавливается в размере 50 м;

б) озера, водохранилища (за исключением озера, расположенного внутри болота или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. километра) - устанавливается в размере 50 м;

в) озеро "Байкал" - устанавливается в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.05.99 N 94 "Об озере Байкал" (она доходит до 200 км на запад и северо-запад от самого озера);

г) моря (речь идет о морях, омывающих берега РФ) - составляет 500 м.

Водохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов. Для рек (их частей) помещенных в закрытые коллекторы - водоохранные зоны не устанавливаются. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м - для обратного или путевого уклона; 40 м - для уклона до 3 градусов; 50 м - для уклона 3 и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовки рыб и т.д.) устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель (ст. 65 Водного кодекса);

2) в лесах, расположенных в водоохранных зонах запрещается:

а) проведение сплошных рубок, или действия, прямо указанные в ч. 1 ст. 104;

б) осуществление деятельности или действий, указанных в ст. 65 Водного кодекса. В частности, в таких лесах запрещается:

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих, ядовитых веществ;

- использование сточных вод для удобрения лесов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений и т.д.

Кроме того, в прибрежных защитных полосах (и лесах, расположенных в границах таких полос) дополнительно запрещаются распашка земель, выпас скота, организация лесных лагерей и ванн для домашних животных, размещение отвалов размываемых грунтов[28].

Для правильного применения ст. 104 необходимо также иметь в виду следующее:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (а не госорганы субъекта РФ, даже если водоохранные зоны расположены на территории того или иного субъекта РФ) должен установить особенности:

а) использования лесов, расположенных в водоохранных зонах (в т.ч. и в прибрежных полосах);

б) охраны и защиты лесов, расположенных в указанных зонах;

в) восстановления, а также ухода за лесами, лесоразведения, иных форм воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах;

2) в настоящее время - такие особенности еще не установлены. В связи с этим необходимо:

а) руководствоваться правовыми актами принятыми до 01.01.07 и посвященными использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в водоохранных зонах;

б) применять указанные правовые акты лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201).

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 ЛК РФ, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Анализ положений ст. 105 ЛК РФ «Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов» позволяет сделать ряд важных выводов:

1) к "лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов" (а именно им посвящена ст. 105) относятся леса:

а) расположенные на землях природоохранного назначения (за исключением защитных лесов и лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий;

б) расположенные в зеленых зонах (в т.ч. и на землях поселений) они обычно включаются в состав пригородных зон (ст. 86 Земельного кодекса);

в) расположенные в лесопарках;

2) в указанных выше лесах запрещается:

а) проведение сплошных рубок. Однако проведение выборочных рубок разрешается и в данных лесах. Кроме того:

- если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения лесов и выполняемых ими функций - даже сплошные рубки - допускаются (часть 4, ст. 17 ЛК);

- разрешается проведение сплошных рубок в случаях установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса;

б) даже проведение выборочных рубок, если они проводятся в иных целях (нежели вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений). Цель вырубки должна быть подтверждена и документально оформлена перед началом выборочной рубки. В противном случае виновные могут быть привлечены к административной, имущественной или к уголовной ответственности.

в) проведение иных видов хозяйственной деятельности, поскольку такая деятельность запрещена нормами федеральных законов;

3) в зеленых зонах (а они признаются одним из видов лесов, выполняющих функции защиты природных объектов и иных объектов) запрещаются:

а) виды использования лесов, исчерпывающим образом перечисленные в пунктах 1-5 части 3 ст. 105. Однако иные виды использования лесов даже в зеленых зонах - разрешены. Аналогично разрешается вопрос и в отношении лесопарков;

б) другие виды хозяйственной деятельности - в той мере, в какой это запрещено нормами федеральных законов (например, Земельного кодекса, Водного кодекса), иных нормативно-правовых актов.

1. Ценные леса:

1) включает в себя следующие леса:

а) государственные (в т.ч. и общефедеральные) защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса (в т.ч. и искусственно разведенные в целях борьбы против водной, ветровой, иной эрозии);

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение (например, леса, в которых проводится научные исследования в области лесного семеноводства, разведения лесов);

д) орехово-промысловые зоны (в т.ч. и зоны по сбору грибов, ягод, иных лесных пищевых ресурсов);

е) лесные плодовые насаждения (например, леса, где выращиваются отдельные сорта данной группы), а также ленточные сборы (ст. 102 ЛК);

2) относятся к лесам, в которых запрещено проведение сплошных рубок деревьев, кустарников и иных лесных насаждений. Однако:

а) выборочные рубки;

б) в виде исключения разрешается проведение сплошных рубок даже в ценных лесах, но лишь в той мере, в какой:

-выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения лесов и выполнения ими полезных функций (часть 4 ст. 17 ЛК);

-это вызвано обстоятельствами непреодолимой силы (пожары, наводнения, войны и т.п.).

Особо защитные участки лесов (нормы ст. 107):

1) включают в себя такие участки лесов, как:

а) берегозащитные (в т.ч. в отношении берегов рек, озер, ручьев) почвозащитные (в т.ч. и от засорения, заболочения) участки лесов (они могут относиться к лесам различных категорий), расположенных вдоль водных объектов (например, озер, водохранилищ), склонов оврагов;

б) опушки лесов (в т.ч. и в составе лесного фонда, и иных категорий), граничащих с безлесными пространствами (например, со степью);

в) постоянные (а не временно создаваемые и не сезонные) лесосеменные участки;

г) заповедные лесные участки (где растут деревья, кустарники, лианы, в сохранении которых заинтересовано общество, государство, отдельные граждане и организации);

д) участки лесов, с наличием реликтовых и эндемичных растений (независимо от их площади, количества, расположения);

е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных (например, занесенных в Красную книгу РФ или в Красную книгу субъекта РФ);

ж) другие особо защитные участки лесов. Систематический анализ ст. 107 и ст. 102 ЛК показывает, что перечень особо защитных участков лесов - законодатель оставил открытым: федеральными законами и законами субъектов РФ к их числу могут быть отнесены (с учетом специфики данной местности, складывающийся экономической обстановки, глобальных процессов и т.п.) и другие участки лесов;

2) могут быть выделены и в защитных лесах и в эксплуатационных лесах: вывод основан на систематическом толковании норм ст. 107 с одной стороны и норм ст. 102, 108 ЛК - с другой стороны. Кроме того, они могут быть созданы и в резервных лесах. В практике возник вопрос, нет ли противоречий между нормами ст. 107 и ст. 102 ЛК (последние исходят из того, что особо защитные участки лесов могут быть выделены лишь в защитных лесах и в эксплуатационных лесах? Противоречие - очевидное и его нужно устранять. Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что в соответствии со ст. 109 ЛК, использование резервных лесов допускается только после отнесения их к эксплуатационным лесам и к защитным лесам (а это означает, что даже те виды использования лесов, которые предусмотрены в ст. 107, в резервных лесах (до их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам) - не допускается. Видимо Верховному Суду РФ и ВАС РФ целесообразно определить свои позиции по данному вопросу положений ст. 102, 107, 109 ЛК). Впредь до этого следует руководствоваться (но лишь в той мере, в какой будет обеспечено соблюдение норм ст. 109 ЛК!) положениями ст. 107: в данном случае они имеют приоритет перед нормами ст. 102 ЛК (как правила специальные перед правилами общими);

3) следует отличать от т.н. лесных участков. В частности, на "лесном участке" могут быть выделены один или несколько "особо защитных участков лесов" (в т.ч. территориально обособленных друг от друга).

2. Применяя правила ст. 107 нужно также обратить внимание на то, что:

1) на заповедных лесных участках (а это одна из разновидностей особо защитных участков лесов) запрещается:

а) проведение не только сплошных, но и выборочных рубок деревьев, кустарников, лиан;

б) осуществление деятельности несовместимой с их ценным назначением и полезными функциями (это прямо вытекает из положений части 5 ст. 102 ЛК);

2) на других особо ценных участках лесов (например, на берегозащитных участках лесов, на постоянных лесосеменных участках и т.д.):

а) проведение сплошных рубок лесных насаждений - по общему правам запрещено. Оно разрешается лишь в той мере, в какой осуществление выборочных рубок не обеспечивает замену лесных насаждений (например, деревьев), утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции на лесные насаждения, обеспечивающим сохранение целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК). В любом случае и осуществление сплошных рубок, и проведение выборочных рубок на таких участках лесов - допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках;

б) проведение выборочных рубок лесных насаждений - по общему правилу - разрешается. Однако и такие рубки запрещены, если они осуществляются для целей, не связанных с вырубкой погибших (в т.ч. засохших, сгоревших после удара молнии и т.д.) либо поврежденных (с учетом степени повреждения) лесных насаждений;

в) осуществление деятельности несовместимой с целевым назначением и полезными функциями данных участков лесов - не допускается;

3) установление границ особо защитных участков лесов, а также отнесение того или иного участка к таковым - осуществляют госорганы (в т.ч. федеральные) с учетом их полномочий.

В соответствии с ч. 2 ст. 107 лишь на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (даже если сам особо ценный участок леса находится в муниципальной собственности или в собственности субъектов РФ) возложена обязанность устанавливать особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства участков лесов, упомянутых выше[29].

земля охрана водный лес правовой


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Закрепленный земельным законодательством состав земель природоохранного назначения должен быть изменен путем включения земель охранных зон, прилегающих к землям особо охраняемых природных территорий, и исключения из него земель, занятых защитными лесами и противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными насаждениями. Предложенная в работе структура земель природоохранного назначения в большей степени отвечает целям охраны вышеназванных компонентов природной среды.

Законодательное закрепление правового режима земель природоохранного назначения является фрагментарным и недостаточным, что создает проблемы в правоприменительной практике при определении категории земель, учете земель, ведении государственного земельного кадастра, а также проблемы, связанные с охраной иных компонентов природной среды (например, охрана лесов от несанкционированных вырубок).

В целях наиболее эффективной охраны компонентов природной среды, с которыми сопряжены земли природоохранного назначения, земельно-правовые нормы, уточняющие правовой режим этих земель, должны быть закреплены в основном не в земельном, а в ином природоресурсном законодательстве (водном, лесном, об охране водных биологических ресурсов, об охране земель сельскохозяйственного назначения и т.д.).

В земельном и ином природоресурсном законодательстве отсутствует единый понятийный аппарат в отношении земель природоохранного назначения. Необходимо унифицировать юридические термины, используемые в отношении земель водоохранных зон водных объектов, запретных и нерестоохранных полос, а также земель, занятых защитными насаждениями.

В связи с тем, что водоохранные зоны водных объектов (их правовой режим и размеры) устанавливаются в силу закона, следует отказаться от законодательного требования разработки проектов водоохранных зон вдоль всех водных объектов, осуществляя их разработку только для территорий, где научно обоснована такая необходимость. Отсутствие проектной и землеустроительной документации в отношении установления водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы, либо сведений о границах такой зоны (полосы) в документах, подтверждающих титульное владение земельным участком, не свидетельствует об отсутствии водоохранной зоны и не освобождает от ответственности за нарушение ее режима. При отсутствии в перечисленных документах сведений о границах водоохранной зоны следует руководствоваться минимальными размерами водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установленными Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404.

Следует принять санитарные правила, регулирующие строительство и эксплуатацию автономных систем водоотведения в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны поверхностных водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения.

Предлагается разработать на федеральном уровне комплексную методику определения размера вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения правового режима водоохранной зоны, запретной или нерестоохранной полосы, учитывающую совокупность таких факторов как причинение вреда водному объекту (поверхностному и подземному), водным биологическим ресурсам, околоводной растительности и животному миру, лесным ресурсам, землям, в том числе землям сельскохозяйственного назначения и т.д.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237

2.  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 4 октября 2010 г.)// Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301

3.  Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ 30 октября 2001 г. (с изменениями от 22 июля 2010 г.) // «Российская газета» 30 октября 2001 г. №211-212

4.  Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изм. от 27 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 16

5.  Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изменениями от 27 декабря 2009 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. № 23 ст. 2381

6.  Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ ( с изменениями от 22 июля 2010) //"Парламентская газета" от 14 декабря 2006 г. № 209

7.  Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" (с изм. от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995 г., № 17, ст.1462

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.