рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Земли особо охраняемых территорий

В связи с этим, а также исходя из того, что ведение государственного водного реестра в настоящее время только начинается (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 года N 253 предписывало МПР РФ утвердить правила внесения сведений в него до 1 июня 2007 года), сведения о точном прохождении береговой линии водного объекта на конкретном участке в некоторых случаях отсутствуют и не могут быть установлены без определенных процедур, на практике рекомендуется формировать (при фактической возможности) и получать земельные участки подальше от водных объектов. Вместе с тем если вода водного объекта на данном участке длительное время имеет постоянный уровень и это не нуждается в доказательствах, то установление ширины его водоохранной зоны не требует разработки каких-либо проектов: ВК это не предусмотрено.

В-четвертых, водоохранная зона - тех водных объектов, где она установлена надлежащим образом, - неоднородна и имеет условные "пояса": береговую полосу, прибрежную защитную полосу и часть водоохранной зоны, находящуюся за пределами прибрежной защитной полосы. Чем ближе пояс водоохранной зоны к воде, тем более жесткий режим использования он имеет.

Водоохранная зона имеется также и на островах, в том числе искусственных (на насыпных территориях). В зависимости от размеров острова он также имеет соответствующие "пояса" водоохранной зоны. Например, если остров - вытянутой формы и его ширина не превышает 40 метров, то весь остров имеет правовой режим "первого пояса" - береговой полосы.

В соответствии со статьей 6 ВК береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы) водного объекта. Она признана за всеми водными объектами, кроме болот, ледников, снежников, родников, гейзеров, рек в закрытых коллекторах, а также прудов и обводненных карьеров, находящихся в частной собственности. Ширина береговой полосы 20 метров, за исключением рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км., а также каналов независимо от их назначения и протяженности - для них 5 метров.

Береговая полоса - тех водных объектов, где она установлена - является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой ее части, а следовательно, требовать от других освобождения береговой полосы. Но эта норма в некоторых случаях не может быть исполнена, поскольку несовместима с такими целями водопользования, как строительство гидротехнических сооружений, проведение взрывных работ по изменению берега водного объекта и др. В связи с этим в решении о предоставлении водного объекта в пользование или в договоре водопользования рекомендуется на основании статьи 41 ВК указывать на право водопользователя устанавливать ограничение общедоступности водного объекта и его береговой полосы. Полное же занятие береговой полосы всего водного объекта приводит к прекращению общедоступности и его акватории.

Дополнительные ограничения использования береговых полос установлены статьей 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в отношении судоходных водных объектов (например, запрет установки огней, направленных в сторону судовых ходов). Исчерпывающий перечень внутренних водных путей РФ утвержден Распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 года N 1800-р.

Прибрежная защитная полоса находится "внутри" водоохранной зоны (часть 2 статьи 65 ВК) и также отмеряется от береговой линии. Но прибрежная защитная полоса никогда не совпадает с береговой полосой и не бывает меньше нее: она всегда шире[23].

Ширина прибрежной защитной полосы в населенных пунктах при наличии набережной совпадает с парапетом набережной, а при отсутствии набережной и за границей населенных пунктов (даже если там есть набережная) определяется от береговой линии в зависимости, как правило, от уклона берега: 30 метров - для берега с обратным или нулевым уклоном, 40 метров - для уклона до 3 градусов и 50 метров - для уклона более 3 градусов. Она должна проецироваться "по горизонтали", быть "продолжением уровня воды на сушу", а не по линии уклона берега. При определении границы прибрежной защитной полосы "не по горизонтали" она может оказаться всего в нескольких метрах от береговой линии (чем круче берег, тем ближе к воде).

Неясность градуса уклона берега на конкретном нужном участке означает необходимость проектирования границы прибрежной защитной полосы. Но в тех случаях, где градус уклона берега сомнений не вызывает, такие исследования не требуются, обязывание проводить их ВК не предусмотрено, а значит, незаконно.

Не по уклону берега ширина прибрежной защитной полосы определяется для расположенных в границах болот сточных и проточных озер и соответствующих водотоков, для рек и ручьев протяженностью менее 10 км. - для них она всегда 50 метров, а также для озера или водохранилтища, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение - для них всегда 200 метров. Причем для этих же озер и водохранилищ статья 65 ВК предусматривает водоохранную зону всего 50 метров, что является ошибкой: прибрежная защитная полоса не может быть шире водоохранной зоны, поэтому ширина всей водоохранной зоны таких водных объектов совпадает с прибрежной защитной полосой и составляет 200 метров.

Следует отметить, что статья 65 ВК в качестве водных объектов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение и, соответственно, более широкую водоохранную зону, рассматривает лишь озера и водохранилища. Ранее к ним относились и иные водные объекты (реки, моря), включенные в Перечень рек, их притоков и других водоемов, являющийся местами нереста лососевых и осетровых рыб, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 года N 554 (с последующими дополнениями).

Оно действует до сих пор и запрещает "производить заготовку леса на расстоянии менее одного километра от берега, а в районах расположения заводов и хозяйств по разведению лососевых и осетровых рыб - на расстоянии менее трех километров", но теперь только в отношении указанных в нем озер и водохранилищ. Для "возвращения" рек и морей (их частей) могущими (и должными) иметь статус водных объектов особо ценного рыбохозяйственного значения, необходимо соответствующее изменение ВК и (или) ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который предписывает Правительству РФ установить порядок образования рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, что за более чем два года это так и не было сделано[24].

Ширина водоохранной зоны в целом при наличии набережной (в том числе за границами населенных пунктов) устанавливается от парапета набережной, при ее отсутствии - от береговой линии водного объекта и составляет:

1) Для рек и ручьев протяженностью до 10 км., а также для радиуса водоохранной зоны для истока рек или ручьев независимо от их протяженности - 50 м.; для рек и ручьев протяженностью от 10 до 50 км. - 100 м., для рек и ручьев любой протяженности свыше 50 км. - 200 м. При этом для реки или ручья протяженностью менее 10 км. водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, то есть ширина их прибрежных защитных полос не зависит от уклона берегов. Попутно заметим, что тем самым статья 65 ВК допускает существование ручьев протяженностью свыше 50 км.

Истоком реки является место, с которого появляется постоянное течение в русле. Обычно истоком реки является родник, болото, озеро или ледник.

Протяженность реки определяется по протяженности ее русла, которое может быть весьма извилистым. Чем более извислисто русло, тем меньше воды реки занимают на земле "в длину по прямой линии", сохраняя в то же время свою значительную протяженность. Например, "прямой канал" может значительно уступать по протяженности извилистой реки.

В протяженность реки включается и та ее часть, которая протекает по государственной границе РФ либо за ее пределами. Ширина реки (ручья) для определения ширины водоохранной зоны не имеет значения.

2) Для озер и водохранилищ - 50 м., а для имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение - 200 м.

3) Для морей - 500 м.

4) Для магистральных и межхозяйственных каналов ширина водоохранной зоны совпадает с полосами отвода таких каналов.

Граница водоохранной зоны со стороны суши "автоматически", без чьих-либо последующих решений изменяется с изменением береговой линии водного объекта, что может произойти как в силу природных явлений, так и в результате проведения работ по изменению дна и берегов водного объекта, допускаемых пунктом 7 части 2 статьи 11 ВК. Для проведения таких работ предварительно потребуется получение решения о предоставлении части водного объекта в пользование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 844 и Приказом МПР РФ от 14 марта 2007 года N 56. Проведение таких работ имеет смысл для "отодвигания" границы водоохранной зоны со стороны суши так, чтобы объект, который в соответствии с нормативными актами не может находиться в водоохранной зоне, оказался за ее пределами.

Для водных объектов, отнесенных к источникам питьевого водоснабжения, и их зон санитарной охраны (ЗСО) действуют ограничения использования, установленные в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 года N 32 (для источников питьевого водоснабжения Москвы) и от 14 марта 2002 года N 10 (для источников питьевого водоснабжения других регионов России). К таким водным объектам, относятся, в частности, 70 водохранилищ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2006 года N 1578-р.

Использование земли может быть дополнительно ограничено также вблизи водных объектов, отнесенных в установленном порядке к особо охраняемым на основании статьи 66 ВК. На такие водные объекты распространяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Положения о них.

2.2 Правовой режим земель, занятых защитными лесами

Статья 102 Лесного Кодекса РФ определяет, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны;

в.1) лесопарковые зоны;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

3. К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов[25].

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Анализ норм ст. 102 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в ст. 102 дается легальное определение защитных лесов. Последние:

а) подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что такое использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями;

б) делятся на категории, которые исчерпывающим образом перечислены в пунктах 1-4 части 2 ст. 102. Нельзя этот перечень расширять (даже путем издания законов субъектов РФ или федеральных законов);

в) не включают в свой состав особо защитные участки лесов.

В соответствии со ст. 8 Закона N 201 леса, которые до 01.01.07 признавались лесами первой группы и категории защитности лесов первой группы после 01.01.07 признаются соответственно защитными лесами и категориями защитных лесов, указанных в ст. 102 ЛК;

В соответствии со ст. 11 Закон о переводе лесов (с учетом внесенных в нее Законом N 201 изменений) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами или земельных участков в составе таких земель (за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель) в земли других категорий разрешается только в случаях:

а) организации особо охраняемых природных территорий;

б) установления или изменения черты поселений;

в) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земле других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае размещения аэродромов.

Особо защитные участки лесов (упомянутые в ст. 102):

1) следует отличать от такого правового понятия как "лесной участок";

2) неичерпывающим образом перечислены в пунктах 1-7 части 3 ст. 102. Законодательство допускает, что к "особо защитным участкам лесов" - могут быть отнесены и другие участки (в соответствии с нормами законодательства);

3) могут быть выделены (с определением их границ, с обособлением от других участков) не только из защитных лесов но и из эксплуатационных лесов. Однако в других категориях лесов - такие участки не могут быть выделены;

4) выделяется (с определением их границ) госорганами (в т.ч. федеральными) и ОМСУ, с учетом их полномочий, указанных в ст. 81-84 ЛК. Они же вправе относить леса к ценным лесам[26].

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях (ст. 103 ЛК РФ), относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Применяя правила ст. 103 ЛК нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) в них неисчерпывающим образом перечислены как сами особо охраняемые природные территории, так и леса расположенные на таких территориях. Наряду с лесами и территориями прямо указанными в ст. 103 к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся и другие леса (территории) предусмотренные нормами федеральных законов (но не законов субъектов РФ и не в положениях иных правовых актах).

2) особо охраняемые территории (упомянутые выше) относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в собственности всей РФ, или субъекта РФ, или в муниципальной собственности. В случаях прямо предусмотренных федеральными законами допускается включение в состав таких территорий и земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и ЮЛ. В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли (в т.ч. и занятые лесными насаждениями), которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное ценное значение. Они могут быть изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использования и оборота (в порядке установленном нормативными правовыми актами госорганов и ОМСУ). Для них установлен особый правовой режим. В соответствии со ст. 10 Закона о переводе земель, перевод земель особо охраняемых территорий и лесов, расположенных на них, равно как отдельных лесных участках в составе таких земель в другую категорию - осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы (и иных установленных федеральными законами экспертиз) в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению (в виду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения) - невозможно. При этом перевод земель лесного фонда земельных защитными лесами или земельных участков в составе таких земель (за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны или земельных участков в составе таких земель) в земли других категорий разрешается, в частности и в случае организации особо охраняемых природных территорий. Аналогично решается вопрос и о переводе земель водного фонда - их также можно переводить в земли иных категорий в случаях создания особо охраняемых территорий (ст. 11, 12 Закона о переводе земель);

3) государственные и природные заповедники (упомянутые в ст. 103) - это природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов (в т.ч. и в лесах) и явлений, генетического фонда растительности и животного мира в лесах, отдельных видов и сообществ растений и животных, других экологических систем (в т.ч. лесов). На их территориях полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (в т.ч. леса), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природы, или редкие ландшафты, места сохранения - фонда растительного и животного мира.

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников запрещается проведение видов деятельности и действий:

а) прямо перечисленных в части 2 ст. 103 (рубок лесных насаждений, в т.ч. в ряде случаев и выборочных рубок);

б) предусмотренных в нормах:

других федеральных законов (ст. 6, 9 Закона о природных территориях.

Особой разновидностью государственных природных заповедников являются государственные природные биосферные заповедники. Они входят в систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К ним могут быть присоединены (в той мере, в какой это не разрушает и не истощает лес, лесные ресурсы, животный мир в лесах) территории биосферных полигонов, в т.ч. с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования, ст. 10 Закона о природных территориях);

4) национальные парки (упомянутые в ст. 103) - являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты (в т.ч. леса, лесные участки), имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования этих лесов в природоохранных, просветительных, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма. Они относятся к федеральной собственности. В лесах, расположенных в национальных парках запрещается деятельность (осуществление действий):

а) прямо указанных в части 3 ст. 103 (сплошных рубок);

б) предусмотренных в ст. 12, 15 Закона о природных территориях (в т.ч. в ряде случаев по заготовке древесины, по заготовке живицы, промысловая охота и т.д.);

5) природные парки (упомянутые в ст. 103) являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты (в т.ч. леса, лесные участки) имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительных и рекреационных целях. В лесах, расположенных на территориях природных парков запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанные в части 3 ст. 103 (т.е. сплошные рубки лесных насаждений);

б) перечисленные в ст. 18, 20 Закона о природных территориях;

6) государственные природные заказники (также упомянутые в ст. 103) это территории имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов (в т.ч. лесов) или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль в т.ч. комплексными или ландшафтными (они предназначены для сохранения и восстановления лесов и иных природных ландшафтов) ботаническими и зоологическими (они предназначены для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.