Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка
обсуждаемых тем: обзор книг, сказок, газетных статей, телепередач, цитаты и
поговорки, высказывания, анекдоты и загадки, местные рецепты, меню,
средства народной медицины, фольклор, спорт, школа и ее проблемы и т.д.
Учащимся должен показаться увлекательным и значимым процесс создания своей
странички.
Обучение письму
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной
почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может
использоваться следующим образом:
1. Установление дружеской переписки.
Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на
любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования
изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом
культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с
бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Найти партнеров по переписке для своих учеников можно следующим
образом:
1. обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-
assisted language learning sub-branch listserv@cunyvm.cuny.edu/
listserv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listserv@cunyvm.cuny.edu);
2. обратиться к лист-серверу для межкультурных связей
(Intercultural E-Mail Classroom Connections ,
), предлагающим установление
переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов,
обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами;
3. посетить домашнюю страничку E-mail for ESL/LINC Students
(). Она предлагает помощь и
инструкции по использованию e-mail, свободный доступ к электронной
почте, помогает найти друзей по переписке, предлагает участие в парных
и групповых проектах, и, кроме этого, предлагает ссылки ко всевозможным
полезным ресурсам.
Для получения оптимальных результатов такого вида деятельности
необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть в
ходе работы.
Учителя, интегрировавшие e-mail в учебный процесс, отмечают
недостаточную глубину содержания переписки. Изначальная заинтересованность
быстро проходит и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная
о чем писать. Во избежание разочарования необходимо обязательно соотнести
данный вид работы с общим учебным планом и нельзя пускать его на самотек.
Например, можно предложить учащимся расспросить своих друзей по переписке
по той или иной теме и на базе полученных результатов сделать доклад в
классе.
Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой глубочайшее
разочарование. Чтобы этого не случилось, можно предложить ученикам общаться
сразу с несколькими партнерами (в той же группе или в параллельной, в
другом городе и даже стране).
Проанализировав опыт использования электронной почты в процессе
обучения иностранным языкам, Марк Варшауэр и другие преподаватели пришли к
следующим выводам:
1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля
со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет
возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не
беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком
случае просто образуется новая группа).
2. Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется
переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного
полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение
качества письма - речь школьников становится более выразительной, к
обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась
аргументация.
3. Изменяется процесс письма - больше внимания уделяться редактированию
работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов
учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам -
такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.
4. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.
Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи
телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.
Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование
ресурсов интернет, в т.ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ
овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.
Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование e-
mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:
поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;
напишите информацию о себе;
вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;
для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас
вопросы;
примите не меньше трех ответов на свои сообщения;
предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из
этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание. Включите
в отчет свои письма и ответы на них.
2. Создание совместных учебных проектов.
Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов
земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается
тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и
помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже
предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать
ответных контактов. Страничка Email Project Home Page
() предлагает к
исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть,
влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары
в разных регионах, народная медицина и многие другие.
Сейчас разрабатываются следующие проекты:
Email Project (project@hila.hut.fi ) -
учащиеся из разных стран сформировали многонациональные команды, которым
было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по
решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по
созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли
многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения.
Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички
International Writing Exchange (http://www.hut.fi/~rvilmi/Project/IW/).
K-12 Projects (iearn@igc.apc.org ), Global
School Net Foundation (fred@acme.fred.org ) -
проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ
учащихся, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования.
Project Icons (jw53@umail.umd.edu ) - по
своей структуре проект напоминает ООН. Учащиеся из разных стран образуют
переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме
(демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются
информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры,
которые заканчиваются дебатами в системе реального времени.
Международные разговоры в системе реального времени - возможны через
IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University
(). Печатаемая информация сразу же
появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное
общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам),
придумать себе образ, играть в игры. Необходимо, однако, выучить ряд команд
для того, чтобы обеспечить успешное общение:
. telnet - для подсоединения к MOO;
. connect guest - для входа в диалоговую квартиру;
. @who - предлагает список присутствующих в ней;
. @join xxx - для входа в комнату ххх;
. @go xxx - для передвижения по комнатам;
. look - вид комнаты;
. say xxx - для передачи сообщения;
. :xxx - для передачи действий и эмоций;
. @quit - для выхода из MOO;
. help - помощь по MOO.
Сайт SchMOOze University ставит свей целью изучение языка
непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися. В
Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм,
онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные
каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену. Для более
подробного ознакомления с возможностями, предлагаемыми schMOOze University,
можно посетить их домашнюю страничку по адресу:
.
2.3. Интернет, как средство коммуникативности
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности,
интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном
контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают
возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной
способности. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы
оптимизации учебного процесса с помощью технологий Интернет.
Конечной целью обучения иностранным языкам является научение
свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать
в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения
способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня
новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются
традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный
ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых
упражнений, то есть “с разговорами О языке вместо общения НА языке”. Многие
учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры =
язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не
математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы,
необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция.
Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко
функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не
хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном
языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что
называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать
изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются
исправить новые технологии, в частности Интернет.
Как известно, все, чему обучается человек, он стремится использовать в
предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний,
навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит прежде всего от
того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти
знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить
учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях
иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность
коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения
является моделью процесса общения.
Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная
на создание психологической и языковой готовности к общению, на
сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на
осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя
реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой
сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или
вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и
оценивают ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое
использование всех знаний и умений учащихся. Основным же критерием,
позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности
является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для
оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт
посредством иностранного языка как Личность, а именно личность поставлена в
центр теорий образования для будущего. Коммуникативный подход в
значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию
современной дидактики.
Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше
мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в
изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и
опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной
коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого
языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене
аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или
друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не
должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л.
Бим, что коммуникативность “не сводима только к установлению с помощью
речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение
личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через
чтение”. Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем
сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности
выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная
способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в
решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых
задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их
уверенность в себе.
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает
важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту
использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и
выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат
этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям обучаемым необходимо
освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более ответственными за
свое собственное обучение. Им нужно выработать способность справляться с
ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие
учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а
также способность определять и разрешать учебные проблемы. Развитие
самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети представляет собой
постепенный процесс, который следует постоянно поощрять. Возможно, наиболее
важной задачей, стоящей перед преподавателем языка, является нахождение
оптимальных способов вести обучаемых к постепенно возрастающей
самостоятельности.
Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима
поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается
учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными
взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для
него стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при
котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-
обусловленным опытом.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам
с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на
уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не
является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного
подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. П. Мильруда
интерактивность - это “объединение, координация и взаимодополнение усилий
коммуникативной цели и результата речевыми средствами”. Согласно этому
определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном
пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на
уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного
сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений
общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это
не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов
коммуникативного задания является монолог).
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и
навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике,
обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.
Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного
языка. Это прежде всего связано с мыслительными операциями: анализа,
синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления,
вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом,
навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за
пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет
развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность
в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для
обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и
заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного
языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой
компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно,
гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и
эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу т.е. мы можем рассматривать
интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность
наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения
партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного
обсуждения.
2.4. Сайты, развивающие знание английского языка
Несомненно Интернет может использоваться в качестве эффективного
приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений,
проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические,
грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-
тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на
WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие
межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами,
определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга,
формированию культурных универсалий, необходимых для достижения
взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном
общении.
World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек,
предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем
деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития
межкультурной компетенции.
Сайт «Виртуальная реальность»
() - это собрание лингвистических и
нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его
значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит
кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого
уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел
Страницы: 1, 2, 3
|