рефераты скачать

МЕНЮ


Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

обсуждаемых тем: обзор книг, сказок, газетных статей, телепередач, цитаты и

поговорки, высказывания, анекдоты и загадки, местные рецепты, меню,

средства народной медицины, фольклор, спорт, школа и ее проблемы и т.д.

Учащимся должен показаться увлекательным и значимым процесс создания своей

странички.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной

почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может

использоваться следующим образом:

1. Установление дружеской переписки.

Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на

любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования

изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом

культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с

бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Найти партнеров по переписке для своих учеников можно следующим

образом:

1. обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-

assisted language learning sub-branch listserv@cunyvm.cuny.edu/

listserv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listserv@cunyvm.cuny.edu);

2. обратиться к лист-серверу для межкультурных связей

(Intercultural E-Mail Classroom Connections ,

), предлагающим установление

переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов,

обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами;

3. посетить домашнюю страничку E-mail for ESL/LINC Students

(). Она предлагает помощь и

инструкции по использованию e-mail, свободный доступ к электронной

почте, помогает найти друзей по переписке, предлагает участие в парных

и групповых проектах, и, кроме этого, предлагает ссылки ко всевозможным

полезным ресурсам.

Для получения оптимальных результатов такого вида деятельности

необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть в

ходе работы.

Учителя, интегрировавшие e-mail в учебный процесс, отмечают

недостаточную глубину содержания переписки. Изначальная заинтересованность

быстро проходит и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная

о чем писать. Во избежание разочарования необходимо обязательно соотнести

данный вид работы с общим учебным планом и нельзя пускать его на самотек.

Например, можно предложить учащимся расспросить своих друзей по переписке

по той или иной теме и на базе полученных результатов сделать доклад в

классе.

Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой глубочайшее

разочарование. Чтобы этого не случилось, можно предложить ученикам общаться

сразу с несколькими партнерами (в той же группе или в параллельной, в

другом городе и даже стране).

Проанализировав опыт использования электронной почты в процессе

обучения иностранным языкам, Марк Варшауэр и другие преподаватели пришли к

следующим выводам:

1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля

со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет

возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не

беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком

случае просто образуется новая группа).

2. Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется

переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного

полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение

качества письма - речь школьников становится более выразительной, к

обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась

аргументация.

3. Изменяется процесс письма - больше внимания уделяться редактированию

работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов

учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам -

такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.

4. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.

Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи

телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.

Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование

ресурсов интернет, в т.ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ

овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.

Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование e-

mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:

поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;

напишите информацию о себе;

вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;

для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас

вопросы;

примите не меньше трех ответов на свои сообщения;

предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из

этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание. Включите

в отчет свои письма и ответы на них.

2. Создание совместных учебных проектов.

Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов

земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается

тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и

помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже

предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать

ответных контактов. Страничка Email Project Home Page

() предлагает к

исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть,

влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары

в разных регионах, народная медицина и многие другие.

Сейчас разрабатываются следующие проекты:

Email Project (project@hila.hut.fi ) -

учащиеся из разных стран сформировали многонациональные команды, которым

было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по

решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по

созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли

многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения.

Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички

International Writing Exchange (http://www.hut.fi/~rvilmi/Project/IW/).

K-12 Projects (iearn@igc.apc.org ), Global

School Net Foundation (fred@acme.fred.org ) -

проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ

учащихся, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования.

Project Icons (jw53@umail.umd.edu ) - по

своей структуре проект напоминает ООН. Учащиеся из разных стран образуют

переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме

(демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются

информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры,

которые заканчиваются дебатами в системе реального времени.

Международные разговоры в системе реального времени - возможны через

IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University

(). Печатаемая информация сразу же

появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное

общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам),

придумать себе образ, играть в игры. Необходимо, однако, выучить ряд команд

для того, чтобы обеспечить успешное общение:

. telnet - для подсоединения к MOO;

. connect guest - для входа в диалоговую квартиру;

. @who - предлагает список присутствующих в ней;

. @join xxx - для входа в комнату ххх;

. @go xxx - для передвижения по комнатам;

. look - вид комнаты;

. say xxx - для передачи сообщения;

. :xxx - для передачи действий и эмоций;

. @quit - для выхода из MOO;

. help - помощь по MOO.

Сайт SchMOOze University ставит свей целью изучение языка

непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися. В

Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм,

онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные

каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену. Для более

подробного ознакомления с возможностями, предлагаемыми schMOOze University,

можно посетить их домашнюю страничку по адресу:

.

2.3. Интернет, как средство коммуникативности

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности,

интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном

контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают

возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной

способности. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы

оптимизации учебного процесса с помощью технологий Интернет.

Конечной целью обучения иностранным языкам является научение

свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать

в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения

способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня

новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются

традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный

ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых

упражнений, то есть “с разговорами О языке вместо общения НА языке”. Многие

учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры =

язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не

математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы,

необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция.

Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко

функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не

хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном

языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что

называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать

изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются

исправить новые технологии, в частности Интернет.

Как известно, все, чему обучается человек, он стремится использовать в

предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний,

навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит прежде всего от

того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти

знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить

учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях

иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность

коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения

является моделью процесса общения.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная

на создание психологической и языковой готовности к общению, на

сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на

осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя

реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой

сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или

вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и

оценивают ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое

использование всех знаний и умений учащихся. Основным же критерием,

позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности

является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для

оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт

посредством иностранного языка как Личность, а именно личность поставлена в

центр теорий образования для будущего. Коммуникативный подход в

значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию

современной дидактики.

Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше

мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в

изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и

опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной

коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого

языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене

аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или

друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не

должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л.

Бим, что коммуникативность “не сводима только к установлению с помощью

речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение

личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через

чтение”. Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем

сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности

выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная

способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в

решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых

задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их

уверенность в себе.

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает

важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту

использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и

выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат

этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям обучаемым необходимо

освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более ответственными за

свое собственное обучение. Им нужно выработать способность справляться с

ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие

учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а

также способность определять и разрешать учебные проблемы. Развитие

самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети представляет собой

постепенный процесс, который следует постоянно поощрять. Возможно, наиболее

важной задачей, стоящей перед преподавателем языка, является нахождение

оптимальных способов вести обучаемых к постепенно возрастающей

самостоятельности.

Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима

поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается

учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными

взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для

него стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при

котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-

обусловленным опытом.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам

с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на

уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не

является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного

подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. П. Мильруда

интерактивность - это “объединение, координация и взаимодополнение усилий

коммуникативной цели и результата речевыми средствами”. Согласно этому

определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном

пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на

уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного

сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений

общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это

не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов

коммуникативного задания является монолог).

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и

навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике,

обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного

языка. Это прежде всего связано с мыслительными операциями: анализа,

синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления,

вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом,

навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за

пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет

развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность

в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для

обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и

заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного

языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой

компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно,

гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и

эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу т.е. мы можем рассматривать

интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность

наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения

партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного

обсуждения.

2.4. Сайты, развивающие знание английского языка

Несомненно Интернет может использоваться в качестве эффективного

приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений,

проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические,

грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-

тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на

WWW.

Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие

межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами,

определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга,

формированию культурных универсалий, необходимых для достижения

взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном

общении.

World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек,

предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем

деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития

межкультурной компетенции.

Сайт «Виртуальная реальность»

() - это собрание лингвистических и

нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его

значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит

кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого

уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.