Курсовая работа: Понятие "жизнь" в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина
«И
так они старели оба./И отворились наконец/Перед супругом двери гроба…»
- в данном контексте смерть связана со скоротечностью жизни («И так они старели
оба»). Т.е. смерть есть логичное продолжение жизни (нечто похожее мы видели в
рассмотренном выше примере с цепочкой «страдал»-«любил»-«похоронил», где смерть
- естественный финал жизни).
Но
можно прочитать все иначе: двери отворились наконец; здесь подчеркнута
бессмысленность жизни. Этот фрагмент перекликается с XXXVII-XXXIX
строфами шестой главы романа, где автор дает нам два варианта жизни Ленского –
прозаический и героический. Нетрудно заметить, что прозаический вариант схож с
тем, как провел и закончил свою жизнь отец Татьяны (о чем и говорится в
приведенной выше цитате). Но XVIII
строфа пропущена, поэтому предпочесть один из вариантов как более реальный.[27]
«Лета
к суровой прозе клонят, /Лета шалунью рифму гонят…» - здесь молодость
связана с поэзией, живостью, а наступающая старость (зрелость) – с прозой. Это
лирическое отступление находится в романе в конце главы, в которой происходит
убийство Владимира Ленского. Осмысляя возможную судьбу юного поэта, автор
романа приходит к рефлексии над собственной жизнью. Следующие далее строки
«Ужель мне скоро тридцать лет?» - риторический вопрос, по сути. И далее: «Ужель
и впрямь и в самом деле/Без элегических затей/Весна моих промчалась
дней… /Но так и быть: простимся дружно,/О юность легкая
моя!../Благодарю тебя. Тобою/Среди тревог и в тишине,/ Я насладился… и
вполне;/Довольно! С ясною душою/Пускаюсь ныне в новый путь/ От жизни прошлой
отдохнуть». Здесь весна представлена как юность, пролетевшая незаметно («без
элегических затей» - без рефлексии)
§2.7
СВОБОДА
В
составе этого фрейма два слота. Это личная свобода (свобода действия, свобода
от общественных норм) и свобода мысли.
Размышления
о человеческой судьбе на основе оппозиции свобода/рок характерны для творчества
Пушкина в целом. В «Евгении Онегине» происходит перекличка с темой свободы в
лирике Пушкина вообще и со стихотворением «К морю» в частности («По вольному
распутью моря/Когда ж начну я вольный бег?»). Свобода осмысляется как свобода
творчества: «Свободен, вновь ищу союза/Волшебных звуков, чувств и
дум;/Пишу, и сердце не тоскует,/Перо, забывшись, не рисует,/Близ неоконченных
стихов,/Ни женских ножек, ни голов…»
«Волшебный
край! там в стары годы,/Сатиры смелый властелин,/Блистал Фонвизин, друг свободы…»
- Фонвизин – одна из знаковых фигур пушкинского творчества вообще. Всякий раз,
обращаясь к XVIII веку, Пушкин обращается
к фигуре Дениса Ивановича, известного своей резкой басней «Лисица кознодей»,
смелыми комедиями на общественные темы и вызвавшими бурную реакцию в обществе
«Письмами из Франции». Фонвизин – символ свободы в творчестве Пушкина.
«Я
каждым утром пробужден/Для сладкой неги и свободы:/Читаю мало, долго
сплю,/Летучей славы не ловлю» - свобода здесь – индивидуальная, частная жизнь,
которая противопоставлена жизни в обществе. Тут сильны идиллические мотивы, как
и в следующем фрагменте текста: «Имеет сельская свобода/Свои счастливые
права/Как и надменная Москва» - опять же идиллия. «Сельская» жизнь против
«надменной» Москвы (идиллия и антиидиллия, как и в случае с пробужденным
барабаном Петербургом).
Очевидно,
что личная свобода связана для автора романа прежде всего с Онегиным, в то
время как свобода мысли актуальна для самого Пушкина.
§2.8
РОК. ПРЕДРЕШЕННОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Тема
судьбы особенно сильно проявляется в романе в письмах Онегина и Татьяны. Тут
срабатывает стереотип предрешенности жизни человека, выдвигается тезис, что
человек перед судьбой – Ничто (с большой буквы). Но трагических событий (в
полном смысле слова «трагедия»), между тем, не происходит.
Приведем
несколько примеров: «Но вы, к моей несчастной доле/Хоть каплю жалости
храня,/Вы не оставите меня»,- говорит (пишет) Татьяна о своей любви. На что
Онегин ей отвечает: «…я не создан для блаженства;/Ему чужда душа моя…»..
У героини – несчастная судьба (доля), и герою от рождения не суждено быть
счастливым. Пример в эту же группу: «А я в напрасной муке трачу/Судьбой отсчитанные
дни», где продолжительность напрасной жизни зависит от судьбы, предопределена.
С
другой стороны, не только божественная воля может что-то решать, но и воля
человека: «Но так и быть: я сам себе/Противиться не в силах боле;/Все решено: я
в вашей воле,/И предаюсь своей судьбе». Здесь уже Татьяна должна решить,
что же сделать с ненавистной Онегину его жизнью.
«Ах,
он любил, как в наши лета/Уже не любят; как одна/Безумная душа поэта/Еще любить
осуждена» - появляется мотив наказания («осуждена»). Здесь любовь проявляется с
неожиданной стороны – как наказание, как «принадлежность» безумца, чья душа
приговорена к любви.
Заключительный
пример – глас отчаянья и автора, и героев:
Но
те, которым в дружной встрече
Я
строфы первые читал...
Иных
уж нет, а те далече,
Как
Сади некогда сказал.
Без
них Онегин дорисован.
А
та, с которой образован
Татьяны
милый Идеал...
О
много, много Рок отъял!
Блажен,
кто праздник Жизни рано
Оставил,
не допив до дна
Бокала
полного вина,
Кто
не дочел Ее романа
И
вдруг умел расстаться с ним,
Как
я с Онегиным моим.
концепт жизнь лексический онегин
Заключение
Итак, мы рассмотрели концепт «жизнь» и способы его
лексической репрезентации в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Концепт был исследован на основе положения о том, что каждый существующий в
языке и культуре концепт представлен в тексте конкретной своей разновидностью –
речевым воплощением концепта (РВК).
Концепт
«жизнь» в романе построен на основе оппозиций эрос/танатос и свобода/рок.
Использованная схема сценарий-фрейм-слот позволила более четко распределить
собранный в оппозициях материал.
Выделяется
несколько основных приемов концептостроения:
-
Метафора: метафора огня, воды,
фитоморфная метафора, которая, образуя непредсказуемые межфреймовые и
межслотовые связи, совмещает полярные понятия (жизнь/смерть);
-
Семантическое варьирование на основе метафоры,
которое способствует наиболее полному раскрытию в тексте романа образа
молодости;
-
Сравнение: сравнение – образ;
фитоморфное сравнение, которое находится в контексте народной традиции.
В
тексте романа концепт «жизнь» представлен следующими своими РВК:
-
Любовь;
-
Свобода;
-
Идиллия;
-
Движение;
-
Смерть,
скоротечность жизни;
-
Рок,
предрешенность жизни человека.
Выделение
контекстуальных воплощений концепта позволило глубже понять философию жизни,
предложенную автором, помогло (в некоторой степени) реконструировать
индивидуально-авторскую картину мира, отраженную в тексте.
Индивидуально-авторская картина мира несет в себе черты языковой личности ее
создателя, что обусловлено эстетическим характером отражения действительности и
антропоцентризмом текста.
Проанализировав
текст романа, мы увидели, что в «Евгении Онегине», как и в любом
литературно-художественном тексте, осуществляется эстетическая концептуализация
мира. Автор вносит в концепт индивидуальные смыслы, отличные от общеязыковых.
Это обусловлено объективными законами мироустройства и оценочной позицией
автора, его специфическим углом зрения. Именно на основании этого тезиса можно
говорить о реконструкции языковой личности автора текста.
Дальнейшее
исследование может осуществляться как реконструкция авторской картины мира и
языковой личности создателя текста.
Список использованной литературы
1.
Абушенко
В.Л., Кацук Н.Л. Концепт//Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
2.
Алисова
Т.Б. Концепт истины у Данте.//Логический анализ языка: Истина и истинность в
культуре и языке. М., 1995.
3.
Арутюнова
Н.Д. Метафора и дискурс// Теория метафоры. М.,1990. С.17.
4.
Аскольдов
С.А. Концепт и слово// Русская словесность: Антология. М., 1997.
5. Бабенко
Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного
текста. Екатеринбург, 2000.
6. Бастриков
А.В., Бастрикова Е.М. Концепт “совесть” в русском языке XVIII века// Актуальные
проблемы современной русистики: В 2-х ч. Киров, 2000. Ч.1.
7. Бахтин
М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам
гуманитарных наук. СПб, 2000.
8.
Белинский
В.Г. Сочинения Александра Пушкина.//В.Г. Белинский. ПСС. М.,1955.
9.
Благой
Д.Д. Душа в заветной лире. М.,1979.
10.
Благой
Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.
11.
Благой
Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.-Л., 1950.
12.
Благой
Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М.,1967.
13.
Бонди
С.Г. Рождение реализма в творчестве Пушкина// Бонди С.Г. О Пушкине. М., 1978.
14.
Бочаров
С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М.,1974.
15.
Бродский
Н.Л. "Евгений Онегин", роман А.С. Пушкина. М.,1964.
16.
Брюсов
В.Я. Мой Пушкин. Статьи, исследования, наблюдения. М.-Л., 1929.
17.
Булаховский
Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. Лексика и общие
замечания о слоге. Киев, 1957.
18.
Булыгина
Т.В.; Шмелев А.Д. Концепт долга в поле долженствования. // Логический анализ
языка. М., 1991.
19.
Виноградов
В.В. Пушкин и история русского литературного языка. М.-Л., 1936.
20.
Виноградов
В.В. Пушкин и русский литературный язык XIX века.//Пушкин – родоначальник новой
русской литературы. М.-Л., 1941.
21.
Виноградов
В.В. Стиль Пушкина. М.,1941.
22.
Виноградов
В.В. Язык Пушкина. М.-Л., 1935.
23.
Виноградов
В.В. Язык художественного произведения //Вопросы языкознания. 1954. №5.
24.
Винокур
Г.О. Наследство XVIII века в стихотворном языке Пушкина.// Пушкин –
родоначальник новой русской литературы. М.-Л., 1941.
25.
Винокур
Г.О. Понятие поэтического языка.//Г.О.Винокур. О языке художественной
литературы. М.,1991.
26.
Воркачев
С.Г. Концепт «счастье»: понятийный и образный компоненты//Изв. АН. Серия
литература и язык. Т.60. №6.
27.
Воркачев
С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление
антропоцентрической парадигмы в языкознании// Филол. науки. 2001. №1.
28.
Гаспаров
Б.М. Поэтический язык Пушкина. СПб, 1999.
29.
Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.
30.
Гей
Н.К. Гармония пушкинского стиля.//Русская речь. 1977.№3.
31.
Греймас
Альгирдас Ж., Курте Жозеф. Семиотика: Объяснительный словарь теории
языка.//Семиотика: Семиотика языка и литературы/Пер. с англ., фр., исп./Сост.,
вст.ст. и общ. редакция Ю.С.Степанова. М.: Радуга, 1983.
32.
Гроссман
Л.П. Пушкин. М.,1958.
33.
Гуковский
Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.,1957.
34.
Данькова
Т.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле
А.Ахматовой. Автореф. дис...канд. филол. наук. Воронеж, 2000.
35.
Делез
Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб, 1998.
36.
Достоевский
Ф.М. Пушкин (очерк).//Ф.М.Достоевский. ПСС: В 30-ти т. Л., 1984. Т.26.
37.
Жданова
Л.А., Ревзина О.Г. Власть: языковое значение и концепт.// Семантика языковых
единиц: Материалы 3-й межвуз. н.-и. конф. М., 1992. Ч. 1.
38.
Ильинская
И.С. Лексика стихотворной речи Пушкина. «Высокие» и поэтические славянизмы.
М.,1970.
39.
Илюхина
Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. Самара, 1998.
40.
Квятковский
А.А. Поэтический словарь. М.,1966.
41.
Колесов
В.В. Концепт культуры: образ-понятие-символ.// Вестн. С. -Петербург. ун-та.
Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. СПб, 1992. Вып. 3.
42.
Краткий
словарь когнитивных терминов. М., 1996.
43.
Кубрякова
Е.С. О новых путях исследования значения: Теория айсберга//Проблемы
семантического описания единиц языка и речи. Минск, 1998.
44.
Кузнецова
Э.В. Лексикология русского языка. М.,1989.
45.
Левин
В.Д. Очерк стилистики русского литературного языка конца XVIII-начала XIX в.
(Лексика). М.,1964.
46.
Лихачев
Д.С. Концептосфера русского языка//Русская словесность. М.,1997.
47.
Логический
анализ языка: культурные концепты. М.,1991.
48.
Лотман
Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Л., 1981.
49.
Лотман
Ю.М. Культура и взрыв //Семиосфера. СПб., 2000.
50.
Лотман
Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.,1983.
51.
Лотман
Ю.М. Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”. Тарту, 1975.
52.
Лукин
В.А. Концепт истины и слово истины в русском языке.//Вопросы языкознания. 1993.
№4.
53.
Маковский
М.М. «Картина мира» и миры образов: лингвокультурологические этюды//Вопросы
языкознания. 1992. №6.
54.
Макогоненко
Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. Л.,1982.
55.
Мароши
В.В. Что есть дискурс//Дискурс. 1996. №2.
56.
Медведев
П.Н. Формальный метод в литературоведении. (Бахтин под маской. Маска вторая).
М., 1993.
57.
Мейлах
В.С. Пушкин и его эпоха. М.,1958.
58.
Мережковский
Д.С. Вечные спутники (Пушкин). СПб, 1906.
59.
Миллер
Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория// Мир рус.
слова. СПб., 2000. №4.
60.
Набоков
В.В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., 1999.
61.
Неретина
С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.
62.
Неретина
С.С. Тропы и концепты//www.philosophy.ru
63.
Новейший
философский словарь. Мн., 1998.
64.
Ожегов
С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1999.
65.
Панченко
Н.Н. Средства объективации концепта «обман» (на материале русского и
английского языков). Автореф. дис...канд. филол. наук. Волгоград, 1999.
66.
Познякова
Н.В. Концепт "огня" в поэзии А.А. Фета.// Текст как реальность:
содержание, форма, изучение. Тула, 1997.
67.
Поэтическая
фразеология Пушкина. М.,1969.
68.
Проблемы
пушкиноведения. Сборник научных трудов. Л., 1975.
69.
Пушкин
А.С. Евгений Онегин//Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10-ти тт. М., 1950. Т.5.
70.
Пушкин
в мировой литературе. Сб. статей. Л.,1926.
71.
Пушкин
в русской философской критике. М.,1990.
72.
Роль
человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.,1988.
73.
Саморукова
И.В. Дискурс – художественное высказывание – литературное произведение:
Типология и структура эстетической деятельности. Самара, 2002.
74.
Саморукова
И.В. Художественное высказывание как литературоведческая категория: постановка
проблемы/Научные доклады и лекции Самарского государственного университета.
Серия «Литературоведение». Самара, 2000.
75.
Семантика
языковых единиц: Материалы 3-й межвуз. н.-и. Конф. М., 1992. Ч.1.
76.
Сергеева
Е.В. Проблема интерпретации термина "концепт" в современной лингвистике//
Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ века. СПб., 1999.
77.
Словарь
языка Пушкина. М.-Л., 1958.
78.
Степанов
Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
79.
Степанов
Ю.С. Концепт "причина" и два подхода к концептуальному анализу языка
- логический и сублогический //Логический анализ языка. М., 1991
80.
Степанов
Ю.С., Проскурин, С.Г. Концепт "действие" в контексте мировой
культуры.// Логический анализ языка. М., 1992
81.
Стернин
И.А. Концепт и языковая семантика//Связи языковых единиц в системе и
реализации: Когнитивный аспект. Тамбов, 1999. Вып.2.
82.
Суродина
Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта «пустота» (на материале
поэтического языка московских концептуалистов). Автореф. дис...канд. филол. наук.
Волгоград, 1999.
83.
Тарасова
И.А. Концепт "вечность" в поэтическом мире Г. Иванова.// Предложение
и слово: парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты. Саратов, 2000.
84.
Тынянов
Ю.Н. Пушкин и его современники. М.,1969.
85.
Тюпа
В.И. Пролегомены к теории эстетического дискурса//Дискурс. 1996. №2.
86.
Успенский
Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII-начала XIX века. М.,1985.
87.
Фасмер
М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.,1986-1987.
88.
Худяков
А.А. Концепт и значение//Языковая личность: культурные концепты. Волгоград и
др., 1996.
89.
Цявловский
М.А. Летопись жизни и творчества Пушкина. М.,1951.
90.
Чичерин
А.В. В мире Пушкина. М.,1974.
91.
Чичерин
А.В. Очерки по истории русского литературного языка. М.,1985.
92.
Чудинов
А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической
метафоры (1991-2000): Монография. Екатеринбург, 2001.
92.
Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.,1973.
93.
Этимологический
словарь: праславянский лексический фонд/ под ред. О.Н.Трубачева. М.,1974 -.
(1999 – 26 выпуск).
94.
Якушева
Г.В. Концепт//Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А.Н. Николюкина.
М., 2001.
[1] См. Кубрякова
Е.С. О новых путях исследования значения: Теория айсберга//Проблемы
семантического описания единиц языка и речи. Минск, 1998.
[2] Неретина С.С.
Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.
С.141.
2
Там
же. С.142
[3] см. Неретина С.С. Тропы и
концепты. Средневековое мышление как стратегема мышления современного//www.philosophy.ru
[4] Аскольдов С.А.
Концепт и слово// Русская словесность: Антология. М., 1997. С. 269.
[5] Там же. С. 268.
[6] Воркачев С.Г.
Концепт счастье: понятийный и образный компоненты//Изв. АН. Серия литература и
язык. Т.60.№6. С. 47-48.
[7] Степанов Ю.С.
Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. С. 40.
[8] Новейший
философский словарь. Мн., 1998. С.331.
[9] Делез Ж.,
Гваттари Ф. Что такое философия? СПб, 1998. С.26.
[10] Такое
предположение делает В.В.Мароши (Мароши В.В. Что есть дискурс//Дискурс. 1996.
№2.)
[11] Ворожбитова
А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты:
Монография. Сочи: Сочинский государственный университет туризма и курортного
дела, 2000. С.40.
[12] Краткий словарь
когнитивных терминов. М., 1996. С. 90.
[13] Лотман Ю.М.
Культура и взрыв. В сб.: Семиосфера. СПб., 2000. С. 137.
[14] Краткий словарь
когнитивных терминов. М., 1996. С. 90.
[15] Абушенко В.Л.,
Кацук Н.Л. Концепт//Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001. С.379.
[16] Якушева Г.В.
Концепт//Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А.Н.Николюкина.
М., 2001. С.394
11
Чудинов
А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической
метафоры (1991-2000): Монография. Екатеринбург, 2001. С.175.
[18] Краткий словарь
когнитивных терминов. М.,1996. С.188.
[19] Медведев П.Н.
Формальный метод в литературоведении. (Бахтин под маской. Маска вторая). М.,
1993. С. 156-157.
[20] Арутюнова Н.Д.
Метафора и дискурс// Теория метафоры. М.,1990. С.17.
15
Поэтическая фразеология Пушкина. М.,1969. С. 339-340
[22] Лотман Ю.М.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.,1983. С.284.
[23]
см. Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. Самара, 1998.
[24] см. Пропп В.Я.
Русские аграрные праздники. М.,2000.
[25] Лотман Ю.М.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.,1983. С. 189.
[26] Бонди С.Г.
Рождение реализма в творчестве Пушкина// Бонди С.Г. О Пушкине. М., 1978. С.40.
[27] см. Лотман Ю.М.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.,1983. С. 308.
|