рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Научный и публицистический стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи

Если соответствующим образом выберем соответствующим образом выбрать начало координат, то начало координат, и уравнение параболы упростится.

Среди сложноподчиненных самыми распространенными являются предложения с придаточными определительными и изъяснительными, в которых основная информация заключена в придаточной части, главная же значительной информационной функции не выполняет, а служит лишь для перехода от одной мысли к другой: Следует сказать, что...; Необходимо подчеркнуть, что...; Интересно отметить, что.,.; Обратим внимание на то, что...; Наблюдения доказывают, что...; Заметим (подчеркнем, докажем), что...

Самым распространенным и типичным для научной речи видом связи предложений является повторение существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями этот, тот, такай: В современной грамматической науке применяются самые различные способы описания \ грамматического строя языка. В этих описаниях реализуются разные, очень несходные концепции...

Необходимость в четкой логической структуре научной речи обусловливает широкое использование в связующей функции наречий, наречных выражений, а также других частей речи и сочетаний слов; поэтому, потому, сначала, затем, в заключение, так, итак, таким образом, наконец сверх того и др. Они, как правило, стоят в начале предложений и служат для объединения частей текста (в частности абзацев), логически тесно связанных друг с другом: Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайно - главным образом связи с фиксацией норм письменных и путем противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная.

В научных текстах, представляющих собой рассуждение или изложение выводов, обобщений, заключений, частотны вводные слова или словосочетания, выражающие отношения между частями высказывания.

Предложения часто осложняются причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями, уточняющими членами, обособленными оборотами: В языке художественной литературы и близких к ней жанров письменности (очерки, фельетоны, мемуары, литературно обработанные дневниковые записи и др.) сложно взаимодействуют письменная и разговорная речь, специальная речь, просторечие.

Стремлением к смысловой точности и информативной насыщенности обусловлено употребление в научной речи конструкций с несколькими вставками и пояснениями, уточняющими содержание высказывания, ограничивающими его объем, указывающими источник информации и т.д.

Таким образом, на синтаксическом уровне находит выражение прежде всего одна из основных специфических черт научного стиля — подчеркнутая логичность, которая проявляется и в особенностях композиции. Для научного текста почти универсальным является трехчастное построение (вступление, основная часть, заключение) как наиболее удачный способ логической организации передаваемого содержания.

4.  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический (общественно-публицистический) стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.

Некоторые исследователи считают публицистический стиль принципиально неоднородным, по мнению других (их абсолютное большинство), уже в самой этой неоднородности прослеживается специфическое стилевое единство, целостность. Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-,тележурналистском и ораторском. Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка- функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной).1. «Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие.» Причем автор, передавая факты, выражает свое-отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально- деловой речи. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу - чередованию "экспрессии стандартов" (ВГ. Костомаров).

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемо! информации является возбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и другие жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности преобладают стандарты. Стандарты вследствие различных причин (немотивированного включения в зоны коммуникации, длительно» частотного употребления и т.д.) могут превращаться в, речевые штампы. Это, как правило, связано с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспресивно- оценочных качеств, с перемещением в необычные для них зоны коммуникации, например: горячая поддержка, живой отклик и т.п. В результате многократного повторения в стертый штамп превратилось слом плюрализм (плюрализм мнений, политический плюрализм привлекавшее к себе внимание в конце 80-х тт. нашего века. То же произошло и со словами коренной (коренные ОШ образования; коренной перестройка и др.

Среди лексических средств публицистического стиля (наряду с нейтральными) можно отметить лексемы, имеющие специфическую стилистическую окраску: застрельщик, труженик, посланец, созидание и т.д. Подобные слова в публицистическом стиле носят социально-оценочный характер.

Многочисленны примеры так называемой публициста ческой фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сокращение вооружений, локальные споры, сила диктата и др.

В рамках этого стиля много таких слов и словосочетаний которые выступают как публицистически окрашенные только в переносном значении. Например, слова шаги, сигнал, стряпня, школа, пакет в прямом значении (тихие шаги, сигнал тревоги, домашняя стряпня, знание школы, пакет молока) не имеют публицистической окраски. В переносном же (практические шаги, сигнал с предприятия, националистическая стряпня, школа выживания, пакет мирных предложении) они эту окраску приобретают. В прямом значении словосочетания цепной пес, пиратские действия, получить нокаут не являются фразеологизмами. Употребленные в переносном значении, они представляют собой типичные примеры публицистической фразеологии.

В переносном значении в публицистике широко используются термины из области науки: атмосфера (атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне послов), позитивный (позитивные результаты); искусства: дуэт (дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль) и т.д.

Характерной особенностью публицистически окрашенных слов считается их эмоционально-оценочный, экспрессивный характер, причем эта оценка не индивидуальна, а социальна. С одной стороны, в публицистическом стиле есть слова с положительной оценкой, коннотацией (актив, милосердие, труженик, благосостояние, благотворительность, помыслы, дерзать, воздвигать,. самопожертвование, процветание и под.), с другой - слова и выражения, ] имеющие отрицательную коннотацию (обывательский, насаждать, вояж, притязания, саботаж и т.п.)

Своеобразным экспрессивным средством публицистического стиля является употребление в нем (особенно в газетной и журнальной публицистике) варваризмов и экзотизмов. Причем процесс проникновения подобных разрядов слов в печать с каждым годом становится все интенсивнее. Этому есть объяснения экстралингвистического плана: неуклонное расширение международных контактов! Однако у многих лингвистов появились опасения, что в нашу публицистику в русский язык проникают такие иностранные слова, без которых мы можем легко обойтись.

Безусловно, всегда необходимо помнить о том, употреблять иноязычные слова надо с учетом тематик смысловой и эстетической целесообразности.

Во всех функциональных стилях обычным является сочетание стилистически окрашенных элементов с нейтральными, однако происходит это в каждом стиле по-разному официально-деловом, например, стилистически маркированные элементы однородны и определенны: у них книжная и канцелярская окраска. Почти то же наблюдается и научном стиле (здесь стилистически маркированными считаются термины). Совсем иным является сочетание нейтральных и стилистически окрашенных средств в публицистическом стиле, где принципиально возможна любая стилистическая окраска, от самой низкой до самой высокой, причем само сочетание часто носит нарочитый, конфликтный характер — наблюдается "конфликт экспрессии и стандарта как общий признак газетных и других публицистических текстов" (В.Г. Костомаров). Так, в предложении Речь шла по сути уже не о химии удобрений, а о химии приписок в интересах повышения плодородия премиальной нивы штамп в интересах повышения резко противопоставляется словосочетанию химия приписок, в котором слово химия приобретает просторечный характер. Конечно, такое своеобразное "конфликтное" соотношение окраски и стандарта, эмоциональности и информативности по- . разному проявляется в различных публицистических жанрах, однако всегда является конструктивным признаком этого функционального стиля.

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде всего, можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Например, для публицистического стиля характерно употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика и под.

5.  ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Частной особенностью публицистического стиля является употребление не считаемых существительных в форме множественного числа разговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др. В некоторых жанрах публицистики употребляются существительные во множественном числе в особом значении. Например, существительное власти употребляется в значении совокупность лиц, облеченных высшими полномочиями (городские власти), свободы - со значением конкретизации (политические свободы).

К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед Утверждайте социальную справедливость.

Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите давайте подумаем, не прозевайте и др.

Встречаются в публицистическом стиле, хотя и редкое, риторически-возвышенные формы существительных 3-го склонения единственного числа в творительном падеже: властью, жизнью, кровью и под. (ср.: властью, жизиыот кровью). Публицистически окрашенными считаются и причастные образования на –омый (ведомый, влекомый, несомый и под.)

6.  МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Морфологические особенности публицистического стиля лежат в сфере статистических закономерностей, т.е. существуют определенные формы, которые чаще используются именно в этом стиле и поэтому становятся его "морфологической особенностью". Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что публицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время. Причем по употреблению форм настоящем времени данный стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым . Очевидно, это объясняется тем, что в публицистике подчеркивается "сиюминутный ; характер описываемых событий, поэтому и используется настоящее время: 3 апреля начинается визит Минск Премьер-министра Республики Польша; Через две недели открывается концертный сезон; Писатель Виктор Астафьев не любит шумных городов и живет затворником в родном селе Овсянка под Красноярском (и газет).

Форма прошедшего времени здесь более частотна по сравнению с официально-деловой и научной речью и мене частотна, чем в языке художественной литературы: С большим успехом завершился нынешний театральный се зон в Дрезденской государственной опере.

В публицистическом стиле самыми частотными оказываются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции,, разговорные частицы ведь, вот, даже лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом отличается обилием отвлеченных понятий и положений, I нем возрастает "нагрузка" производных предлогов как более "конкретных" (по сравнению с непроизводными), а главное - однозначных показателей тех или иных отношении: б области, в сторону, на основе и др.

7.  СИНТАКСИЧЕЧКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Публицистический стиль отмечен рядом синтаксических особенностей. В нем много экспрессивных конструкций, отсутствующих в официально-деловой речи и крайне редких научной. Например, риторические вопросы: В эту реши тельную мину ту- выдержит ли, выдюжит ли русская рука? (Л. Леонов); Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах? (С. Кондратов), вопросно-ответная форма изложения - действенная форма оживления речи, своеобразны! "диалог с адресатом": Разве Пушкин объяснялся без конца* любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов)! повторы (или так называемый ложный плеоназм): Побеждают те, кто идет вперед, к расцвету и изобилию, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает "давление жизни" (А.Н. Толстой), восклицательный предложения:- Что вы делаете! Ведь вы плодите убийц! Ведь вот перед вами классический образец вашего собственного чудовищного рукоделъя\ (С. Кондратов). Кроме того, в публицистической речи часто можно встретить раз! личного рода расчленения текста, т.е. такие конструкция когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется - позиционно и интонационно- и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция Земельная реформа- -какова 'ее цель?; Новые портят фракции парламента и Советы- кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы от была не декорацией и не декларацией, а реально влияла т улучшение нашей жизни?; На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, которая не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?; Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой (из газет).

Дня публицистического стиля (в отличие от научного официально-делового) характерно частое использованием инверсивного порядка слов. Здесь активно применяется актуализация логически значимых членов предложения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели совместно с руководством управления исправительно- трудовых учреждений. Исключения составляли предприятия добывающей промышленности; Прибывшие накануне посевной несколько вагонов с удобрениями белорусских химиков сельчане вынуждены были в спешном порядке отправить назад - в Солигорск; После прекращения военных действий в иракской столице обстановка постепенно нормализуется; Воюет армия с природой (из газет),

В стилистической системе современного русского языка публицистический стиль занимает промежуточное положение между разговорным, с одной стороны, и официально-деловым и научным -с другой.

8.  ЖАНРЫ СТИЛЯ

Жанры публицистического стиля – определенные «относительно устойчивые, тематические, композиционные и стилистические типы произведений» (М.М.Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет); аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и художественно-публицистический (эссе, очерк, фельетон, памфлет). В перечисленных жанрах реализуются те черты и признаки, которые заключают в себе функциональный стиль.

Публицистические тексты выполняют две основные функции: сообщение информации и воздействие на массового адресата. Сложная стилевая картина этого стиля обусловлена двойственностью его функциональной природы. Этим двуединством предопределен основной стилистический принцип публицистики, который В.Г.Костомаров называет единством, сопряжением экспрессии и стандарта. Первая, информирующая, функция проявляется в таких особенностях стиля, как документальность, фактологичность, официальность изложения, объективность, сдержанность. Другой, воздействующей, функцией детерминируется открытая, социальная оценочность и полемичность, простота и доступность изложения. Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим функция воздействия.

Любой функциональный стиль реально существует лишь как совокупность жанров. Так научный стиль – это не что иное, как научная статья, доклад, выступление, монография и т.д. Т.е. жанры научной речи, воплощающие характерные черты языка науки. Художественный стиль – это лирическое стихотворение, поэма, баллада, сонет, новелла, повесть, роман и др. жанры поэзии и прозы. Когда мы говорим о газетно-публицистическом стиле, то также имеем ввиду его жанры – очерк, фельетон, интервью и т.д.


9.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ композиции научного стиль, проведение научной дискуссии позволят закрепить стилевые особенности научной речи и языковые средства, используемые в ней, а также приобрести навыки публичного выступления в научной коммуникативной ситуации. Научный стиль – это не что иное, как научная статья, доклад, выступление, монография справочные пособия, лекции и т.д. В научном стиле преобладает прямой порядок слов в предложениях, преобладание простых распространённых и сложноподчинённых предложений; широкое использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций; вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов и др.

Основным применением научного стиля является письменная речь. В создании научного стиля используются многие языковые особенности, обобщённо-отвлечённый характер лексических и грамматических средств; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств. Научный стиль в основном употребляют в форме настоящего времени. Научный текст находиться в постоянном движение, так как он строится так, чтобы отразить развитии научной мысли. Научный стиль оказывает сильное и распространенное влияние на весь литературный язык посредством перехода терминов в повседневный язык. Языковые средства, используемые в нем, нуждаются в точных и строгих понятиях.

В создании объективности и точности официально-делового стиля используются многие языковые средства, характерные для научного стиля: отказ от использования личного местоимения «я» (оно сохраняется в личных документах — заявлении, доверенности, автобиографии, а также в объяснительной и докладной записках); использование главным образом нейтрального порядка слов, отказ от экспрессивных моделей построения предложения. Сходство проявляется и в повышенной частотности имен существительных, в том числе отглагольных, и в наличии сложных, состоящих из нескольких компонентов словосочетаний (многие из которых образуют устойчивые словосочетания, употребляются как штампы), и в «нанизывании родительного падежа», и в пристрастии к производным предлогам (здесь на первый план выходят предлоги, передающие прежде всего причинно-следственные отношения: в связи, ввиду, по причине и т. д.).

Так же, как научный стиль, официальный тяготеет к употреблению форм настоящего времени, которое здесь предстает в конкретном, историческом значении. За точку отсчета (т. е. настоящее) принимается время составления документа, которое фиксируется в нем датой. Это число и есть тот момент, по отношению к_ которому определяется прошлое и будущее, и, соответственно, получают наполнение глагольные времена.

Если научный текст можно назвать текстом динамическим, поскольку он строится так, чтобы отразить движение научной мысли, то деловой текст принципиально статичен -он должен зафиксировать определенную ситуацию, ее сущность, а с этой целью выделить ее компоненты и установить связи между ними. Строение текста отражает структуру такой ситуации. В тексте, написанном в официально-деловом стиле, — самые объемные предложения, они могут насчитывать десятки слов. Такая синтаксическая усложненность создается и за счет многокомпонентных словосочетаний, и за счет параллельных конструкций, особенно однородных рядов.

Большую роль в создании текста играют такие средства, как абзацирование, рубрикация, выделение ключевых слов т шрифтом текста


10.  ЛИТЕРАТУРА

1. “Стилистика русского языка.” И.Б. Голуб. Айрис-пресс, 2007-448с.

2. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г.Чечет; Под ред. П.П. Шубы.- Мн.: «ТетраСистемс», 2001.- 544с.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи.- М., 2002.- стр.227

4. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: В 2 Т. – Т. II.- М., 2002.- С. 199-215.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.- Ростов-на-Дону, 1995,- С.524.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.