Контрольная работа: Научный и публицистический стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
Контрольная работа: Научный и публицистический стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
Федеральное агентство по
образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего образования
Российский
Государственный торгово-экономический университет
Ивановский филиал
Кафедра иностранных
языков
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Русский
язык и культура речи”
На тему: “Научный и публицистический
стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной
речи”
Иваново 2008
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
3. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ В НАУЧНОЙ РЕЧИ
4. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
5. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
6. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
7.
СИНТАКСИСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
8. ЖАНРЫ СТИЛЯ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
ВВЕДЕНИЕ
Научный стиль
оказывает сильное и распространенное влияние на весь литературный язык
посредством перехода терминов в повседневный язык. Он ориентирован на точную,
объективную, последовательную и монологическую манеру изложения, обобщенность и
отвлеченность языка, логичность и подготовленность. В научном стиле преобладает
прямой порядок слов в предложениях. Научный стиль считается наиболее регламентированным
и наименее индивидуальным. Языковые средства, используемые в нем, нуждаются в
точных и строгих понятиях. Лексику научной речи составляют три основных пласта:
общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.
Анализ
композиции научного текста, проведение научной дискуссии позволят закрепить
стилевые особенности научной речи и языковые средства, используемые в ней, а
также приобрести навыки публичного выступления в научной коммуникативной
ситуации.
В системе
языковых уровней в научной речи слово играет важнейшую роль. Русские писатели,
восхищаясь красотой, силой богатством русского языка, прежде всего отмечали
разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для
передачи самых различных значений. Ведущая роль слова в системе языковых
средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной
стилистической категорией. В научном стиле в основном используется письменная
речь, но в процессе развития научных открытий, и средств массовой коммуникации
возрастает роль устной формы общения.
Основной
формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением
роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств
массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. В научном изложении
почти не употребляются слова выражающие единичные понятия, конкретные образы.
2.
НАУЧНЫЙ
СТИЛЬ
Данная функционально-стилевая разновидность
литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные,
естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется
в монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, докладах, лекциях,
учебной и научно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т. д.
Здесь необходимо отметить ряд существенных
функции, которые выполняет эта стилевая разновидность: 1) отражение
действительности и хранение знания ( эпистемическая функция); 2) получение
нового знания (когнитивная функция); 3) передача специальной информации
(коммуникативная функция).
Основной формой реализации научного стиля
является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением
научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль
устной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный
стиль характеризуется рядом общих экстра- и трилингвистических особенностей,
позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается
внутристилевой дифференциации1.
Главным коммуникативным заданием общения в
научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в
данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от
частных, несущественных признаков), логический характер, Этим обусловлены такие
специфические черты научного стиля как отвлеченность, обобщенность,
подчеркнутая логичность изложения.
Данные экстралингвистические признаки объединяют
в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют
вторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность
выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения,
безобразность, скрытую эмоциональность.
Доминирующим фактором организации языковых
средств в научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер на
лексическом и грамматическом уровнях языковой системы. Обобщенность и
отвлеченность придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску.
Для научного стиля характерно широкое
использование абстрактной лексики, явно преобладающей над конкретной: испарение,
замерзание, давление, мышление , отражение , излучение, невесомость,
кислотность, изменяемость и т.д. В отвлеченных и обобщенных значениях используются
не только слова с абстрактной семантикой, но и слова, обозначающие вне научного
стиля конкретные предмет» Так, в предложении В нашей местности растут дуб, ель,
береза слова дуб, ель, береза обозначают не единичными конкретные предметы (конкретное
дерево), а класс одно родных предметов, породу деревьев, т.е. выражают не частное
(индивидуальное), а общее понятие. Или в предложении Микроскоп- это прибор,
увеличивающий в несколько сот и даже тысяч раз слова микроскоп, прибор обозначав
ют не конкретный микроскоп или прибор, а микроскоп прибор вообще (всякий,
любой, каждый.
В научном изложении почти не употребляются слова
выражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщенно-отвлеченный характер
речи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно,
всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий любой, каждый.
3.
СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
ОСОБЕННОСТЬ В НАУЧНОЙ РЕЧИ
научный публицистический стиль
Поскольку в области науки и техники требуется
максим максимально точное определение понятий и явлений действительности,
отражающее точность и объективность научных истин и рассуждений, специфической
особенностью словарного состава научного стиля является использование
терминологии. Термины характеризуются строго определенным значением.
"Термин (граница, предел) - слово или словосочетание, являющееся названием
специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Термин
не только обозначает то или иное понятие, но и обязательно основан на
определении (дефиниции) понятия"1. Например: лексикология- раздел языкознания,
занимающийся изучением словарного состава языка (Лингвистика).
Каждая отрасль науки располагает своей
терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская,
математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.). Лексическое
значение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки.
Термины, входящие в состав нескольких терминосистем, конкретном тексте
употребляются в каком-то одном значении, характерном для определенной
терминологической системы. Например: Реакция- 1Биол. Ответ на внешнее ж внутреннее
раздражение. 2. 2.Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами
(Словарь русского языка).
Значительную часть лексики научной речи
составляют слова общенаучного употребления, использующиеся в разных отраслях
знании: величина, функция, количество, качество, свойство, значение, элемент,
эксперимент, процесс, множество, часть, время, результат, следствие, условие,
причина, взаимосвязь, анализ, синтез, доказательство, система, базироваться,
поглощать, ускорять, минимально, универсальный и т.д. Такие слова закреплены за
строго определенными понятиями и носят терминологический характер.
Общеупотребительные слова в рассматриваемом стиле
используются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначить
сущность понятия или явления. Однако в конкретном научном тексте они могут
изменять свою семантику. Например, слово предполагать в математических текстах
обозначает "считать, допускать": Предположим, что данные треугольники
конгруэнтны.
За многозначными общеупотребительными словами в
заумных текстах закрепляется специальное значение. Так, существительное окончание,
имеющее два значения (1. Завершение, доведение чего-либо до конца.
2.Заключительная часть чего-либо), в лингвистике употребляется как однозначное:
'грамматически изменяющаяся часть слова; флексия.
Глагол рассмотреть, который может употребляться в
значениях: 1. Всматриваясь, увидеть, разглядеть, 2. Смотря, вглядываясь, ознакомиться
с чем-либо. 3. Разобрать, обдумать, обсудить (Словарь русского языка), в научном
стиле обычно используется в третьем значении: Рассмотрим данный треугольник.
Фразеологические сочетания научного стиля также
характеризуются специфическими особенностями. Здесь употребляются
общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной
функции: глухой, согласный, наклонная плоскость, рациональное зерно, десятичная
дробь, щитовидная железа, очаг заболевании, точка кипения, магнитная буря,
демографический взрыв. Первоначально свободные словосочетания вследствие устойчивости
формы и воспроизводимости превращаются во
фразеологизмы терминологического характера
(составные термины). В отличие от других типов словосочетаний терминологические
словосочетания утрачивают образно-метафорическую экспрессию и не имеют
синонимов. К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода
речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..,, применяется
в (для)..., заключается в...,относится к... и т.п.
Неупотребительны в научном стиле слова и
устойчив»! словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской,
а также слова ограниченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и
т.д.).
Стремление к обобщению, к абстракции на морфологическом
уровне проявляется как в выборе, частотное употребления определенных
морфологических категорий, форм, а также их значений, так и в особенностях их
функционирования. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над
глаголом, широким употребление имён существительных на -ние, -ие, -ость, -ка,
-щг-фикация и т.п. со значением признака действия, состояния, изменения.
Проанализируем «Предисловие» к «Русской грамматике» (М.,1980. С, 3)
В этом отрывке всего 3 глагола и 18
существительных, большинство из которых являются отвлеченными {решение,
систематизация, возможности, словообразование, состояние, употребление и др.),
лексически соотносимыми с глаголами (взаимодействие - взаимодействовать,
зависимость - зависеть; разработка - разрабатывать, классификация — классифицировать
и т.д.). По сравнению с соотносительными глаголами существительные
характеризуются более отвлеченным значением и, как правило, носят
терминологический характер. Этим и объясняется их преобладание над глаголами.
Отвлеченность и. обобщенность научного стиля
выражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение,
определение, воззрение, умонастроение, перераспределение, напряжение,
возникновение, окисление и т.д. Среди существительных мужского и женского рода
многочисленны слова с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул,
синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность,
потребность, форма, масеа, величина, интенсификация и т.д.
Своеобразно представлены в научной речи формы числа
и падежа имен существительных. Большинство существительных употребляется только
в форме единственного числа, что связано с широким использованием отглагольных
существительных, а также существительных, обозначающих названия химических
элементов, веществ и т.д. Для научного стиля характерно употребление
единственного числа в значении множественного: Лупа - самый простой
увеличительный прибор; Сойка— птица, обычная в наших лесах; Ежегодно тысяча
людей отправлялись в тайгу на охоту за соболем. В данных случаях
существительные, обозначяющие считаемые предметы(лупа ,сойка, соболь),называют
целый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеют
собирательное обобщённое значение. Однако обстрактные и вещественные существительные
в научном стиле употребляются в форме множественного числа, преобретая
конкретное значение (шумы в сердце, мощности, ёмкости и т.п.) или значение
“сорт”,”разновидность”. Формы множественного числа отвлечённых существительных
появились под влиянием терминологических систем.
Среди падежных форм первое место по частотности
употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в
функции определения: реакция соединения ,попытка решения, температура
плавления, норма литературного языка. После родительного падежа по частотности
употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе
пассивных конструкций распространены формы творительного падежа.
В научной речи употребляются преимущественно
аналитические формы сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных (более
сложный, более компактный и т.д.) Причём превосходная степень обычно образуется
путём сочетания положительной степени прилагательного и наречий. Из
синонимичных форм сравнительной степени повыше — несколько (немного} выше употребляются,
как правило, вторые; Краткие прилагательные в научном стиле, в отступление от
общей закономерности русского языка, выражают не временный, а постоянный
признак предметов и явления: Чистый этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор, бром
ядовиты. Особенности употребления глагола связаны с его видовременными формами.
Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Они
выражают чаще всего атрибутивное значение или значение констатации факта и
выступают в отвлеченном временном значении (настоящее вневременное): Углерод
входит в состав углекислого газа; Атомы движутся; При нагревании тела
расширяются. Настоящее вневременное является наиболее абстрактным, обобщенным,
этим и объясняется его преобладание в научном стиле. Так как глаголы в форме
настоящего времени обозначают постоянные признаки, свойства, процессы или
закономерности явлений, при них возможно употребление определителей типа обычно,
всегда, как правило, постоянно и невозможно- в настоящее время, в этот (данный)
момент, сейчас и т.п.
Отвлеченность значения распространяется на формы
глаголов будущего и прошедшего времени, приобретающие вневременное значение: Определим
площадь треугольника; Произведем опыт; Составим уравнение; Формулу применили;
Исследования производились.
Из видовых форм глаголов наиболее частотны в
научной речи формы несовершенного вида как сравнительно более
отвлеченно-обобщенные по значению. В научной речи они составляют около 80 %1,
Глаголы совершенного вида часто Используются в форме будущего времени,
синонимичного настоящему вневременному, видовое значение таких глаголов
оказывается ослабленным, в результате чего совершенный вид в большинстве
случаев возможно заменить несовершенным: проведем линию- проводим, сравним
(результаты) - сравниваем, рассмотрим (неравенство) –рассматриваем.
В научном стиле распространены формы 3-го лица
единственного и множественного числа глаголов как наиболее
отвлеченно-обобщенные по значению. Формы 1-го лица множественного числа
глаголов и употребляющееся при них местоимение мы характеризуются
дополнительными смысловыми оттенками. Они обычно служат не для обозначения
каких-либо определенных, конкретных лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенного
значения. Сюда относится «мы совместности" (мы с вами), выражающее оттенок
соучастия со слушателем иди читателем, а также употребление мы для обозначения
всякого человека, человека вообще; мы можем определить площадь...; мы придем к
выводу, если мы обозначим.., Данное значение часто выражается личной формой глагола
при отсутствии местоимении (можем определить...; если обозначим...). Возможна
замена | личной конструкции безличной или инфинитивной: можно определить...,можно
прийти к выводу..., если обозначитъ.
Формы 1-го лица единственного числа глаголов и
местоимения я в научной речи почти не употребляются, таи как здесь внимание
сосредоточено в первую очередь на содержании и логической последовательности
его изложения! а не на субъекте. Практически не используется и формы 2-го лица
единственного и множественного числа как наиболее конкретные, обычно обозначающие
автора речи и адресата. В научной же речи адресант и адресат отстранения здесь
важно не то, кто говорит, а то, о чем говорят, т.е. сообщения, содержание
высказывания. Адресуется научная речь обычно не какому-то конкретному лицу, а
неопределённо но широкому кругу лиц.
Стремлением к абстракции, к обобщению обусловлен
тенденция глагола к десемантизации.
Она проявляется в тощ что, во-первых, научному
стилю свойственны глаголы широкой, абстрактной семантики:
иметь(ся), изменяться, наблюдаться, проявляться,
кончаться и
т.п.; во-вторых многие глаголы в научном стиле выступают в роли связки быть,
стать, являться, служить и др.; в-третьих, ряд глаголов выполняет функцию
компонентов глагольно-именных словосочетаний (вербономинантов), в которых
основную смысловую нагрузку несут имена существительные, а глаголы обозначают
действие в самом широком смысле и выражают грамматическое значение: походить
применение, производить расчеты (наблюдения, измерения, вычисления) и т.д.
Глагольно-именные словосочетания подобного типа позволяют обобщенно представить
действие и одновременно способствуют смысловой точности, так как употребление
словосочетания вместо полнознаменательного глагола (находить применение —
применяться, оказывать сопротивление- сопротивляться) позволяет распространить
именной компонент словосочетания прилагательным, уточняющим описание действия
или процесса: находить широкое (повсеместное и та-) применение, оказывать
сильное (заметное, постоянное, дружное и т.д.) сопротивление.
В научном стиле активны союзы, предлоги и
предложные сочетания, в роли которых' могут выступать полнозначные слова,
прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в
качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости
от..., сравнительно с..., в связи с..., в меру и др. Такие предлоги и союзы
позволяют более определенно и точно по сравнению с простыми выражать смысл, так
как круг их значении уже.
Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и
междометия в научной речи не употребляются.
Отвлеченность и обобщенность научной речи на
синтаксическом уровне выражается прежде всего в широком . использовании
пассивных (страдательных) конструкций, так как в них на первый план выдвигается
действие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность
и неличная манера изложения. Например: Точки соединяются прямой линией; К двум
точкам приложены силы, действующие в разных направлениях; В "Русской
грамматике" отражены и описаны очень многие явления разговорной и
специальной речи.
Стремлением к информационной насыщенности обусловливается
отбор наиболее емких и компактных синтаксических конструкций. В научном стиле
преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения.
Среди первых наиболее употребительны неопределенно-личные с прямым дополнением
в начале предложения, синонимичные пассивным конструкция. Распространены
обобщенно-личные предложения с главным членом, выраженным глаголом в форме 1-го
лица множественного числа настоящего или будущего времени во временном значении
(Проведем прямую; Поместим состав( в колбу; Обратимся к рассмотрению...;
Раствор посте пенно нагреваем), а также безличные предложения разный типов (за
исключением тех, которые выражают состояние человека и природы): Нужно доказать
теорему; Требуется определить объем тела; Можно применить форму. Важно
подчеркнуть, что...
Использование номинативных предложений в научных
текстах довольно ограниченно. Они употребляются обычно в заголовках,
формулировках пунктов плана: Запуск космического корабля; Определение
эффективности систем индексирования; Взаимосвязь и соотношение подземной
надземной частей растения.
Из двусоставных наиболее частотны предложения с
ставным именным сказуемым, что тесно связано с отмеченными выше морфологическими
особенностями научного го стиля и обусловлено задачей научных высказывай
(определять признаки, качества, свойства изучаемых явлений). Причем в таком
Сказуемом в настоящем времени характерно употребление связки есть: Язык есть
важнейшее средство человеческого общения.
Такой специфической чертой научной речи, как подчеркнутая
логичность, определяется частотности употребления тех или иных типов сложных
предложений. Среди • сложных предложений в научной речи преобладают союзные
сложносочиненные и сложноподчиненные с четко выраженной синтаксической связью
между отдельными частями.
Преобладание союзных предложений над бессоюзными
объясняется тем что связь между частями сложного предложения с помощью союзов
выражается более точно, однозначно. Сравни:
Рассмотренные словосочетания, хотя в основе их
лежит образ, нельзя признать нечленимыми в лексическом отношении, потому что
образность одного из компо- нентов словосочетания в данном случае еще очень
ощутима.
Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные,
так как при подчинении взаимоотношения между отдельными положениями выражаются
более дифференцированно и четко. Сравни: