стекло
  стекло
                         Этапы развития стеклоделия. 
     Естественное стекло известно человеку с древнейших времён.  Наконечники 
стрел, ножи и т.  п.,  изготовленные  первобытным  человеком  из  природного 
вулканического стекло (обсидиана), были найдены  в  самых  различных  местах 
земного шара. 
Возникновение  стеклоделия  связано,  по-видимому,  с  развитием  гончарного 
производства. Получение стекла сперва было,  вероятно,  случайным.  Примером 
такой возможности является  образование  стекла  в  результате  расплавления 
золы  при  пожаре  зернохранилищ.  Производство  стекла  в  Древнем   Египте 
началось около 3000 лет до н. э. Из  стекла  делались  различные  украшения, 
амулеты. Цилиндр из светло-голубого стекла прекрасного  качества,  найденный 
в Тель-Асмаре, близ  Багдада (современный  Ирак),  сделан  в  середине  3-го 
тысячелетия до н. э.; плотность этого стекла 2,463,  показатель  преломления 
1,515, в нём нет неоднородностей  и  посторонних  включений.  Найденная  при 
раскопках знаменитая ваза с начертанным  на  ней  именем  ассирийского  царя 
Саргопа II (722— 705 до н. э.), находящаяся  в  Британском  музее  (Лондон), 
сделана из полупрозрачного зеленоватого С. 
     Во времена  Птолемеев  (4—1  вв.  до  II.  э.)  в  Египте  существовало 
относительно развитое  стекольное  производство.  Египет  оставался  центром 
стеклоделия вплоть до  нашей  эры;  его  стеклянные  изделия  вывозились  во 
многие другие страны. Стеклоделие было  развито  также  в  странах  Ближнего 
Востока, в частности в Сирии и  Финикии,  а  также  в  Причерноморье.  Кроме 
рядовой  продукции,  здесь   изготовлялись   богатые   уникальные   изделия, 
украшенные эмалью и золотом. С древних времён стекло было известно в  Китае, 
где в 5—3 вв. до н. э. стеклянные изделия появляются уже в довольно  большом 
количестве [в т. ч. бусы с «глазовидным» узором и  специфическим  химическим 
составом  С.  (примесь   бария)].   Первые   письменные   свидетельства   об 
изготовлении стекла в Китае относятся  к  концу  3  в.  В  источниках  5  в. 
говорится об умении китайцев изготовлять С. пяти цветов. 
  Примерно за 1200 лет до  и.  э.  уже  была  известна  техника  прессования 
стекла в открытых формах. Этим способом  изготовлялись  вазы,  чаши,  блюда, 
кубки, цветные мозаичные украшения. Особенно распространённым  было  голубое 
и бирюзовое стекло, окрашенное медью. Зелёное стекло  получали  окрашиванием 
медью и железом. Синее стекло, окрашенное кобальтом, появилось  в  Египте  в 
начале нашей эры. 
 При некоторых достижениях древнего стеклоделия техника его была примитивна 
и везде, в том  числе  в  Древнем  Египте,  на  протяжении  многих  столетий 
переживала период застоя.  Высоких  температур  получать  не  умели,  плавку 
стекла  вели  в  небольших  глиняных   тигельках,   стекло   получалось   не 
проваренным, часто непрозрачным и в очень малых количествах. Чтобы  прикрыть 
обычно неприглядный вид  изделий,  изготовленных  из  такого  несовершенного 
материала, прибегали  к  красителям  и  шли  по  пути  подражания  природным 
полудрагоценным камням.  Формовка  изделий  из  густой,  вязкой  раскалённой 
стекломассы была нелёгкой  задачей;  она  выполнялась  простейшими  приёмами 
ручной  лепки,  для  которой  использовались  плоские  камни  и  примитивные 
глиняные формы, а при  изготовлении  изделий  в  виде  небольших  сосудов  — 
деревянные  палочки,  обмазанные  смесью  песка  и  глины,  обволакивавшиеся 
стекломассой.   Ассортимент   изделий   ограничивался   мелкими   туалетными 
украшениями:   бусами,   серьгами,   браслетами,   застёжками,    амулетами, 
флакончиками для ароматических. веществ и т.п. 
 Переворот  в  технологии  стеклоделия  был  вызван  на  рубеже  нашей  эры 
изобретением  метода  выдувания  полых   стеклянных   изделий.   Возможность 
широкого применения  нового  метода  была  обеспечена  крупными  успехами  в 
технике стекловарения. Тогда  стали  уверенно  получать  прозрачное  стекло, 
выплавлять его  сразу  в  значительных  количествах,  научились  изготовлять 
выдуванием  красивые  сосуды   относительно   большого   размера   и   самой 
разнообразной формы. Выдувательная трубка,  это  простейшее  приспособление, 
оказалась инструментом, при помощи которого человек с художественным  чутьём 
и даром точной  координации  движений  в  результате  длительных  упражнений 
достигал высокого совершенства в работе. 
 Открытие способа выдувания стекла положило начало второму большому периоду 
развития  стеклоделия,  продолжавшемуся  до  конца  19—начала   20   вв.   и 
характеризующемуся  на  всём  своём  протяжении  единством   технологических 
приёмов,  не  претерпевших  за  это  время   принципиальных   изменений.   В 
соответствии с технологией и характер  продукции  оставался  в  этот  период 
более или  менее  постоянным,  охватывая  всевозможные  разновидности  полых 
изделий, главным  образом  всевозможные  сосуды  «настольного»  масштаба,  а 
также  отдельные  декоративные  изделия  —  кубки,  вазы,   бокалы,   блюда, 
туалетные флаконы, осветительные приборы и т. п. Само собой разумеется,  что 
эта однообразная по типам и  назначению  продукция  с  точки  зрения  стиля, 
композиции и исполнения отражала характерные особенности развития  искусства 
и народного творчества в отдельных странах в различные эпохи. 
 Первыми овладели методом выдувания  стеклянных  изделий  мастера  Древнего 
Рима, где на протяжении нескольких веков  искусство  стеклоделия  находилось 
на большой высоте и где  были  созданы  стеклянные  изделия,  относящиеся  к 
выдающимся образцам мирового искусства (например, находящаяся  в  Британском 
музее Портландская ваза). В римское время стекло было  впервые  использовано 
в качестве  оконного  материала.  После  падения  Западной  Римской  империи 
(конец 5 в.) центр стеклоделия перемещается в Византию,  где,  в  частности, 
быстро  развивается  особый  вид  художественного  производства  —  выплавка 
цветного непрозрачного стекла (смальты) для смальтовой мозаики, сменившей  в 
раннем средневековье античную каменную мозаику. 
    На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период.  В 
Киеве, в слоях 11—13 вв., раскопками вскрыты большие стекольные  мастерские, 
в частности мастерские стеклянных браслетов,  бывших  тогда  модным  женским 
украшением во всех русских городах. Такая мастерская была обнаружена  и  при 
раскопках в Костроме. С 11 в, на Руси  развилось  производство  смальты  для 
монументальных  мозаик,  Монголо-татарское  нашествие  прервало   стекольное 
производство на Руси, которое возобновилось только в 17 в.  В  средние  века 
мозаика из смальты создавалась в ряде центров Грузии  (например,  знаменитая 
мозаика 12 в. в Гелати). Высокого уровня  развития  достигло  стеклоделие  в 
средние века в Египте, где его традиции не  прерывались  с  древних  времён. 
Стекло изготовлялось и в других  странах  Востока,  например,  в  12—14  вв. 
производством стеклянных изделий  с  росписью  эмалями  славилась  Сирия.  В 
странах Западной  Европы  в  средние  века  развивает-1скусство  витража   — 
картин или орнаментальных композиций из цветного стекла. Фигурно  вырезанные 
стекла скреплялись свинцовыми перемычками и  вставлялись  в  оконные  проёмы 
зданий.  Появляются  первые  опыты  росписи  витражей  нами,   закрепленными 
обжигом.   Контуры   заливались   темно-коричневой   краской   (шварцлотом), 
преобладавшей и в  самой  росписи.  В  14  в.  начнется  применяться  желтая 
краска, в состав  которой  входит  серебро.  Ею  покрывали  большие  участки 
стекла и это давало возможность увеличить размеры отдельных  частей  витража 
и уменьшить число и длину новых перемычек. Расцвет  искусства  средневековых 
витражей приходится на 13—14 вв. 
   Ведущая роль Византии в развитии стеклоделия сохраняется до 13 в., когда 
главным  центром  производства   стекла   в   Европе   становится   Венеция. 
Художественное стеклоделие получает здесь интенсивное развитие  и  достигает 
подъёма в 15—16 вв.. Венецианские мастера  изготовляют  разнообразнейшие  по 
форме и технике декоративные  сосуды  из  топкого  или  окрашенного  стекла, 
туалетные зеркала,  ставшие  тогда  удивительной  новостью,  бисер,  бусы  и 
другие  художественные   стеклянные   изделия,   пользовавшиеся   широчайшей 
известностью.  Изделия  из   стекла   расписывались   эмалями,   покрывались 
позолотой, украшались  узором  из  трещинок  (кракле),  стеклянными  нитями. 
Особой художественной  тонкости  достигло  венецианское  стекло  к  16  веку 
вместе  с  тем  в  16  в.,  после  открытия  Америки,  (широко   развивается 
промышленность, в частности стекольное производство, в Испании,  Португалии, 
Нидерландах, затем во Франции,  Англии  и  других  странах.  Здесь  строятся 
стекольные  предприятия,  ведущую   роль   в   которых   составляют   беглые 
венецианские  мастера,  соблазнившие  огромными   заработками.   Развивается 
стеклоделие в Германии, где традиции  этого  производства  сохранились,  по- 
видимому, со времён римского властвования. 1612  во  Флоренции  была  издана 
книга  А. Пери, которую  можно  считать  первым  научным  трудом  в  области 
стеклоделия. В ней даны сведения об использовании окисей свинца  и  бора,  а 
также окиси  мышьяка  как  осветляющего  стекло  реагента,  составы  цветных 
стекол и прочее. Книга эта  сделалась  надолго  руководством  по  технологии 
получения стекла. 
  В 1615 в  Англии   предлагается  способ  использования  угля  в  качестве 
топлива для стекловаренных печей. Это даёт возможность получать при  высоких 
температурах тугоплавкое и термостойкое стекла. В  70-х  годах.  17  века  в 
Англии был предложен состав стекла с окисью свинца, что повысило  показатель 
светопреломления.  Это  стекло,  отличающееся  блеском  и  радужной   игрой, 
получило распространение и в  других  странах.  Со  второй  половины  17  в. 
первенство по производству  художественного  стекла  в  Европе  переходит  к 
Чехии,  где  начали  изготовлять   толстостенные   сосуды   из   стекла   со 
значительным содержанием  кальция.  По  своей  бесцветности  и  чистоте  это 
стекло напоминало горный хрусталь. Большая толщина стенок изделий  позволяла 
производить особенно глубокую огранку, и в таком виде это стекло,  известное 
под названием богемского хрусталя, получило широчайшую известность. 
 На Руси новый этап развития стеклоделия начинается с  17  в.,  когда  близ 
Можайска  был  построен  (1635)  шведом  Елисеем  Коэтом  первый  в   России 
стекольный завод. В 1668 был построен Измайловский завод под Москвой, в  90- 
х гг. 17 в.— завод у Тайпицких ворот в Москве; до 1717 — Ямбургские  заводы. 
Важнейшую  роль  в  дальнейшем  развитии   стеклоделия   в   России   сыграл 
государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы 18  века 
на Воробьевых горах под Москвой и к середине  18  в.  вместе  с  Ямбургскими 
заводами переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех  других 
стекольных  предприятий  страны,  подлинной  школой  для  русских   мастеров 
стекольного дела  и  лабораторией  освоения  новой  техники.  В  его  работе 
принимали в разное  время  участие  видные  русские  специалисты  в  области 
искусства, науки и техники, в их числе М.В. Ломоносов, Т. де  Томон,  К.  И. 
Росси,   А.   Н.   Воронихин,   В.П.Стасов,   И.    П.Кулибинидр.    Русские 
рабочие—выдающиеся мастера стекольного  дела  —  создавали  на  этом  заводе 
замечательные произведения искусства, изумлявшие  всю  Европу  и  хранящиеся 
сейчас во дворцах и музеях. Выдающуюся роль в развитии научного  стеклоделия 
в России сыграл М, В. Ломоносов. .В 1748 он  организовал  при  Петербургской 
академии паук лабораторию, в которой проводил опыты с  окрашиванием  стекла, 
лично варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики.  В  1753 
им была построена для производства  цветного  стекла  Усть-Рудицкая  фабрика 
(близ Петербурга). Из  сваренной  здесь  смальты  Ломоносов  сам  и  по  его 
указаниям ученики выполнили ряд  мозаичных  произведений,  в  числе  которых 
грандиозная цветная мозаичная картина «Полтавская  баталия»  (1762—1764).  В 
1764  был  основан  А.  И.  Бахметьевым  в  Никольской-Пестравке  Пензенской 
губернии крупный потому времени завод для производства хрустальной посуды  и 
зеркального стекла (ныне завод «Красный гигант»). Который  дает  возможность 
массового изготовления относительно крупных  изделий  из  стекла,  что  даёт 
начало   новой   отрасли   стеклоделия    —    производству    архитектурно- 
художественного стекла как отделочного  материала  в  строительстве  главным 
образом общественных зданий.  К  этой  категории  стеклянных  изделий  можно 
отнести художественно исполненные облицовочные плитки,  карнизы,  наличники, 
фризы, колонны, капители, вентиляционные решётки,  балясины  для  лестничных 
перил и балюстрад, витражи, смальту для мозаики, барельефы,  скульптуру.  По 
решению правительства в 1939—40 на основе  Ленинградской зеркальной  фабрики 
был организован  экспериментальный  завод  художественного  стекла,  который 
должен служить базой  для  изыскания  путей  дальнейшего  усовершенствования 
советского    художественного стеклоделия. 
 В  СССР  развернулось   строительство   крупных   механизированных   новых 
стекольных  заводов  и  реконструкция  старых  заводов.   Накануне   Великой 
Отечественной  войны  стекольная  промышленность   выдвинулась   по   объёму 
производства на 1-е место в Европе (с 11-го, какое занимала Россия в 1913). 
                    Основы современной технологии стекла. 
Технология получения стекла состоит из двух  производственных  циклов.  Цикл 
технологии стекломассы включает операции: 
  а) подготовки сырых материалов; 
  б) смешивания их в определённых соотношениях, в  соответствии  с  заданным 
химическим составом стекла в однородную шихту; 
  в) варки шихты в стекловаренных  печах  для  получения  однородной  жидкой 
стекломассы. 
Цикл технологии получения стеклянных изделий складывается из операций: 
  а) доведения стекломассы до температуры (и вязкости), требуемой  условиями 
формования из неё разнообразных стеклянных изделий; 
  б) формования изделий; 
  в) постеленного  охлаждения  изделий  до  комнатной  температуры  с  целью 
ликвидации возникающих в процессе формования напряжений; 
  г)  термической,  механической  или  химической  (в  отдельности  либо  во 
взаимном  сочетании)  обработки  отформованных  изделий  для   придания   им 
заданных свойств. 
 Сырые материалы,  применяемые  для  стекловарения,  делятся  на  главные  и 
вспомогательные. Послед-ре служат для улучшения качества стекла и  получения 
стекла с особыми свойствами. Главные  сырые  материалы  содержат  кремнезём, 
борный и фосфорный гидриды, амфотерную  окись  алюминия,  оксиды  елочных  и 
щёлочноземельных металлов, окись свинца, цинка и др.  Кремнезём,  являющийся 
главной частью стекла, вводится в виде молотого  кварца.  Пригодность  песка 
для   стекловарения   определяется   содержанием   в    нём    примесей    и 
гранулометрическим (зерновым) составом. Вредными примесями  являются  прежде 
всего соединение железа и хрома, придающие желтовато-зелёный зеленый  цвета. 
Размер зёрен песка для стекловарения должен находиться в  пределах  примерно 
0,2—0,5  мм.  Окись  алюминия,  применяемая   в   производстве   большинства 
промышленных стекол., вводится с глиной, каолином, гидратом  окиси  алюминия 
или  в   виде   чистого   глинозёма.   Окись   натрия   вводится   с   одной 
кальцинированной содой либо (частично) с селитрой. Окись  калия  вводится  в 
виде  солей  —  кислой   или  азотнокислой  (селитра);  применяется  главным 
образом в производство посуды, цветных, оптических и  некоторых  технических 
стекол.  Окись  лития  используется  при  выработке  опаловых  и   некоторых 
специальных стекол  и  даётся  в  виде  содержащих  литий  минералов.  Окись 
кальция вводится преимущественно в виде мела или известняка; окись магния  — 
в виде доломита, магнезита или жжёной магнезии. Окись  бария  применяется  в 
виде углекислого, азотнокислого и (роже)  сернокислого  бария;  используется 
при производстве оптических  стекол  и  хрусталя.  В  тех  же  производствах 
находит применение окись свинца, которая вводится в виде сурика  или  глёта. 
Окись цинка даётся как таковая или в  виде  цинковых  белил;  применяется  в 
производство оптических, химико-лабораторных и некоторых  других  стекол.  В 
стекловарении  используются   также   материалы,   содержащие   одновременно 
соответственные горные породы, доменный шлак, стеклянный бой и др. 
 К    вспомогательным     сырым     материалам    относятся    осветлители, 
обесцвечиватели, красители, глушители, а также восстановители  (углеродистые 
вещества).  В  качество  осветлителей,  способствующих  удалению  из  стекла 
пузырей, применяют  в  небольших  количествах  сульфаты  натрия  и  аммония, 
хлористый натрий, трёхокись и пятиокись  мышьяка  в  сочетании  с  селитрой, 
плавиковый  шпат.  Некоторые   из   этих   веществ   одновременно   являются 
обесцвечивателями.   Химическое   действие   обесцвечивателей   сводится   к 
окислению в стекло соединений железа.  При  применении  физического  методов 
обесцвечивания в  шихту  вводятся  в  незначительных  количествах  вещества, 
окрашивающие  стекломассу  в  дополнительный   к   зелёному   цвет   (селен, 
соединения кобальта,  марганца  и  др.).  В  качестве  красителей  применяют 
соединения кобальта, никеля, железа, хрома, марганца, селена,  меди,  урана, 
кадмия, серу, хлорное золото и др. Рассеивающие  свет,  т.  е.  белые,  мало 
прозрачные стекла называются глухими  или  заглушенными.  В  зависимости  от 
степени глушения  различают  молочные  (наиболее  заглушенные),  опаловые  и 
опалесцирующие С. В  качестве  глушителей  применяются  различные  фтористые 
соединения, фосфаты, соединения сурьмы, олова и др. 
 Подготовка сырых материалов заключается в сушке, измельчении в  дробилках, 
бегунах  или  дезинтеграторах,  просеивании  и  смешивании  в.  определённых 
весовых отношениях. Однородная  смесь  сырых  материалов  составляет  шихту. 
Однородность  шихты,  от  которой  в  значительной  мере  зависит   качество 
стекломассы, определяется  гранулометрическим,  составом  сырых  материалов, 
степенью их увлажнения, постоянством  их  химического  состава,  способом  и 
продолжительностью перемешивания шихты и  др.  На  стекольных  заводах  чаще 
всего применяют тарельчатые либо конусные барабанные смесители.  На  крупных 
заводах шихту хранят в бункерах. Наибольшая однородность  шихты  достигается 
при её брикетировании, которое исключает расслоение  шихты  при  хранении  и 
особенно передвижении, а также устраняет загрязнение  пылью  регенератора  и 
уменьшает износ в печах огнеупоров.  Расчёт  шихты  ведётся  обычно  на  100 
весовых частей С., с  учётом  частичного  улетучивания  некоторых  составных 
частей — борной кислоты, щелочей, фтора и др. 
 Стекловарение  ведётся  при  температурах  порядка  1400°—1600°.   В   нём 
.различают три стадии. Первая стадия  —  провар,  или  варка  в  собственном 
смысле слова, когда происходит химическое  взаимодействие  между  составными 
частями шихты и образование вязкой массы. Так как при  нагревании  из  шихты 
обильно выделяются газы, то в вязкой массе оказывается  огромное  количество 
пузырьков.  Во  второй  стадии,   называемой   очисткой   или   осветлением, 
происходит  удаление  пузырьков,  а   также   растворение   еще   оставшихся 
нерастворёнными зёрен песка; в этой стадии стекло  выдерживается  в  печи  в 
течение  нескольких  часов  при  наиболее   высокой   температуре.   Третья, 
заключительная, стадия — т. и. студка стекломассы, когда она охлаждается  до 
такой температуры (в зависимости от процесса производства и,  следовательно, 
вязкости), при которой становится возможным и наиболее  удобным  изготовлять 
из неё те или иные  изделия.  Варка  стекла  производится  в  стекловаренных 
печах. Выбор того или иного типа  печи  обусловливается  видом  применяемого 
топлива, ассортиментом  вырабатываемых  изделий,  размерами  производства  и 
прочее. Управление современной стекловаренной печью строго контролируется  и 
Страницы: 1, 2 
   
  |