рефераты скачать

МЕНЮ


Экзамен

свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм

собственности, способствует укреплению денежной и кредитной системы,

приводит единую политику цен, рационального использования природных

ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный бюджет и организует его

исполнение.

Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием, решения, требующие

финансирования их государственного бюджета и федеральных внебюджетных

фондов, принимаются с учетом заключений Правительства.

Правительство подготавливает программы социального развития, организует

здравоохранение, народное образование, способствует развитию культуры.

Важное направление его деятельности - руководство социальным обеспечением,

поддержка наименее социально защищенных групп населения, совершенствование

системы административной опеки за этими группами граждан.

Главное направление деятельности Правительства - защита интересов

государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка,

обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него

возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и

международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-

технического и культурного сотрудничества.

Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но в

основном через подведомственные ему органы. Он направляет работу

центральных федеральных органов исполнительной власти, координирует и

контролирует их деятельность. В пределах предоставленных ему полномочий

Правительство РФ направляет и проверяет работу Правительства республик в

составе РФ, администраций краев, областей, городов Москва и Санкт-

Петербург, автономной области и автономных округов. Он вправе отменять акты

подведомственных ему центральных исполнительных органов, а также глав

краевых, областных администраций, противоречащие законодательству РФ, актам

Президента и Правительства.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал, на них

решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и социально-

культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем

присутствуют не мене двух третей членов Правительства, решения принимаются

большинством голосов его членов.

Билет 22. Министерства (ведомства) и государственное управление

В нормативно-правовых актах термин "административное ведомство" охватывает

в одних случаях все центральные органы отраслевого и межотраслевого

управления, включая министерства и гос. комитеты, в других - все такого

рода органы, кроме министерств и гос. комитетов, т.е. комитеты, управления,

инспекции, службы и агентства.

1. Министерство - центральный орган исполнительной власти, осуществляющий

руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.

а) министерство - единоначальный орган, возглавляемый министром, который

входит в состав Правительства, имеет все полномочия в сфере компетенции

министерства и несет всю полноту ответственности за деятельность

министерства, издает приказы, инструкции и дает указания по вопросам

деятельности министерства.

б) в министерстве образуется коллегия в составе министра, его заместителей

и руководящих сотрудников системы министерства. Она рассматривает важнейшие

вопросы и принимает соответствующее решение в форме постановлений.

2. Гос. комитет - центр. орган исполнительной власти осуществляющий

межотраслевое регулирование в подведомственной им сфере.

а) гос. комитет - коллегиальный орган, состоящий из назначенных

Правительством членов и принимающий по вопросам своей компетенции

постановления, являющиеся межведомственными актами.

б) оперативное руководство по функциям комитета осуществляется

председателем. гос. комитета на принципах единоначалия. Он в пределах своей

компетенции издает приказы, инструкции и указания по внутриведомственным

вопросам

в) в гос. комитетах наряду с решающим коллегиальным органом образуются

малые коллегии в составе председателя комитета, его заместителей и

руководящих работников комитета и подведомственных организаций

3. Остальные ведомства в той или иной степени повторяют организационную

структуру либо министерств, либо гос. комитетов.

Центральные органы федеральной исполнительной власти.

В настоящее время в России существует несколько организационно-правовых

форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

1. Федеральные министерства;

2. иные федеральные органы исполнительной власти.

Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они руководят

порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или

межотраслевыми ( функциональными). они подчинены непосредственно

Правительству и действуют на основании законов, актов Президента и

Правительства. Правовой основой деятельности служат также специальные

положения. Положения о каждом из центральных органов утверждаются

Президентом РФ или по поручению Правительством, которое устанавливает

предельную численность работников центральных аппаратов министерств,

государственных комитетов и других центральных органов исполнительной

власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае

необходимости он вправе передавать ( делегировать) им решение отдельных

вопросов.

Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей

руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов,

осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех

подведомственных ему органов.

Обычно центральный орган построен по схеме:

1. руководство ( руководитель, его заместители, коллегия, комитет,

ведомственные научные и иные советы);

2. производственные структурные подразделения, которые руководят

службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и

создано;

3. штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной

деятельностью в рамках ведомства ( управления бухгалтерского учета, кадров

и др.).

В совместных ведомствах федеральный центр осуществляет общее руководство, а

непосредственное управление отраслями, сферами на территории субъекта

федерации - дело их органов. К совместным федеральным органам относятся,

например, министерства здравоохранения, финансов, культуры, государственные

комитеты по делам гражданской обороны, антимонопольной политике.

Выше речь шла о признаках, общих для всех организационно-правовых

центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и

определенные различия.

1. Министерства являются центральными единоначальными органами и, как

правило, отраслевыми. Их образует, реорганизует и упраздняет Федеральное

Собрание по предложению Президента. Министров назначает и освобождает от

должности Президент по представлению Председателя Правительства

самостоятельно, а министров иностранных дел, внутренних дел, обороны - с

согласия Российского парламента.

Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в

Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между своими

заместителя. в министерствах имеются совещательные органы-коллегии. Они,

как правило, состоят из руководящих работников министерства. Председатель

коллегии министр, ее решения проводятся в жизнь его приказами.

2. Государственные комитеты - центральные органы, осуществляющие

межотраслевое управление, они наделены значительной функциональной властью.

Их образует, реорганизует, упраздняет Федеральное Собрание по предложению

Президента. Во главе госкомитета находится председатель, который

назначается и освобождается от должности Указом Президента и по должности

входит в состав Правительства.

Как центр ведомства Государственный комитет выполняет две группы задач:

межотраслевое ( функциональное) управление порученной ему сферой. Эта

внешняя организационная деятельность и ее осуществление - главная задача

органа;

линейное руководство подчиненными ему организациями,

внутриведомственное управление.

Оперативное руководство межотраслевой деятельностью госкомитета,

внутриведомственное управление осуществляет его председатель единолично.

Председатель по должности входит в состав Правительства РФ, он вправе

издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими

заместителя.

3. Центральные органы третьей группы называются комитетами РФ, федеральными

службами, надзорами, инспекциями, российскими агентствами. Как правило, это

органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные властными

межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой координацией,

контролем и иными ведомствами, они образуются, реорганизуются, упраздняются

Федеральным Собранием по представлению Президента. они построены на основе

единоначалия. Их руководители назначаются и освобождаются от должности

Президентом РФ и в состав Правительства не входят. В порядке исключения по

представлению Председателя Правительства Президент может руководителя

центрального органа третьей группы назначить на должность члена

Правительства. В этой группе центральных органов немало таких, которые

действуют на основе специальных законов, регламентирующих работу

соответствующих ведомств и их центральных органов. Это, например, законы о

государственной налоговой службе, санитарно-эпидемическом благополучии.

Билет 23. Понятие и роль судебной власти в обществе

Судебная власть – третья самостоятельная ветвь в государственной власти,

призванная сдерживать законодательную и исполнительную ветви, разрешать

возникающие в обществе конфликты.

Судебная власть осуществляется в форме правосудия, т. е. разрешения споров

гражданско-правового, административного, конституционного характера, а

также привлекает от имени государства к уголовной ответственности в случаях

совершения преступлений.

Главное назначение судебной власти – защита прав и свобод личности,

соблюдение законности, охрана конституционного строя.

Судебная власть характеризуется:

- независимостью и самостоятельностью;

- особым правовым статусом ее носителей – судей, судьи в РФ: несменяемы,

независимы и неприкосновенны;

- участием в осуществлении правосудия народных, присяжных и арбитражных

заседателей;

- наличием властных полномочий.

Согласно конституционным нормам (ст. 118 Конституции РФ):

1. Правосудие в РФ осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,

гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система РФ устанавливается Конституцией России и федеральным

конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Общими конституционными принципами судопроизводства в РФ являются:

- равенство граждан перед законом и судом;

- открытое судебное разбирательство;

- состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве;

- обеспечение презумпции невиновности и положения о том, что обвиняемый не

обязан доказывать свою невиновность;

- запрет на использование доказательств, полученных с нарушением

федерального закона.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная

власть осуществляется посредством конституционного,гражданского,

административного и уголовного судопроизводства. Судебная система

Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и

федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не

допускается.

Билет 24. Судебные органы и судебные системы

Органы судебной власти – Конституционный Суд Российской Федерации,

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный суд Российской

Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов федерации.

1. Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии

Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов

Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и

Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных

актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает

некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной

власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда Российской Федерации,

судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных)

народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а

также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской

Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов

Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и

исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о

соответствии Конституции Российской Федерации:

А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,

Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов

субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению

органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению

органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской

Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской

Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации

дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают

силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные

договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает

заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении

иного тяжкого преступления.

2. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским,

уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной

практики.

3. Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов

федерации, которые рассматривают экономические споры.

Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению

экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами,

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной

практики.

4. Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры,

осуществляющие надзор за законностью в стране. Прокуратура Российской

Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, составляет единую

централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

5. Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент

Российской Федерации. Он не входит непосредственно ни в одну из ветвей

власти и является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в

Российской Федерации. Президент избирается на 4 года на основе всеобщего

прямого тайного голосования. Президентом может быть избран гражданин

Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее

10 лет, не моложе 35 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность

Президента более двух сроков подряд. Президент назначает Председателя

Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы

Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы,

подписывает международные договоры России.

Билет 25. Осуществление судебной власти

Судебная власть представляет собой, в соответствии с теорией разделения

властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами -

судами (статья 11 Конституции Российской Федерации). Особое положение судов

в государственном механизме предопределяется стоящими перед ними задачами,

ответственными обязанностями, характером деятельности, в ходе которой могут

существенно затрагиваться права и свободы граждан, права и законные

интересы различных органов, учреждений и организаций.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми

необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России

принадлежит судам образующим единую судебную систему. В основе ее

организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая

предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов -

Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также

судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской

Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О

судоустройстве".

Судебную власть полномочны осуществлять только суды, входящие в судебную

систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118

Конституции РФ).

Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех

судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и

свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов

организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных

и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в

инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.