рефераты скачать

МЕНЮ


Экзамен

контроля.

3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров.

Ратификация - это утверждение высшим органом государства международного

договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И,

напротив, денонсация - в установленной форме волеизъявление государства,

направленное на расторжение договора.

4. Назначение референдумов. Референдум - это голосование избирателей,

посредством которого принимаются государственное или самоуправленческое

решение.

Назначение референдума - не слишком частое конституционное полномочие

парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо

альтернативный характер.

5. Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего

относится право объявления войны (состояние обороны).

6. Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно

к ним можно отнести:

1.Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики

Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава

государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание

привлечения к суду импичмента - измена, взяточничество, иное тяжкое

преступление.

2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших

должностных лиц.

3.Объявление амнистии.

Билет 19. Роль исполнительной власти и ее органов

Исполнительную власть можно определить как "высший эшелон власти" гос.

аппарата. Он представляет собой высшее руководство или руководителя,

его/ее/ министров и лиц, занимающих ключевые посты. В парламентской

системе, например, основа исполнительной власти - комплекс институтов и

лиц, включая премьер-министра, кабинет министров, комитеты при кабинетах и

координирующие министерства и ведомства (например, министерство финансов).

Задача политиков, принадлежащих к исполнительной ветви власти -

осуществлять руководство, быть реальными лидерами в государственном

управлении. Исполнительная власть концентрирует власть и полномочия, ее

представители действительно могут управлять страной, влиять на положение

дел.

Это включает в себя выполнение нескольких функций:

Во-первых, это обязанность проводить в жизнь основные направления

государственной политики. Во-вторых, руководитель исполнительной ветви

власти осуществляет надзор за выполнением политических решений. С учетом

масштабов и сложности политических задач, стоящих перед руководителем

высокого уровня управления, это представляет огромные трудности. В третьих,

исполнительная власть должна мобилизовать силы и ресурсы для проведения

своей политики, обеспечить ей поддержку. Осуществление политики требует

координации деятельности тех структур, на которые она направлена:

политические цели не могут быть достигнуты без соответствующей поддержки. В

четвертых, исполнительная власть имеет ряд чисто представительских задач,

выполняет символические функции осуществление определенных церемоний и

ритуалов, выражающих и символизирующих идею национального единства,

национального государства - провозглашаемого или реального. Последняя

функция исполнительной власти - осуществление руководства в критических,

кризисных ситуациях, что предполагает употребление власти в пределах

широких, почти неограниченных полномочий в чрезвычайных обстоятельствах.

Органы исполнительной власти – это высший орган федеральной исполнительной

власти – Правительство Российской Федерации, а также министерства,

государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской

Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

(президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства,

министерства, государственные комитеты и другие ведомства), возглавляемые

Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти

характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими

руководителями исполнительной власти, либо избираются народом.

Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской

Федерации и состоит из Председателя (который назначается с согласия

Государственной Думы), его заместителей и федеральных министров по

предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Правительство

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и

обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение

единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной

политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и

социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности,

правопорядка, по борьбе с преступностью.

Органы исполнительной власти делятся по территориальному признаку на

федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий различают органы

исполнительной власти общей компетенции (ведающие всеми или многими

отраслями исполнительной деятельности) и специальной компетенции (ведающие

отдельными отраслями или сферами). Следует также различать органы

исполнительной власти коллегиальные (Правительство Российской Федерации и

правительства субъектов федерации) и единоначальные (например,

министерства).

Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-распорядительную

деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как правило, имеют

постоянные штаты; образуются вышестоящими органами (кроме Президентур);

подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления; их образование,

структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами

административного права.

Президент РФ

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими

полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности,

ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и

межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Как глава всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти

Президент руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры

для эффективного осуществления Правительством своих полномочий.

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по обеспечению

государственной и общественной безопасности, он возглавляет Совет

безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное

положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к исполнению

на всей территории республики, и проверять их исполнение.

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Президента.

В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-аналитический

центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

Правительство

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он

возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их

согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного

управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят Председатель

Правительства, его первые заместители и заместители, министры, председатели

государственных комитетов, а также руководитель аппарата Правительства.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает

свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои

обязанности до формирования нового Правительства.

Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство наделено

широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере экономики

Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического

развития, занимается экономическими процессами, создает условия для

свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм

собственности, способствует укреплению денежной и кредитной системы,

приводит единую политику цен, рационального использования природных

ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный бюджет и организует его

исполнение.

Правительство подготавливает программы социального развития, организует

здравоохранение, народное образование, способствует развитию культуры.

Главное направление деятельности Правительства - защита интересов

государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка,

обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него

возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и

международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-

технического и культурного сотрудничества.

Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но в

основном через подведомственные ему органы.

Центральные органы федеральной исполнительной власти.

В настоящее время в России существует несколько организационно-правовых

форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

1. Федеральные министерства;

2. иные федеральные органы исполнительной власти.

Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они руководят

порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или

межотраслевыми ( функциональными). они подчинены непосредственно

Правительству и действуют на основании законов, актов Президента и

Правительства. Правовой основой деятельности служат также специальные

положения. Положения о каждом из центральных органов утверждаются

Президентом РФ или по поручению Правительством, которое устанавливает

предельную численность работников центральных аппаратов министерств,

государственных комитетов и других центральных органов исполнительной

власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае

необходимости он вправе передавать ( делегировать) им решение отдельных

вопросов.

Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей

руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов,

осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех

подведомственных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной власти

возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба,

обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-

экологических, специальных задач, стоящих перед ведомством.

Обычно центральный орган построен по схеме:

1. руководство ( руководитель, его заместители, коллегия, комитет,

ведомственные научные и иные советы);

2. производственные структурные подразделения, которые руководят

службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и

создано;

3. штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной

деятельностью в рамках ведомства ( управления бухгалтерского учета, кадров

и др.).

Краевая, областная, окружная, районная городская, сельская

администрация

Администрация - единоначальный орган исполнительной власти,

действующий в рамках определенной государственно-национальной,

административно-территориальной единицы, ставшая правопреемником

существующего ранее коллегиального органа исполнительного комитета. Как

орган общей компетенции администрация возглавляет систему органов

управления соответствующего уровня: отделов, управлений, комитетов,

комиссий, руководит органами специальной компетенции.

К областной, краевой администрации относятся краевые, областные

комитеты, отделы, управления. Но не все, а только те, которые являются ее

органами, структурными подразделениями, подчинены главе администрации.

Структура краевой, областной, районной, городской администрации

утверждается соответствующим представительным органом. Если администрацию

понимать широко, то комитеты, отделы, управления следует признать

разновидностями ее структурных подразделений.

Билет 20. Глава государства и государственное управление

Президент РФ

Пост Президента учрежден Законом "О Президенте РСФСР", принятым Верховным

Советом 24 апреля 1991 г. На этот пост может быть избран только гражданин

РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент

избирается сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых выборов при

тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более

двух сроков подряд.

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими

полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности,

ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и

межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Ему предоставлено право назначать и отзывать дипломатических представителей

РФ, принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических

представителей.

Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей:

законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов

государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее

суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное

согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.

Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По его

предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ, он

вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом законодательной

инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14 дней с момента

их принятия. Конституция наделила Президента правом отлагательного вето, т.

е. правом не подписывать ( а значить и не обнародовать) принятый закон и до

истечения двухнедельного срока возвращать его для повторного рассмотрения.

Если при повторном рассмотрении закон принимается большинством голосов, то

Президент обязан подписать и опубликовать его в течение 3 дней.

Как высшее должностное лицо республики Президент обращается с посланиями к

народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает специальные

звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии с законом

вопрос гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет

право помилования граждан, осужденных судами РФ.

Президент, Правительство РФ, главы исполнительной власти и советы министров

республик в составе РФ, главы администрации и органы исполнительной власти

автономных и административно-территориальных образований образуют единую

систему исполнительной власти в РФ. Как глава всей управленческой иерархии,

всей системы исполнительной власти Президент наделен большими полномочиями.

Он руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры для

эффективного осуществления Правительством своих полномочий. С согласия

Федерального Собрания российский Президент вправе назначить главу

правительства, а по представлению последнего - назначать и освобождать

министров, руководителей комитетов и иных центральных ведомств РФ.

Президент вправе отметить постановление, распоряжение Совета Министров,

если оно незаконно.

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по обеспечению

государственной и общественной безопасности, он возглавляет Совет

безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное

положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к исполнению

на всей территории республики, и проверять их исполнение.

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Президента.

В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-аналитический

центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

Билет 21. Правительство и государственное управление

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он

возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их

согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного

управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ. правовой

основой деятельности Правительства является Конституция, Закон "О

ПРавительстве Российской Федерации", и иные законы, а также указы и

распоряжения Президента РФ. Правительство подотчетно Федеральному Собранию

и Президенту РФ.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят Председатель

Правительства, его первые заместители и заместители, министры, председатели

государственных комитетов, а также руководитель аппарата Правительства. По

представлению главы Правительства Президент вправе включать в состав

Правительства руководителей других подведомственных ему центральных органов

государственного управления.

Членов Правительства можно различать и по другому критерию:

1. занимающие должности в аппарате Правительства РФ;

2. руководители иных государственных органов, которые по должности

являются членами Правительства;

3. персонально, в порядке исключения, входящие в число членов

Правительства.

Председатель Правительства назначается на должность Президентом с согласия

Высшего органа законодательной власти. Если высший представительный орган

не согласился с предложенной кандидатурой, Президент вправе назначить на

срок до трех месяцев исполняющего обязанности председателя и до истечения

этого срока представить другую кандидатуру. Первые заместители, заместители

главы Правительства, министры, председатели государственных комитетов,

руководитель аппарата Правительства назначаются на должность по

представлению главы Правительства Президентом и автоматически включаются в

состав Правительства.

Все члены Правительства, а также их заместители не могут занимать должности

в государственных, коммерческих, общественных организациях, не имеют права

на предпринимательскую деятельность или иную другую оплачиваемую должность

( кроме преподавательской, научной и иной творческой).

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает

свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои

обязанности до формирования нового Правительства. Законом предусмотрена

возможность отставки Правительства в тех случаях, если:

1. Федеральное Собрание выразило ему недоверие;

2. такое решение с согласия Федерального Собрания принял Президент;

3. Правительство само приняло решение подать в отставку и Президент ее

принял;

4. подал в отставку Председатель Правительства и Президент ее принял.

При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный срок

сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей

до того момента, когда будет сформировано новое.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная

отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его председателя,

могут освобождаться от должности Президентом. А это влечет изменения в

персональном составе Правительства.

Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство наделено

широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере экономики

Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического

развития, занимается экономическими процессами, создает условия для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.