Реферат: Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом
Распад Советского Союза, а также крах коммунистических режимов в Восточной
Европе остро ставили на повестку дня международных отношений
проблему суверенизации и демократизации. В связи с
этим, значимость ближневосточного конфликта и нерешенность палестинской проблемы значительно возросла. Поэтому неудивительно, что Ватикан из года в год
возвращался к этой проблеме, уточняя и подтверждая
свою позицию. Отношения Ватикана с арабскими странами также накладывали свой отпечаток на
развитие его отношений с Израилем. Наиболее острой в отношениях Израиля и
Ватикана оставалась все та же проблема Иерусалима. Ватикан считал необходимым решить палестинский вопрос и
обеспечить гарантии для Иерусалима как города,
священного для трех великих религий – иудаизма,
христианства и ислама, прежде чем согласиться на полное дипломатическое
признание Израиля. Ватикан также выражал опасения, что установление
дипломатических отношений с еврейским государством может создать проблемы для христианских меньшинств в некоторых арабских странах.
Прогресс на переговорах по вопросу
об установлении дипломатических отношений стал возможным благодаря подписанию в
сентябре 1993 г. договора между Израилем и ООП о соблюдении "ограниченной
палестинской автономии". Рабочие группы передали свои выводы
высокопоставленным лицам в Министерстве
иностранных дел Израиля и в Государственном секретариате Ватикана.
Основополагающее соглашение, выработанное рабочими группами, состояло из 14 пунктов, которые охватывали
вопросы, представлявшие взаимный интерес, такие, как юридический статус Церкви в
Израиле и на его территориях, налогообложение,
передвижение верующих и отношение к антисемитизму. Более широкие
проблемы, такие, как палестинский вопрос и
международные гарантии
в отношении Иерусалима, не затрагивались и
предполагалось, что они будут рассмотрены на мирных переговорах по Ближнему Востоку в Вашингтоне.
Одним из 14 пунктов соглашения было установление дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом.
Следует отметить, что
одним из главных действующих лиц в переговорах, предшествовавших подписанию соглашения об
установлении дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом был отец Давид–Мария Егер, когда–то религиозный еврей, носивший вязаную кипу и учившийся в гимназии им. Цейтлина в Тель–Авиве. Отец Егер
сердился, когда его называли бывшим израильтянином или бывшим евреем. "Я прожил здесь большую часть моей жизни, – говорил
он. – Голосовал на выборах и до сих пор читаю израильскую прессу. У меня здесь
много друзей и родственников".
В 1981 г. Давид Егер стал монахом–францисканцем.
В 1986 г. защитил в Ватикане докторскую диссертацию, которая была посвящена взаимоотношениям между государством и христианской церковью
в Эрец–Исраэль. Он стал главным экспертом Ватикана
по вопросу юридических отношений с Израилем. Когда
начались переговоры, его назначили советником, а
затем он стал главой ватиканской делегации. "Меня назначили на этот пост не потому,
что я еврей, а потому, что я – специалист в этой
области," – говорил
Егер[77].
Подписание в Иерусалиме соглашения ознаменовало
торжественный финал
"двух тысяч лет недоверия" между
католиками и евреями. Соглашение признавало исключительное
значения Святой Земли для представителей обеих конфессий,
т.е. христиан и иудеев, а также для всего мира.[78]
Высокие договаривавшиеся
стороны брали также на себя моральное и правовое
обязательство давать отпор антисемитизму, расизму и религиозной нетерпимости[79].
Церемония подписания соглашения, состоявшаяся 29 декабря 1993 г. в Ватикане, определяла
порядок установления дипломатических отношений между
Святым Престолом и
Государством Израиль.
Сразу после подписания соглашения между Израилем и
Ватиканом должен был произойти обмен специальными посланниками, а четыре месяца спустя стороны должны
были обменяться послами и
установить между собой дипломатические отношения в полном объеме.
По соглашению в начале 1994 г. должна была приступить к работе совместная израильско–ватиканская
комиссия, в задачи которой должно было войти поощрение христианского паломничества в Святую Землю[80].
Таким образом соглашение продемонстрировало
сближение двух государств. От этого соглашения выигрывали не только представители трех мировых религий. Израиль принимал во внимание
тот "моральный авторитет, который имелся у Католической Церкви"
и рассчитывал, учитывая, что он в течение долгого
времени подвергался международному
бойкоту, на получение от Ватикана
"неоспоримого благословения". В свою очередь Святой Престол воспринимал происходящее как "возвращение на Святую Землю"[81].
Характерно, что Иоанн Павел II неоднократно
высказывал пожелание совершить молитву на Святой Земле во имя мира между евреями и
арабами, между иудеями и мусульманами[82].
В итоге 1994 г. характеризовался беспрецедентной дипломатической
активностью: 19 января Папа Римский послал в Израиль своего представителя; 11 февраля специальный представитель Израиля в Ватикане посетил Папу Римского; 17 марта
премьер–министр Израиля Ицхак Рабин посетил Ватикан; 15 июня между Израилем и Ватиканом были установлены официальные дипломатические отношения[83];
28 июня Святой престол назначил посла в Израиле. В августе
1994 г. первый посол Ватикана в Израиле архиепископ Аддре
Ди–Монтезимелло вручил верительные грамоты
президенту Эзеру Вейцману.
Ди–Монтезимелло заявил, что Ватикан рассчитывал на свое участие в определении статуса Иерусалима[84].
1 декабря 1994 г. Ш.Перес посетил Папу Римского и вручил верительные
грамоты. Таким образом Израиль и Ватикан установили дипломатические отношения в
полном объеме после двух летних упорных и активных дипломатических действий Израиля.
Со своей стороны, Ватикан получил возможность принимать участие в
определении будущего статуса Иерусалима. Для
израильтян установление дипломатических отношений
с Ватиканом явилось как бы наградой за взятый курс на мирное урегулирование ближневосточной проблемы.
После гибели премьер–министра
Израиля И.Рабина в 1995 г. супруга покойного премьер–министра Лея Рабин и его дети Юваль и
Далия прибыли 13 декабря 1995 г. в Рим. Они приняли участие в торжественной церемонии, посвященной памяти Ицхака Рабина[85]. Во время визита Иоанн Павел II принял вдову И. Рабина. Во время
аудиенции глава Ватикана подчеркивал, что
Иерусалим выполняет "двойную роль – является столицей Израиля и столицей трех великих монотеистических религий"[86].
Я слышала это своими ушами. Я была там не одна, и мои дети тоже это слышали.
Понимаю, что у Ватикана тоже могут быть проблемы в связи с этим
заявлением", – сказала Лея Рабин. В связи с
этим пресс–секретарь Римского Папы заявил, что позиция Ватикана в отношении Иерусалима
оставалась и остается неизменной на протяжении многих лет[87],
а именно Ватикан заинтересован в предоставлении международных гарантий того, что Иерусалим останется
"собственностью" трех религий и въезд в
город будет всегда открыт для всех верующих. Официально Ватикан в числе
многих стран не признает аннексию Израилем
Восточного Иерусалима и "объединенного Иерусалима"
как столицы Израиля.
Таким образом, несмотря
на установление дипломатических отношений между Израилем и
Ватиканом обе стороны до сих пор не достигли
соглашения в отношении статуса Иерусалима. Тем не
менее Святой Престол видимо
оставляет для политиков и дипломатов поле для
дискуссий и договоренностей по имеющимся спорным вопросам. Так, независимо от своих теологических установок
Католическая Церковь известна прагматическим подходом к вопросу о политической
власти в странах, где она функционирует. Ватикану
известно, например, что правительству еврейского государства принадлежит власть над
христианскими святыми местами – в Назарете и Капернауме на Галилейском озере
(оз. Кинерет), помимо Иерусалима и его
окрестностей. В целях защиты своих интересов, касающихся этих святых мест, Ватикану приходится поддерживать
дипломатические контакты с правительством Израиля.
Хотя Ватикан периодически вел разговоры о необходимости интернационализации Иерусалима или
придания ему "особого статуса", он смягчил свое бескомпромиссное
требование изъять Иерусалим из сферы еврейского политического контроля и стал выступать за
предоставление особого статуса только Старому
городу[88].
29 мая 1996 г. Б.Нетаниягу
был избран главой правительства Израиля. После
утверждения кнессетом
и принесения присяги 18 июня Б.Нетаниягу официально вступил в должность. Он
возглавил правительство, сформированное в июне
1996 г. из представителей национально–центристских политических движений и религиозных партий.
Политический лагерь, во главе которого встал Б.Нетаниягу, на парламентских выборах 1996 г. одержал весьма впечатляющую
победу – правительственная
коалиция насчитывала 66 депутатов. Б.Нетаниягу шел на выборы под лозунгом "Безопасность и мир".
Поставив во главу угла безопасность, он и возглавляемое им правительство в
не меньшей степени
стремилось и к осуществлению второй части своего лозунга – достижению мира на
Ближнем Востоке. Именно поэтому премьер–министр вскоре после
прихода к власти возобновил переговоры с палестинской
администрацией и затем неоднократно встречался с
ее лидером Я.Арафатом. Продолжались также многосторонние
контакты, целью которых было найти компромиссное
решение проблем, с которыми приходилось сталкиваться Израилю на пути к установлению
"действенного мира" с арабами Палестинской
Автономии и всем мусульманским миром.
Приход правых к власти в Израиле несколько осложнил его отношения с Ватиканом. Европейские
средства массовой информации сообщали уже в январе 1997
г., что премьер–министр Б.Нетаниягу изъявил готовность обсудить проблему Иерусалима в ходе запланированной встречи с Иоанном Павлом II.
Б.Нетаниягу
намерен был заявить в
беседе с главой Римско–Католической Церкви, что за 2000
лет существования
христианства лишь в короткий период пребывания объединенного
Иерусалима под израильским суверенитетом верующим всех трех монотеистических религий гарантирован
был свободный доступ к святыням этого города[89].
Израильской премьер готов был согласиться
на официальное
закрепление данного права за представителями всех
конфессий, но он подчеркивал разницу между свободным доступом к
местам религиозного культа и проблемой
государственного суверенитета. "Объединенный Иерусалим останется под израильским суверенитетом" – повторял Б.Нетаниягу во всех своих интервью
европейским газетам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|