рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом

Распад Советского Союза, а также крах коммунистических режимов в Восточной Европе остро ставили на повестку дня международных отношений проблему суверенизации и демократизации. В связи с этим, значимость ближневосточного конфликта и нерешенность палестинской проблемы значительно возросла. Поэтому неудивительно, что Ватикан из года в год возвращался к этой проблеме, уточняя и подтверждая свою позицию. Отношения Ватикана с арабскими странами также накладывали свой отпечаток на развитие его отношений с Израилем. Наиболее острой в отношениях Израиля и Ватикана оставалась все та же проблема Иерусалима. Ватикан считал необходимым решить палестинский вопрос и обеспечить гарантии для Иерусалима как города, священного для трех великих религий – иудаизма, христианства и ислама, прежде чем согласиться на полное дипломатическое признание Израиля. Ватикан также выражал опасения, что установление дипломатических отношений с еврейским государством может создать проблемы для христианских меньшинств в некоторых арабских странах.

Прогресс на переговорах по вопросу об установлении дипломатических отношений стал возможным благодаря подписанию в сентябре 1993 г. договора между Израилем и ООП о соблюдении "ограниченной палестинской автономии". Рабочие группы передали свои выводы высокопоставленным лицам в Министерстве иностранных дел Израиля и в Государственном секретариате Ватикана. Основополагающее соглашение, выработанное рабочими группами, состояло из 14 пунктов, которые охватывали вопросы, представлявшие взаимный интерес, такие, как юридический статус Церкви в Израиле и на его территориях, налогообложение, передвижение верующих и отношение к антисемитизму. Более широкие проблемы, такие, как палестинский вопрос и международные гарантии в отношении Иерусалима, не затрагивались и предполагалось, что они будут рассмотрены на мирных переговорах по Ближнему Востоку в Вашингтоне. Одним из 14 пунктов соглашения было установление дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом.

Следует отметить, что одним из главных действующих лиц в переговорах, предшествовавших подписанию соглашения об установлении дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом был отец Давид–Мария Егер, когда–то религиозный еврей, носивший вязаную кипу и учившийся в гимназии им. Цейтлина в Тель–Авиве. Отец Егер сердился, когда его называли бывшим израильтянином или бывшим евреем. "Я прожил здесь большую часть моей жизни, – говорил он. – Голосовал на выборах и до сих пор читаю израильскую прессу. У меня здесь много друзей и родственников".

В 1981 г. Давид Егер стал монахом–францисканцем. В 1986 г. защитил в Ватикане докторскую диссертацию, которая была посвящена взаимоотношениям между государством и христианской церковью в Эрец–Исраэль. Он стал главным экспертом Ватикана по вопросу юридических отношений с Израилем. Когда начались переговоры, его назначили советником, а затем он стал главой ватиканской делегации. "Меня назначили на этот пост не потому, что я еврей, а потому, что я – специалист в этой области," – говорил Егер[77].

Подписание в Иерусалиме соглашения ознаменовало торжественный финал "двух тысяч лет недоверия" между католиками и евреями. Соглашение признавало исключительное значения Святой Земли для представителей обеих конфессий, т.е. христиан и иудеев, а также для всего мира.[78]

Высокие договаривавшиеся стороны брали также на себя моральное и правовое обязательство давать отпор антисемитизму, расизму и религиозной нетерпимости[79].

Церемония подписания соглашения, состоявшаяся 29 декабря 1993 г. в Ватикане, определяла порядок установления дипломатических отношений между Святым Престолом и Государством Израиль.

Сразу после подписания соглашения между Израилем и Ватиканом должен был произойти обмен специальными посланниками, а четыре месяца спустя стороны должны были обменяться послами и установить между собой дипломатические отношения в полном объеме.

По соглашению в начале 1994 г. должна была приступить к работе совместная израильско–ватиканская комиссия, в задачи которой должно было войти поощрение христианского паломничества в Святую Землю[80].

Таким образом соглашение продемонстрировало сближение двух государств. От этого соглашения выигрывали не только представители трех мировых религий. Израиль принимал во внимание тот "моральный авторитет, который имелся у Католической Церкви" и рассчитывал, учитывая, что он в течение долгого времени подвергался международному бойкоту, на получение от Ватикана "неоспоримого благословения". В свою очередь Святой Престол воспринимал происходящее как "возвращение на Святую Землю"[81].

Характерно, что Иоанн Павел II неоднократно высказывал пожелание совершить молитву на Святой Земле во имя мира между евреями и арабами, между иудеями и мусульманами[82].

В итоге 1994 г. характеризовался беспрецедентной дипломатической активностью: 19 января Папа Римский послал в Израиль своего представителя; 11 февраля специальный представитель Израиля в Ватикане посетил Папу Римского; 17 марта премьер–министр Израиля Ицхак Рабин посетил Ватикан; 15 июня между Израилем и Ватиканом были установлены официальные дипломатические отношения[83]; 28 июня Святой престол назначил посла в Израиле. В августе 1994 г. первый посол Ватикана в Израиле архиепископ Аддре Ди–Монтезимелло вручил верительные грамоты президенту Эзеру Вейцману. Ди–Монтезимелло заявил, что Ватикан рассчитывал на свое участие в определении статуса Иерусалима[84].

1 декабря 1994 г. Ш.Перес посетил Папу Римского и вручил верительные грамоты. Таким образом Израиль и Ватикан установили дипломатические отношения в полном объеме после двух летних упорных и активных дипломатических действий Израиля. Со своей стороны, Ватикан получил возможность принимать участие в определении будущего статуса Иерусалима. Для израильтян установление дипломатических отношений с Ватиканом явилось как бы наградой за взятый курс на мирное урегулирование ближневосточной проблемы.

После гибели премьер–министра Израиля И.Рабина в 1995 г. супруга покойного премьер–министра Лея Рабин и его дети Юваль и Далия прибыли 13 декабря 1995 г. в Рим. Они приняли участие в торжественной церемонии, посвященной памяти Ицхака Рабина[85]. Во время визита Иоанн Павел II принял вдову И. Рабина. Во время аудиенции глава Ватикана подчеркивал, что Иерусалим выполняет "двойную роль – является столицей Израиля и столицей трех великих монотеистических религий"[86]. Я слышала это своими ушами. Я была там не одна, и мои дети тоже это слышали. Понимаю, что у Ватикана тоже могут быть проблемы в связи с этим заявлением", – сказала Лея Рабин. В связи с этим пресс–секретарь Римского Папы заявил, что позиция Ватикана в отношении Иерусалима оставалась и остается неизменной на протяжении многих лет[87], а именно Ватикан заинтересован в предоставлении международных гарантий того, что Иерусалим останется "собственностью" трех религий и въезд в город будет всегда открыт для всех верующих. Официально Ватикан в числе многих стран не признает аннексию Израилем Восточного Иерусалима и "объединенного Иерусалима" как столицы Израиля.

Таким образом, несмотря на установление дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом обе стороны до сих пор не достигли соглашения в отношении статуса Иерусалима. Тем не менее Святой Престол видимо оставляет для политиков и дипломатов поле для дискуссий и договоренностей по имеющимся спорным вопросам. Так, независимо от своих теологических установок Католическая Церковь известна прагматическим подходом к вопросу о политической власти в странах, где она функционирует. Ватикану известно, например, что правительству еврейского государства принадлежит власть над христианскими святыми местами – в Назарете и Капернауме на Галилейском озере (оз. Кинерет), помимо Иерусалима и его окрестностей. В целях защиты своих интересов, касающихся этих святых мест, Ватикану приходится поддерживать дипломатические контакты с правительством Израиля. Хотя Ватикан периодически вел разговоры о необходимости интернационализации Иерусалима или придания ему "особого статуса", он смягчил свое бескомпромиссное требование изъять Иерусалим из сферы еврейского политического контроля и стал выступать за предоставление особого статуса только Старому городу[88].

29 мая 1996 г. Б.Нетаниягу был избран главой правительства Израиля. После утверждения кнессетом и принесения присяги 18 июня Б.Нетаниягу официально вступил в должность. Он возглавил правительство, сформированное в июне 1996 г. из представителей национально–центристских политических движений и религиозных партий.

Политический лагерь, во главе которого встал Б.Нетаниягу, на парламентских выборах 1996 г. одержал весьма впечатляющую победу – правительственная коалиция насчитывала 66 депутатов. Б.Нетаниягу шел на выборы под лозунгом "Безопасность и мир". Поставив во главу угла безопасность, он и возглавляемое им правительство в не меньшей степени стремилось и к осуществлению второй части своего лозунга – достижению мира на Ближнем Востоке. Именно поэтому премьер–министр вскоре после прихода к власти возобновил переговоры с палестинской администрацией и затем неоднократно встречался с ее лидером Я.Арафатом. Продолжались также многосторонние контакты, целью которых было найти компромиссное решение проблем, с которыми приходилось сталкиваться Израилю на пути к установлению "действенного мира" с арабами Палестинской Автономии и всем мусульманским миром.

Приход правых к власти в Израиле несколько осложнил его отношения с Ватиканом. Европейские средства массовой информации сообщали уже в январе 1997 г., что премьер–министр Б.Нетаниягу изъявил готовность обсудить проблему Иерусалима в ходе запланированной встречи с Иоанном Павлом II.

Б.Нетаниягу намерен был заявить в беседе с главой Римско–Католической Церкви, что за 2000 лет существования христианства лишь в короткий период пребывания объединенного Иерусалима под израильским суверенитетом верующим всех трех монотеистических религий гарантирован был свободный доступ к святыням этого города[89].

Израильской премьер готов был согласиться на официальное закрепление данного права за представителями всех конфессий, но он подчеркивал разницу между свободным доступом к местам религиозного культа и проблемой государственного суверенитета. "Объединенный Иерусалим останется под израильским суверенитетом" – повторял Б.Нетаниягу во всех своих интервью европейским газетам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.