рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Современные деструктивные культы и тоталитарные секты. Нормы российского права в области регулирования религиозных отношений

В России сайентологи действуют в нескольких модусах. Есть «Церковь сайентологии» (или, в сектантском самоназвании, «Саентологическая церковь») — религиозная организация. Есть «Центр дианетики» — как они говорят, организация психологическая, которая, дескать, занимается психологической помощью и не более того. Есть «Гуманитарный центр Хаббарда». Есть «Центры детоксикации» и «Нарконон» — организации, занимающиеся псевдомедицинской практикой, которые якобы выводят из организма все токсины и наркотики и таким образом делают человека полностью здоровым и вылечивают наркоманов. Есть образовательная организация «Студема». Есть также «Хаббард-колледжи», которые учат, как организовать административное управление работой предприятий, чтобы они стали прибыльными. Это главные сайентологические организации, которые качают деньги из страны по заветам Хаббарда.

Сектантские «медицинские» организации построены на одном и том же принципе: обещаниях полностью очистить организм человека от находящихся в нем токсинов и излечить от наркомании. Клиент должен проводить по 6 часов в день в сауне, принимать в громадных дозах витамины и бегать трусцой. Известно, что витамины в больших дозах тоже могут давать наркотический эффект («эффект смещенного пространства»). Громадные дозы витамина В3 (ниацина), которые, как уверяют сайентологи, в больших дозах оказывают «магическое» воздействие на организм, на самом деле чрезвычайно опасны для печени. Да и высокие температуры сауны в течение нескольких часов в день тоже весьма небезвредны. Известно, что некоторые клиенты сайентологии погибали во время этих очистительных процедур.

Очевидно, полностью объяснить воздействие сайентологии на личность лишь психологическими методами и лишь гипнозом невозможно, хотя там есть и то, и другое. Но та быстрота, с которой они вторгаются в сознание человека, и те тяжелые последствия, которые это вторжение вызывает, все-таки заставляют подозревать, что поскольку Хаббард был тесно связан с оккультизмом и сатанизмом, то всякий, кто поступает в сайентологию, по существу сам отдает себя в руки демонических сил. «Воспоминания» вначале о жизни нынешней, а затем и о жизнях прошедших, вполне вероятно, подсовываются именно ими. При этом происходит полное смешение действительности, когда человек уже не понимает, в каком мире он живет и какие реальные состояния он пережил в собственной жизни, а какие — в «прошедшей». Так одержимость бесами приводит к психическим заболеваниям.

Сайентология — это не просто зло, это Зло с большой буквы. В заключение обратим особое внимание на один очень важный момент, характерный для этой организации. Каким-то особым цинизмом веет от резкого несоответствия внешних заявлений, терминов и названий различных сайентологических групп и их истинного содержания. Под словом «этика» подразумевается тотальная слежка и доносительство, «Опекунское управление» занимается шпионскими и карательными функциями, «честная игра» предполагает бесчеловечные действия против оппонента без каких-либо нравственных или юридических ограничений, тайная беззаконная шпионская операция носит название «Белоснежка»; «Дианетика: наука душевного здоровья» оказывается «замечательно мягким способом совершить убийство»... Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Насколько изощренной должна показаться психика человека, додумавшегося до такого смещения понятий. Но многое встанет на свои места, если вспомнить, кем был Хаббард и из какого источника — из кроулианской версии сатанизма — берут свое начало дианетика и сайентология. Как известно, особое место в жизни сатанистов занимает глумление над общечеловеческими ценностями. Они называют грехами честность, порядочность, супружескую верность. В их ритуалах оскверняется то, что для большинства людей является святыней: Библия, иконы, кресты, храмы, могилы предков.

Похоже, что для Хаббарда изменение внутреннего содержания слов, означающих какие-либо общечеловеческие добродетели, на противоположное было магическим действием, ритуальным актом глумления над понятием Добра как такового, а в конечном счете, над источником всякого блага — над Богом. Он приносил жертву своей «Императрице», мистически реализуя ее зловещий образ в созданной им организации. Отсюда и нечеловеческая жестокость методов сайентологии (вполне соотносимых с ритуальными убийствами сатанистов), ее беспощадная борьба против любого проявления государственности и ее антихристианская направленность.

1.4 «Движение объединения» Сан Мен Муна

Организацию мунитов (или мунистов) можно охарактеризовать как оккультно-синкретическую шаманистическую спиритическую мессианскую секту в оболочке из нескольких заимствованных из христианства терминов.

Мунитское движение — одно из самых заметных сейчас в России. На улицах можно увидеть юношей и девушек, собирающих пожертвования «на бедных студентов» или торгующих мелочевкой. Если вы спросите у них, что за организацию они представляют, они назовут ее вам; «Вузовская ассоциация по изучению Принципа» (или CARP — английская аббревиатура). Но на самом деле муниты придают этому слову второе, внутреннее значение: КАРП — это крупная, жирная рыба, а наша организация — это сети, через которые мелкая рыбешка уплывает, а большие карпы остаются у нас.

Эти девушки и юноши занимаются «фандрейзингом», то есть «сбором средств». Они путешествуют по стране в «передвижных фандрейзинговых командах» (mobile fundraisingteam), живут в жутких антисанитарных условиях и должны к вечеру принести определенную сумму. Не выполнившим разнарядку приходится весьма неуютно. Подстегивают высоту сборов и соревнования между группами уличных попрошаек. Ведь это считается у них духовной практикой, и количество принесенных денег свидетельствует о духовной «продвинутости» собравшего их. Кроме того, многих адептов посылают работать за символическую плату на многочисленные предприятия основателя и мессии секты корейского бизнесмена и мультимиллионера Сан Мен Муна.

Что же представляет собой «Движение Муна»? Оно было основано в 1954 г. корейцем по имени Мун Сан Мён. Во многих восточных языках фамилию называют перед именем. В западном варианте он называет себя Сан Мен Муном. Первоначальное название этой организации по-корейски — «Тонг иль до», что значит «Движение объединения». Вскоре она приобрела название «Спиритическое движение за объединение всемирного христианства». Но до сих пор члены движения называют его между собой кратко: «Тонг иль».

Это спиритическое движение с шаманистическими корнями, которое направлено на очищение человеческой расы под руководством семьи Мунов. В центре семьи находится «первый истинный человек» и «первая истинная женщина» — «первые истинные и подлинные руководители всего человечества». Сама же церковь — только часть этого движения, как бы его религиозный отдел, или центр многих концентрических кругов.

В книге «Империя «преподобного» Муна» приводится схема официальной структуры секты, разработанная самим Муном или его ближайшим окружение. Внутренний круг — это сам Мун — «Истинный человек» и «Господин (Господь) Второго пришествия», следующий круг — «Истинные Родители» (Мун со своей супругой), круг за ним — 13 их детей («Истинная семья»), затем «Клуб свояков» — 13 детей с женами и мужьями. Затем — 36 первых сосватанных и «благословленных» Муном пар (они же — «Руководящая группа»). Затем — остальные «благословленные пары», КАРП, штатные сотрудники и другие члены церкви. На этом круге «Церковь объединения» («Тонг иль кью», или «Объединенная семья») кончается, и начинается «Движение объединения», в которое входят предприятия Муна, многочисленные основанные им организации и фонды — ассоциированные члены секты. Сами муниты сортируют членов «Движения объединения» на «симпатизирующих», «участвующих» и «находящихся под влиянием». Но все равно у всех этих кругов единый центр — это их «Истинный Отец» и «новый Адам», «преподобный» Мун.

Во внешних кругах, в частности, находятся сотрудники, работающие в муновской промышленности и печатных изданиях. Совсем не обязательно, чтобы все эти люди являлись членами «Церкви объединения». Как раз наоборот — большая их часть не являются членами церкви. У Муна нет такой немедленной задачи — обратить все человечество в свою веру. Конечно, глобальная, стратегическая задача формулируется именно так, но прежде он должен добиться объединения всех мировых религий, государств, светских структур, то есть привести всех под начало единого владыки — самого себя.

Еще в 1985 г., в преддверии этого события, Мун сам короновал себя и свою жену, присвоив себе титул «Император Вселенной» (так и хочется сказать «князь мира сего»). Осталось совсем немного: когда мир признает его в качестве такового, тогда наступит царство Божие на землей Мун, который уже весьма стар (ему уже 80 лет), сможет спокойно «перейти в мир духов, где он продолжит свою искупительную работу». А дети «мессии» продолжат его правление на земле.

Действительно, Мун сделал все возможное, чтобы преемственность в секте была обеспечена. Но реальность оказалась гораздо неподатливее, чем он предполагал поначалу: мир пока никак не стремится признать престарелого бизнесмена «Императором вселенной», а его старший сын и нынешний наследник Хьё Джин Мун (по учению Муна, его дети как высшие представители «нового человечества» свободны от последствий первородного греха и абсолютно безгрешны) страдает от злоупотребления наркотиками и алкоголем. Американским судом этот наследный принц был приговорен к условному заключению за изощренные издевательства над женой (ей удалось после тринадцатилетних страданий бежать от него вместе с пятью своими детьми и добиться развода) и к другому условному наказанию за вождение машины в пьяном виде. Ему запрещено встречаться с собственными детьми до тех пор, пока он не избавится от наркозависимости. По всей видимости, пока это ему не удалось, потому что к 2001 г. — уже более шести лет — он так и не пытался увидеть своих детей. Так что интересно, как ему удастся справиться с ролью нового главы «Империи» и нового «Истинного Отца».

Движение Муна возникло на фоне спиритического возрождения после корейской войны, которая началась вскоре за второй мировой. Спиритизм имеет в Корее мощные корни. Религиозное разнообразие в стране весьма велико: почти половина корейцев принадлежит к христианским группами (большей частью протестантским, но есть там и Римо-католическая церковь). Но в этой стране и в традиционные протестантские конфессии зачастую привносится значительная доля спиритизма.

В спиритических движениях ключевую роль играет медиум — человек, получающий непосредственные «откровения» из духовного мира, которые он толкует и передает остальным. Поначалу Мун был одним из многих медиумов: в частности, он зарабатывал предсказанием улова рыбы. Позднее он стал «медиумом отца» (то есть утверждал, что через него говорил Сам Бог), а затем сам стал предметом нового откровения («Я — Отец»). Когда он стал лидером и богом основанного им движения, то перестал устраивать медиумические сеансы: теперь он предпочитал получать откровения из мира духов в одиночестве и лишь затем объявлять о них своим последователям.

Первые миссионеры мунитов начали свою проповедь в конце 50-х годов, но известность на Западе «Церковь объединения» приобрела лишь в начале 70-х годов, когда Мун серьезно начал обрабатывать США. «Промывание мозгов» у мунитов вскоре стало притчей во языках в западных странах. Эта скандальная известность достигла своего апогея в 1984 году, когда Мун за неуплату налогов сел на полтора года за решетку. Но в конечном результате эта его отсидка, четвертая по счету, скорее принесла ему выгоду — он объявил себя мучеником, жертвой религиозных преследований.

Главная книга Муна называется «Божественный Принцип» (иногда ее называют «Божественные Принципы» — это неправильно). Эта книга надписана Муном, но реальными авторами являются несколько его учеников, имевшие богословское образование (сам Мун, как известно, такового не имел). В частности, очень большую роль в написании этой книги (да и вообще в разработке мунитского «богословия») сыграла г-жа Ким Ён Он, работавшая в Калифорнии с 1959 г. и ставшая ведущим представителем движения Муна в западном мире. На ее разработках основываются первые тексты движения Муна, публикующиеся почти на всех западных языках; она пыталась «вживить» учение Муна в христианское богословие. В середине 90-х гг. она предприняла попытку разработать «мунизированную» версию ислама, но не успела. После ее смерти в движении Муна не было произведено ни одного сколько-нибудь значительного теологического текста.

«Божественный Принцип» трудно сравнивать со священными книгами других религий, например, с Библией или Кораном, — это скорее катехетический учебник, включающий в себя такие главы, как «Принцип творения», «Эсхатология», «Мессия: значение и цель его пришествия», «Периоды провиденциальной истории и определение их продолжительности» и т.д. В «Божественном Принципе» присутствуют некоторые элементы христианской протестантской теологии, но больше там даосизма, корейского народного шаманизма и спиритизма.

«Божественный Принцип» видится мунитам как последнее и окончательное новое откровение. Девочки и мальчики, которые на улицах клянчат деньги, говорят: «Мы Библию очень любим, мы ее читаем и знаем», но как только спросишь у них что-нибудь конкретное, они ответят: «А этого мы пока не проходили». А если начнешь выяснять, что же, собственно, они про Библию знают, они скажут, что есть Старый Завет, Второй Завет (то есть Новый Завет) и «Завершенный Завет», или «Божественный Принцип». Таким образом, «Божественный Принцип» — это последнее слово, которое стоит над предыдущими Заветами, являясь ключом к Новому и Ветхому Заветам; там объясняется, как нужно Библию читать и понимать. Библию муниты, как правило, не знают, кроме нескольких историй, которые их мессия излагает весьма произвольно.

На мунитской схеме ряд внешних кругов — это дети Муна, которые либо были им уже усыновлены, либо пока еще с ним сотрудничают в надежде на грядущее усыновление. Что же такое это усыновление? Наверное, многие слышали про массовые мунитские свадьбы, например, о той, которая была объявлена 25 августа 1995 г. В ней якобы приняло участие 360 тысяч пар, которые одновременно во всем мире заключили брачный союз.

На стадионах, на которых Мун предпочитает проводить свои брачные массовки, женихи и невесты стоят рядами, как солдаты: женщины в белом, мужчины в черном. Муниты называют эту церемонию «благословение супружеских пар» или запросто «блессинг» (от англ. blessing). Но на самом деле это не свадьба, а церемония усыновления и одновременно вступления в «Церковь объединения», т.е. «Истинную Семью». Супругами эти молодые люди станут лишь через три года. После церемонии, на которой они присутствуют в брачных нарядах, происходит нечто, напоминающее строки из известной песни: «Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону». Солдаты Муна отправляются проповедовать или исполнять другую работу для своего «мессии» в разные страны, и только через три года они смогут по-настоящему стать мужем и женой и вступить в супружеские отношения.

Секта Муна представляет собой очень серьезную опасность, тем более что работает она в тесном контакте с сайентологией, «Обществом сознания Кришны», «Христианской миссией «Семья»», «Свидетелями Иеговы», мормонами и др. Есть еще несколько групп, и все вместе они составляют единый фронт, который борется против Православной Церкви и России. Они постоянно обмениваются информацией, и стоит задеть кого-то из них, как в ответ на это всем скопом выступают другие. В нашей стране все они видят главного врага в Православии. Не стоит обманываться их лицемерными заверениями о том, что они уважают Православную Церковь и хотят с ней дружить. Они действуют, естественно, по принципу «разделяй и властвуй». Пишут в разные православные инстанции сочащиеся сахарным сиропом письма о том, какие они хорошие и как стремятся к установлению теплых взаимодоверительных отношений в духе христианской любви. «Просто вы на нас неправильно смотрите. У вас есть некоторые люди — узкие фанатики, которые вас настраивают против нас. Но вы должны посмотреть на нас непредвзятыми глазами».

1.5 «Международное Общество сознания Кришны» (МОСК)

«Международное Общество сознания Кришны» (МОСК) очень активно действует в современной России. Российское отделение секты называется «Центр обществ сознания Кришны в России». МОСК можно охарактеризовать как псевдоиндуистскую синкретическую прозелитствующую постмодернистскую неоязыческую тоталитарную секту.

Распространено мнение, что кришнаиты — хорошие, открытые ребята. Конечно, странные: бреют головы, оставляя запорожский «оселедец» на затылке, ходят в оранжевых занавесках и уж слишком пристают на улице со своими книгами, угодливо заглядывая в глаза, но зато они вегетарианцы и мухи не обидят. Что на них все так «наезжают»? К тому же они — мученики: при советской власти их сажали, а они страдают только за свой пацифизм.

Каждый из вас видел кришнаитов на улицах городов, по телевидению, они давно стали привычной частью нашей жизни. Их любят снимать, они экзотичны и «украшают» собой нашу серую действительность. И правда, если поговорить с этими ребятами, то многие из них производят впечатление чистых и искренних людей. Не сомневаюсь, что многие из рядовых кришнаитов такими и являются. Но вопрос, как всегда, не в личных качествах того или иного сектанта, потому что эти люди — жертвы, а в принципах самого учения. И, конечно, в людях, жертвами которых стали эти ребята, а также в создателях учения: история показала, что по приказу своих руководителей рядовые кришнаиты, не задумываясь, шли на преступления. Кришнаитские книготорговцы, которых вы встречаете на улицах, — жертвы обмана, но они (вольно или невольно) стремятся обмануть и вас.

Обман состоит, например, в том, что кришнаиты представляются как последователи древней (5-тысячелетней) ведической традиции, а также как члены 500-миллионной (или 700-миллионной, или даже миллиардной — своя рука владыка) армии индуизма. Но, во-первых, ведические писания начали складываться около 1500 г. до Р.Х., то есть лишь около 3500 лет назад. Во-вторых, индуистский священный текст, на который они ссылаются, — «Бхагавадгита» — вообще не принадлежит к ведам. «Махабхарата», частью которой является «Бхагавадгита», — это сравнительно новый индийский эпос, окончательно сложившийся лишь к середине первого тысячелетия по Р.Х., а кроме того, кришнаитская книжка «Бхагавад-Гита как она есть» — не более чем адаптированный американизированный пересказ подлинника с комментариями к нему. И в-третьих, сами западные кришнаиты имеют не больше отношения к традиционному индуизму, чем мальчик, воткнувший себе в волосы перья и раскрасивший лицо акварельной краской, к настоящим апачам и могиканам. Известный российский индолог Ирина Глушкова, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, писала по этому поводу: «Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

Не слишком чистоплотны и приемы, при помощи которых кришнаиты, которых вы видели на улицах, распространяют свою литературу. Их испытанный метод: «Здравствуйте! Вы мне очень понравились, у вас очень интеллигентное лицо — или: «Вы мне кажетесь очень разумным человеком. Мы хотим предложить вам подарок». И дают книжку в цветастой обложке. Человек берет книжку в руки. Он очень растроган, что ему лично дарят подарок, да еще такую привлекательную на вид книгу! Он благодарит щедрого и очень дружелюбного незнакомца, проявившего к нему, как кажется, неподдельный интерес.

И тут ему говорят: «Не могли бы вы сделать пожертвование на наше благотворительное общество?» Человек спрашивает: «Какое пожертвование?» Ему говорят: «Ну, 200 рублей». — «Как, эта книжка стоит 200 рублей?» — «Нет, книгу мы вам подарили, но вы сделайте пожертвование на благие цели». Здесь уже налицо момент психологического насилия: невозможно отказаться, ведь подарок уже принят. А жестко его вернуть вроде неудобно: «Ведь незнакомец был таким вежливым, да еще назвал меня умным и интеллигентным! Не могу же я теперь поступить неинтеллигентно!» Так человек платит 200 рублей за книгу, которую он и за пятерку не купил бы.

Рассмотрим историю МОСК. Она началась в 1966 году с прибытия в Нью-Йорк пожилого монаха-индуса по имени Абхай Чаран Де (1896-1977). Кришнаиты уверяют, что принадлежат к древней индийской традиции. На самом деле начало их традиции было положено в 1966 году этим монахом-саньясином, «скромно» именовавшим себя: «Его Божественная Милость» Шри Шримад Свами Бхактиведанта Шрила Прабхупада.

В досектантской биографии Прабхупады немного найдется эпизодов, сравнимых по скандальности с жизнью Хаббарда, Муна или Джозефа Смита. Внешне все было более или менее благопристойно. Но вся жизнь основателя секты, приобретшей за 35 лет своего существования одну из самых криминальных репутаций, является иллюстрацией одной всеобъемлющей, поглощающей его страсти — неуемного честолюбия, вытекающего из необузданной, воистину дьявольской гордыни. Достаточно взглянуть на его фотографию (ее можно найти в любом кришнаитском издании), чтобы это стало очевидным. По словам Прабхупады, его гуру завещал ему проповедовать учение Кришны на Западе. Однако в молодости Абхай Чаран не стремился сразу воплощать в жизнь заповедь своего учителя; он был бизнесменом, коммивояжером, торговцем фармакологическими препаратами. Этим занятиям он посвятил большую часть жизни. Он очень надеялся разбогатеть — но все его финансовые предприятия кончались крахом. Убедившись, что бизнес не приведет его к желанной цели, Абхай вспомнил заповедь своего учителя и уже на склоне лет начал издавать по-английски журнал о кришнаизме, который назывался «Назад к Богу». Прабхупада порождению принадлежал к течению индуизма, поклоняющемуся единому богу Кришне. Кришнаиты называют себя монотеистами, но с этим можно согласиться лишь при очень беглом взгляде на них — да и то только отчасти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.