рефераты скачать

МЕНЮ


Отчет по практике: Экологическое развитие и природоохранные мероприятия в Приднестровской Молдавской Республике в 2010 году

При этом аргументы о внутреннем противоречии норм статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики», ограничивающие участие предприятий с иностранными инвестициями в эксплуатации месторождений полезных ископаемых, и норм статьи 38 Закона небыли восприняты депутатским корпусом.

При обсуждении данного законопроекта на сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики мнения депутатов разделились, и большинство проголосовало за отклонение законопроекта;

в) «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О платежах за загрязнение окружающей природной среды и пользование природными ресурсами» (Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 10 августа 2010 года № 901рп (САЗ 09-32).

Законопроектом предлагалось уменьшить размер платежей за пользование ресурсами недр («пильный известняк» добываемый ГУП «Григориопольская шахта»). Однако, при обсуждении данного законопроекта на сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, подавляющее большинство депутатов проголосовало за отклонение законопроекта.

г) «Об экологической экспертизе» (Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 30 декабря 2009 года № 1299рп) Законопроект был принят в I чтении на Пленарном заседании сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики 12 мая 2010 года. При рассмотрении данного законопроекта во втором чтении, ответственный Комитет Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (Комитет по промышленности, аграрной политике и природным ресурсам) счел необходимым вернуться к рассмотрению законопроекта в 1 чтении и отклонить данный законопроект в целом, так как концептуальные положения законопроекта противоречат Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Концептуальные разногласия сторон возникли по двум вопросам:

1) платность проведения государственной экологической экспертизы.

2) по объектам государственной экологической экспертизы.

Несмотря на предложения официальных представителей Президента Приднестровской Молдавской Республики по законопроекту о возможности совместного пересмотры норм законопроекта по вышеобозначенным вопросам Комитетом было принято свое решение об отклонении проекта Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об экологической экспертизе», предложив автору законопроекта изменить его концепцию, основные положения и представить для рассмотрения в первом чтении.

При рассмотрении законопроекта 24 ноября 2010 года на сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики большинством голосов было принято решение о возврате к рассмотрению законопроекта в 1 чтении и его отклонении в целом.

Отклонение данного законопроекта является явным лоббированием интересов промышленников, которые не считаются с вопросами сохранения окружающей природной среды.

В 2010 году Президентом Приднестровской Молдавской Республики отозваны следующие законопроекты:

а) «Об утверждении Государственной программы «Ремонтно-восстановительные работы гидротехнических сооружений реки Днестр на 2010-2013 годы» (Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 октября 2009 года № 1076рп (САЗ 09-43), согласно Распоряжению Президента Приднестровской Молдавской Республики от 6 мая 2010 года № 498рп (САЗ 10-47);

б) «О внесении изменения и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О недрах» (Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 24 февраля 2010 года № 148рп САЗ 10-8), согласно Распоряжению Президента Приднестровской Молдавской Республики от 25 ноября 2010 года № 1297рп (САЗ 10-47), в связи с отклонением законопроекта «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики».

5. Министерством природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики в 2010 году было инициировано принятие 14 нормативных правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, а именно:

а) от 11 марта 2010 года № 153 «Об утверждении Положения о порядке отнесения лесов Государственного лесного фонда Приднестровской Молдавской Республики к категории защитности» (САЗ 10-10);

б) от 12 марта 2010 года № 156 «Об отмене ряда постановлений Правительства Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-10);

в) от1 апреля2010 года № 210 «Об утверждении Программы «Ремонтно-восстановительные работы дамб реки Днестр, требующих укрепления» на 2010 год» (САЗ 10-13);

г) от 13 апреля 2010 года № 245 «Об утверждении положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» (САЗ 10-15);

д) от 14 апреля 2010 года № 248 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников» (САЗ 10-15);

е) от 19 апреля 2010 года № 261 «Об утверждении Положения о Республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-16);

ж) от 5 июля 2010 года № 520 «Об обеспечении служебным оружием, боеприпасам к нему и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира, утверждении Правил применения служебного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств должностными лицами, выполняющими задачи по охране объектов животного мира» (САЗ 10-27);

з) от 7 июля 2010 года № 523 «Об утверждении положения об экологической службе гражданской защиты Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-27);

и) от 5 июля 2010 года № 521 «Об утверждении Положения о порядке размещения на землях Государственного лесного фонда Приднестровской Молдавской Республики объектов и магистралей государственной важности» (САЗ 10-27);

к) от 5 августа 2010 года № 607 «Об утверждении Положения о порядке ведения кадастра подземных вод в Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-31);

л) от 5 августа 2010 года № 608 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-31);

м) от 20 октября 2010 года № 869 «Об оптимизации структуры природоохранных органов Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-42), а также разработанными в рамках оптимизации структуры изменений в следующие нормативные правовые акты Президента Приднестровской Молдавской Республики:

1) от 25 ноября 2010 года № 970 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные акты Президента Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-47);

2) от 24 декабря 2010 года № 1047 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 6 сентября 2010 года № 709 «Об утверждении на 2011 год Предельных тарифов на услуги государственных учреждений» (САЗ 10-51), в части государственных учреждений, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики.

Разработаны следующие Распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики:

а) от 16 марта 2010 года № 234рп «Об учреждении Республиканского смотра- конкурса «Самый зеленый и чистый город (поселок, село) Приднестровской Молдавской Республики и об утверждении Положения о Республиканском смотре-конкурсе «Самый зеленый и чистый город (поселок, село) Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-11);

б) от 19 апреля 2010 года № 414рп «О составе Республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-16);

6. В целях развития и совершенствования природоохранного законодательства, а также реализации норм действующих законодательных актов и правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики в 2010 году Министерством природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики было принято 6 ведомственных правовых актов и 3 межведомственных, ключевыми из которых является:

а) от 21 октября 2009 года № 184 «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-13);

б) от 8 апреля 2010 года № 49 «Об утверждении перечня редких и исчезающих видов флоры и фауны, взятых под государственную охрану на территории Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 10-20);

в) Министерства природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики и Министерства здравоохранения и социальной защиты Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2010 года № 89/192 «Об утверждении Регламента временной регистрации несанкционированных свалок бытовых отходов» (САЗ 10-31);

г) Министерства природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики и Государственной службы охраны труда и промышленной безопасности Приднестровской Молдавской Республики от 8 апреля 2010 года № 50/339- А «Об утверждении Правил охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод» (САЗ 10-22)

д) Министерства природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики и Государственной службы охраны труда и промышленной безопасности Приднестровской Молдавской Республики от 8 апреля 2010 года № 51/340- А «Об утверждении Инструкции по учету полезных ископаемых и по составлению отчетного баланса по форме № 5-ГР» (САЗ 10-32).

3.2 Международная природоохранная деятельность

В 2010 году было проведено две встречи экспертных групп по экологическим вопросам между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой (25.02.10 г. и 23.04.10 г.) В основном обсуждались вопросы:

- связанные с экологической обстановкой на р.Днестр и прилегающих территориях; - хранения, упаковки и обеззараживания устаревших пестицидов. Наработано ряд мероприятий, которые возможно реализовать (совместный контроль за зарыблением, установление квот вылова в р.Днестр, согласование контрольных мероприятий инспекторскими подразделениями с обеих сторон, обмен информацией в области использования, инвентаризации и кадастрирования земельных ресурсов), однако существует неясность, в каких формах составлять и подписывать совместные документы. Отсутствие процедурного регламента не дает возможность подписать более конкретный документ по любому экологическому соглашению.

С 15 мая 2010 года по 7 июня 2010 г. Первый заместитель Министра природных ресурсов и экологического контроля Козельский А.В., как руководитель экспертной группы по экологии от Приднестровья, участвовал в программе «Международные посетители» Госдепартамента США по теме «Экологические проблемы в США».

С 8 ноября по 12 ноября 2010 года Первый заместитель Министра Козельский А.В. принимал участие в обзорной конференции в Германии г.Гармиш, будучи в составе делегации от Приднестровской Молдавской Республики.

С целью объединения усилий экологов и ученых смежных специальностей по улучшению экологического состояния бассейна реки Днестр 15-16 октября 2010 года совместно с ПГУ им. Т.Г.Шевченко проведена Международная научно-практическая конференция «Бассейн реки Днестр: экологические проблемы и управление трансграничными природными ресурсами».

Делегация Министерства природных ресурсов и экологического контроля ПМР, по приглашению Торгово-промышленной палаты г. Херсона, приняла участие в работе 2-го Международного Экологического Форума «Чистый город. Чистая река. Чистая планета», который состоялся 18-19 ноября 2010 года в г. Херсон. Участие в работе Форума состоялось с целью совместного поиска путей решения экологических проблем, повышения энергоэффективности предприятий, а также расширения и укрепления экологического партнерства междуРеспубликой Украина и Приднестровской Молдавской Республикой.

Представители министерства принимали участие в работе:

а) Международнойнаучно-практическойконференции«Проблемы совершенствования гражданского законодательства»(22-24 сентября2010 года) г. Тирасполь;

б) V Международной конференции «Введение гуманных методов сокращения популяции бездомных животных в городе путем стерилизации. Проблемы и перспективы», проведенной в городе Одесса.

3.3 Информирование населения об экологической обстановке в

Приднестровской Молдавской Республики

Обеспечение прав граждан Республики на получение информации об экологическом состоянии среды обитания, о работе Министерства природных ресурсов и экологического контроля и его подведомственных структур по вопросам рационального природопользования и государственного экологического контроля осуществлялось путем:

а) ежеквартального выпуска информационного бюллетеня «Человек и природа» в газете «Приднестровье»;

б) публикаций отдельных статей по наиболее актуальным природоохранным вопросам и мероприятиям в республиканских газетах - «Приднестровье», «Адевэрул Нистрян», «Гомiн» и местных газетах;

в) выступлений специалистов Минприроды и его подведомственных структур на телеканалах «Первый Республиканский», «ТСВ» и на «Радио ПМР»;

г) размещения экологической информации на веб-сайте министерства;

д) деятельности Общественного экологического Совета, созданного при Министерстве;

е) участия в мероприятиях республиканского значения - участвовали в проведении Второго Приднестровского инвестиционного форума.

В рамках агитации и пропаганды охраны окружающей среды, экологического воспитания:

а) специалисты Минприроды систематически выступали в средствах массовой информации (СМИ) к следующим датам: «День науки», «День метеоролога», «День геолога», «День Земли», «День работников Государственных природоохранных органов» и «Всемирный День охраны окружающей среды», «День работника леса и деревообрабатывающей промышленности», по проведению операции «Ель»;

б) совместно с Министерством просвещения проведен Республиканский слет юных экологов Приднестровья, с целью поддержки инициативы обучающихся по освоению навыков исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие их интереса к экологии, к практическому участию в деле сохранения природных экосистем, способствующих решению проблем экологического образования, нравственного воспитания и профессионального самоопределения детей и подростков.

В 2010 году состоялось 3 заседания Общественного экологического совета, созданного при Министерстве природных ресурсов и экологического контроля ПМР и объединяющего представителей общественных экологических организаций, научных и образовательных учреждений ПМР.

Деятельность Общественного экологического совета направлена на создание условий для информирования и вовлечения общественности Приднестровья в процесс принятия решений в природоохранной сфере.

На заседаниях Совета были рассмотрены такие вопросы, как:

а) проблемы учета, содержания и регуляции численности домашних (включая бездомных) животных;

б) создание системы биологической безопасности в ПМР: потребности и ограничения;

в) состояние и перспективы развития природно-заповедного фонда ПМР. Анализ потенциала экологического туризма в ПМР.

В работе Общественного экологического совета принимали участие представители министерств и ведомств, учреждений и организаций Республики, а также представители законодательного органа.

В целях улучшения работы по обустройству, озеленению и санитарному содержанию городов, поселков, сел республики, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и в соответствии с Распоряжением Президента Приднестровской Молдавской Республики от 16 марта 2010 г № 234рп с 01.06.2010 г. по 31.07.2010 г. проведен ежегодный республиканский смотр-конкурс "Самый зеленый и чистый город (поселок, село) Приднестровской Молдавской Республики". В 2010 году смотр-конкурс был посвящен 20-летнему юбилею образования Приднестровской Молдавской Республики.

В рамках мероприятий празднования 20-летия образования Приднестровской Молдавской Республики сотрудники Министерства природных ресурсов и экологического контроля и подведомственных организаций оформили ярмарочное подворье «Дары природы».


4. Республиканский целевой экологический фонд

Сметой Республиканского бюджетного экологического фонда на2010 год были предусмотрены доходы в сумме 5573264 рубля.

Остаток по состоянию на 1 января 2011 года составлял 4513 рублей.

За 2010 год в Республиканский Экологический фонд поступило 3761371 рублей при плане 4621899 рублей, что составило 81,4% от плана.

Расходы по Программе формированию и расходованию средств Республиканского экологического фонда составили 4708223 рублей при плане 5573264 рубля. На целевые природоохранные мероприятия направлено 3406,3тыс.рублей при плане 4271 тыс.руб.

Средства направлялись на зарыбление р.Днестр, протоки Турунчук - 100 тыс.руб. Республиканскую озеленительно-фаунистическую компанию в сумме 620 тыс.руб.

Развитие экологической науки в сумме 1475 тыс.руб. На затраты, связанные с осуществление природоохранной деятельности израсходовано 1302тысячи Средства расходовались на приобретение ГСМ для инспекторских служб, на охрану оружейной комнаты, приобретение и ремонт оргтехники и оборудования, проведение ремонтных работ инженерных сетей здания Министерства.


5. Основные направления деятельности на 2011 год и последующие

годы

1. Провести мониторинг и полный анализ закрепленных за Министерством природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики функций, исключив дублирующие либо декларативные (невыполняемые либо невыполнимые по своей природе в силу объективных либо субъективных причин) функции.

2. Экология.

а) приоритетом в деятельности Министерства должно быть выполнение основополагающих норм Конституции Приднестровской Молдавской Республики по выполнению следующих функций: формирования и сохранения благоприятной среды обитания, сохранения и рационального использования природных ресурсов.

Важное место в сохранении природных ресурсов и экологической безопасности является мониторинг, прогнозирование и как следствие предупреждение вредного воздействия на окружающую природную среду.

Ликвидация последствий каких-либо экологических катаклизм либо техногенных аварий несет для нашей Республики большую экономическую нагрузку, нежели меры по предупреждению негативного воздействия на окружающую природную среду. В силу чего, необходимо пересмотреть нормы действующего законодательства, определяющие объекты государственной экспертизы, в том числе государственной экологической экспертизы, и форму ее проведения (К сведению: в настоящее время государственная экспертиза проводится в рамках государственных администраций городов и районов в пределах градостроительных норм, при этом до настоящего времени ни одного Генерального плана населенного пункта не было разработано и утверждено);

б) глобальной проблемой нашей республики является размещение и переработка промышленных и бытовых отходов. Инвестиционные предложения по данному направлению остаются нереализованными. Действующая Государственная программа ежегодно остается без республиканского и местного финансирования.

На данном этапе, приоритетным является временная регистрация существующий несанкционированных полигонов, закрепление их за конкретными муниципальными организациями и принятие мер по возникновению новых свалок;

в) учитывая динамику роста объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, приоритетным является выработка мер по ограничению ввоза на территорию Республики транспортных средств, состояние которых не соответствует нормативам выбросов загрязняющих веществ в выхлопных газах.

3. Природные ресурсы.

Сформировать комплексные программы по каждой отрасли, в том числе:

а) в сфере геологии и недропользования: продолжение реализации Государственной программы развития минерально-сырьевой базы Приднестровской Молдавской Республики на 2010-2012 года;

б) в сфере охраны водных ресурсов: упразднить действующую систему лимитирования пользования водными ресурсами, при этом сохранить и обеспечить реализацию функций по нормативному (сверхнормативному) учету, направленного на рациональное использования водных ресурсов, их целевому использованию.

Приоритетным направлением деятельности является разработка и последующая реализация следующих программ:

1) Государственная программа реконструкции действующих очистных сооружений и строительства очистных сооружений в сельских населенным пунктах;

2) Государственная программа по дноочистительным и берегоукрепительным работам;

в) по лесной отрасли: принять меры по формированию Государственной лесной охраны, со статусом - государственная служба. На переходных этапах сохранить бюджетное финансирование единой лесохозяйственной организации (взамен существующих трех лесхозов) с поэтапным переходом на хозрасчетную деятельность, в том числе по реализации государственных программ по воспроизводству и сохранению лесных ресурсов.

Приоритетным направлением деятельности является разработка и последующая реализация программы развития лесной отрасли Республики;

г) в сфере землепользования и охраны земельных ресурсов: в рамках созданной Президентом Приднестровской Молдавской Республики рабочей группы обеспечить нормативное обеспечение и дальнейшую реализацию мероприятий по реформированию отрасли, начиная, прежде всего, с Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Ключевыми моментами реформирования являются:

1) формирование единого централизованного органа государственной власти по регулированию отношений в сфере охраны и пользования земельными ресурсами. Исключение функционального дублирования деятельности в системе исполнительных органов власти в регулировании земельных отношений;

2) упрощение процедур по формированию земельных участков и предоставления их в пользование;

3) пересмотр системы платности предоставления земельных участков, в части нормативной стоимости прав на земельный участок, посредством введения кратности земельного налога при предоставлении земельного участка в пользование;

4) введения императной нормы по формированию целевого бюджетного фонда, из средств земельного налога, средства которого направить на инвентаризацию земель и формирование государственного земельного кадастра.

4. Организационная деятельность

а) оптимизация структуры: Министерство природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики является многоотраслевым и многофункциональным органом исполнительной власти. В настоящее время структура Министерства включает 16 государственных учреждения, 7 государственных унитарных предприятия. Общая штатная численность бюджетных работников составляет - 716 единиц, при этом аппарат Министерства состоит из 58 штатных единиц, включая 27 единиц подразделений министерства, обеспечивающих его деятельность (Управление делами, финансово-экономическое управление).

Основными направлениями деятельности Министерства является реализация государственной политики в следующих сферах: охраны и пользования ресурсами недр; охраны и пользования водными и рыбными ресурсами; охраны, защиты, воспроизводства и пользования лесными ресурсами, а также охраны, воспроизводства животного мира и пользования охотничьими ресурсами; охраны и пользования земельными ресурсами; в области геодезии и картографии; функционирования, охраны и рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда; охраны атмосферного воздуха; обеспечения экологической безопасности, государственной экологической экспертизы.

Таким образом, аппарат Министерства должен включать в себя базовую управленческую структуру, а не раздробленности по отраслевым управлениям. В силу чего в 2011 году Министерством будут продолжены мероприятия по реформированию и оптимизации структуры природоохранных органов.

Произвести консервацию деятельности противоградовой службы (оставить на бюджетном финансирование подразделение, обеспечивающее охрану и содержание имущества);

б) нормотворческая деятельность: приоритетным является обеспечение реформирования отраслей, формирования необходимых нормативных правовых актов, в том числе по оптимизации структуры природоохранных органов Республики.

Направить в 2011 году усилия на систематизацию и мониторинг ранее принятых нормативных актов, в части соответствия их действующему законодательству. Кроме того, одним из приоритетных направлений деятельности Минприроды ПМР в нормотворческой деятельности является разработка подзаконных нормативных актов в области принятых в 2010 году законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также геодезии и картографии.

Министр природных ресурсов и экологического контроля

Приднестровской Молдавской Республики С. Мороз


Таблица 1.Экологическая ситуация в ПМР за 2010 год в сравнении с  2009 годом в разрезе административных территорий


Таблица 2.




Таблица 4. Сводный отчет о контрольно-инспекторской деятельности Министерства природных ресурсов и экологического контроля за 2010 год в разрезе Управлений экологического контроля





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.