Курсовая работа: Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Большой,
низкий, маленький.
Поднимать,
опускать, брать.
II этап: Активизация
и закрепление словаря антонимов.
Задачи:
Актуализация антонимов.
Развитие связной речи.
Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1.
Игра "Закончи предложение" (Краузе Е.Н.) [20].
Содержание: Детям предлагается закончить предложение.
Слон
большой, а комар.
Камень
тяжелый, а пушинка.
Золушка
добрая, а мачеха.
Сахар
сладкий, а горчица.
Дерево
высокое, а куст.
Дедушка
старый, а внук.
Суп
горячий, а компот.
Сажа
черная, а снег.
Лев
смелый, а заяц.
2. Игра "Сравни!" (Краузе Е.Н.) [20].
Содержание: Детям предлагается сравнить:
По
вкусу: горчицу и мед.
По
цвету: снег и сажу.
По
высоте: дерево и цветок.
По
толщине: канат и нитку.
По
ширине: дорогу и тропинку.
По
возрасту: юношу и старика.
По
весу: гирю и пушинку.
По
размеру: дом и шалаш.
3. Игра с мячом "Скажи наоборот" (Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В.) [18]
Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок,
поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это
слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть
- (раздеть),
Поднять
- (опустить),
Бросить
- (поймать),
Спрятать
- (найти),
Положить
- (убрать).
4.
Слова - "неприятели" (Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.) [18].
Содержание: к данным словам придумать слова - "неприятели".
1.
Имена существительные: день, утро, восход,
весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза,
грязь,
2.
Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый,
здоровый, новый, молодой, острый, толстый.
3.
Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться,
мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
I этап: Развитие
пассивного словаря глаголов.
Задачи:
Развитие предикативного словаря.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Лото "Кто быстрее принесет
картинку" (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) [27].
Содержание: На маленьком столе
разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко
произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают
среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают
на вопросы "Кто (что) это? Что он (она) делает?"
2. Игра "Найди приятеля"
(Седых Н.А.) [33]
Содержание: Выбрать из трех слов два слова-"приятеля":
взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться,
веселиться, наряжаться.
II этап: Активизация
и закрепление словаря глаголов.
Задачи:
Актуализация и обогащения словаря глаголов.
Развитие тактильной чувствительности.
Развитие зрительного и слухового внимания.
Примерные виды заданий:
1. Игра "Кто как кричит?"
(Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) [27].
Содержание: В ящике сложены разные
игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный
ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и
называет игрушку вместе с действием.
2. Лото "Кто как передвигается?"
(Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) [27].
Содержание: На карточках изображены
звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую
картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно
можно предложить задание на обобщение значения слов.
3. Игра с мячом "Скажи наоборот" (Седых Н.А.) [33]
Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит
слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним
("слово - неприятель") к заданному слову и вернуть его ведущему. Если
парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее
подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает
игру, придумывая свои слова.
Речевой материал: входить - …; включать - …; строить - …; засыпать
- …; хвалить - …; говорить - …; начинать - …; встречать - .; поднимать - …
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
I этап: Развитие
пассивного словаря обобщений.
Задачи:
Обогащение словаря обобщающих слов.
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Классификация предметов по
картинкам (Новоторцева Н.В.) [30].
Содержание: Детям дается задание
разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется).
Рекомендуются следующие группы слов:
Помидор, яблоко, груша, репа,
огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул,
блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь,
заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей,
стрекоза, пчела.
2. Выделить из серии слов (Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В.) [18]. Содержание:
Детям дается задание выделить из серии слов:
а. Только названия домашних животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
б. Только названия транспорта:
Грузовик, метро, самолет, скамейка.
Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
3. Игра "Назови лишнее слово"
(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) [18]
Содержание: Логопед называет ряд
слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему
это слово лишнее.
Кукла, песок, ведро, юла, мяч.
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Бутылка, банка, сковорода, кувшин,
стакан.
II этап: Активизация
и закрепление словаря обобщающих слов.
Задачи:
Актуализация обобщений.
Обогащение словаря обобщающих слов.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. "Назови одним словом".
(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) [18].
Содержание: Назвать обобщающее
слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет,
обозначаемый этим словом.
Например:
Как назвать одним словом то, что
растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи)
Как назвать одним словом то, что
растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты)
Как назвать одним словом то, что
мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)
2. "Что общего?" (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) [18].
Содержание: Объяснить, что общего
у предметов.
Например:
У двух предметов: огурец, помидор
(овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые),
комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).
Заключение
В настоящее время актуальна проблема развития словаря у дошкольников
с ОНР. Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой
деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая
деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется
развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания,
нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными
операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно
тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение
в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного
мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей - одна
из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую
роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он
мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для
наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки
детей к предстоящему школьному обучению.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием
мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов
речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Исследованием словаря
в онтогенезе занимались такие ученые, как Л.С. Выготский [6], Е.А. Аркин [1], А.Н.
Гвоздев [9], А.В. Захарова [16], Л.Н. Ефименкова [12] и другие.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично
сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой,
так и к смысловой сторонам речи. Причины речевого недоразвития у детей с ОНР в неблагоприятных
воздействиях, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также
в первые годы жизни ребенка. Все многообразие речевого недоразвития было представлено
в четырех уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной
речи; развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития;
речь с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. В каждом уровне можно найти эелементы предыдущег и последующего уровней.
У детей с общим недоразвитием речи обнаруживаются проявления
системных нарушений, в том числе нарушение словаря. Проблемой особенностей словаря
у детей с ОНР занимались такие ученые, как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [42], Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова [15], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [23].
Анализ литературных данных позволил нам предположить, что одной
из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме,
расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети с ОНР понимают значение
многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов
в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дошкольники
с ОНР не знают многих действий предметов, не знают оттенки цветов, плохо различают
форму предметов. В словаре детей мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы,
практически отсутствуют синонимы.
Для подтверждения гипотезы нами был проведен констатирующий эксперимент.
На основе анализа литературных данных и определения теоретических основ исследования
были выделены следующие направления констатирующего эксперимента по изучению лексики
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: исследование пассивного номинативного,
атрибутивного и предикативного словаря; исследование активного номинативного, атрибутивного
и предикативного словаря; исследование словаря синонимов и антонимов; исследование
словаря обобщающих слов.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
усвоение лексики у детей с ОНР является таким же процессом с прохождением определенных
этапов со строгой взаимосвязью в развитии отдельных сторон языка, как это происходит
при нормальном развитии речи. Дети с ОНР характеризовались в основном низким уровнем
сформированности словаря, а дети с нормальным речевым развитием - средним уровнем.
Этапы овладения лексикой у детей с общим недоразвитием речи и у детей без речевых
нарушений проходят одинаково, различаются они только задержкой во времени и качественным
своеобразием.
В результате исследования выявилось, что у детей с ОНР развитие
активного словаря ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих
детей ОНР является значительное замедление процесса переработки поступающей через
органы чувств информации. Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший
объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники. У них отмечается сильная
истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. Все это свидетельствует о том, что
вследствие нейропсихологических особенностей у детей с ОНР в дошкольный период не
накапливается достаточного речевого опыта.
По результатам исследования можно сделать вывод, что у детей
с речевой патологией слухоречевая память развита на достаточно низком уровне. Особенность
в воспроизведение слов детьми с недоразвитием речи состояла в том, что почти все
они периодически воспроизводили вместо нужного слова другое слово (вербальная парамнезия).
Мы отметили нарушение функционально-операционной
стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), а также
замедленность и ригидность мыслительных процессов, что в полной мере проявилось
в задании на классификацию слов.
Неполноценность неречевых психических
функций при ОНР, обусловливает ряд особенностей речевого развития ребенка, оказывает
влияние на развитие словаря, вызывая его своеобразие.
Мы предполагаем, что причины психического
и речевого недоразвития у детей с ОНР, в отягощенном анамнезе - практически у всех
детей с ОНР были выявлены такие неблагоприятные факторы пренатального периода, как:
токсикозы беременности, несовместимость матери и плода по резус-фактору, хронические
заболевания матери, болезни матери простудными заболеваниями, недоношенность, применения
лекарственных препаратов; натального периода: асфиксии, обвития пуповиной, кесарева
сечения, стремительные роды, травмы при рождении, использования механической стимуляции;
постнатального периода: тяжело протекающие соматические заболевания и инфекционные
заболевания, неблагоприятное влияние социально-психологических факторов.
У большинства детей с ОНР оказались несформированными в большей
степени синонимические ряды, имеется большое количество лексических трудностей при
выполнении заданий на подбор синонимов. Указанные особенности, на наш взгляд, обусловлены
несформированностью словарного запаса: ограничением объёма словаря, несформированностью
семантического поля, в которое включено слово, неумением детей выделить в слове
основной существенный признак.
Не сформирован у детей с ОНР атрибутивный словарь. Дошкольники
с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые
свойства предметов. У данной категории детей возникают затруднения даже при определении
цвета, а также формы предмета. Также при обследовании прилагательных, были частые
замены, которые свидетельствуют о том, что эти дети не выделяют существенных признаков,
не дифференцируют качества предметов.
У детей с ОНР хуже развит номинативный словарь, чем у детей с
нормальным речевым развитием, это связано с трудностью актуализации. Характерной
особенностью номинативного словаря детей с ОНР является неточность употребления
слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного
употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.
Нарушение антонимии у детей с ОНР выражалось как в незнании многих
слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного
словаря, согласно теории антонимических связей и отношений, антонимические противопоставления
представляют собой единство родового и видового понятий, выражаемых с помощью категориально-лексической
и дифференциальных сем. Мы предполагаем, что несформированность данных понятий может
являться причиной нарушения антонимических связей и отношений в структуре лексикона
дошкольников с ОНР. У таких детей наблюдается недостаточное развитие системы связей
лексем внутри семантических полей и нарушение иерархии этих связей, что качественно
отличает их от нормально развивающихся детей.
Предикативный словарь у дошкольников
с ОНР находиться на низком уровне развития, в связи с ограниченностью представлений
и знаний об окружающем мире, в их в лексиконе отсутствуют многие обозначения действий.
Дети употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения.
Исследование на классификацию предметов: показало, что не у всех
детей сформированы операции классификации. Чаще всего наблюдались вербальные парафазии,
причем, в основном, по смысловому признаку: замена обобщающего слова словом более
конкретного значения, замена обобщающего слова на функциональную принадлежность,
способ передвижения.
Результаты исследования показывают,
что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития лексики. Атрибутивный и номинативный
словарь развит хуже, чем предикативный. Результаты исследования показали, что процесс
формирования антонимичных и синонимичных полей и их структурация у детей с ОНР происходит
с задержкой и на данный момент является несформированным. Это необходимо учитывать
в коррекционной работе. При отборе рекомендаций, мы исходили из результатов исследования,
полученных в ходе констатирующего эксперимента.
В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения,
разработанные Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой [27], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой,
Т.Б. Филичевой [15].Г.С. Швайко [50], О. С Ушакова [40], Н. В Новоторцевой [30],
В. В Коноваленко, С.В. Коноваленко [18], Н.А. Седых [33], Краузе Е.Н. [20].
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены
следующие направления логопедического воздействия:
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается
пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона. Логопедическая
работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться параллельно с совершенствованием
у них неречевых психических функций, познавательных способностей. Процесс формирования
лексики должен основываться на системном подходе, учитывать связи развития словаря
детей со становлением у них психических функций.
Следует отметить, что коррекционная и профилактическая работы
должны проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического
воздействия с учетом общих дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального
подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого
материала).
Итак, результаты экспериментального исследования подтвердили
гипотезу констатирующего эксперимента о том, что развитие словаря у дошкольников
с ОНР носит особый специфический характер, и что состояние лексики у дошкольников
с ОНР имеет существенные отличия от лексики нормально говорящих сверстников.
Предложенные методические рекомендации,
основанные на результатах проведенного исследования, могут позволить преодолеть
трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Их использование
возможно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского
сада, также ими могут пользоваться родители.
Список литературы
1.
Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948г.
2.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ, 2006.
3.
Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей
// Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969.
4.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое
исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью.
- М., 1991.
5.
Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2002.
6.
Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. - М., 1966. Ч.1. С.51-78.
7.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. - М., 2000.
8.
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях
для детей с нарушениями речи. - Центр гуманитарной литературы "Рон", 2002.
9.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 1961.
10.
Гончарова В.А., Поварова И.А.
Нарушения письменной речи у младших школьников. - Спб., 2008.
11.
Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с
общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия №4, 2006. С.22-25.
12.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР (Кн. для логопеда
- 2-е изд.) - М., 1985. С.55-78.
13.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. Учеб-метод. пособие.
- М: Соц-полит. журн., 1994.
14.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод. пособие. М: Соц-полит.
журн., 1994г.
15.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. - М., 1990.
16.
Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного
возраста. - М., 1955.
17.
Конина М.М. Роль картинки в обучению родному языку детей старшего дошкольного
возраста. - М., 1948.
18.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. - М.: Издательство "ГНОМ
и Д", 2005.
19.
Корнев А.Н. Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума 16 - 21
октября 1989г. - М., 1989. С.104 - 106
20.
Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей
дошкольного возраста, СПб, 2005.
21.
Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей
// Усвоение ребенком родного языка. - СПб., 1995.
22.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - СПб, 1999.
23.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя
у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
24.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у
дошкольников. - СПб., 2004.
25.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
26.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Л., 1941.
27.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников
(коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, "Союз",
2001.
28.
Логинова В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста
/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.
29.
Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО, 2004.
30.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО "Гринго",
1995.
31.
Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В. Изучение и коррекция речевых расстройств.
Межвузовский сборник научных трудов. - Л., 1986.
32.
Понятийно - терминологический словарь логопеда. Под ред. Селиверстова В.И.
- М., 1997.
33.
Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М.,
2006.
34.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском
саду. - М., 1966.
35.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического и грамматического
строя речи // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.
36.
Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших
дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников/ Под ред.О.С. Ушаковой.
- М., 1995. - С.21-25.
37.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1981.
38.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.
39.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004.
- №5. С.7-14.
40.
Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
41.
Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. - СПб., "ДЕТСТВО-ПРЕСС",
2007.
42.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000.
43.
Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Логопедия. / Под ред.
Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол.
фак. пед. вузов. Том 5. - М., 2003.
44.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР. // Логопедия.
/ Под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.
45.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального
детского сада. - М., 1993.
46.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология №4, 1985. С.12-15.
47.
Флерина Е.А., Шабад Е.Ю. Живое слово в дошкольном учреждении. - М., 1939.
48.
Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР // Дошкольное воспитание,
2006, №11, С.65 - 75.
49.
Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками.
- М., 2003.
50.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи - М., Айрис-пресс,
2006.
|