Курсовая работа: Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенностью лексики детей ОНР является ограниченность словарного
запаса; более значительное, чем в норме, расхождение объёма активного и пассивного
словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Дошкольники
с ОНР понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако
употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Дети с речевым нарушением характеризуются отставанием в развитии большинства лексических
категорий, особенно предикативного и атрибутивного словарей. Данные нашего исследования
подтверждаются исследованиями Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной [27]. Необходимо
указать, что дети контрольной группы проявили более высокие, чем у дошкольников
экспериментальной группы, способности в процессе выполнения заданий.
У большинства детей с ОНР оказались несформированными в большей
степени синонимические ряды, имеется большое количество лексических трудностей при
выполнении заданий на подбор синонимов. Усвоение детьми слов-синонимов имеет ряд
особенностей: дети подбирают преимущественно по одному синониму на слово-стимул,
часто подбирали синоним - слово той же части речи, близкое по смыслу, в ряде случаев
дети с ОНР называли вместо синонимов формы исходного слова или родственные слова.
Указанные особенности, на наш взгляд, обусловлены несформированностью словарного
запаса: ограничением объёма словаря, несформированностью семантического поля, в
которое включено слово, неумением детей выделить в слове основной существенный признак.
Не сформирован у детей с ОНР атрибутивный словарь. Дошкольники
с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые
свойства предметов. У данной категории детей возникают затруднения даже при определении
цвета, а также формы предмета. Также при обследовании прилагательных, были частые
замены, которые свидетельствуют о том, что эти дети не выделяют существенных признаков,
не дифференцируют качества предметов.
У детей с ОНР хуже развит номинативный словарь, чем у детей с
нормальным речевым развитием, это связано с трудностью актуализации. Характерной
особенностью номинативного словаря детей с ОНР является неточность употребления
слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного
употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.
Нарушение антонимии у детей с ОНР выражалось как в незнании многих
слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного
словаря, согласно теории антонимических связей и отношений, антонимические противопоставления
представляют собой единство родового и видового понятий, выражаемых с помощью категориально-лексической
и дифференциальных сем. Родовое понятие (категориально-лексическая сема) входит
в структуру обоих членов антонимической пары. Видовые понятия (дифференциальные
семы) соответствуют членам антонимической пары. Мы предполагаем, что несформированность
какого-либо из упомянутых понятий может являться причиной нарушения антонимических
связей и отношений в структуре лексикона дошкольников с ОНР. У таких детей наблюдается
недостаточное развитие системы связей лексем внутри семантических полей и нарушение
иерархии этих связей, что качественно отличает их от нормально развивающихся детей.
Предикативный словарь у дошкольников
с ОНР находиться на низком уровне развития, в связи с ограниченностью представлений
и знаний об окружающем мире, в их в лексиконе отсутствуют многие обозначения хорошо
известных детям действий, употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного
значения.
Исследование на классификацию предметов: показало, что не у всех
детей сформированы операции классификации. Чаще всего наблюдались вербальные парафазии,
причем, в основном, по смысловому признаку: замена обобщающего слова словом более
конкретного значения, замена обобщающего слова на функциональную принадлежность,
способ передвижения.
Таким образом, у дошкольников с ОНР
системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы.
Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению
заданий:
1.
трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков,
на основе которых противопоставляется значение слов;
2.
недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
3.
недостаточная активность процесса поиска слова;
4.
несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;
5.
неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
6.
ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Данное исследование показало, что усвоение лексики у детей с
ОНР является таким же процессом с прохождением определенных этапов со строгой взаимосвязью
в развитии отдельных сторон языка, как это происходит при нормальном развитии речи.
Этапы овладения лексикой у детей с общим недоразвитием речи и
у детей без речевых нарушений проходят одинаково, различаются они только задержкой
во времени и качественным своеобразием.
Глава 4. Логопедическая работа по формированию лексики
у дошкольников с ОНР
4.1 Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций
Процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших
знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Логопед должен располагать сведениями о жизни ребенка, домашней
обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо выявить интересы
ребенка, его склонности, отношение к другим детям, к своему дефекту. Эти данные
помогут педагогу глубже изучить психические особенности ребенка, эффективно построить
коррекционно-воспитательное воздействие, предупредить появление нежелательных отклонений
в его поведении (Гаркуша Ю. Ф.) [8].
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием
представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
Планомерное расширение словаря
идет за счет незнакомых и сложных слов вместе с ознакомлением с окружающим миром.
Принципы:
1. Работа над развитием словаря
должна проводиться на активной познавательной деятельности.
2. Тесная связь развития словаря
с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации,
анализа, синтеза, сравнения.
3. Все задания проводятся в определенной
последовательности.
Основными задачами словарной работы
являются:
обогащение словаря - накопление
слов необходимых для речевого общения с окружающими. Идет за счет существительных,
прилагательных, глаголов, наречий.
уточнение - помощь в усвоении
слов и их запоминании.
активизация словаря - использование
слов, понимание которых не вызывает затруднения.
устранение не литературных слов
(Ушакова Т. Н.) [39].
Среди многочисленных приемов словарной
работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить
следующие (Филимонова О. Ю.) [41]:
1) Показ и называние нового предмета
(и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое
помогает понять сущность предмета.
Новое слово обязательно проговаривается
хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается
в знакомый ребенку контекст. Далее проводится различные упражнения на закрепления
его правильного произношения и употребления.
2) Объяснение происхождения данного
слова (хлеб-хлебница-посуда, в которой хранят хлеб, кофейник-посуда, в которой варят
кофе, чайник - посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).
3) Употребление расширенного значения
уже известного словосочетаний (громадный дом - очень большой дом, тот, который выше
всех других домов.).
4) постановка разных по форме
вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих ("Это забор высокий
или низкий?"), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть
краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной
постановке вопросов.
5) Подбор названий предметов к
действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий;
эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6) Распространение предложений
путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7) Сопоставление предложений по
опорным словам.
Выделение этих направлений во
многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто
переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания
тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
Результаты исследования показывают,
что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов
и атрибутивный словарь развит хуже, чем номинативный, предикативный Результаты исследования
показали, что процесс формирования антонимичных полей и их структурация у детей
с ОНР происходит задержано и на данный момент является несформированным. Это необходимо
учитывать в коррекционной работе. При отборе рекомендаций, мы исходили из результатов
констатирующего эксперимента. Упражнения по развитию лексики достаточно хорошо описаны
в коррекционной литературе.
Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение
словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно
важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение
в речь обобщающих слов значительно ее обогащает.
Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием
представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией
предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов
может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы),
так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы
овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие
детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное
название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями. В логопедической
работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь
(глаголы и прилагательные). При формировании учитывается последовательность появления
существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.
Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение
значений слов-синонимов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным
переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании,
предложении. (Седых Н. А.) [33]
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу
слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.
Исходя из полученных результатов эксперимента, учитывая специфику
развития словаря у детей с речевыми нарушениями и проанализировав методическую литературу,
нами были определены основные направления коррекционно-развивающей работы для детей
с ОНР. В первую очередь мы выделяем направления логопедического воздействия на те
структуры, которые наиболее нарушены у детей экспериментальной группы.
4.2 Методические рекомендации по формированию лексики
у дошкольников с ОНР
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены
следующие направления логопедического воздействия:
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается
пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения,
разработанные Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой [24], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой,
Т.Б. Филичевой [15]. Г.С. Швайко [50], О.С. Ушакова [40], Н.В. Новоторцевой [30],
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [18], Н.А. Седых [33], Краузе Е.Н. [20].
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
I этап: Развитие
пассивного словаря синонимов.
Задачи:
Развитие синонимии.
Развитие связной речи
Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра "Придумай предложение" (Краузе Е.Н.) [20].
Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей:
ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.
II этап: Активизация
и закрепление словаря синонимов.
Задачи:
Актуализация синонимов.
Развитие синонимии.
Развитие слухового внимания и памяти.
1. Игра "Как сказать?" (Коноваленко В.В., Коноваленко
С.В.) [19]
Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются,
падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как
сказать, если что - то или кто - то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается,
вертится, крутится.)
2. Игра "Конкурс слов - сравнений" (Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.) [19].
Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово?
Выяснить,
чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно
назвать "словами - приятелями".
3. Игра "Подбери слово" (Коноваленко В.В., Коноваленко
С.В.) [19].
Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, поймавший мяч, должен придумать "слово - приятель" к названному,
сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок
делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой
находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ,
приятель); дом - (здание, жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин);
труд - (работа); мудрость - (ум); бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть);
трудится - (работать); печалиться - (грустить); смелый - (храбрый); алый - (красный,
багряный).
Оборудование: мяч.
4. Игра "Солнышко" (Краузе Е.Н.) [20].
Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот
может прикрепить к солнышку лучик.
Подбери близкое по смыслу слово к слову "смелый".
(отважный, храбрый, решительный).
Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?
(боязливый, нерешительный, пугливый).
Подбери близкое по смыслу слово к слову "беседовать".
(говорить, разговаривать).
Оборудование: солнышко, лучики.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
I этап: Развитие
пассивного словаря прилагательных.
Задачи:
Обогащение словаря прилагательных.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания и памяти
Примерные виды заданий:
1. "Назови лишнее слово"
(Захарова А.В.) [16]
Содержание: Детям предлагается
выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький,
ветхий.
2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний
(Захарова А.В.) [16]. Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо
выбрать нужную.
Например:
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый
(жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным
хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной
гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими
ногами (верблюд).
3. Отгадывание названия предмета
по описанию его дифференциальных признаков.
Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.
Например: Это овощ. Он круглый,
красный, вкусный. Что это? (Помидор)
II этап: Активизация
и закрепление словаря прилагательных.
Задачи:
Актуализация и обогащение словаря прилагательных
Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Уточнение синтагматических
связей прилагательного и существительного (Захарова А.В.) [16]. Ответы на вопросы "какой?", "какая?",
"какое?", "какие?"
Содержание: Логопед называет слово,
обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих
на данные вопросы.
Например: трава (какая она?)
- зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.
2. Добавить слово в предложение,
отвечающее на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?",
"какие?"
Содержание: подобрать как можно
больше слов, отвечающих на вопрос "какое?".
Светит (какое?) солнце.
Солнце - яркое, блестящее, красное,
большое, веселое, радостное, весеннее.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
I этап: Развитие
пассивного словаря существительных.
Задачи:
Развитие номинативного словаря.
Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Проговаривание наименований предмета (Ушакова О.С.) [40].
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой
лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить
его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку:
"Скажи, что это?"
2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.
(Захарова А.В.) [16].
Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза ("Раз, два,
три, не смотри!"), прячет и задает вопрос: "Где автобус?" Дети ищут
предмет по подсказке взрослого: "Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо".
Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый):
"Ищите автобус рядом с книжной полкой"; "Ищи автобус там, где много
есть воды"; "Ищи автобус под елкой"; "Ищи автобус там, где много
машин". Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое
слово.
II этап: Активизация
и закрепление словаря существительных.
Задачи:
Актуализация и обогащение словаря существительных.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра "Угадай, кто так
делает?"
Содержание: Дети встают в круг.
Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.)
Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д.
2. Игра "Чудесный мешочек".
Содержание: Каждый ребенок, закрыв
глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом
произносит: "Я взяла сарафан, кофту, куртку". Далее логопед просит разложить
одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.
3. "Разложи картинки по сходству"
(Ушакова О.С.) [40].
На доске выставляется ряд картинок:
овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки:
свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные
ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое
(к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки. Логопед предлагает детям
положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он
положил именно так.
4. Игра "Пара к паре"
(подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) (Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В.) [18].
Содержание: Детям предлагается
выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи
эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых;
часть - целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно
осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение
и др.
Огурец - овощ, ромашка - (земля,
цветок, клумба).
Помидор - огород, яблоко - (забор,
сад, груша).
Часы - время, градусник - (кровать,
температура, окно).
Машина - мотор, лодка - (парус,
вода, палуба).
5. Дополнение смыслового ряда
(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) [18].
Содержание: Логопед предлагает
детям догадаться, каким будет четвертое слово.
Гвоздь - молоток, шуруп - .
Дом - крыша, книга - .
Квадрат - куб, круг - .
Птица - яйцо, растение - .
Слова для справки: отвертка, обложка,
шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод,
дом, шнурок, осень.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
I этап: Развитие
пассивного словаря антонимов.
Задачи:
Развитие антонимии.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания.
Примерные виды заданий:
1.
Выбрать из трех слов два слова - "неприятеля" [30].
Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-"неприятели".
Друг,
печаль, враг.
Высокий,
большой, низкий.
Ночь,
сутки, день.
Длинный,
большой, короткий.
Радость,
смех, печаль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|