Реферат: Тоталитарное искусство
Реферат: Тоталитарное искусство
Я бы назвал это заготовкой к
реферату , хотя и сдал его в таком виде
С-Пб Институт Точной Механики и
Оптики
Кафедра культурологии
Преподаватель : Филичева ? ?
Оценка : 4
Введение
Льюис
Мамфорд об идеальном тоталитарном обществе : « это структура , сложенная из
живых , но жёстких человеческих частей , каждой из которых отводится
определённое место , роль и задание , что даёт возможность бесконечно повышать
производительность труда и строить дизайн этих великих коллективных организаций
» . По Мамфорду « источником питания » подобных структур служат Мифы Религии (
что скорее относится к древности ) и Мифы Идеологии ( к нашему времени ) ,
которые позволяют объединить различные блоки и элементы в единое целое ,
направив на достижение некой цели. Работая , такая структура воспроизводит
великие армии и империи ; она может погибнуть только столкнувшись с более
мощной машиной или по прекращении подачи « питания » .
Развивая метафору Мамфорда можно сказать , что в тоталитарной системе искусство
выполняет роль своего рода перерабатывающего механизма , превращавшего сырьё
сухих идеологических догм в горючее образов и мифов , предназначенных для
общего потребления . При этом характер исходного сырья , будь то культ фюрера
или вождя , догмат расы или класса , В целом не имеет значения .
С момента возникновения тоталитарное государство начинает организовывать
искусство тем же образом , как и все остальное : приводя её в строгое
соответствие с функцией отводимой государством . Перед ней ставится жёсткая
цель , а всё мешающее исполнению этой цели уничтожается . Так было и в России ,
с приходом к власти большевиков , и в Германии , с приходом
национал-социалистов
Общим для искусства в тоталитарных государствах является *:
1. Объявление искусства ( как и
области культуры в целом ) идеологическим оружием и средством борьбы за власть
.
2. Монополизация всех форм и средств
художественной жизни страны .
3. Создание всеохватывающего
аппарата контроля и управления искусством .
4. Из всего многообразия тенденций ,
существующих в данный момент в искусстве , выбор одной , наиболее отвечающим
целям режима ( всегда наиболее консервативную ) и объявление её официальной ,
единственно правильной и обязательной .
5. Начало и доведение до « победного
конца » борьбы со всеми стилями и тенденциями в искусстве , отличными от
официального, объявление их реакционными и враждебными классу , расе , народу ,
партии и т. д. .
Классическими образцами такого стиля являются : социалистический реализм
1934-1956 гг. И искусство третьего рейха 1933-1944 гг. .
Формирование
Уже на первом этапе формирования тоталитарной
идеологии в Советском Союзе и в Германии закладываются основы будущего органа
культуры : внутри авангарда была выдвинута идея служения искусства революции и
государству , откуда следовало возведение его в статус партийного искусства ,
эффективного оружия в идеологической борьбе ; В СССР было положено начало партийно-государственной
монополии на все средства художественной жизни страны путём национализации
музеев , частных собраний , средств информации , системы образования и т. д.
.Также в 1921 г. в СССР происходит окончательный выбор в сторону
художественного направления , должного нести в массы партийную идеологию ,
позднее названного соцреализмом .
Но на первых порах партийное руководство и
ответственный за проведение художественной политики Луначарский не могло найти
единомышленников среди художников : по словам Луначарского : « В Петроградском
художественном мире царило враждебное к нам учредиловское собрание . На
собраниях Союза художников всякие резолюции более или менее саботажного типа
... Эта часть интеллигенции , как и всякая друга , была остро недовольна нашим
курсом ... В области искусства надо было прежде всего разрушить остатки царской
по самой сущности своей учреждений , вроде Академии искусства , надо было
высвободить
Школу от старых «известностей» .»
В феврале 1922 г. появилась « Ассоциация художников
революционной России»
( « АХРР » ) , взявшая для себя положение : « Наш
гражданский долг перед человечеством - художественно-документально запечатлеть
величайший момент в истории в его революционном порыве . Мы изобразим
сегодняшний день : быт Красной Армии , рабочих , крестьянство , деятелей
революции и героев труда . Мы дадим действительную картину событий , а не
абстрактные измышления , дискредитирующие нашу революцию перед лицом мирового
пролетариата .» .
Впервые художники обратились к партийным
руководителям за указаниями по вопросам своего творчества . Которые не
заставили себя ждать . Как и поддержка со стороны государства .
В своём большинстве покровителями « АХРР » стали
военные , упоминавшиеся
в его положении на первом месте , в частности
Ворошилова можно назвать главным советским меценатом , что не осталось без
благодарности ахрровцев , чему свидетельствует огромное количество полотен с
его изображением .
А наивысшим триумфом « АХРР » можно назвать Х
выставку 1928-го года ,
которую посетило Политбюро ЦК полным составом во главе
со Сталиным , и давшее самую высокую оценку её достижениям . Никогда ни до , ни
после ни одна выставка не удостаивалась посещения самим Сталиным .
В « Майн Кампф » Гитлер писал : « художественный
большевизм представляет собой единственно возможную форму и духовное выражение
большевизма как целого ... все плакаты , пропагандистские рисунки в газетах и
т. п. Несут на себе печать не только политического но и культурного загнивания
» . Это изречение , относящееся ко всем радикальным течениям в современном
искусстве , на которые был навешен ярлык « культурбольшевизма » стало главным
стимулом Третьего Рейха в его борьбе с модернизмом .
Экспрессионизм , возникший в Германии В начале века
и имеющий здесь за собой большую национальную традицию , был первым по времени
радикальным движением немецкого модернизма . В отличие от русского авангарда ,
он был чужд идее перестройки общества средствами искусства , и радикализм этого
течения заключался в его эмоциональном заряде , « обращенном против реальности
» . Экспрессионисты стремились к обновлению не столько человека , сколько
духовному . Однако кошмары войны и послевоенных неурядиц вернули художников на
землю и столкнули с конкретными проблемами социальной жизни.*
Перед концом войны Германию захлестнула волна
дадаизма . Отрицание всех ценностей прошлого и настоящего , эпатаж буржуазной
публики - все это определило чисто негативную социально-эстетическую программу
немецкого дадаизма и сближало его русским футуризмом предреволюционного этапа .
После 1923-го года возникло объединение « Новая
вещественность » пожалуй самое остросоциальное движение в современном искусстве
.
Как национал-большевизм притягивал экстремистов ,
так и экспрессионизм поначалу притягивал радикалов культуры .
Немецкий экспрессионизм 20-х годов как и дадаизм и
« Новая вещественность» ,
Был прежде всего негативной реакцией на войну и её
последствия .
Менее чем через месяц после отречения Вильгельма
второго в Берлине создаётся « Ноябрьская группа » , основанная « как союз
между художниками - главным образом экспрессионистами - и новым , в основе
своей уже социальном , немецким государством »(Цит. по : Ibid . ,p. 644) , он
обратился к деятелям культуры : « Художники , архитекторы , скульпторы , вы ,
кому буржуазия платит большие деньги , отбросьте снобизм , тщеславие и
развратность - Слушайте ! К этим деньгам прилипли пот , кровь и нервы тысяч
голодных людей - Слушайте ! Мы должны стать истинными социалистами - мы должны зажечь
истинную доблесть социализма - братство всех людей »(Цит. по : Myers B. S. The
German Expressionists . New York 1957) . Эти идеи были положены в основу
Баухауза , основанного в 1919-м году .
В 30-е годы А. Розенберг называл «
культурбольшевизмом » , и экспрессионизм, и дадаизм , и « новую вещественность
» , и Баухауз . В это же время глава советских художников клеймил « фашистским
охвостьем » отечественных авангардистов . Для советской власти авангард стал
орудием борьбы : всячески пресекая его у себя , она охотно его экспортировала в
другие страны , в частности в Веймарскую республику , стремясь подорвать
социальные основы её либерально-демократического строя .
С выходом на политическую арену нацизма и крушением
надежд на красную революцию в Германии , идеи переделки мира средствами
революционного искусства теряют свой пропагандистский смысл и художественная
политика переводится на новые рельсы . В России и Германии в конце 20-х годов
разгорелась борьба за искусство , которое теперь рассматривается как удобный
инструмент для уловления человеческих душ .
Решительная серьёзность отношения к искусству , его
отождествление с политикой - Это естественное стремление всякого тоталитаризма
включить область художественного творчества в свою систему и сделать его , как
и всё прочее , интегральной частью самого себя . И в этом смысле идеи нацистов
и советских партийных руководителей ничем не различаются .*
В марте 1927-го года 11-й конгресс
коммунистической партии Германии в Эссене принимает решение о создание в стране
групп агитпропа « Красный фронт борьбы за культуру » . Через год основывается
так называемая « Рабочая партия художников-коммунистов » .
Тогда же возникают : « Ассоциация художников
революционной Германии »
( « АХРГ» ) , почти идентичная « АХРР » -- живописная
продукция её виднейших представителей близка к работам левого крыла « АХРР »
--результатом творчества которой является в основном лобовое изображение
рабочих митингов , стачек , демонстраций , сделанные в несколько упрощённой
манере с некоторым намёком на экспрессионизм . Все установки ахрровцев - на
партийность , народность , массовость , культурное наследие и борьбу за
формализм - становятся обязательными и для немецких коммунистов ; «
Международное объединение революционных художников » , центр которого в 1930-м
году переместился в Москву , где его руководителями становятся Бела Уитц и
Альфред Курелла , полностью починённые культурной политике Москвы .
В 1929-м году в противовес « АХРГ» Розенберг создает
« Лигу борьбы за немецкую культуру » , принципы которой не слишком отличались
от принципов «АХРГ» , только одни называли это искусство истинно пролетарским ,
а другие -арийским .
С подъёмом нацизма « лига » проникает в городские
органы власти и начинает осуществлять контроль над центрами художественной
жизни :
В 1930-м П. Шульце-Наумбург назначается главой
Веймарской школы прикладного искусства , и начинает работу с выкидывания с
музейных экспозиций работ Барлаха , Клес , Кандинского . В январе 1932-го года
пронацистский муниципалитет Дессау разгоняет Баухауз . В немецкой прессе
усиливаются нападки на « буржуазное , формалистическое , дегенеративное »
искусство , отождествляемое с «культурбольшевизмом» .
Своей кульминации битва за искусство достигла в
Германии с выходом на арену « Лиги » с одной стороны и «АХРГ» и «МОХР» ,
поддерживаемых как германской , так и советской компартиями , с другой .
В 1933-м году Геббельс , заняв пост министра
просвещения и пропаганды , как в своё время и Луначарский , придерживался
сравнительно широких взглядов на то, чем должно стать искусство
национал-социализма . Геббельс поддерживал экспрессионизм , пытаясь , если не
сделать его официальным искусством Третьего Рейха , от по крайней мере
закрепить за ним право на существование в будущей культуре нацизма .
Но несмотря на то , что влияние Геббельса было
велико , фюрер не поддержал своего любимца : в своей мюнхенской речи он объявил
экспрессионизм « дегенеративным искусством » . Здесь личные амбиции Геббельса
столкнулись с железными законами развития тоталитарной культуры .
« Культурбольшевизм » , если понимать под ним не
стиль модернизма , а внешнюю политику большевиков по отношению к культуре ,
выступает обряженный в общую форму тоталитарного реализма , являющейся как бы
визуализацией сложных процессов в политике , экономике и культуре , в
результате которых Россия с конца 1929-го года заняла своё место в ряду
тоталитарных государств .*
Битва за искусство в СССР и Германии закончилась
одновременно : в Германии конец ей положил приход к власти нацизма , а в СССР -
постановление ЦК ВКП(б) от 23-го апреля 1932-го года « о перестройке
литературно-художественных организаций » , в котором говорилось : наличие в
советской литературе различных группировок стало тормозом в её развитии , в силу
чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый союз
советских писателей , в 3-ем пункте говорилось « провести аналогичное изменение
по линии других видов искусств » .
Период с 1932-го по 1934-ый в СССР и Германии
явился решающим поворотом в сторону тоталитарной культуры :
1. Обрела окончательную формулировку
догма тоталитарного искусства : в СССР это социалистический реализм , а в
Германии -« принципы фюрера »
2. И в СССР , и Германии был
окончательно отстроен сходный по структуре аппарат управления искусством и
контроля над ним .
3. Была объявлена война на
уничтожение всем художественным стилям , формам , тенденциям отличающимся от
официальной догмы .
Иначе говоря в художественную жизнь вошли и полностью определили её три
специфических феномена , как главные признаки тоталитаризма : идеология ,
организация и террор .
Идеология
Ни один европейский политический деятель не говорил столько о культуре как
Гитлер: его высказывание скомпонованное так или иначе в теоретический трактаты,
нацистских идеологов, они составили то, что получило в Германии название
принципов Фюрер и обрело характер непреложных догм, управляющих развитием
искусства третьего рейха.
« Искусство - не мода, не бессмысленная чередование на поверхности
исторического процесса сиюминутных измов, оно не есть выражение какой бы то ни
было тенденции капитализма , напротив … оно выражает душу (народа) и
общественные идеалы ». Поэтому « ни одна эпоха не может считать себя свободной
от долга поддержать искусство, особенно во время потери народом веры в свое
величие и в свое будущее». В такие моменты задача искусства « вновь поднять эту
веру, указывая на внутренние бессмертные народные ценности, которые не в состоянии
разрушить ни какой политический или экономический упадок ». Эти положения
Гитлер развернул свое выступление на открытии Дома немецкого искусства. Фюрер
выдвинул концепцию искусства, как форму отражения действительности » , а также
указывал на те формирующий силы , которые будучи наиболее ярким проявлением
этой действительности , должны быть и главными объектами ее отражения в
искусстве: лидеры, борцы , творцы истории должны были занять место в центре
официоза тоталитарной художественной культуры. Осуществить всю грандиозность
поставленных эпохой задач художник может только при помощи партии и государства
и только под их непосредственным руководством.
Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства искусством, которое
уже давно осуществляется в СССР, он определял и цель такого руководства,
которое ставил « выше культуры, выше религии и даже выше политики » - создания
нового человека, более сильного и прекрасного.
В отличие от немцев, советский народ о сущности соцреализма и о его принципах
узнавал не непосредственно из уст своего вождя. Эти принципы вызревали где то в
верхах советского партийного аппарата, доводились на закрытых заседаниях
избранной части творческой интеллигенции , а затем дозировались в печать.
Окончательную формулировку соцреализм получил на первом всесоюзном съезде
советских писателей выступление Жданова: « Товарищ Сталин назвал вас инженерами
человеческих душ . Какие обязанности накладывает на вас это звание. Это значит
во-первых., знать жизнь, что бы уметь ее правдиво изобразить в художественных
произведениях, изобразить не схоластически, не мертво , не просто как «
объективную реальность » , а изобразить действительность в ее революционном
развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного
изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания
трудящихся в духе соцреализма. » .
Если в Германии в этот период объектом культурной политики нацизма в первую
очередь оказалось изобразительное искусство ; так как на первом этапе развития
тоталитарной революции основное значение приобретает прямое воздействие на
массы: живопись , скульптура, и графика, имеющие некоторое преимущество перед
литературой в качестве средства наглядной агитации ; то в России главный удар
был направлен на литературу, так как 30-м годам изобразительное искусство было
уже приспособлен к нуждам режиму: « правдивое изображения » советской
действительности стало творческим кредо большинства советских художников еще до
соцреализма . Теперь надо было привести « в порядок » и всю остальную
литературу. И на съезде писателей кроме ждановской формулировки были
высказаны, по сути , все основополагающие идеи, составляющие плоть и кровь
доктрины соцреализма.
В основе съезда лежал культ вождя и его единодушное одобрение. Этот съезд довел
до небывалых еще масштабов культ Сталина. Все остальные ораторы приписывали ему
роль архитектора и кормчего во всех отраслях советской жизни, в том числе в
литературе и искусстве.
По сути съезд сформулировал художественную идеологию , которая в одинаковой
степени применима как к соцреализму так и к принципам Фюрера.
Главный принцип тоталитарной художественной идеологии - принцип партийного
искусства, который требовал, что бы художник смотрел на действительность
глазами партии и изображал реальность не в ее плоской эмперии, а в идеалы ее «
живого » ( по Гитлеру ) или «революционного » ( по Жданову ) развития по
направлению к великой цели.
Осуществление этих принципов приведет к высочайшему развитию культуры , а пока
оба идеологических островка надежды и бастиона прогресса захлестывались морем
маразма и разложения . В такой ситуации правомерно требовать от художника всех
сил и карать не согласных. Так как великая цель оправдывает все средства для ее
достижения. Она заключалась в создании не только нового общества , но и его
строителя и обитателя, чья психология, идеология , этика, эстетика
формировались бы по законам единственно правильного течения : концепция Нового
Человека в качестве сверх задачи зримо или не зрима присутствует в любой
тоталитарной культуры.*
Организация
Было бы не верно обвинять тоталитаризм в варварском пренебрежении культурой,
как это делают пользуясь фразой приписываемой то Розенбергу , то Герингу, то
Гиммеру: « когда я слышу слово «культура » я хватаюсь за пистолет». Наоборот,
ни в одной демократической стране сфера культуры не привлекала к себе столь
пристального внимания государства и не оценивалась им столь высоко: Мартин
Борман о культуре: « это самый важный и значительный инструмент партии».
Лаврентий Берия говорил о культуре как о « мощном средстве воспитания масс в
духе коммунизма , в духе советского патриотизма и интернационализма ». «
Искусство есть единственно бессмертный результат человеческого труда » и « не
один народ не живет дольше, чем памятники его культуры » - эти изречения
Гитлера написаны на стенах дома немецкого искусства . И естественно , что ,
предавая такое значения культурным делам , тоталитарное государство не жалеет
сил и средств на организацию их как целого: ибо только через организацию
культуры можно было идеалогизировать ее и тем самым целиком подчинить задачам
политической борьбы. Для осуществления этих целей в 1933 под юрисдикцией
министерства Геббельса учреждается Имперская палата культуры , состоящая из
семи палат, основанных на базе уже существующих организаций, так Палата
изобразительного искусства была основана на базе Картеля изобразительных
искусств , в которую обязаны были вступить члены профессий попадающих в определение
устава Палаты: « так как все существующие раннее объединения данных профессий
ликвидируются без исключений , и каждый их член обязан стать членом Имперской
палаты без оговорок » (Idib) . Разрушение уже существующих механизмов,
приводящих в действие художественную жизнь еще в период Веймарской республики
не имело смысла, так как они уже были налажены и нужно лишь было новое
идеологическое направление и сменить обслуживающий персонал, что и стало первой
задачей в области культурной политики пришедшего к власти нацизма . Из
художественной жизни по специально составленным спискам выбрасываются не угодные
режиму люди: в первую очередь евреи и модернисты, а так же первый министр
внутренних дел Фрик сразу же учреждает внутри своего министерства институт
своего рода идеологических контролеров, которые как и в советской России 20-х,
именуются « комиссары по делам искусств », которые следят за приведением в
жизнь принципов Фюрера .
В отличии от нацисткой, большевистская революция разрушила царские культурные
институты. Но и созданные в 20-х новые « революционные » формы в области
творческой деятельности вскоре переставали отвечать требованиям постоянно
меняющей курс советской культурной политики. Существованию последних положили
конец в 1932 г. , и тогда пришлось отстраивать заново то что было так бодро
разобрано на кусочки и перемолото. Что не способствовало темпам строительства
огромной организации. Вскоре был создан Московский областной союз советских
художников ; подобные которому создаются и в других городах. Все эти союза были
мало связаны , и лишь в конце 30-х создается Организационный комитет , ставший
централизованным органом управления.
Страницы: 1, 2
|