Реферат: Правовое государство в России
Реферат: Правовое государство в России
Содержание
Введение.............................................................................................................. 2
Глава
I - Идеи правового государства в России................................................ 4
Глава II. Взаимосвязь
государства и права как фактор становления и саморазвития правового
государства................................................................................. 13
Глава III. Угроза
правовому государству и конституционным основам демократии в России............................................................................................................ 20
Заключение........................................................................................................ 25
Библиографический список.............................................................................. 26
Введение
Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда
вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них
замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в
его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них,
в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие
не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация длительных и
сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу, создание любой
общетеоретической концепции изучения правового государства не может обойтись
без предварительного сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося
опыта. С практической точки зрения изучение явления правового государства может
показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся
ситуации при создании правового государства в России.
Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство
не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы,
происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности,
предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению
к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение
длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и
бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства
часто забывались сами цели - благородные и высокие цели правового государства.
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих
представлений о государстве и праве, законности и конституции, правотворчестве
и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в политической
системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций, выполняемых правовым
государством в жизни общества и его реальной ролью по отношению к государству.
В этом контексте необходимо определить, меняются ли функции и роль правового
государства применительно к разным типам общества или остаются неизменными.
Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг от
друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Означает ли
это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному
типу государства и не имеет общего фундаментального характера? Нет, не
означает. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельства по
отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как
регулятор. Отчасти оно регулирует в обществе экономические, политические и иные
отношения.
В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая
конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит
определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки
для его активности и эффективности. Это своеобразная форма контроля, которые
весьма разносторонни - от изучения лиц уполномоченных государством до
рассмотрении дел о нарушении прав.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с
ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к
вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к
различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные
роли.
Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим
является правовое государство - это его становление и развитие в России.
Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью
и довольно постоянной по своему характеру, указывает на необходимость
скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к
рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это с одной
стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и процессов,
появляющихся в общественной жизни за последние годы.
Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось
столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно свешен как у
отечественных, так и у зарубежных ученых. Например, безотлагательного рассмотрения
требуют проблемы легитимности государственной власти и ее преемственности и ряд
других вопросов. В основном необходимая информация была почерпнута из правовой
периодики.
Тем не менее, нельзя не отметить работу: Соколов А.Н. Правовое
государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994, в которой освещены многие
из поставленных вопросов, отличающуюся как значительным количеством
практического материала, так и высокой убедительностью теоретического анализа.
Глава I - Идеи
правового государства в России
За последние годы проблемы правового
государства выдвинулись на первый план теоретических разработок в отечественной
юридической науке. Как известно, советская правовая доктрина долгое время
отвергала идею правового государства, считая ее выражением немарксистских
взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Многие
юристы обратились тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению модели
правового государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно
возрос интерес к проблемам формирования и развития концепции правового
государства в истории политической мысли, их состояния в западной политологии.
Следует сказать, что с конца XIX в.
популярность идей правового государства значительно возросла. Тому способствовало
несколько взаимосвязанных между собой причин. Утверждение отношений,
свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублением общих противоречий
и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того,
какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Первая
половина XX в. прошла под знаком явного преобладания конфронтационной
идеологии. В 30-е годы подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые тона
фашистских диктатур, а в нашей стране установился не менее одиозный сталинский
режим. Как реакция на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к
проблемам прав человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства
наполняются общедемократическим содержанием, направленным против авторитаризма
и тоталитаризма. В нашей стране и других странах бывшего социального лагеря
борьба с авторитаризмом затянулась на более длительные сроки. Первыми за
утверждение общепризнанных прав человека здесь выступили различные группы
правозащитников; к настоящему времени эти идеи нашли отражение в программных
документах многих политических партий и законодательных актах.
Рассматривая современное состояние идей
правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени
распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом,
своего рода лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного
воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств,
провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.
Существовали государства, в которых каждый
шаг граждан, каждое их действие попадало или могло попасть под надзор
чиновников. Наше советское государство, особенно в сталинский период, было
именно таким. Там гражданин должен был, если велено, требовать смерти ни в чем
не повинных людей, вступать в различные общества, отдавать часть зарплаты
взаймы, и так далее. И уж ни в коем случае открыто не осуждать действие власти,
партии. Известно немало примеров, когда подобную полицейскую роль государства с
успехом заменяла церковь, либо феодал. Словом, человек как личность до конца
XVII - XVIII веков, почти нигде, за отдельными исключениями, не обладал
свободой, защищенной законом, а произвол властей или других сил был огромен.
В XVIII-XIX веках постепенно формировалось
то, что называется гражданским обществом, в некоторых странах Европы и США. В
настоящий момент суть этого понятия можно описать так: Государство не
регулирует всю жизнь общества с помощью приказов чиновников, а только строго
обусловленную законом сферу.
Соотношение между правовым обществом и
государством во многом напоминает связь последнего с экономикой. И это не
случайно. Ведь среди прочих, право беспрепятственно заниматься хозяйственной
деятельностью, заключать любые не запрещенные сделки. В гражданском обществе,
власть несет ответственность перед избирателями и налогоплательщиками, которые
имеют возможность влиять на нее через средства массовой информации,
организации, путем различных акций. В этом обществе огромную роль играют
самодеятельные объединения граждан. Например, организации потребителей не
надеются только на государственных чиновников. Следовательно, чем больше
проблем могут разрешить сами граждане, их коллективы, организации и тому
подобное - тем меньше забот у государства. И неслучайно в подобном обществе
колоссальную роль играет суд. Это, конечно, государственная организация. Именно
через суд граждане и организации разрешают многочисленные споры между собой и
даже оспаривают действия должностных лиц. В прежние времена в СССР люди заваливали
миллионами жалоб ЦК КПСС и другие властные органы, поскольку очень много
вопросов решалось только злой или доброй волей чиновников. В правовом
государстве с гражданским обществом это немыслимо. В России уже немало сделано
для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях,
тоталитарного к гражданскому обществу (свобода выезда и въезда, слова и
мнения). Но с другой стороны, люди и организации все еще ждут, что их проблемы
за них решит власть.
Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои
особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что
граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового общества,
стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и свобод,
приоритету права над государством.
Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с
наличием необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет
достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного
потенциала общества.
Правовое государство - политическое оформление гражданского общества,
сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты,
имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций.
Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны
властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и
общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и
соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с
государством. Население характеризуется определенной способностью к
саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и интересам [2, с.10].
Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно
проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу [3, с.34].
В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Советская
юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме государственной
власти как "работающей корпорации" - и законодательствующей, и
исполняющей законы одновременно. Власть рассматривалась в плане разделения
труда по ее осуществлению, характеризовалась в структурно-функциональном
"ключе". Отрицалась сама целесообразность исследования
законодательной, исполнительной и судебной властей по отдельности.
Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно
эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов
позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от
злоупотреблений.
В Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно
которому государственная власть осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей представлена
соответствующими органами, действующими самостоятельно.
Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими
аналогичными государственными органами. Они избираются непосредственно народом
и иным путем формироваться не могут. Решения законодательной власти обязательны
к исполнению соответствующими субъектами права.
Большой объем работы в сфере управления государственными делами возложен
на исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах компетенции,
определяемой Конституцией и другими законами, в целях организации исполнения
актов законодательной власти и других нормативных правовых актов.
О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей можно
говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной
достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная власть.
Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право
органов судебной власти действовать независимо от других. В систему ее
федеральных органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший
Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют на
основе закона.
По мере продвижения России по пути демократических реформ и
преобразований принцип разделения властей в стране все более наполняется
реальным содержанием. Так, в становлении судебной власти большую роль предстоит
сыграть Закону о судебной системе Российской Федерации [4].
Пробивает себе дорогу в отечественной юридической науке и практике
отвечающий реалиям правовой государственности подход к характеристике права как
системы, воплощающей в себе общепринятые принципы и демократические ценности [5
с.89]. Это - взгляд, пришедший на смену господствовавшей в советской
юридической науке концепции права как нормативно-классового явления. Все более
осознается необходимость разграничения права и закона.
В России пройдены важные шаги по пути ее
превращения в правовое государство. Существующая, хотя и не совершенная,
концепция ведет к разделению властей, возможности обжаловать неправомерные
действия, декларированные фундаментальные права. Но все же основы
конституционного строя России дают возможность полагать, что упоминание о
"пройденных шагах" не голословно. Так следует рассмотреть главу I
конституции, в которой излагаются основы конституционного строя России (6
статей). Наиболее значимые, собственно основополагающие положения из этих
статей следующие:
1.
Россия
есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления (статья 1).
2.
Человек,
его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2).
3.
Единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ
(статья 3).
4.
Государственная
власть в России разделяется на законодательную, исполнительную, и судебную,
органы, которых самостоятельны (статья 10).
5.
Государственную
власть в Российской Федерации осуществляют: президент РФ, федеральное собрание
(совет федерации и государственная дума), правительство РФ, суды РФ (статья
11).
6.
Конституция
РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации, не должны
противоречить конституции РФ (статья 15).
Но для того, чтобы государство стало
правовым, мало только законов. Для этого требуется так же: действенное их
применение, чтобы не возникало ситуации, когда законы пишут не для всех, когда
можно уйти от наказания. Нужны реформы суда и особенно системы исполнения
судебных решений, без чего все превращается в пустой звук.
Сегодня судебная система в Российской
Федерации - единая система всех судов, осуществляющих судебную власть путем
отправления правосудия, имеющие общие задачи, организованных и действующих на
единых демократических принципах. Судебная система установленная конституцией
Российской Федерацией (глава 7) и федеральным конституционным законом. Создание
чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
В судебную систему входят:
1.
Конституционных
суд Российской Федерации;
2.
Суды
общей компетенции, осуществляющие судопроизводство по уголовным, гражданским,
административным и иным делам, относящимся к их подсудности, во главе системы
которых стоят Верховный суд Российской Федерации;
3.
Арбитражные
суды, осуществляющие разрешение экономических споров и иных подсудных дел.
В целом судебная система строится в
соответствии с национально-государственным устройством и
административно-территориальным делением страны. Суд как государственный орган
судебной власти осуществляет ее от имени государства, а исполнение судебных
актов обеспечивается силой государства.
Следующим, не менее важным шагом к правовому
государству будет становление парламентаризма в России. Конечно, само явление
парламентаризма, тем более у нас в стране, весьма объемно и спорно.
В тоталитарных государствах народное
представительство всегда фиктивно, поскольку парламент через принимаемые им
законы только оформляет решение руководства правящей партии. Таким было это
представительство и в советской России. Таким образом, Россия не являлась
государством парламентаризма и только с началом перестройки и реформ началось
возрождение - поначалу громоздких - парламентских учреждений.
Но вернемся в наше время. Правовая основа
Российской государственности к началу 1992 года представляет собой
"лоскутное одеяло", скрепленное из законов СССР и законов Российской
Федерации в составе Союза. Самое главное - противоречивой оставались
конституционная база государственной власти. Такая противоречивость имела
понятную причину. Шел процесс эволюционного, а не радикального перехода России
на общепринятые принципы построения государства, общества и взаимоотношений
между ними. Отсюда - переплетение принципиально разных регуляторов общественных
отношений.
В одном государственном организме
сосуществовали и противостояли друг другу два начала. Новое - президентская
власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей,
ответственность власть перед обществом. И старое - со строгой монопольной и
иерархией системы Советов. Несмотря на это были, однако, и важные достижения в
законодательном оформлении новой российской государственностью. В 1991 году
было принято Декларация прав и свобод человека и гражданина, которое явилось
основополагающим документом для дальнейшей законодательной работы по
обеспечению прав человека. Началась судебная реформа, значительными вехами
которой стали учреждения Конституционного Суда, арбитражных судов и суда
присяжных.
Это были важные шаги по созданию правовой
основы преобразований. Они снимали многие запреты, утверждали новые принципы.
Тем не менее, они не обеспечивали четкого о комплексного регулирования.
Предусматривались новые возможности и права, но не предусматривались механизмы
их реализации, гарантии и ответственности.
Оказалось, что за короткий срок просто
невозможно создать стройную правовую систему, обеспеченную, с одной стороны,
качественными и не противоречащими друг другу нормативными актами, а с другой -
эффективными правоохранительными институтами.
Еще одна проблема, мешающая становлению
парламентаризма, но остающаяся актуальной и по сей день - уровень правосознания
людей. Поколения формировались в условиях господства партийно-государственного
произвола, отсутствие политической и личной свободы. Правовой нигилизм, не понимание
универсальной ценности права, к сожалению, свойственны и большинству граждан, и
многим представителям власти. Представление о способах защиты собственных
интересах, которые поколениями складывались в головах людей - это наиболее
устойчивое наследие. Глубоко въелось привычка апеллировать при решении своих
проблем, в первую очередь, не к закону, не к суду, а к партийной власти.
Кризис и развал партии-государства обрушил и
прежнюю систему управления - номенклатуру. Новая же система управления - через
право - не вырастает в одночасье, поскольку зависит от только от
законодательства, но и от уровня правового сознания. Выборы в декабре 1993 года
и принятие Конституции заложили правовую основу новой российской
государственности. Началось ее освоение. За два года принято большое число
важнейших законов в сфере экономики, регулирования институтов гражданского
общества. Стало формироваться новая политическая культура: был подписан Договор
об общественном согласии, обретен опыт разделения парламентской - правительственного
кризиса. Дважды избран парламент России, на профессиональной основе занявшийся
законотворчеством.
Страницы: 1, 2
|